Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства

Работа №93747

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...8
1.1. Развитие творческих способностей у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного
искусства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78

Творчество и творческие способности это не появившийся недавно объект исследования. Он привлекает внимание мыслящих людей всех эпох. В настоящее время, в век развития технологий и научного прогресса, проблема творчества стала настолько актуальна, что ее можно отнести к «проблемам века». Нечасто можно встретить человека, у которого не вызывает сомнения то, что прогресс цивилизации зависит от людей, способных к творчеству. В «Законе об образовании в РФ» ст. 77 [60], акцентируется внимание на организацию получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в частности, творческие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, включает в себя содержание пяти образовательных областей. В содержательной области «Познавательное развитие» предполагается, в частности, «развитие воображения и творческой активности», а в содержательную область «Художественно-эстетическое развитие» внесена «реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [59]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о «готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности ребенка» [31].
Проблемой развития творческих способностей занималось не одно поколение ученых, творческие способности - это « способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца» [18]. Декоративно-прикладное искусство в своём многообразии красок, 3
орнаментов и образов представляет собой уникальный пример идеала красоты, созданное человеком созерцая уникальность и совершенство природы, цветов, растений, птиц, самоцветов и т.д. В рамках нашего исследования, мы ограничились изучением потенциала декоративно­прикладного искусства Урала, что соответствует природосообразности ребенка дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Особыми возможностями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста обладает продуктивная деятельность, основанная на материале декоративно-прикладного искусства. В дошкольном возрасте к продуктивным видам деятельности относятся рисование, лепка, аппликация, конструирование. Именно благодаря этим видам деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности детей проявляются наиболее ярко.
Совестно с этим, анализируя состояние исследуемой проблемы в реальной практике, можно увидеть недостаточность методических разработок по организации творческой деятельности дошкольников.
Исходя из этого, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно­прикладного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно­прикладного искусства.
Всё вышесказанное определило выбор темы работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале декоративно­прикладного искусства Урала, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей, на основании этого уточнить содержание понятия «развитие творческих способностей» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2) Выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3) Раскрыть возможности декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4) Подобрать диагностические методики и провести диагностику выявления исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5) Разработать содержание занятий на материале декоративно­прикладного искусства Урала, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.С. Выготский, В.Ф. Батюшков, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Шайдурова, И.А. Лыкова, Н.В. Микляева, В.И. Волынкин, А.И.
Савенков, Н.Ю. Венгер, А.А. Мелик-Пашаев, Н.В. Дубровская, А.Н. Лук,
Б.М. Теплов, Е.П. Торренс, Н. Роджерс, С. Швейк, и другие.
Методические подходы к развитию творческих способностей у детей описан на основе образовательных программах: «На крыльях детства» (под редакцией Н.В. Микляевой), «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой), «Образование для процветания» (под руководством Т.С. Комаровой), «Развитие» (под редакцией Л.А. Венгера), «Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста» (под редакцией О.В. Толстиковой).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по материалам декоративно-прикладного искусства Урала в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика, разрабатывалось содержание комплекса занятий по материале декоративно-прикладного искусства Урала направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; рабочая тетрадь и настольно-дидактические игры. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей у детей.
Практическая значимость результатов проведенных исследований определяется тем, что полученные в ходе исследования положения и выводы могут быть применены на практике при работе с детьми дошкольного возраста.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ д/с №555 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 16 детей подготовительной группы №5.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 65 источников литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как С.Л Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Лук, С.Н. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова и др. нами сделаны следующие выводы:
1. Развитие творческих способностей - это процесс совершенствования
усвоенных знаний, умений, навыков по созданию оригинального продукта или изделия, проявляющиеся хотя бы в минимальном отступлении от образца (рабочее определение по А.Н. Леонтьеву).
Для нашего исследования наиболее актуальны показатели и критерии развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, выделенные Н.В. Шайдуровой [59], это:
• разработанность содержания изображения - стремление к более полному и тщательному продумыванию деталей изображения;
• самостоятельность замысла - проявляется в самостоятельности инициативе в придумывании замысла, а так же в самостоятельном его исполнении при минимальной помощи взрослых или вовсе его отсутствии;
• оригинальность - проявляется в способности экспериментировать с материалами и способами изображения, нестандартность идеи.
2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является, познавательная активность и любознательность старшего дошкольника, определяет способность запоминать, размышлять, сравнивать и т.д. это дает возможность ребенку накапливать знания позволяющие фантазировать и придумывать на основе ранее увиденного и услышанного, а в художественно-творческой деятельности позволяет разрабатывать содержания изображения в рисунке. - стремление к более полному исполнению замысла, отличающийся оригинальностью. И желание экспериментировать с материалами и способами изображения.
3. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста можно развивать на материале декоративно-прикладного творчества Урала при создании условия для познавательной и творческой активности ребенка.
4. В соответствии с критериями и показателями развития тврческих способностей детей старшего дошкольноговозраста на занятиях декоративно­прикладным творчеством подобраны и применены следующие задания:
Показатель: «Разработанность содержания изображения»:
Диагностическое задание: «Создание рисунка» (по Е.П. Торренсу):
Показатель: «Самостоятельность»: Диагностическое задание: «Неполные фигуры» (по Е.П. Торренсу):
Показатель: «Оригинальность»: Диагностическое задание:
«Повторяющиеся линии» (по Е.П. Торренсу).
5. Разработан комплекс занятий на материале декоративно­прикладного искусства Урала «Маленькие мастера» направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В целом, мы пришли к выводу, что занятия по материалам декоративно-прикладного искусства, формируют у детей способность нестандартно мыслить, это продуктивный способ развития у них творческих способностей.


1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - М.: Казанский университет, 2014. - 567 с. - Текст: непосредственный.
2. Аристотель Этика. Эстетика. Поэтика. / Аристотель - М.: АСТ, 2011. - 1280 с. - Текст: непосредственный.
3. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества / Астраханцева С. В., Руковица В. Ю., Шушпанова А. В. - М.: ФЕНИКС - 2006. - 347 с. - Текст: непосредственный.
4. Батюшков, Ф. Д. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 2010. - Текст: непосредственный.
5. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 2008 г. -504с. - Текст: непосредственный.
6. Бердяев, Н. А. «Смысл творчества. Опыт оправдании человека» / Н. А. Бердяев. - М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1989. - 200 с. - Текст: непосредственный.
7. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. / Д. Б. Богоявленская - М.: Знание, 2013. - 350 с. - Текст: непосредственный.
8. Брушлинский, А. В. Субъект: Мышление, учение,
воображение. / А. В. Брушлинский. - М.: 1996 - Текст: непосредственный.
9. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для студентов начального образования. / И. С. Бухарова. - М.: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 106 с. - Текст: непосредственный.
10. Ван'т Хал, Д Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье / Д. Ван'т Хал. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 320 с. - Текст: непосредственный.
11. Венгер, Л. А. Педагогика способностей. / Л. А. Венгер. -М.: Педагогика, 2007. - 96 с. - Текст: непосредственный.
12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А.Ветлугина. М.: Просвещение, 2005. - Текст: непосредственный.
13. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и раз-витие дошкольников. / В. И. Волынкин. - Ростов н /Д: Феникс, 2007г. - 441, с. - Текст: непосредственный.
14. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. / А. С. Воронин - Е: УГТУ-УПИ, 2006. - 35 с. - Текст: непосредственный.
15. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В.Петухова. / Р. Вудвортс - М.: 2009. - 255 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ