Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Первичная профилактика суицидального поведения подростков в условиях общеобразовательных учреждений

Работа №23386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
749
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Суицидальное поведение подростков как социально-психологическое явление 6
1.1. Особенности суицидального поведения подростков 6
1.2. Факторы суицидального поведения подростков 15
2Деятельность по первичной профилактике подросткового суицида 24
2.1 Технологии первичной профилактики подросткового суицида 24
2.2. Отечественный опыт первичной профилактики подросткового
суицида 29
2.3. Зарубежный опыт первичной профилактики подросткового суицида..34
3 Деятельность образовательных учреждений по первичной профилактике подросткового суицида и возможности ее совершенствования 40
3.1 Опыт деятельности общеобразовательных учреждений в городской и сельской местности 40
3.2. Рекомендации по первичной профилактике подросткового суицида в общеобразовательных учреждениях 51
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение

Суицидальное поведение в качестве социально-значимой проблемы рассматривается сравнительно недавно. Длительный период существования общества суицид воспринимался как трагедия семьи, личности. Суицидальным поведением называется широкий спектр проявлений, связанных с желанием уйти из жизни: от мыслей о самоубийстве, соответствующих высказываний, угроз или намерений до попыток покончить с собой. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около миллиона человек ежегодно совершает попытку суицида по самым разным причинам, среди которых неразделенная любовь, плохие отношения с родителями, недопонимание в школе, отсутствие друзей [1]. Среди таких попыток многие предпринимаются несовершеннолетними. Непонимание детьми необратимости смерти, недостаток у них жизненного опыта, а иногда просто неосведомленность о границах между жизнью и смертью повышает вероятность трагического исхода суицидальных попыток у детей и подростков. Суицидальная активность среди детей и подростков во всём мире сегодня приобрела угрожающие масштабы.
При этом чрезвычайно остро она проявляется на территории Российской Федерации, и по данным статистики масштабы проблемы продолжают увеличиваться. Санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко приводит следующие данные: за последние годы число детских суицидов и попыток самоубийств в России увеличилось на 3%, в результате чего Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. В 2012 г. приблизительно 16,9% подростков в возрасте 13 лет серьёзно рассматривали попытки самоубийства, 16,5% - разрабатывали план самоубийства, а 8,5% - осуществляли попытки самоубийства [2]. В 2016 г. в Российской Федерации количество самоубийств в возрастной группе 15-19 лет составило 30% случаев среди юношей и 8,5% - среди девушек. Этот показатель в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в Европейских странах [3]. Как видим, общество продолжает терять значительный ресурс социального развития страны, усугубляющийся личными трагедиями многих семей. Вопрос длительное время сохраняет остроту, что свидетельствует о необходимости изменения форм и методов воздействия.
Суицидальным поведением лиц молодого возраста можно назвать любые внутренние и внешние формы социально - психических актов, направляемые представлениями молодого человека о лишении себя жизни. Суицидальные попытки молодых людей не являются их реакцией на единичное, выводящее из душевного равновесия событие. Скорее, решение покончить с собой формируется в течение продолжительного времени существования личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной. Именно с этим связаны сложности работы с суицидентами - несовершеннолетними.
По этим причинам наиболее результативной может быть только первичная профилактика, но именно эти направления профилактики по разным причинам в российском обществе недостаточно разработаны. Одной из таких причин является отсутствие норм обсуждения с подростками тем смерти - в этом проявляется культурное табуирование темы смерти и самоубийств. Другой - традиционно низкая ценность жизни в русской культуре и отсутствие в воспитательных и образовательных практиках деятельности по привитию неприятия действий, направленных против себя самого. Проблемы суицидального поведения изучали авторы Я.Л. Лейбович, Я.И. Галинский, А.Ю. Мягков, Е.С. Ушакова, О.В. Боровчук [4]. Анализировали причины и факторы суицидального поведения среди несовершеннолетних - Е.М. Усачева, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, В.И. Дубравин [5,19]. Таким образом, на уровне теории вопросы суицидального поведения подростков рассматривались неоднократно. Но на уровне практики отмечается недостаточность понимания и методических разработок по профилактике суицидального поведения подростков.
Можно предположить, что профилактика суицидального поведения подростков практически неизвестна работникам, чья деятельность связана с несовершеннолетними. Как следствие, все сотрудники образовательных учреждений и специалисты социальных служб понимают необходимость превентивной деятельности, но отсутствие методических наработок и недостаток опыта практической деятельности парализует все потребности предпринимать какие-то виды деятельности.
Объект - суицидальное поведение подростков.
Предмет - первичная профилактика суицидального поведения подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
Цель - разработать рекомендации по реализации первичной профилактики суицидального поведения подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
Задачи:
1. изучить особенности суицидального поведения подростков;
2. выявить факторы, влияющие на суицидальное поведение подростков;
3. проанализировать технологии первичной профилактики подросткового суицида;
4. рассмотреть отечественный и зарубежный опыт первичной профилактики подросткового суицида.
5. сравнить деятельность двух общеобразовательных учреждений в городской и сельской местности.
6. выявить проблемы общеобразовательного учреждения по организации и форм методов и материалов для первичной профилактики суицидального поведения подростков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под суицидальным поведением подростков понимаются различные формы активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что подростокне может найти правильного выхода из сложившейся ситуации и предпринимает суицидное действие. В российском обществе неблагоприятная ситуация - по количеству суицидов в подростковом возрасте наша страна в течение последних десятилетий занимает первые позиции среди стран мира.
Анализ доступных данных научной литературы показал, что в настоящее время существует ряд различных концептуальных взглядов на предполагаемые механизмы формирования суицидального поведения среди подростков. Подростки более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе и тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появлением огромного количества возможностей в окружающем мире. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах обратиться за помощью к окружающим.
Проблема суицидального поведения подростков обусловлена комплексом факторов объективного и субъективного характера, и решать ее можно только путем объединения усилий и согласованных действий специалистов разных ведомств, оказывающих социальную, правозащитную, медицинскую, психологическую, информационную и другие виды помощи.
Своевременность помощи определяется уровнем диагностики предсуицидных состояний, что входит в задачи первичной профилактики. С особой бдительностью следует обращать внимание на сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. В связи с этим профилактика суицидального поведения является ключевым звеном в минимизации суицидального поведения среди подростков. Основная ответственность за своевременное выявление опасных ситуаций лежит на специалистах социального профиля в школах, классных руководителях.
В данной работе был рассмотрен опыт российского общества по профилактике суицидального поведения подростков. В российской практике используются индивидуальные формы работы с подростками. Методиками данной профилактики являются различные тесты, беседы, опросы, тренинги. На мой взгляд, данные методы не раскрывают в полной мере чувства, переживания подростка. Таким образом, есть мнение, что данная работа проводится не на должном уровне.
Также был рассмотрен и опыт зарубежного общества по профилактике суицидального поведения подростков. Можно сделать вывод, что за рубежом существуют конкретные программы и стратегии и учреждения, которые занимаются данной проблемой, что показывает большую заинтересованность в решении данной проблемы. Как и в российском обществе, проведение данных программ проходит индивидуально. Также в зарубежной практике используются новые цифровые технологии. Но есть и минус у данных программ, они не учитывают этническую принадлежность подростков, их культурные особенности.
подростков, готовых обратиться за советом к специалистам школы, семейное неблагополучие в сфере доверительных отношений и другие.
При этом крайне важно, чтобы программы, направленные на предотвращение суицида среди подростков, основывались на определенной модели изменения поведения. Коррекционные мероприятия помогут оказать положительное влияние на подростков, предотвратить появление суицидальных мыслей и настроений, способствовать повышению психологической грамотности учителей и родителей. Данные мероприятия необходимо проводить в образовательных учреждениях, это поможет повысить адекватность реагирования подростков по отношению к встречающимся проблемам.


1. Дмитриева, Т.Б. Медицинская и судебная психология: /Курс лекций/ Т.Б. Дмитриева, Ф.С. Сафуанова. - Москва: 2004. - 134с.
2. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс], Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9624
3. Архипова, А.В. Статистический анализ динамики количества
самоубийств в Российской Федерации: / А.В. Архипова. -
Волгоградский государственный университет, Волгоград. - С.1-8.
4. Коротун, В.Н. Современное состояние проблемы суицидов детского и подросткового возраста / В. Н. Коротун, Н.В. Сивогривова, В. И. Перминов. - 2003. - 234с.
5. Амбрумова, А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного
изучения / Комплексные исследования в суицидологи/А.Г.
Амбрумова.- М.: Изд. Московского НИИ психиатрии М3 СССР, 1986. - С. 7-25.
6. Бехтерев, В.М. О причинах самоубийства и о возможной борьбе с ним / В.М. Бехтерев - Вестник знания, № 3, 1912.— С. 253-264.
7. Берн, Э. В. Трансактный анализ в психотерапии: системе индивидуальной и социальной психиатрии / Э.В. Берн.- М.: Акад. проект, 2001. - 316 с.
8. Бердяев, Н.А. О самоубийстве / Н. А.Бердяев - М.: МГУ, 1992. - 23с.
9. Консультант Плюс [Электронный ресурс], Режим доступа:
http:/ / www.consultant.ru/document/c ons_doc_LAW_6 0/
10. Селиванова, Е.А. Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью / Е.А. Селиванова / Психология и Образование, №3. - Челябинск - 2017. - 25с.
11. Алимова, М.А. Суицидальное поведение: диагностика, профилактика, коррекция / М.А.Алимова. - Барнаул, 2014. - 100с.
12. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. - М.: Изд. Российское педагогическое агентство, 1996. - 374с.
13. Дмитриева, Н. В. Психологические особенности личности
суицидальных подростков / Н. В.Дмитриева, Ц. П.Короленко, Л. В. Левина / Психологические науки, Вестник, Кемеровсого
государственного университета, 2015. -127с.
14. Дюркгейм, Э.А. Самоубийство. Социологический этюд /
Э.А.Дюркгейм: 2-е изд. - М.: Мысль, 1994. - 399с.
15. Гребенкин, Е.В. Конструктивная конфликтология в школе / Е.В. Гребенкин: учеб.пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 97с.
16. Бойченко, О.В. Подростковый суицид: профилактика и диагностика / О.В.Бойченко, О.В. Нестеренко / Вестник Таганрогского института Чехова А.П., №1. - 2009. - 130с.
17. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева: - М.:ИНФРА,
2009. - 247с.
18. Коновалов, О.Е.Профилактика депрессивных состояний и суицидов среди подростков на региональном уровне/ О.Е. Коновалов, М.В. Чернобавский: - М, 2014.- 45с.
19. Артюнина, Г.П. Основы социальной медицины / Г.П.Артюнина: - М., 2008. -192 с.
20. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В.Марков: - М.: «Академия», 2001. - 320с.
21. Сучкова, М. А. Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков / М. А. Сучкова, М.В. Данилова / Молодой ученый. - 2014.- №20. - С.632-635.
22. Ефремов, В.С. Основы суицидологи /В.С. Ефремов: - СПб.: Диалект, 2004. - 480 с.
23. Разнадежина, Н. А. Профилактика суицида среди несовершеннолетних / Н. А. Разнадежина, Л. А. Бездольная: - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. - 130 с.
24. Любов, Е.Б. СМИ суицидальное поведение. Часть I. / Суицидология / Е.Б.Любов: - 2012. - № 3. - С. 3-10.
25. Менингер, К. А. Война с самим с собой / К. А. Менингер.- М., ЭКСМО - Пресс, 2001. - 479 с.
26. Шарафутдинова Н.Х. Социально-гигиеническая оценка завершенных суицидов среди детей в г. Уфе. // Социальные аспекты здоровья населения // Н.Х. Шарафутдинова, Г.М. Валитова, А.А. Калининская, 2011. - 160 с.
27. Корнетов, А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте / Социальная клиническая психиатрия/А.Н. Корнетов, 1999, №
2. - С. 75-90.
28. Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум: - М.: Когито-Центр; 2005.- 376 с.
29. Баранов, А.А. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность / А.А. Баранов, В.Ю.Альбицкий, Н.В.Устинова, 2006. - 186с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ