Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение уровня психологической грамотности родителей как условие первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста

Работа №109015

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы129
Год сдачи2021
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы речевого развития и первичной психопрофилактики нарушений речевого развития у детей раннего возраста 14
1.1 Проблема сущности речи. Онтогенез речи 14
1.2 Роль нормального речевого развития в становлении личности
ребенка 31
1.3 Психопрофилактика нарушений речевого развития детей
раннего возраста 36
1.4 Влияние уровня психологической грамотности родителей
на организацию семейной речевой среды. Семейная речевая среда как фактор логогенеза 47
Глава 2 Экспериментальная работа по повышению психологической грамотности родителей детей раннего возраста в области речевого развития 58
2.1 Эмпирическое изучение актуального уровня психологической
грамотности родителей в области речевого развития и психодиагностика актуального речевого развития детей раннего возраста 58
2.2 Разработка и апробация психопросветительского тренинга для
родителей «Психопрофилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста» 81
2.3 Исследование динамики уровня психологической грамотности родителей, посетивших психопросветительский тренинг о речевом развитии детей раннего возраста 93
Заключение 104
Список используемой литературы 107
Приложение А Анкета «Сбор анамнестических данных» 116
Приложение Б Анкета «Речевое развитие моего ребенка» 117
Приложение В Протокол анкетирования «Речевое развитие моего ребенка» 119
Приложение Г Анкета «Организация досуга моего ребенка» 120
Приложение Д Протокол анкетирования «Организация досуга моего ребенка» 122
Приложение Е Памятка для родителей 123
Приложение Ж Дневник речевого развития 124
Приложение З Упражнения на речевое развитие 125
Приложение И Тест «Речевое развитие детей раннего возраста» 126
Приложение К Анкета «Актуальная организация досуга моего ребенка»

Патологии речевого развития выступают серьезной проблемой для современного общества. Как показывает практика увеличения числа случаев задержек речевого развития, ежегодного посещения невролога оказывается недостаточным для своевременного выявления и лечения патологий речевого развития. Особую актуальность данное положение дел приобретает в случаях нарушений речевого развития при общем соматическом и неврологическом благополучии. Ребенок оказывается в ситуации отсутствия своевременных мер по предупреждению и коррекции формирующегося недуга речи. Данные меры должны быть первично предприняты родителями, как организаторами семейной речевой среды. Остро встает проблема реализации первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста, что предполагает повышение психологической культуры родителей в области психоречевого развития ребенка [44].
В контексте изучения речевого развития детей раннего возраста, дифференциация нарушений отсутствует, принято использовать общий термин «задержка речевого развития». Согласно зарубежным исследованиям задержки речевого развития, выявленные у детей в возрасте 2-х лет, в 10% случаев переходят к 5 годам в специфическое расстройство речи [93, 94]. Проблема увеличения случаев задержки речевого развития была изучена А.А. Барановым, Г.А. Асмоловой. За последние 40 лет количество случаев задержек речевого развития возросло в 7 раз, что составляет примерно 25¬30% от общего количества детей [5, речевого развития требует тщательно речи. В этом отношении огромный Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и фонетико-фонематической стороны речи возможно Н.И. Жинкина, А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Исследование биологических причин и факторов, дизонтогонии речевого развития, содержится в трудах Г.А. Асмоловой, Е.А. Бочаровой, И.Б. Карелиной, Г.Н. Крыжановского. Социальные факторы исследованы в работах Л.Ю. Александровой, Н.Ю. Галой, В.М. Калягина, A. Н. Корнева, И.А. Сикорского. Диагностика речевого развития представлена в разработках Е.А. Волковой, К.Л. Печоры, Л.В. Спировой, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной и др.
Онтогенез речевого развития обусловлен совокупностью факторов, одним из которых выступает семья. В пользу этого высказывания свидетельствует тот факт, что речью ребенок овладевает «путем подражательным» [52]. Роль семьи в речевом становлении ребенка была изучена таким авторами, как О. Гейфельдер, Б. Сигизмунд, А. Александров, И.А. Сикорский, Б. Китерман, В. Штерн, А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, С.Н. Цейтлин, О.Е. Громова. Влияние особенностей отношений в диаде мать- дитя описано в трудах И.С. Кона, Е.О. Смирновой, Р.В. Овчаровой. Стратегии воспитания и характер детско-родительских отношений, как фактор речевого развития ребенка описаны в работах Т.Ф. Бизылевич, П.К. Кериги, Д.Н. Черновой.
Тема чрезмерной информатизации досуга, как деструктивного фактора речевого развития ребенка, изучена Е.Т. Глушковой, Т.В. Шемякиной, М.С. Аромштам. Исследования роли совместного детско-родительского чтения книг представлены Д.А. Александровым, Т.В. Ахутиной, Н.В. Бобровой, М.Л. Кусовой.
Последствия нарушений речевого развития детей раннего возраста рассмотрены в работах И.Е. Куприянова, О.В. Шемякиной, Н.Н. Заваденко, B. И Лубовского.
Психологическая грамотность родителей, как фактор становления здоровой гармоничной личности ребенка, была изучена рядом таких зарубежных авторов, как А. Адлер, Л. Бертон, К. Макдональд, С. Моррис, К. Роджерс, Е.Д. Хирш, Г. Эйдемиллер. В рамках отечественного научного знания данная тематика исследована в трудах И.В. Дубровиной, Т.А. Басиловой, В.Г. Бочаровой, П.П. Блонского, К.Э. Киракосяна, Е.А. Климова, С.Л. Колмогорова, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, З.Р. Хайрова, Н.Д. Шматко и др.
В общем смысле психологическая грамотность представляет овладение знаниями о фактах, представлениях, понятиях и законах характеризующих субъективный мир человека, а так же умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, воспитания и психической деятельности [43, 44]. Психологическая грамотность обеспечивает сознательное, разумное и ответственное отношение индивида к себе и окружающим [32].
Психологическая грамотность тесно связана с понятием «психологическая компетентность», которое было представлено в работах Ю.А. Гладковой, Е.В. Бондаревской, М.О. Ермихиной, А.М. Захаровой, О.Л. Зверевой, Т.М Мишиной, В.В. Селиной, М.А. Холодной.
«Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [78, с.64]. Психологическая грамотность является начальным уровнем, основой психологической компетентности. Тема повышения психологической грамотности и компетентности родителей была изучена в трудах И.В. Дубровиной.
Тема влияния семьи на общее психическое развитие ребенка представлена в работах Р. Заззо, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, К.Р. Роджерса, Д.Б. Эльконина.
Идеи содействия психологическому здоровью ребенка заложены в трудах Н.И. Гуткина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан. Идеи психологической безопасности образовательной и семейной среды представлены в работах И.А Баевой, И.В. Дубровиной.
Проект Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 провозглашает главной целью психологической службы сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса [37]. Вопросы предупреждения психических патологий и сохранения психического здоровья рассмотрены в работах следующих авторов: Б.Г. Ананьев, В.А. Абабкова, Ф.Б. Березин, В.А. Винокур, Б.Л. Васильев, Е.А. Климов. Развитие адаптивного поведения человека, наряду с предупреждением развития психической и соматической патологии, представлено в работах Т.В. Чапала [80]. Общие принципы психопрофилактики рассмотрены в трудах Ю.Г. Демьянова, Н.В. Канторовича, Б.Д. Карвасарского, Г.И. Колесниковой, Н.Д. Лакосиной, В.Н. Мясищева, В.Э. Пахальяна, Л.Л. Рохлина, Т.Г. Харитоновой, Л.Ф. Чупрова, Ф.Ф. Эрисмана.
На сегодняшний день тема предупреждения нарушений речевого развития достаточно разработана в научном знании, однако характерным является отсутствие единой классификации, а так же единых критериев и мер коррекции и предупреждения нарушений речевого развития детей раннего возраста. Разнообразие концепций затрудняет формирование представления о современном состоянии проблемы. Актуальные разработки по предупреждению нарушений речевого развития направлены по большей мере на работу с детьми, а не их родителями, что подразумевает коррекцию уже сформированного недуга, но не его первичную психопрофилактику. Так же существует тенденция к рассмотрению недуга в отрыве от эмоционального фона ребенка и бытовых условий, в коих он пребывает. Разработки по мерам первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста практически не ведутся. Это обусловлено тем, что классический объект исследования по умолчанию имеет перинатальные повреждения ЦНС и неврологический диагноз. Однако последние исследования показали, что нарушения речевого развития часто протекают у детей без сопутствующих психических и соматических отклонений. Всплеск подобного рода явлений возник лишь в XXI веке, и в силу данного обстоятельства проблема изучена недостаточно хорошо.
Специализированная помощь регламентирована согласно Приказу № 383 от 28 декабря 1998 г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций» [62]. Однако данный документ регламентирует оказание помощи детям с уже сформированной патологией. Преодоление увеличения числа случаев задержек речевого развития, должно носить комплексный характер и включать не только общую профилактику, но и первичную психологическую профилактику нарушений развития. Необходимо взаимодействие между медицинскими организациями, психолого-педагогической службой и семьей.
Первичная психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста направлена в первую очередь на родителей, как организаторов речевой среды. Характер сложившейся семейной речевой среды определяется психологической грамотностью родителей, компоненты которой можно разделить на три группы - эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Когнитивный компонент психологической грамотности родителей, как начальной ступени компетентности, составляют знания о нормах, закономерностях и условиях речевого развития, представления о своей роли и ответственности в речевом развитии ребенка, знание родительских функций. Поведенческий компонент характеризуется представлениями родителей о способах повышения уровня речевого развития, а так же представлениями о патогенных факторах развития, которые необходимо ликвидировать в семейной речевой среде. Эмоциональный компонент предполагает представления о благоприятных формах взаимодействия с ребенком, способствующих развитию его личности, а так же представления об условиях формирования гармоничной семейной атмосферы. Эмоциональный компонент предполагает установки относительно воспитания ребенка и субъективное переживание родительской роли, собственного статуса в детско-родительских отношениях. Создание гармоничной речевой среды возможно при сформированном комплексе знаний и представлений о нормах, законах и условиях речевого развития раннего возраста.
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием к проблеме первичной психологической профилактики речевого развития детей раннего возраста, которая предполагает повышение их психологической грамотности в области логогенза. Научное сообщество всерьез озабочено увеличением числа случаев нарушений речевого развития у соматически и психоневрологически здоровых детей. Большинство имеющихся программ нацелены на коррекцию уже сформировавшихся дизонтогоний речевого развития. На сегодняшний день тема раннего речевого развития привлекает недостаточное внимание специалистов. Ситуация осложнена отсутствием регулярной диагностики речевого развития детей раннего возраста. При таком подходе роль родителя, как инициатора и куратора речевого развития ребенка, фактически не учитывается. Это положение противоречит концепции зоны ближайшего развития. Нарушения речевого развития здоровых детей раннего возраста необходимо предупреждать на самом раннем этапе. Это возможно посредством формирования благоприятной речевой среды, что обеспечивается повышением психологической культуры родителей.
Указанные противоречия науки и практики обуславливают проблему исследования, которая заключается в обосновании необходимости реализации психопросветительских тренингов в области речевого развития для родителей детей раннего возраста, как основных организаторов речевой среды, что выступит главным условием первичной психопрофилактики нарушений речи.
Цель магистерской диссертации: исследовать психологическую грамотность родителей, как условие первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста.
Объектом исследования является психологическая грамотность родителей детей раннего возраста.
Предметом исследования является когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты психологической грамотности родителей в области речевого развития детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: участие родителей в тренинге, направленном на повышение психологической грамотности в области речевого развития, будет выступать условием первичной профилактики нарушений речи у детей раннего возраста.
Исходя из цели и гипотезы исследования, определен следующий круг задач исследования:
- осуществить исследование теоретических аспектов речевой
деятельности и нарушений речевого развития
- исследовать нормы и принципы организации первичной психопрофилактической работы по предупреждению нарушений речевого развития детей раннего возраста;
- на основе имеющихся теоретических и научно-практических материалов разработать модель психопрофилактического мероприятия, основанного на принципах концепции зоны ближайшего развития;
- реализовать данную программу в форме психопросветительского тренинга в группе родителей детей раннего возраста, направленную на повышение психологической грамотности и компетентности в области организации речевой среды;
- провести анализ эффективности указанной программы в условиях досугового центра, через исследование уровня организации актуальной речевой среды в семьях детей раннего возраста.
- сформулировать выводы о проделанной работе.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- культурно-историческая концепция, концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский);
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепция общего недоразвития речи (Р.Е. Левина);
- концепция системной организации речи (Г.В. Чиркина);
- теория коммуникативно-речевого развития детей (Н.Х. Швачкин);
- концепция психологической службы (И.В. Дубровина);
- основы организации психопрофилактических мероприятий (Ю.Г. Демьянов, В.Э. Пахальян, Л.Ф. Чупров);
- технология организации психологического тренинга (Е.В. Сидоренко).
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме речевого онтогенеза, первичной психопрофилактики нарушений речевого развития;
2) Психодиагностика речевого развития детей раннего возраста К.Л. Печоры, Г.А. Волковой;
3) Эмпирические методы исследования психологической грамотности родителей в аспекте речевого развития детей раннего возраста:
- Модифицированная методика сбора данных Г.В. Чиркиной;
- Авторская анкета «Речевое развитие моего ребенка», направленная на анализ уровня психологической грамотности родителей;
- Авторская анкета «Организация досуга ребенка», направленная на изучение степени информатизации досуга детей;
- Методика PARI;
- Методика организации тренинга Е.В. Сидоренко;
- Модель оценки эффективности обучения Д. Киркпатрика.
4) Методы математико-статистического анализа: параметрические методы математического анализа (T-критерий Вилкоксона). Количественно-качественный анализ.
Экспериментальной базой исследования выступила младшая группа детского досугового центра «Подсолнух» в г. Канске Красноярского края. Исследование осуществлялось с 16.03.2020 по 30.05.2020.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована модель повышения и оценки уровня психологической грамотности родителей в области речевого развития детей раннего возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были изучены теоретические подходы к рассмотрению понятий «речь», «речевое развитие», «речевое развитие детей раннего возраста»; уточнено содержание понятий «первичная психопрофилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста», «психологическая грамотность родителей». Так же были определены основные принципы и структура психопрофилактической работы по предупреждению нарушений речевого развития детей раннего возраста, регламентирующие взаимодействие с родителями. Установлено влияние уровня психологической грамотности родителей на уровень речевого развития детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны и апробированы методы повышения психологической грамотности родителей, доказана эффективность повышения психологической грамотности родителей, как условия первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексным подходом к изучению теоретической базы исследования, использованием психологических методов, отвечающих целям и задачам исследования, проведением констатирующего и формирующего этапов исследования, реализацией материалов исследования в процессе организации психопрофилактической работы.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке цели и задач исследования, осуществлении диагностических мероприятий, разработке и реализации программы психопросветительского тренинга с родителями детей раннего возраста, посещающих детский досуговый центр в г. Канске.
Публикации по материалам ВКР представлены:
- в сборнике статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации», состоявшейся 27 июня 2020 г в г. Пенза, с. 225-227;
- в сборнике статей XIX Международной научно-практической конференции «Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации», состоявшейся 5 июня 2021 г. в г. Пенза, с. 220-222.
Положения, выносимые на защиту:
- уровень психологической грамотности родителей в области речевого развития детей раннего возраста определяет характер речевой среды. Благоприятная речевая среда выступает условием нормального речевого развития ребенка;
- психологическая грамотность родителя в области речевого развития детей раннего возраста представляет совокупность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
- психопросветительский тренинг выступает эффективным методом повышения психологической грамотности родителей в области речевого развития детей раннего возраста;
- повышение психологической грамотности родителей является
условием первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (97 наименований) и 10 приложений. Текст работы изложен на 129 страницах. Для иллюстрации текста используется 19 таблиц, 2 рисунка.
Приложения наполнены материалами обработки эмпирических данных, полученных в исследовании при личном участии автора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены две важные и актуальные проблемы, с одной стороны - это психологическая грамотность родителей, с другой стороны - нарушения речевого развития детей раннего возраста. Работа психопрофилактического характера приобретает особое значение в наши дни, что обусловлено увеличением случаев нарушений речевого развития при общем соматическом и психоневрологическом благополучии. В России, как правило, распространены вторичная и третичная психопрофилактики. В работе была доказана и обоснована эффективность повышения психологической грамотности родителей, как условия первичной психопрофилактики нарушений речевого развития. Разработка психопрофилактических мероприятий возможна лишь с учетом закономерностей усвоения языка, изученных рядом отечественных и зарубежных ученых. Так же огромное значение имеет исследование роли логогенеза в становлении личности ребенка, его жизненном пути. В нашей работе особое значение приобретает анализ закономерностей между освоением ребенком речевой деятельности и речевой средой, в которой он пребывает. Речевая среда обусловлена уровнем общей психологической культуры семьи, первоначальным компонентом которой является психологическая грамотность. Уровень психологической грамотности родителей определяет речевую насыщенность досуга ребенка. В современном мире существует тенденция к чрезмерной информатизации досуга ребенка, родители перекладывают часть ответственности за формирование речевой способности на виртуальное пространство. Однако речевая способность постигается ребенком лишь в процессе «живого» взаимодействия ребенок-взрослый, в сотрудничестве. Лишь регулярное речевое взаимодействие родителя и ребенка способно оказать положительное влияние на психоречевое развитие ребенка. Для продуктивного взаимодействия родителю необходимо обладать, как минимум, начальным комплексом знаний о нормах, условиях и факторах речевого развития детей раннего возраста. Повышение психологической грамотности в области речевого развития является не только условием первичной психопрофилактики, но и содержанием психопрофилактической работы по предупреждению первичного недуга. Высокий уровень психологической грамотности родителей, с одной стороны, способствует продуктивным формам взаимодействия с ребенком, с другой стороны, препятствует воздействию на ребенка деструктивных факторов развития. Цель нашей работы состояла в исследовании психологической грамотности родителей, как условия первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста. Исходя из цели, мы выдвинули гипотезу, согласно которой, эффективное повышение психологической грамотности родителей в области логогенеза возможно посредством психопросветительского тренинга, разработанного на методологических основаниях концепции зоны ближайшего развития.
В ходе анализа проблемы психологической грамотности родителей в области речевого развития детей раннего возраста, были выделены когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Когнитивный компонент психологической грамотности в заданной теме, предполагает комплекс знаний о нормах, закономерностях и условиях речевого развития, представления о своей роли и ответственности в речевом развитии ребенка. Поведенческий компонент составляют представления о способах продуктивного речевого взаимодействия с ребенком, а так же представления о деструктивных формах организации речевой среды. В эмоциональный компонент входят представления о благоприятных формах взаимодействия с ребенком, способствующих развитию его личности, а так же представления об условиях формирования гармоничной семейной атмосферы.
Была реализована психодиагностика речевого развития детей, в ходе которой удалось выявить группу риска по формированию нарушений речевого развития, а так же данное исследование позволило разделить респондентов на экспериментальную и контрольную группу. Были выделены две экспериментальные группы (группа детей ЭГ-1 и соответствующая ей группа родителей ЭГ-2) и две контрольные группы (группа детей КГ-1 и соответствующая ей группа родителей КГ-2).
В проведенном исследовании установлено, что у большинства родителей преобладает низкий уровень сформированности когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов, что свидетельствует о низком уровне возможностей организации благоприятной речевой среды. На основании полученных данных, был реализован и апробирован психопросветительский тренинг «Психопрофилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста». Разработка тренинга осуществлялась в соответствии с общими принципами организации психопрофилактических мероприятий.
Анализ эффективности тренинга проводился в два этапа и строился на принципах оценки эффективности обучения Д. Кирпатрика. Первый этап был реализован сразу после тренинга, второй этап предполагал контрольную оценку уровня психологической грамотности через 4 недели после тренинга. В ходе контрольного исследования была доказана эффективность психопросветительского тренинга относительно повышения уровня психологической грамотности родителей.
В завершение была проведена контрольная психодиагностика речевого развития детей из экспериментальной и контрольной групп. В исследовании результатов контрольной психодиагностики речевого развития детей из экспериментальной группы, было доказано статистически значимое повышение уровня речевого развития при помощи Т-критерия Вилкоксона.
Таким образом, гипотеза об эффективности психопросветительского тренинга, относительно повышения психологической грамотности родителей в области речевого логогенеза была доказана.



1. Абелева И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М. : Логос, 2004. 304 с.
2. Авдулова Т. П., Изотова Е. И., Хузеева Г. Р. Психология
дошкольного возраста: учебник и практикум для академического
бакалавриата. М. : Юрайт, 2018. 222 с.
3. Александрова Л. Ю. Семейная речевая среда как условие гармоничного присвоения вербального опыта детьми младенческого и раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 5-20.
4. Аромаштам М. С. Дети смотрят мультфильмы: психологопедагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. М. : Чистые пруды, 2006. 32с.
5. Асмолова Г. А., Заваденко А. Н., Заваденко Н. Н., Козлова Е. В., Медведев М. И. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. М. : Союз педиатров России, Рос. ассоц. специалистов перинатальной медицины. 2014. 57 с.
6. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 384 с.
7. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. № 91. Т. 3. С. 9-14.
8. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М. : Воронеж: Институт практической психологии, 1997. С. 97-131.
9. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии: учебное пособие. СПб. : Речь, 2005. С.159 - 163.
10. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 4. С. 91 - 99.
11. Бочарова Е. А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Медико¬социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте / Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 6. Т. 47. С. 52 - 54.
12. Васильев В. Д., Константинова Л. И. Основы медицинских знаний: профилактика заболеваний и первая помощь. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2018. 120 с.
13. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : ВЛАДОС, 2002. 272 с.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. 267 с.
15. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. М.; Л. : ГУПИ, 1935. 134 с.
16. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Т. 3. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Педагогика, 1999. 262 с.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
19. Выготский Л. С. Проблема возраста / Лекции по педологии. Ижевск : Удмуртский университет, 2001. 304с.
20. Жинкин Н. И. Интеллект, язык, речь / Нарушения речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1972. С. 9-31.
21. Галой Н. Ю. Роль матери и отца как фактор социально- психологического здоровья ребенка // V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья». М .: Ассоциация детских психиатров и психологов, 2013. С.198 - 199.
22. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : АПН РСФСР, 1961. 471с.
23. Герасименко Ю. В. Сравнительный анализ особенностей двигательного развития детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 478 - 481.
24. Гореленкова Н. В. Задержка речевого развития: Причины и симптоматика // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2016. № 2. С. 32 - 35.
25. Громова O. E., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М. : Сфера, 2004. 128 с.
26. Глушкова Е. Т. Телевидение и здоровье детей // Дошкольное воспитание. 1989. №4. С. 88 - 91.
27. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилатики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов. Спб. : Паритет, 1999. 224 с.
28. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М. : Арбат, 1992. 96 с.
29. Доброва Г. Р. Современные подходы к изучению детской речи // Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы. Сборник материалов науч. конф. СПб., 2006. С. 126 - 131.
30. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2010. 234 с.
31. Дубровина И. В. Идеи Л. С. Выготского о содержании детской
практической психологии. [Электронный ресурс]. URL:
http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3432.pdf/ (дата обращения: 30.05.2021).
32. Дубровина И. В. Практическая психология образования. СПб. : Сфера, 2004. 592 с.
33. Дубровина И. В. Психологическая культура личности
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya- kultura-lichnosti/ (дата обращения: 15.05.2021).
34. Егорова И. А. Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskoe-prosveschenie-v-sisteme- professionalnoy-deyatelnosti-psihologa/ (дата обращения: 01.05.2021)
35. Заваденко Н. Н. Нарушение развития речи у детей и их коррекция // Психоневрология. Лечащий врач. М. : РКИ Соверсо-пресс, 2006. № 5. С. 101 - 107.
36. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. С. 32 - 67.
37. Зинченко Ю. П., Асмолов А. Г. Концепция развития
психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZminobr.nso.ruZsitesZminobr.nso.ru/wodby_filesZfilesZwikiZ2017Z03Zkoncepciy a_razvitiya_psihologicheskoy_sluzhby_nso_do_2025_goda.pdf/ (дата обращения 02.05.2021).
38. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. Москва. 1984. С. 319 - 384.
39. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психология лиц с нарушениями речи. М. : КАРО, 2007. 570 с.
40. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. 320 с.
41. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с.
42. Касвинов С. Г. Система Выготского. Харьков : Райдер, 2013. 460 с.
43. Киракосян, К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. 2015. № 24 (104).
44. Колмогорова Л. С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. М. : Просвещение , 2006. С. 10 - 17.
45. Клоссовский Б. Н., Космарская Е. Н. Деятельное и тормозное состояние мозга. М. : Медгиз, 1961. 412 с.
46. Куприянова И. Е., Дашиева Б. А, Карауш И. С. Клинико-психологические, биологические и социальные факторы риска развития психопатологических нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 3. С. 36 - 40.
47. Лауткина С. В. Логопсихология: учебно-методическое пособие. Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. 173 с.
48. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968. 367 с.
49. Левина P. E. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М. : АРКТИ, 2005. 224 с.
50. Леонова А. В. Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей с задержкой речевого развития в раннем детском возрасте. дис. канд. мед. наук. Тюмен. гос. мед. ун-т, Томск, 2019. 221 с.
51. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : МГУ, 1981. 584 с.
52. Леонтьев А. Н. Речь // Психология / Ред. : К. Н. Корнилов, Б. М. Теплов, Л. М. Шварца. М. : Учпедгиз, 1938, С. 253 - 269.
53. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб. : Питер, 2002. 224 с.
54. Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. Т. 44. С. 23 - 29.
55. Лубовский В. И., Новикова Г. Р., Шалимов В. Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. 2011. № 5. С. 17 - 26.
56. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. М. : АПН РСФСР, 1956. 94 с.
57. Малинина Е. В., Забозлаева И. В., Колмогорова В. В., Луговых Н. А. Психопрофилактика стрессовых расстройств в детском возрасте. Челябинск, 2014. 76 с.
58. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М. : Педагогика, 1974. 240 с.
59. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М. : Карапуз, 2000. 272 с.
60. Мотков О. И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. №8. С. 8 - 9.
61. Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет https://www.who.int/ru/news/item/24-04-2019-to-grow-up-healthy-children-need- to-sit-less-and-play-more/ (дата обращения 12.05.2021).
62. О специализированной помощи больным при нарушениях речи и
других высших психических функций [Электронный ресурс] : Приказ Минздрава России от 28.12.1998 N 383. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98440/ (дата обращения: 18.05.2021).
63. Овчаренко В. И., Творогова Н. Д. Госпитализм //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/410-госпитализм/ (дата посещения 29.05.2021).
64. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития ребенка первых трех лет жизни. М. : Просвещение, 1979. 141 с.
65. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учебное пособие. М. : ПЕР СЭ, 2003. 208 с.
66. Рохлин Л. Л. Психопрофилактика // Большая медицинская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1983. Т. 21. С. 350 - 351.
67. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 487 с.
68. Семенович A. B. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. М. : Генезис, 2005. 319 с.
69. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. СПб. : Петербург, 2002. 206 с.
70. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в
психологии. СПб. : Речь, 2000. 350 с.
71. Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга. От замысла к результату. СПб. : Речь, 2007. 346 с.
72. Сикорский, И. А. Воспитание в возрасте первого детства // История дошкольной педагогики в России. М.: Academa,1999. С. 435 - 450.
73. Сухова А. С. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 4. С. 473 - 494.
74. Усанова О. Н., Синякова Т. Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. М. : Просвещение, 1982. С. 13 - 19.
75. Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе детского сада // Дефектология. 1986. С. 69 - 74.
76. Харитонова Т. Г. Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 453 с.
77. Хватцев М. Е. Логопедия. М. : Владос, 2009. 272 с.
78. Холодная М. А. Психология самопознания личности. М. : Педагогика, 1993. 64 с.
79. Цветкова Л. А. Профилактическая модель деятельности
психолога в системе образования [Электронный ресурс]. URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/profilakticheskaya-model-deyatelnosti-psihologa- v-sisteme-obrazovaniya/ (дата обращения 01.05.2021).
80. Чапала Т. В. Психология здоровья как предмет исследования: Теоретический обзор // Актуальные проблемы и новые технологии медицинской (клинической) психологии и психотерапии/ Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию факультета медицинской психологии СамГМУ. Самара, 2016. С. 248 - 252.
81. Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Проблемы младенчества. М. : ИКП РАО, 1999. С. 148 - 150.
82. Чиркина Г. В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми. 2-е изд., испр. М. : АРКТИ, 2003. С. 18 - 24.
83. Чиркина Г. В. Пособие по диагностике речевых нарушений. М. : АРКТИ, 2003. 240 с.
84. Чуланова О. Л., Тимченко Я. А. Корпоративное обучение
персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZnaukovedenie.ru/PDFZ13EVN116.pdfZ (дата обращения 16.06.2021).
85. Чупров Л. Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе. Абакан: АГПИ, 1991. С. 120 - 126.
86. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. URL https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskoe-prosveschenie- v-sisteme-psihoprofilakticheskoy-raboty-prakticheskogo-psihologa-osnovy-teorii- i-metodika/ (дата обращения 30.05.2021).
87. Шанина, Г. Е.. Психогигиена и психопрофилактика: учебно-практическое пособие. М. : Логос, 2013. 178 с.
88. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2000. С. 312 - 318.
89. Шеповальников А. Н. Особенности развития мозга ребенка с нарушениями речи: актуальные проблемы медико-педагогической коррекции / Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006 г.). СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006. С. 159-164.
90. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. Ростов-на- Дону : Феникс, 2002. 352 с.
91. Этические принципы медицинских исследований с участием человека в качестве объекта исследования. Принята на 18-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association - WMA), Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.
92. Ярошевский М. Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб. : МФИН, 1993. 300 с.
93. Armstrong R. Late talkers and later language outcomes: Predicting the different language trajectories. 2017. Vol. 19(3). P. 237 - 250.
94. Bishop D. V. M. Ten questions about terminology for children with unexplained language problems // International Journal of Language and Communication Disorders. 2014. Vol. 49. P. 381 - 415.
95. Chonchaiya W. Television viewing associates with delayed language development // Acta Pediatrica. 2008. Vol. 97. P. 977 - 982.
96. Goodman Sh. H. Social and Emotional Competence in Ghildren of Depressed Mothers // Child Development. 1993. Vol. 64. P. 516 - 531.
97. Linebarger D. Infants’ and toddlers’ television viewing and language outcomes // American Behavioral Scientist. 2005. Vol. 48(5). P. 624 - 645.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ