Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №93589

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих
способностей у детей 12
1.2. Методологические подходы развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 20
1.3. Педагогические условия организации процесса развития
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика исходного уровня развитости творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 54
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
на итоговом этапе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106

Актуальность исследования. Обществу важны люди, способные активно мыслить, творчески подходить к решению различных задач и без труда задействовать творческие способности для нахождения выхода из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому развитие творческих способностей на разных этапах жизни является чрезвычайно актуальным.
Развитие творческих способностей в современном мире востребовано не только среди взрослого населения, но и детского. Появляется множество развивающих центров, открываются различные кружки, детские сады внедряют в программу учебного процесса разнообразные виды деятельности, способствующие развитию творческих способностей. Особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования придается развитию творческих способностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) содержит требования по обеспечению развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В современном образовании также большую роль отводят достижению личностных результатов ребенка, развитие творческих способностей заложено в ряд образовательных областей ФГОС ДО, таких как: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Воспитатели, методисты отмечают высокий развивающий потенциал данных образовательных областей для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В данном исследовании, развитие творческих способностей рассматривается посредством организации педагогических условий в ходе художественно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Источником развития являются: произведение живописи, литературы, музыки, различные игры, которые являются средством становления творческой личности.
Несмотря на имеющийся опыт и разнообразие педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимо отметить недостаточность целостности и системности процесса развития творческих способностей в ходе художественно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В современной образовательной теории и практике идет поиск форм и методов для решения задач в области создания педагогических условий для эффективного развития творческих способностей детей.
Изучение и анализ результатов научно-педагогических исследований показывает, что теоретические основы творческих способностей рассматривались: Д.Б. Богоявлевской [15], В.Н. Дружининым [40], Э. де Боно [38], и др.; методологией и методикой творческих способностей занимались: Г.С. Альтшуллер [4], С.А. Новоселов [87,88], Б.М. Кедров [62],
А.И. Савенков [101,102,103,104,105], И.Я. Лернер [72] и др.; психологические основы развития творческих способностей рассматривались: Б.М. Тепловым [109], Л.С. Выготским [31,32],
А.Н. Леонтьевым [71] и др.; психолого-физиологические основы развития творческих способностей изучались: В.С. Ротенбергом [98]; педагогические условия рассматривались: В.И. Андреевым [5], Н.М. Яковлевой [126], Н.В. Ипполитовой [59], Б.В. Куприяновым [70], В.А. Беликовым [10] и др.; проблемой детского творчества занимались: Е.А. Флерина [115],
С.В. Погодина [93] и др.; художественно-игровая деятельность рассматривалась: Е.А. Покровским [94], Д.Б. Элькониным [122,123],
Р.И. Жуковской [48,49,50] и др. Однако, несмотря на значительный интерес исследователей и педагогов к теме педагогических условий развития творческих способностей, в том числе в ходе художественно-игровой деятельности проведенный анализ выявил, что в практической деятельности педагогов ощущается недостаток методических материалов для обеспечения педагогических условий направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности.
Таким образом, анализ литературы по данной теме выявил ряд противоречий:
• на социально-педагогическом уровне между потребностью общества в творческих личностях способных нестандартно и нешаблонно мыслить, создавать и воплощать творческие идеи в жизнь и тем, что в образовательной системе на уровне дошкольного образования не в полной мере используется потенциал художественно-игровой деятельности для развития творческих способностей у детей, и не обеспечены необходимые для этого педагогические условия;
• на научно-педагогическом уровне, характеризуется необходимостью обеспечения педагогических условий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-игровой деятельности и недостаточной теоретической обоснованностью этих условий;
• на научно-методическом уровне между потребностью образовательных учреждений дошкольного образования в учебно­методическом обеспечении процесса реализации педагогических условий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-игровой деятельности и существующими учебно­методическими материалами, не обеспечивающими реализацию этих условий.
Из выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в определении педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно­игровой деятельности.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно- игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать в опытно-поисковой работе педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно­игровой деятельности.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности будет результативным, если выполнить следующие педагогические условия:
• занятия по художественно-игровой деятельности будут строиться с учетом культуроцентрического, деятельностного, ассоциативно- синектического подходов;
• будет выявлен и учтен потенциал художественно-игровой деятельности;
• будет разработано и применено учебно-методическое обеспечение процесса развития творческих способностей детей в художественно-игровой деятельности, включающее в себя: программу «Развивайся! Твори! Играй!»; интерактивный альбом на материале рассказов для детей, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дидактические творческие задания...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное магистерское исследование на тему: "Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности" позволило заметить, что старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Творить - означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового.
В процессе анализа литературы были рассмотрены труды по исследованию: Д.Б. Богоявлевской, В.Н. Дружинина, Г.С. Альтшуллера, С.А. Новоселова, Б.М. Кедрова, А.И. Савенкова, И.Я. Лернера, В.А. Беликова, С.В. Погодиной, Д.Б. Эльконина и др..
Рассмотренные труды исследователей позволили сформировать предмет и объект исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы были раскрыты особенности процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и теоретически обоснованы методологические подходы к организации этого процесса.
2. Проанализированы и раскрыты потенциал художественно-игровой деятельности в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия результативности процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности.
4. Проверены в опытно-поисковой работе выявленные педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности организованной с применением учебно-методического обеспечения, включающего в себя: программу «Развивайся! Твори! Играй!»; интерактивный альбом на материале рассказов для детей, изобразительного и декоративно­прикладного искусства; дидактические творческие задания.
Основные результаты и выводы исследования.
1. Уточнено определение понятий «творческие способности», «развитие творческих способностей» с учетом особенностей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализирован развивающий потенциал художественно-игровой деятельности.
3. Внедрен в практику комплекс педагогических условий способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; разработано и применено учебно-методическое обеспечение процесса развития творческих способностей детей в художественно-игровой деятельности, включающее в себя: программу «Развивайся! Твори! Играй!»; интерактивный альбом на материале рассказов для детей, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дидактические творческие задания.
4. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста - это педагогически организованный процесс развития наблюдательности, общей и речевой активности, привычки осмысливать и анализировать факты, памяти, воображения, мышления, предполагающий использование педагогом всего арсенала известных средств развития творчества детей, включая систематическую организацию ситуаций нового
для детей вида, активизирующих самостоятельную мыслительную и практическую деятельность каждого ребёнка.
5. Художественно-игровая деятельность обладает потенциалом развития творческих способностей детей, который включает в себя: возможности активизации эмоциональной сферы ребёнка и его фантазии художественными средствами и средствами игры; включение механизма поисковой активности средствами игры; возможности организации ситуаций нового для детей вида посредством комбинирования в игре художественной интерпретации сюжетов литературных произведений воспитательного характера с использованием элементов проектной деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
6. Необходимыми педагогическими условиями результативности процесса развития творческих способностей детей в ходе художественно - игровой деятельности являются:
• учет культуроцентрического, деятельностного, ассоциативно- синектического подходов при подготовке и проведении занятий по художественно-игровой деятельности;
• использование в ходе занятий всех потенциальных возможностей художественно-игровой деятельности по развитию творческих способностей у детей;
• применение в процессе развития творческих способностей детей в художественно-игровой деятельности учебно-методического обеспечения, включающего в себя: программу «Развивайся! Твори! Играй!»;
интерактивный альбом на материале рассказов для детей, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дидактические творческие задания.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург : Деловая кн., 1999. - 624 с.
2. Акулина, Н. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н. А. Акулина // Изобразительное искусство в школе. - 2014. - № 5. - С. 62-77.
3. Алексеев, Н. Г. О психологических методах изучения твор­чества / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин. - Москва : Наука, 1971. - 84 с.
4. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер, А. Б. Селюцкий. - Петрозаводск : Скандинавия, 2010. - 208 с.
5. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
6. Анисимов, О. С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. - Москва : Внешторгиздат, 1989. - 412 с.
7. Асмолов, А. Г. Современная школа: развивающая и развиваю­щаяся // Вестник образования России. - 2012. - № 5. - С. 28-32.
8. Бакушинский, А. В. Художественное творчество в воспитании : опыт исслед. на материале пространств. искусств / А. В. Бакушинский. - Москва : Карапуз, 2009. - 304 с.
9. Барташникова, И. А. Учись играя / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. - Харьков : Фолио, 1997. - 24 с.
10. Беликов, В. А. Философия образования личности : деятельност. аспект / В. А. Беликов. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
11. Беликова, А. А. Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Беликова // Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 01 февр. 2019 г. / Шадрин. гос. пед. ун-т. - Шадринск : [б. и.], 2019. - С. 38-42.
12. Беликова, А. А. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности / А. А. Беликова /// Ребенок в современном образовательном пространстве : материалы X Всерос. студен. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадрин. гос. пед. ун-т ; отв. ред. О. В. Крежевских. - Шадринск : [б. и.], 2019. - С. 48-51.
13. Белькова, А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Белькова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 22013. - 234 с.
14. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Березина ; М-во общ. и проф. образования. - Москва, 1998. - 241 с.
15. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2012. - 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ