Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНИКА «АЙРИС - ФОЛДИНГА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №34980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятий «творчество», «креативность», «творческие
способности» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности творческого развития детей дошкольного возраста 17
1.3. Методики развитие творческих способностей детей в условиях детского
сада 23
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Разработка и проведение коррекционно-развивающей программы, для
повышения уровня творческих способностей с использованием техники «айрис-фолдинг» 45
2.3. Анализ результатов исследования 51
Выводы по II главе 71
Заключение 75
Список литературы 78



Всё больше возрастает потребность социума в личности, которая способна, используя творческий подход, эффективно разрешать возникающие проблемы современного мира. Всё это обусловлено быстрым темпом развития нашего общества и подготовке человека, к жизни в быстро меняющихся условиях развития.
В связи с этим, социальный запрос нашего общества заключается в воспитании творческого инициативного ребёнка, что указывает в необходимости теоретическим и практическим путём изучить природу творчества, форм его проявления, источники, стимулы и условия для развития.
Современное образование ставит основную задачу перед педагогами в том, чтобы все дети могли проявить свои таланты и максимально развить свой творческий потенциал, который подразумевает реализацию личных планов во взрослой жизни. Данная позиция соответствует гуманистической тенденции развития в отечественном образовании, где каждый педагог ориентируется на личностные возможности ребёнка.
Поиск методов и средств формирования общих способностей в ходе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, которые связаны с развитием творчества у детей дошкольного возраста является достаточно актуальной проблемой в современном мире.
Данная проблема была изучена Т.М.Давыденко, Л.В.Занковым, И.Б.Котовым, А.И.Савенковым, где они акцентировали своё внимание на определении методов развития продуктивной познавательной деятельности дошкольников, а также рассматривали особенности в обучении и воспитании совместной творческой деятельности.
Другие исследователи (Г.А.Балл, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова и др.) рассматривали метод проблемных ситуаций в развитии творческих способностей у дошкольников.
Р.М.Грановская, В.Н.Дружинин, Б.Б.Коссов, А.А.Леонтьев и др. проводили изучение формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. И пришли к выводу о том, чтобы эффективно развить у детей на данном возрастном этапе творческие способности необходимо осваивать новые доступные виды творческой деятельности.
В нашем исследовании мы опираемся на таких исследователей, как М.С.Гафитулин, В.И.Загвязинский, Э.Ф.Зеер, А.В.Усова и др., которые изучали совершенно разные аспекты творческой деятельности детей.
Известные отечественные педагоги и психологи А.С.Белкин, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.А.Петровский, Е.С.Полат и др. также исследовали развитие творческих способностей у дошкольников.
И.П.Подласый, П.Торренс, Е.Е.Туник, Л.И.Шрагиной рассматривали в своих работах особенности творческих процессов в интеллектуальной деятельности, а также изучали диагностику креативных способностей у дошкольников.
Все эти исследования указывают на имеющееся многообразие практических подходов к развитию творчества у детей дошкольного возраста в ходе обучения и воспитания, но всё же не было выявлено универсального метода развития данных способностей.
На основании вышеизложенного, озвучим имеющиеся противоречия, которые сложились в современной теории и практики между:
- социальной значимостью развития креативных способностей дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методической основы организации обучения творческой деятельности дошкольников;
- необходимостью в объективной оценке творчества дошкольников и недостаточной разработанностью в педагогическом инструментарии для оценки результата креативных способностей.
Развитию творческих способностей у дошкольника способствует работа с бумагой, которая включает в себя вырезание; конструирование и моделирование; изготовление декоративных композиций из вырезания бумаги и её склеивания. К одной из инновационных технологий относится техника «айрис-фолдинг».
Такие отечественные педагоги как, Д.В.Куцакова, З.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и др. изучали детское конструктивное творчество путём складывания из бумаг. Данные исследователи считают, что метод складывания из бумаги способствует всестороннему формированию ребёнка.
Выше изложенное обусловило выбор темы исследования: «Техника «айрис-фолдинг» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «айрис-фолдинг».
Объект исследования: процесс развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.
Предмет исследования: техника «айрис-фолдинг» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что техника «айрис- фолдинг» является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы, нами были определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе.
2. Конкретизировать понятие «творческая деятельность дошкольников» и «креативность».
3. Подобрать методики диагностики особенностей развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать уровень развития креативности у старших дошкольников.
5. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию творческих способностей дошкольников посредством техники «айрис-фолдинг».
6. Оценить эффективность разработанной программы.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что техника «айрис-фолдинг» дает возможность формировать творческие способности дошкольника и может быть полезна специалистам, связанным с воспитанием и обучением детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: методика Е.П.Торренса; методика Дж.Рензулли (адаптированная Е.Е.Туник); методика С.А. Медника; анализ продуктов деятельности детей; анализ литературы, количественно-качественный анализ результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: 40 детей старшего дошкольного возраста (в возрасте 6 лет) из МБДОУ №18 «Колокольчик» общеразвивающего вида, Республики Татарстан, города Бугульма.
Теоретическая значимость: дано понятие и сущность техники «айрис-фолдинг», ее значение в процессе формирования творческих способностей дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа содержит: 10 таблиц, 29 диаграмм. Объём работы 76 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особенности креативности, прежде всего, связаны с таким понятием, как творчество, и является личностной характеристикой. Многие психологи и педагоги рассматривают креативность через личностные особенности, а именно через способности.
Практически все дети дошкольного возраста, в ходе игровой деятельности, проявляют своё богатое воображение. Но основные проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности на начальном этапе обучения, касаются взаимосвязи воображения и внимания, особенности в регулировании образных представлений через произвольное внимание, а также формирования различных абстрактных понятий, которые дошкольнику представить достаточно сложно. Одним из показателей развития творческих способностей у старших дошкольников является уровень художественнообразного мышления и креативность.
Для определения уровня развития креативности нами использовались: методика Е.П.Торренса; методика Е.Е.Туник; методика С.А. Медника; анализ продуктов деятельности детей.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап: проведение исследования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы по вышеперечисленным методикам.
По результатам обследования родителей детей принявших участие в исследовании, уровень развития креативности в среднем по группе находится в норме. Многие родители считают, что уровень развития творческих способностей их детей находится на высоком уровне, хотя были и такие, которые считали, что у детей он низкий.
2. Уровень вербальной креативности, в среднем по выборке в целом, соответствует ниже среднему. При выполнении данного задания, дети столкнулись с тем, что не могли подобрать слова: постоянно переспрашивали и по мере продвижения работы вперед, отмечалось снижение работоспособности и интереса.
3. Работа с рисунками была выполнена с легкостью и без особых затруднений. Но результаты, как и в предыдущем задании, были получены невысокие. В среднем по группе в целом, уровень невербальной креативности соответствует норме, но степень разработанности рисунков - соответствует низкому.
Таким образом, с детьми данной выборки нами рекомендовалось провести коррекционно-развивающую программу, для повышения уровня творческих способностей.
2 этап: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Айрис-фолдинг» разработана с опорой на опыт работы Т.Н. Просняковой, автора учебников и книг по художественному труду, изучение мастер-классов в интернет-пространстве.
Новизна программы состоит в том, что включает в себя изучение техники декоративно - прикладного искусства: айрис фолдинг с использованием современных технологий (компьютерных) для более качественного усвоения материала старшими дошкольниками.
Отличительная особенность программы «Айрис-фолдинг» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах техники декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Цель программы: Овладение различными видами техник из бумаги и картона в процессе творческой деятельности, направленной на творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3 этап: повторное обследование детей и сопоставление полученных результатов исследований до проведения коррекции и после. Определение динамики развития креативности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы.
В результате повторного исследования нами были получены следующие результаты исследования:
1) Результаты повторного исследования по методике «Опросник креативности Рензулли»: в среднем, положительная динамика в уровне развития творческих способностей дошкольников экспериментальной группы оценивается в 20%, в контрольной - 5%.
2) Результаты повторного исследования по методике «Диагностика вербальной креативности»: в среднем, положительная динамика в уровне развития творческих способностей дошкольников экспериментальной группы оценивается в 60%, в контрольной - 35%.
3) Результаты повторного исследования по тесту невербальной креативности Э.П.Торренса: в среднем, положительная динамика в уровне развития творческих способностей дошкольников экспериментальной группы оценивается в 65%, в контрольной - 30%.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что техника «айрис- фолдинг» является эффективным средством развития творческих
способностей детей дошкольного возраста, подтверждается.



1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 2014. - 117с.
2. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. - Минск: ПРОЛЕСКА, 2015. - 300с.
3. Виноградов Л.В. Методическое пособие. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2012. - 97с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Терра-НОВА, 2014. - 493с. 4
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: ПРОТОС, 2012. - 585с.
6. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. - 2016. - №2. - с.42-49.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2012. - 14с. 7
8. Григорьева Г.Н. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе конструирования // Дошкольное воспитание. - №9.- 2016. - с.78-79.
9. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Дошкольное воспитание. -2014. - № 5. - с.24-27.
10. Давыдов В.В. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: СФЕРА, 2012. - 239с.
11. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - C.46-50.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: НЕВА, 2013. - 368с.
13. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. - 2016. - № 10. - с.22-34.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: МИРРА, 2013.
368с.
15. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск: ДОМъ, 2014. - 153с.
16. Духовная культура. Составители: Щуркова Н.Е., Мукамбаева М.М. - Петрозаводск: СМЕНА, 2011. - 90с.
17. Ересь Е.П. Способности и их развитие. - М.: СЛОВИС, 2016. - 277с.
18. Иваненко С.Н. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - с.51-56.
19. Искусство. / сост. Василевский А.К. - М.: ИТОС+, 2014. - 288с.
20. Кабалевский Д. Сила искусства. - М.: ЛУЧиКо, 2013. - 142с.
21. Калвейт. Резерв успеха - творчество. - М.: СФЕРА, 2014. - 152с.
22. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2016. - №9. - C.44-48.
23. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. - 2016. - № 2. - с.22-28.
24. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. - Вып.7. - М.: Дом Книги, 2013. - 98с.
25. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2017. - №10. - C.66-71.
26. Критская Е. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика / Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - с.55-59.
27. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. - М.: СЛОВИС, 2012. - 62с.
28. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. - 2013. - №10. - с.17-24. 27
29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Мирра, 2012. - 176с.
30. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: КНИГА- ПРЕСС, 2013. - 80с.
31. Лецких Л.А. Развивающий канон // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - с.35-42.
32. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Молодость, 2014. - 704с.
33. Лук А. Н. Мышление и творчество. - М.: ПРОТОС, 2015. - 305с.
34. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Терра-Нова, 2013. - 321с.
35. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: СВЕТОЧ, 2014. - 370с.
36. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество // Дошкольное воспитание. - №4. - 2016. - с.47-49.
37. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: ПРОТОС, 2015. - 192с.
38. Немов Р.С. Психология. - Книга II. - М.: ИСКУССТВО и ДЕТИ, 2013. - 496с.
39. Нестеренко А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону: НПЦППО, 2012. - 32с.
40. Петровский А.В. Способности и труд. - М.: КНИГА, 2015. - 78с.
41. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: ИТОС+,
2013. - 300с.
42. Проблемы оценки способностей / Под ред. Брянкина С.В. - М.: АЗИМУТ, 2012. - 165с.
43. Проблемы способностей / Под ред. Мясищева В.Н. - М.: ХРОНОС, 2012. - 307с.
44. Психология. Словарь. / Ред. Петровский А.М. - М.: ФАКЕЛ, 2013. - 448с.
45. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2015. - 440с.
46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: ИСТОРИЯ,
2014. - 476с.
47. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. -
2017. - №3 - с.63-64.
48. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: ХРОНОС, 2014. - 576 с.
49. Справочник: Использование техники «айрис-фолдинг» в образовательном процессе ДОО под ред. Т.Н. Просняковой. - Тула: ИТОС+, 2016. - 132с.
50. Стрейнберг Р., Григоренко В. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. - Том 19. - 2016. - №8. - с.27-31.
51. Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. - М.: ТОМЪ, 2014. - 355с.
52. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 2013. - 184с.
53. Тихомиров О.К. Развитие интеллектуальных способностей. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 240с.
54. Торранс Е.П. Творчество и креативность. Диагностика // Психология. - №5. - 2013. - с.289-293.
55. Философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - М.: СФЕРА, 2013. - 1280с.
56. Фромм Э. Философская концепция: Взгляд на психологию творчества // Практическая психология. - №18(33). - 2014. - с.374-379.
57. Футлик Л. Я вхожу в мир искусств. - М.: Всероссийский центр художественного творчества, 2014. - 143с.
58. Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - с.54-59.
59.Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей: Техника «айрис- фолдинг». - М.: СИНТЕЗ, 2015. - 144с.
60. Шадриков В.Ф. Деятельность и способности. - М.: ГНОМ, 2013. - 320с.
61. Шрагина Л.И. Логика воображения. - М.: Народное образование, 2012. - 192с.
62. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы и
испытания одаренности в их применении к детям. - СПб.: Призма, 2014. 128с.
63. Шубинский В.С. Педагогика творчества. - М.: Крона-Пресс, 2015. - 299с.
64.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: РАДУГА, 2015. - 452с.
65. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала //Вопросы психологии. - 2016. - №7. - с.37-42.
66. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Фланта, 2014. - 317с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ