Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психоэмоционального состояния подростков с агрессивным поведением

Работа №121180

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения личности в подростковом возрасте и особенностей их психоэмоционального состояния 9
1.1 Подходы к исследованию агрессивного поведения в работах
отечественных и зарубежных авторов 9
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения в
подростковом возрасте 17
1.3 Психоэмоциональные состояния в подростковом возрасте 21
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей
психоэмоционального состояния у подростков с агрессивным поведением 30
2.1 Организация эксперимента и методы исследования 30
2.2 Экспериментальное изучение подростков с агрессивным
поведением 34
2.3. Сопоставительный анализ агрессивности подростков их психоэмоциональных состояний 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59

Аннотация
Исследование психоэмоционального состояния подростков с агрессивным поведением направлено на поиск внутриличностных источников агрессии, которая может определять поведенческие особенности человека, склонного реагировать на фрустрирующие ситуации поведенческими паттернами, определяемыми как агрессивные.
Бакалаврская работа посвящена актуальной сегодня проблеме, которая, несмотря на изученность в психологии и смежных науках, все еще требует углубленного понимания, а также значима для решения прикладных и практических задач, таких как профилактика агрессивных форм поведения и их психологическая коррекция.
Основной целью работы является уточнение психоэмоционального состояния детей подросткового возраста, которым свойственно агрессивное поведение. Задачами работы явились: теоретический анализ проблемы агрессии личности и проблемы возрастных особенностей подростков, подбор методов исследования агрессивного поведения и психоэмоционального состояния подростков, эмпирическое исследование психоэмоционального состояния, обработка полученных в исследовании данных и их анализ.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, одна из которых представляет собой теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивного поведения, а также особенностей эмоциональных состояний людей, которым присуще агрессивное поведение, а вторая, практическая, - содержит результаты и отчет по данным, полученным в ходе эмпирического исследовании согласно цели и гипотезе работы. Также работа содержит выводы и общее заключение по результатам исследования, а также список используемой при исследовании литературы.
Работа содержит таблицы (7 шт.) и рисунки (5 шт.), цель которых структурно и наглядно отразить ход и результаты эмпирического исследования.
Актуальность исследования. По данным исследований Института психологии РАН, проводившего оценку типового психологического облика россиян, в последние десятилетия в обществе неуклонно нарастает уровень агрессии. Социологические исследования также подтверждают эти данные. Возросший темп жизни, частые изменения, неуверенность в завтрашнем дне и другие социально-экономические причины приводят к нарастанию напряжения, актуализации негативных эмоций и переживаний и, как следствие, агрессивные формы поведения становятся чуть ли не доминирующим признаком современности.
Раздражительность, резкость, злоба, нетерпимость - это лишь основные агрессивные, и часто встречаемые, формы реагирования и поведения людей самых разных возрастов. Так, профессор А.Н. Юревич, член-корреспондент РАН, отметил, что по сравнению с 80-ми гг. прошлого столетия агрессивность сегодня стала проявляться в три раза чаще, также в три раза люди стали грубее, в три раза возросло неуважительное и бесцеремонное поведение.
Агрессия стала заметна во всех сферах человеческой жизни. Особо проявляется она в интернет-среде, где больше четверти всех пользователей подвергаются агрессии, причем агрессором выступают почти в 80 % случаев совершенно незнакомые люди. Возросла агрессия и в семьях, на бытовом уровне. Не обошло это и школьные коллективы.
Проблема исследования. Агрессия среди детей и подростков стала заметно выше, чаще стали встречаться проявления с большей жестокостью, расширился диапазон форм агрессивного поведения. В формировании агрессивного поведения подростка участвуют различные детерминанты, и значительное влияние оказывают условия жизни и восприятие человека другими. Такая ситуация сделала проблему агрессии и агрессивного поведения опять остро актуальной. Это и определило тему нашего исследования.
Данной проблеме, как в отечественной, так и зарубежной психологии посвящено большое количество работ, затрагивающие различные аспекты агрессии и ее возрастные особенности. Агрессию изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Л. Берковец и Ф. Зимбардо, О. Кернберг, К. Лоренц, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, А. Бандура, К. Бютнер, С.Н. Еникополов, Е.П. Щербаков, Л. Бендер, Ф. Аллан и многие другие.
Исследование агрессивного поведения подростков занимает центральное положение в работах К. Бютнера, А. Бандуры и Р. Уолтерса, С.Н. Еникополова, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманова, Ю.Б. Можгинского, А.А. Реана и др., которые говорят о возрастных особенностях детей подросткового возраста и их личностном становлении, где в рамках общения со сверстниками, являющемся ведущей деятельностью человека в этом возрасте, дети познают себя и отстаивают свою индивидуальность.
С точки зрения М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, которые говорили о том, что: «...агрессия представляет собой целенаправленное поведение деструктивного характера, которое противоречит нормам поведения в человеческом обществе, которое наносит вред объектам нападения, а аткже психологический или физический вред пострадавшим окружающим» [38].
В этот период у подростков повышается требовательность к себе, беспокойство, тревога, чувство беспомощности, появляется ощущение скованности в обществе, а отсутствие понимания со стороны друзей и близких зачастую определяет развитие тревожности и склонности к депрессивным явлениям. Все вышеперечисленное заставляет подростков чувствовать себя беззащитными, что зачастую компенсируется агрессией, с помощью которой дети поддерживают статус в своей группе.
Противоречия:
- несмотря на то, что исследования экспериментально подтверждают
наличие взаимосвязи между повышенным уровнем агрессии и эмоциональным неблагополучием личности, все еще недостаточно точно определена обусловленность агрессии подростков возрастными особенностями этого этапа развития личности и присущими ему психоэмоциональными состояниями, характеризующимися
неустойчивостью, а также сложностью для ребенка их регуляции;
- несмотря на изученность особенностей личности подростка, выраженных в подверженности детей внешнему влиянию и зависимости от положительного или отрицательного отношения к ним окружающих людей, негативно влияющих на самооценку и уверенность в социальных контактах, все еще требуется изучение связи этого с уровнем их агрессии, функция которой, возможно, носит компенсаторный характер и позволяет поддерживать социально-психологический статус в среде сверстников.
Цель - изучение особенностей психоэмоционального состояния у подростков с агрессивным поведением.
Объект - агрессивное поведение подростков.
Предмет - психоэмоциональное состояние подростков с агрессивным поведением.
Гипотеза - мы предполагаем, что агрессивность подростков будет сопровождаться определенными психоэмоциональными состояниями. К таким особенностям психоэмоционального состояния у подростков с агрессивным поведением будут относиться повышенный уровень тревожности, депрессия и наличие фрустрации.
Задачи:
- провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в исследованиях отечественной и зарубежной психологии;
- проанализировать понятие психоэмоционального состояния личности и его особенностей у личности с агрессивным поведением в подростковом возрасте;
- провести экспериментальное исследование по изучению проявления агрессии и психоэмоциональных состояний у подростков;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы о психоэмоциональном состоянии подростков с агрессивным поведением.
Методы и методики исследования:
1) Метод теоретического анализа.
2) Методы психодиагностики:
- «тест агрессивности», (опросник Л.Г. Почебут), предназначенный для выявления агрессивного поведения;
- тест «Тревожность и депрессия» (автор Ю.Л. Ханин), предназначенный для выявления состояний тревоги и депрессии как результата неустойчивости нервных процессов;
- тест самооценки психических состояний (автор Г. Айзенк), предназначенный для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
3) Методы количественного и качественного анализа.
Методологическая основа исследования. Методологическим основанием исследования выступили подходы к пониманию агрессии с точки зрения бихевиоральных концепций Д. Ричардсона, Р. Бэрона и др., этологической концепции агрессии К. Лоренца, фрустрационного подхода Дж. Долларда, социально-психологического подхода Ю.Б. Можгинского и индивидуально-личностные подходы Л.Н. Семенюка и И.С. Кона.
Теоретическая значимость исследования выражена в систематизации современных научных взглядов на проблему и природу человеческой агрессии, дифференциации понятий «агрессия» и «агрессивность», специфики этих проявлений и состояний, а также выделении агрессии и ее особенностей в определенные возрастные периоды развития и становления личности, в частности в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования выражена в подтверждении необходимости своевременного выявления психоэмоционального неблагополучия подростков, проявляющих агрессию в различных формах, и предотвращения тенденций дальнейшей невротизации личности и формирования искаженной Я-концепции, построенной на базе тревожности, ригидности, фрустрации и склонности к депрессии, требующей психологической помощи и коррекции. Также, исследование имеет практическую значимость, так как его результаты могут использоваться при оказании помощи родителям и педагогам в организации конструктивного взаимодействия с этой категорией детей и в профилактике дальнейшей невротизации и десоциализации агрессивных подростков.
Новизна исследования представлена изучением специфики таких особых состояний личности подростков с агрессивным поведением или агрессивными реакциями на различные социально-психологические ситуации его жизни, деятельности и общения, как тревожность, депрессия и фрустрация.
Экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе АНО ДПО «Научно-практический центр «Общественная дипломатия»» г. Энгельса, Саратовской области, реализующий проекты по работе с молодежью, поддержанных Президентским грантом и Президентским фондом культурных инициатив, действующих в рамках ФЗ от 30.12.2020 г. № 489 «О молодежной политике в Российской Федерации». Исследование реализовано в рамках одного из направлений работы центра по профилактике насилия в молодежной среде.
Выборка испытуемых представлена учащимися 9 класса МБОУ «Школа» г. Энгельса, участвующих в работе программы Центра, в количестве 25 человек в возрасте от 15 до 16 лет.
Положения, выносимые на защиту:
- агрессия и агрессивность в подростковом возрасте имеет свою специфику, а возрастные особенности личности, такие как склонность к протестному поведению, неуравновешенность, капризность и неудовлетворенность своим положением, во многом и провоцируют агрессию и даже определяют характер агрессивного поведения;
- на развитие агрессивного поведения оказывает влияние необходимость защитить себя от чего-либо, потребность самоутвердиться или удовлетворить свои желания, особенности психоэмоциональных состояний личности, пониженная самооценка, опыт неудач и различных несправедливостей, а также и ситуативные предпосылки.
Структура и объем работы. Работа содержит введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение и список используемой литературы (источника). В работе содержится 7 таблиц, 5 рисунков. Общий объем работы содержит 64 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование проблемы психоэмоциональных состояний подростков с агрессивным поведением. В ходе работы нами был проведен теоретический анализ проблемы агрессивности и психоэмоциональных состояний личности, а в частности особенности эмоциональной сферы детей подросткового возраста. Также нами было спланировано и проведено экспериментальное исследование, в котором мы выясняли особенности эмоциональных состояний у подростков с выраженным агрессивным поведением на основании полученных эмпирических данных.
Обзор литературы в теоретической части работы показал то, что единого мнения насчет источника агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы, которая, несмотря на большое количество исследований, все еще является актуальной, как с точки зрения психологии, так и с точки зрения психолого-педагогической практики.
Агрессивное поведение нельзя рассматривать отдельно от связанных с ним понятий агрессии и агрессивности, поскольку в них заложены основные причины и предпосылки возникновения агрессивных тенденций в поведении человека. В широком смысле под агрессией понимается намеренное причинение физического или психологического вреда, а агрессивностью является склонность личности действовать агрессивно и враждебно.
В качестве особенностей агрессивного поведения у подростков следует отметить формирование чувства взрослости, самосознания ,
самостоятельности и независимости от взрослых. Поэтому часто агрессивное поведение служит способом самозащиты, отстаивания своих прав и демонстрации превосходства над сверстниками. В подростковом возрасте агрессивное поведение тесно взаимосвязано с отношениями в семье и школе, условиями жизни, протеканием кризиса и т.д. нельзя не отметить и связь агрессивности с гормональной перестройкой всего организма в целом, которой объясняется нестабильность и скачкообразность эмоционального фона на данном этапе.
Для подтверждения наличия взаимосвязи между агрессивным поведением и психоэмоциональным состоянием было проведено исследование, в котором приняли участие 25 учеников 9 класса общеобразовательной школы г. Энгельса, Саратовской области. Реализованное нами экспериментальное исследование позволило получить следующие результаты.
По оценке педагога случаев открытой устойчивой агрессии наблюдается мало. В основном дети могут использовать словесные схватки, могут обидеть, иногда оскорбить друг друга. Физическая агрессия тоже встречается, но не доходит до действий с особой жестокостью и завершается в момент разрядки. Педагог также говорила о случаях бросания вещами («отшвырнул книгу»), хлопанья (дверью, тетрадкой, книгой, ручкой по столу). То есть, в группе испытуемых встречаются вспышки агрессии в разных видах, но, по мнению педагога, это не должно вызывать тревоги у других детей, их родителей и администрации школы.
По результатам данных Опросника «Виды агрессивности» 12 % (3 человека) испытуемых имеют высокие показатели агрессивности, 72 % (18 человек) имеют средние показатели агрессивности и 16 % (4 человека) имеют низкие показатели агрессивности. Далее нами были получены данные о тревожности и депрессивности испытуемых, а также получены данные о самооценивании ими своих состояний и свойств по опроснику Г. Айзенка «Самооценка психических состояний».
Все полученные данные об уровне агрессивности и уровне состояний тревожности и депрессии нами были сопоставлены и сделаны выводы об особенностях психоэмоциональных состояний у детей с агрессивным поведением.
Подросткам с низкими и средне-нормальными показателями по агрессивности присущи нормальные уровни тревожности и депрессии. Их поведение характеризуется как стабильное, последовательное и вполне адекватное, а реакции тревоги и фрустрации существуют на нормальной уровне и вполне ситуативно адекватны. Настроение у них более ровное, состояния грусти или печали вполне естественны и проходимы, не являются общим фоном настроения и не соответствуют показателям депрессивности.
Подростки со средними показателями, близкими к границе высоких, также демонстрировали повышение тревожности и депрессии.
Подростки с уровнем агрессии, превышающим допустимый, обладают высокими или пограничными показателями тревожности и депрессии. У них ярко выражена вспыльчивость, несдержанность, стремление причинить другому вред, даже без необходимости, а просто из чувства раздражения и желания доказать свое превосходство. Они внутренне напряжены, тревожны и, возможно, имеют низкую самооценку (многие отвечали положительно на вопросы о том, считают ли они окружающих более успешными и счастливыми). Высокие значения по шкале самоагрессии показывают, что эти подростки считают себя несправедливо обиженными, их очень расстраивает, когда люди обращаются с ними не так, как следует.
Таким образом, результаты эмпирического исследования и проведенный нами сравнительный анализ продемонстрировали, что в отличие от подростков с низкой агрессивностью и высокими адаптационными возможностями, подростки с высокими показателями и низкой адаптацией обладают повышенной тревожностью, зачастую беспричинным беспокойством, неуверенностью в себе, ощущением одиночества и ненужности, склонностью к депрессии и значительно пониженным настроением.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академический Проект, 2010. 345 с.
2. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
3. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека; пер. Е. А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 2019. 256 с.
4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 416 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных ценностей. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 512 с.
6. Берковиц Л., Зимбардо Ф. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с.
7. Большой психологический словарь; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
8. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл, 2016. 672 с.
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. 2-е издание. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 142 с.
11. Владыкина Т. Интервью члена-корреспондента РАН, профессора А. В. Юревича «Российской Газете» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus news1/n6421.html
12. Волкова Л. А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков // Среднее профессиональное образование. 2009. №8. С. 70-72.
13. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
14. Долгова В. И. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск: АТОСКО, 2010. 110 с.
15. Дубинин С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков // Среднее профессиональное образование. 2009. №4. С. 41 -44.
16. Дубровина И. В. Практическая психология образования // Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 592 с.
... Всего источников – 58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ