Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности

Работа №96148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95

На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся всё более востребованными. В век технического прогресса преимущество отдаётся развитию мышления и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых лет показывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству. Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ), как бы ни менялись программы, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остаётся развитие творческих способностей у подрастающего поколения.
Современная российская система образования претерпевает множество изменений: появление инновационных учебных заведений, изменение
содержания образования, использование новых программ и пособий, применение новых педагогических технологий и др., что создаёт предпосылки к возможности организации процесса формирования творчества у подрастающего поколения.
Процесс формирования творческого мышления и организации творческой деятельности детей лежит в основе образовательного процесса, способствует развитию у ребёнка наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать и решать неординарные задачи. Готовность к творческой деятельности важно формировать уже в дошкольном возрасте, когда закладываются основные способы работы. Соответственно перед педагогом в современных условиях стоят задачи совершенствования методов, средств обучения и способов организации творческой деятельности детей, основанных на системно-деятельностном подходе с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что обеспечивает рост творческого потенциала, творческих особенностей личности дошкольника. Данный факт подтверждают нормативно-правовые документы: Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
ФГОС ДО направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [36, с. 5].
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства.
Декоративно-прикладное искусство, это вид прикладной деятельности, направленная на улучшение качества предметов, его оформления. В этом сказывается её утилитарный характер. С незапамятных времён в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребёнка. Народное декоративное искусство способствует воспитанию детей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделённых тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому мы включаем их в педагогический процесс работы со старшими детьми.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно­эстетического развития, нами было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев и фольклором, позволит детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей в декоративно-прикладной деятельности у старших дошкольников и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности».
Объект исследования: является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: является комплекс мероприятий по
декоративно-прикладной деятельности, направленного на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по декоративно-прикладной деятельности, направленный на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности развития творческих
способностей старших дошкольников;
3. Рассмотреть возможности декоративно-прикладной деятельности в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развитости творческих способностей, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей личности: Л.С.Выготского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Д.Б. Эльконина Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, С.И. Ожегова, С.Л. Рубинштейна, С.О. Грузенберга, О.И. Моткова, Р.С. Немова, О.М. Дьяченко, О.А. Шаграева, Дж. Рензули и Дж. Гилфорда.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа,
диагностика, анализ и обработка результатов диагностики и проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что сформулированные теоретические выводы могут быть учтены в работе ДОО в направлении творческого развития дошкольников, а разработанный комплекс занятий по декоративно-прикладной деятельности с методическим обоснованием разработанные в ходе проектировочной работы, может быть использован педагогами дошкольного и дополнительного образования и быть рекомендован родителям в направлении развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Наследие» деревни Уфа-Шигири. В исследовании приняло участие 14 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование по развитию творческих способностей детей осуществлялась в два этапа:
На первом этапе был проведён теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников; определялись психолого­педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал декоративно-прикладной деятельности в развитии творческих способностей детей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческих способностей старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев творческих способностей старших дошкольников, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании теоретико-методологической базы исследования по проблеме творческого развития детей была проведена работа по теоретическому обоснованию процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно­прикладного искусства, результаты исследования позволили сделать следующие выводы, представим выводы в тезисах:
1. Анализ теоретических исследований по нашей теме позволил выделить рабочее определение понятия «творческие способности». Мы опираемся на определение, данное В.Д. Шадриковым: «Творческие способности - это свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности» [39, 160]. В процессе творческой деятельности
человек создает нечто новое, всё равно будет ли это предметом или объектом внешнего мира или изобретением ума или чувства человека, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. К показателям творческих способностей относятся: образность мышления, фантазия, воображение, сенсорные способности (по В.Д. Шадрикову).
2. Старший дошкольный возраст самый благоприятный период для развития творческих способностей. Ребёнок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. В данном возрасте, благодаря активной восприимчивости всего нового, у детей особо развивается творческое мышление и воображение.
3. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности, эти способности являются показателями развития творческого предпосыла детей.
В процессе работы с различными материалами в процессе декоративного рисования дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их сочетаний и использования в своих творческих работах. В процессе овладения приемами декоративной народной росписи у детей формируется свобода творчества и сенсорная развитость руки, развивается координация руки и глаза. Также, декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4. Результаты проведенной диагностики показали, что у восьми детей (65 %) - средний исходный уровень развитости творческих способностей, у двух детей (10%) - низкий уровень и только у четырёх (25%) - высокий уровень. Такие результаты обусловили необходимость работы по созданию условий направленных на развитие творческих способностей в условиях художественно-творческой деятельности.
5. На основном этапе исследования работы теоретически описан и разработан план мероприятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности. В процессе понимания и восприятия декоративно-прикладного искусства ребенок выражает эмоционально-чувственные проявления в отношении предметов народного искусства, познает мир красок. Форм и декоративного орнамента. Это ориентирует ребенка на потребность в художественно-творческой деятельности.
Занятия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством строятся по сценарию народных мастерских, ярмарок народных промыслов, где дети - участники - артисты. Главная задача при организации таких мероприятий - умение придать эмоциональную окраску событию. Занятия с детьми, дни рождения, ярмарки, встречи с произведениями искусства строятся так, чтобы дети полюбили то, что им показывают, педагоги стараются быть чувственными, открытыми, восторженными, увлекая детей в мир творчества и декоративно-прикладного народного искусства.
Тематический план мероприятий по развитию творческих способностей детей в процессе декоративно-прикладной деятельности рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач и реализуется по различным направлениям. Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, театрализованные праздники и развлечения, работа с родителями, использование историко- краеведческого музея. Разработаны практические советы для родителей.
Исследовательская деятельность по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью декоративно­прикладного искусства», надеемся, даст положительные изменения. Дети должны расти творцами, познавая себя и окружающий мир. Данная работа подтвердила обоснованность нашей темы и реальность поставленных задач, и эффективность декоративно-прикладного искусства в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей.


1. Акчурина-Муфтиева, Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ вв. [Текст] //Н. М Акчурина- Муфтиева. 2008г.
2. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) [Текст] // Школьный психолог. 2004. №4. с. 26.
3. Асанова, Д.Г. Декоративное искусство: ткачество, орнамент, вышивка [Текст] // Д. Г. Асанова Очерки истории и культуры крымских татар. Симферополь. 2005.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] // Ю. К. Бабанский — М.: Просвещение, 2010. — 400 с.
5. Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем творческую деятельность обучающихся. [Текст] //А. В. Баранова, А. В. Кисляков - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества [Текст] // Д. Б. Богоявленская Исследование проблем психологии творчества под ред. Я. А. Пономарева.- М.: Наука, 1983. С.191-194
7. Бухвалов, В.А Алгоритмы активизации творческого мышления [Текст] // В. А. Бухвалова. - Школьный психолог. - 2014. - № 4. - С. 27..
8. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей детей [Текст] // Н. К. Винокурова - М.: Педагогический поиск, 2009. - 144 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // Л. С. Выгодский - М.: Академия, 2011. - с. 55 - 56.
10. Гаврина, С. Е. Упражнение для развития творческого мышления. [Текст] // С. Е. Гаврина - 2010.- 31 с.
11. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии [Текст] М. В. Гамезо, И. А. Домашенко - М., 2001. - 275 с.
12. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] // С. И. Гин. - 3 изд. - Минск: ИВЦ Минфина 2007. - 112 с.
13. Грузенберг, С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества [Текст] // С. О. Грузенберг - Краснодар, 2010. - 264с.
14. Губанова, Н.Ф. Школа эстетического воспитания Т.С. Комаровой как научный феномен и как школа педагогического мастерства [Текст] // Н. Ф.Губанова Педагогическое образование и наука, № 6, 2011, C. 915
15. Дружинин, В.Н. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] // В. Н. Дружинин ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1998. - 389 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ