АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизации
учебно-творческой деятельности студентов с использованием технологии организации проектной деятельности 15
1.2. Применение ассоциативно-синектической технологии в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических
вузов 26
1.3. Активизация учебно-творческой деятельности студентов педагогического
вуза в процессе организации ассоциативно-синектический проекта 35
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 45
2.1 Организация опытно-поисковой работы по активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством ассоциативно-синектического проекта ....45
2.2 Методика организации ассоциативно-синектического проекта 67
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 72
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизации
учебно-творческой деятельности студентов с использованием технологии организации проектной деятельности 15
1.2. Применение ассоциативно-синектической технологии в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических
вузов 26
1.3. Активизация учебно-творческой деятельности студентов педагогического
вуза в процессе организации ассоциативно-синектический проекта 35
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 45
2.1 Организация опытно-поисковой работы по активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством ассоциативно-синектического проекта ....45
2.2 Методика организации ассоциативно-синектического проекта 67
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 72
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирующееся инновационное образовательное пространство России требует адекватной реализации в организациях и учреждениях высшего образования программ, ориентированных на развитие таланта, креативности и инициативности человека как субъекта экономического и социального развития. По существу речь идет о подготовке студентов к выполнению роли не только квалифицированных исполнителей, но и новаторов, обладающих повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения инноваций. Поэтому к результатам образования предъявляются новые требования, важнейшим из которых является наличие у выпускников креативных компетенций (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин и др.) []. Это особенно актуально для педагогических вузов, так как от их выпускников - будущих педагогов, учителей зависит, будет ли создана в учреждениях образования творческая атмосфера, будет ли организована каждодневная работа по развитию креативности подрастающего поколения.
Таким образом, развитие творчества студентов педагогических вузов требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициатив-ной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать (С.А. Новосёлов, Т.В. Чемоданова и др.) [93], [70].
Одним из эффективных и проверенных способов развития такой способности в условиях вуза является организация учебно-творческой деятельности студентов (С.А. Новоселов [71], Т.В. Зверева [35], Н.П. Иванова [40], О.Е. Краюхина [48] и др.). Это определяет актуальность исследования проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза на социально-педагогическом уровне.
Особое значение для методологии высшего образования эта проблема приобретает в условиях все более широкого внедрения в учебно-творческую деятельность студентов методов организации её в форме проектной деятельности. Это применяется не только в структуре учебного процесса - курсовое и дипломное проектирование (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ), но и в организации самостоятельной учебно-творческой деятельности во внеаудиторной и воспитательной работе. При этом организация проектной деятельности студентов, как формы их учебно-творческой деятельности, требует от них решения учебно-творческих задач с применением эвристических методов и технологий развития творчества, в том числе ассоциативно-синектической технологии развития креативности и творчества обучающихся (далее - АС-технология) [67].
Это привело к появлению новой формы организации проектной деятельности студентов, которая предполагает использование новой формы творческих проектов - ассоциативно-синектических проектов (далее АС- проектов).
Необходимость исследования компонентной структуры АС-проектов и возможностей применения их в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза с учетом особенностей подготовки будущих педагогов и учителей определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Необходимость разработки методики активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в учебной, так и внеучебной работе, посредством организации их творческой деятельности по выполнению АС-проектов определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов очень актуальна (Р.А Низамов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.) [66], [80]. Это имеет особое значение для педагогического образования, которое призвано воспитать и развить социально и профессионально компетентную личность, подготовить творчески мыслящих специалистов, способных развивать интеллектуальный, культурный, творческий потенциал своих будущих учеников.
В работах А.А. Вербицкого [21], Т.В. Кудрявцева [49], Т.И. Шамовой [98], Г.И. Щукиной [99] и др. под активизацией понимается процесс педагогической организации учебной деятельности, который обеспечивает достижение обучаемым деятельностного состояния, проявляющегося в его личностном позитивном отношении к содержанию и характеру учебной деятельности, в мобилизации его нравственно-волевых усилий, направленных на достижение учебно-познавательных целей. В работах Ю.В. Громыко [28], С.А. Новоселова [74], И.Я. Ленер [55] и др. научно обосновано, что средством активизации учебно-творческой деятельности студентов могут быть специально разработанные задачи, обеспечивающие высокий уровень мотивации студентов в образовательном процессе. В работах Зверевой Т.В. [35], Ивановой Н.П. [40], Краюхиной О.Е.[48], Новоселова С.А. активизация учебно-творческой деятельности рассматривается как процесс и результат мобилизации интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых для решения учебно-творческих задач, как процесс побуждения обучаемых к увеличению творческой составляющей в структуре учебной деятельности.
В работах Н.В. Матяш[60], Н.Ю. Пахомовой[79], А.И. Савенкова[89], И.Д. Чечель [97] и др. подробно исследована одна из форм учебно-творческой деятельности и одновременно средство активизации учебно-творческой деятельности - проектная деятельность. А.В. Леонтович [51] и С.А. Новоселов трактуют её как специально организованную совместную учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателей, имеющую общую для всех ее участников цель, структуру и методы, организуемую для решения значимых образовательных задач, на основе вы-бора конечного продукта деятельности - проекта, осмысления и формулирования требований к нему, планирования этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Особенностью проектной деятельности является то, что при решении возникающих в ней учебно-творческих задач наиболее часто используются эвристические методы и технологии развития и активизации творческой деятельности, такие как известная ассоциативно-синектическая технология (АС - технология). В работах Ивановой Н.П., Краюхиной О.Е. и Шмаковой Л.Е. была обоснована новая форма организации проектной деятельности студентов, которая предполагает использование новой формы творческих проектов - ассоциативно-синектических проектов (далее АС-проектов).
Но, как показал анализ известных научных трудов, структура АС- проектов не получила достаточного научного обоснования, а также не изучены возможности применения АС-проектов в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза с учетом особенностей подготовки будущих учителей. Недостаточно изучены также возможности разработки методики активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в учебной, так и внеучебной работе, посредством организации их творческой деятельности по выполнению АС-проектов.
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов посредством организации их проектной деятельности, включающей в себя решение учебно-творческих задач с применением эвристических методов и технологий позволил выявить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании креативных компетенций у выпускников педагогических вузов и сложившимися традиционными способами организации учебно-творческой деятельности студентов, не обеспечивающими требуемый уровень познавательной и творческой активности студентов, в том числе и потому, что в них не используется новые формы организации проектной деятельности студентов, предполагающих использование новых форм творческих проектов, в том числе ассоциативно-синектических проектов;
• на научно-теоретическом уровне - между тенденцией расширения возможностей использования проектной деятельности (метода проектов) для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей использования для этого новых форм организации проектной деятельности студентов с применением ассоциативно-синектической технологии активизации творчества, недостаточным теоретическим обоснованием компонентной структуры АС-проектов, которая учитывала бы особенности подготовки будущих учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности, посредством организации их творческой работы по выполнению АС-проектов и недостаточным научно-методическим обоснованием методики применения АС-проектов в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов.
Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть компонентная структура АС-проектов и методика их применения для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов как в учебной, так и внеучебной работе с учётом особенностей подготовки будущих педагогов, учителей.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы структуры и содержания ассоциативно-синектических проектов и методики их применения для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов.
В рамках указанной проблемы и цели исследования нами определена тема диссертационного исследования: «Ассоциативно-синектический проект как средство активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов» и введено ограничение - исследование проводилось в процессе организации образовательного процесса студентов-бакалавров (профиль: «начальное образование и английский», «начальное образование») и студентов-магистрантов (профиль: «начальное образование», «дошкольное образование», «педагогические технологии развития креативности».
Объект исследования - процесс активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов с использованием технологий организации проектной деятельности.
Предмет исследования - применение ассоциативно-синектических проектов в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования. Предполагается, что активизации учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов будет способствовать организация этой деятельности в форме выполнения ассоциативно- синектических проектов при соблюдении следующих условий:
- ассоциативно-синектический проект должен быть организован как творческий проект, но на первом его этапе студенты должны быть включены в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов, целью которого (ассоциирования) является усмотрение новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности;
- в структуре учебной аудиторной работы студентов ассоциативно- синектический проект должен быть ориентирован на развитие творческих способностей студентов и их мотивации к творчеству в будущей профессиональной педагогической деятельности, при этом он может быть организован в ходе изучения специальной учебной дисциплины, содержание которой посвящено методологии или методике развития творчества детей;
- во внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов ассоциативно-синектический проект должен быть ориентирован на подготовку творческих соревнований, фестивалей и конкурсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно- синектической технологии, а также на разработку новых средств развития способностей детей.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме активизации учебно-творческой деятельности студентов с использованием технологий проектирования.
2. Проанализировать особенности применения ассоциативно-синектической технологии в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов.
3. Разработать теоретическую модель применения АС-проекта для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
4. Провести опытно-поисковую проверку результативности применения АС- проекта для активизации учебно-творческой деятельности студентов .
В исследовании были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ нормативных документов; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анализ полученных результатов активизации учебно-творческой деятельности студентов в процессе организации АС-проектирования, формирующий эксперимент. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием методов математической статистики.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы известных российских и зарубежных педагогов, философов и психологов, направленные на активизацию учебно-творческой деятельности студентов, на педагогическое осмысление целей, содержания и методов организации АС-проектирования, на особенности организации и эффективной работы творческих проектных групп.
- учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Л. С. Выготский[23], Б. М. Кедров [44], и др.);
- концепция поисковой активности В. С. Ротенберга, В.В. Аршавского [85]; -психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская [15], Э. де Боно [17], А. М. Матюшкин [59], В. Д. Шадриков [97] и др.);
- методология творческой деятельности (Г. С. Альтшуллер [3], Г. Я. Буш [19], М. М. Зиновкина [37], С. А. Новоселов [75] и др.);
- принципы педагогики творчества (В. И. Андреев [4], В. И. Загвязинский [32];
- идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (М. А. Галагузова [25], С. А. Новоселов [68], Г. И. Щукина [99] и др.);
В исследовании использовалась специально разработанная диагностика, основанная на подходе Г.И Щукиной [100] с использованием структурной модели творческих способностей, обоснованную В. И. Андреевым [6].
Для решения поставленных задач были использованы методы, адекватные предмету и задачам исследования: понятийный анализ психолого-педагогической, учебно-методической и лингвистической литературы для выявления понятийного поля проблемы, анализ и обобщение основных положений научных трудов по теме диссертационного исследования; сравнительно-сопоставительный анализ программной и учебно-методической документации, а также педагогического опыта.
Организация, база и этапы исследования.
Исследование выполнено в институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Исследование проводились в три этапа.
I этап (2016 - 2017 гг.) поисково-аналитический - изучение состояния и особенностей организации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
II этап (2017 гг.) теоретический - осуществление сбора и обработка необходимых научно-педагогических, нормативно-регулирующих, статистических и других материалов; разработка структуры и основного содержания диссертации.
III этап (2017 - 2018 гг.) опытно - поисковый - организация опытно-поисковой работы по активизации учебно-творческой деятельности студентов, обобщение результатов работы, публикация промежуточных результатов исследования, оформление теоретических выводов, результатов исследования и текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- обоснована педагогическая идея о том, что активизации учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов будет способствовать организация этой деятельности в форме выполнения ассоциативно- синектических проектов;
- обоснована структура АС-проекта с учётом специфики педагогического профиля студентов;
- разработана методика организации АС-проекта в аудиторной и внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов с учётом содержания будущей педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• Уточнено определение понятий «АС-проект», «АС-проектирование», результат «АС-проектирования».
• Уточнены критерии активизации учебно-творческой деятельности с
учётом специфики будущей педагогической деятельности;
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, предложенные методы, средства активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством выполнения АС-проектов могут быть включены в образовательную практику педагогических вузов и колледжей России.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Уральском государственном педагогическом университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация учебно-творческой деятельности студентов в аудиторной и внеаудиторной учебной работе вуза в форме выполнения АС-проектов, со-держание которых связано с содержанием будущей профессиональной педагогической деятельности и направлено на развитие творческого потенциала будущего учителя, способствует активизации учебно-творческой деятельности студентов.
2. АС-проект обеспечивает активизацию учебно-творческой деятельности студентов и развитие их творческого потенциала при условии организации его в форме творческого проекта, на первом этапе которого студенты должны быть включены в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов. При этом целью ассоциирования является усмотрение новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности.
3. В условиях учебной аудиторной работы студентов педагогического вуза АС-проект должен быть ориентирован на развитие их творческих способностей, их мотивации к творчеству в будущей педагогической деятельности, при этом целесообразна организация АС-проекта в структуре образовательного процесса специальной учебной дисциплины, содержание которой посвящено методологии или методике развития творчества детей, например, при освоении дисциплины «Методология развития креативности и творчества», как по программам бакалавриата, так и магистратуры.
4. Организация АС-проекта в ходе аудиторной образовательной деятельности должна быть взаимосвязана с организацией АС-проектов во внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов. При этом АС-проекты, организованные во внеаудиторной деятельности студентов, должны быть ориентированы на подготовку творческих соревнований, фестивалей и кон-курсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно-синектической технологии, а также на разработку новых средств развития способностей детей
5. Методика организации АС-проекта включает в себя следующие обязательные элементы:
- организация учебно-творческой деятельности студентов по самостоятельному поиску ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов и формулированием новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности;
- на основе анализа найденных на первом этапе проблемных ситуаций и творческих задач в сфере будущей профессиональной педагогической деятельности организация учебно-творческой деятельности студентов по самостоятельному формулированию задания на проектирование процессов и объектов профессиональной деятельности;
- организация проектной деятельности студентов в соответствии с известной структурой творческого проекта, как формы организации метода проектов, с включением элементов ассоциативно-синектической технологии в тех случаях, когда активность учебно-творческой проектной деятельности снижается.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 2 научных статьи. Основные положения работы прошли апробацию на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях» (Сургут, 2017) [96]; Международная научно-практическая заочная конференция «Современные проблемы детства» (Ярославль, 2018), [95];
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (100 источников) и 2 приложений. Текст со-держит 5 таблиц. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями работы.
Таким образом, развитие творчества студентов педагогических вузов требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициатив-ной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать (С.А. Новосёлов, Т.В. Чемоданова и др.) [93], [70].
Одним из эффективных и проверенных способов развития такой способности в условиях вуза является организация учебно-творческой деятельности студентов (С.А. Новоселов [71], Т.В. Зверева [35], Н.П. Иванова [40], О.Е. Краюхина [48] и др.). Это определяет актуальность исследования проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза на социально-педагогическом уровне.
Особое значение для методологии высшего образования эта проблема приобретает в условиях все более широкого внедрения в учебно-творческую деятельность студентов методов организации её в форме проектной деятельности. Это применяется не только в структуре учебного процесса - курсовое и дипломное проектирование (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ), но и в организации самостоятельной учебно-творческой деятельности во внеаудиторной и воспитательной работе. При этом организация проектной деятельности студентов, как формы их учебно-творческой деятельности, требует от них решения учебно-творческих задач с применением эвристических методов и технологий развития творчества, в том числе ассоциативно-синектической технологии развития креативности и творчества обучающихся (далее - АС-технология) [67].
Это привело к появлению новой формы организации проектной деятельности студентов, которая предполагает использование новой формы творческих проектов - ассоциативно-синектических проектов (далее АС- проектов).
Необходимость исследования компонентной структуры АС-проектов и возможностей применения их в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза с учетом особенностей подготовки будущих педагогов и учителей определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Необходимость разработки методики активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в учебной, так и внеучебной работе, посредством организации их творческой деятельности по выполнению АС-проектов определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов очень актуальна (Р.А Низамов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.) [66], [80]. Это имеет особое значение для педагогического образования, которое призвано воспитать и развить социально и профессионально компетентную личность, подготовить творчески мыслящих специалистов, способных развивать интеллектуальный, культурный, творческий потенциал своих будущих учеников.
В работах А.А. Вербицкого [21], Т.В. Кудрявцева [49], Т.И. Шамовой [98], Г.И. Щукиной [99] и др. под активизацией понимается процесс педагогической организации учебной деятельности, который обеспечивает достижение обучаемым деятельностного состояния, проявляющегося в его личностном позитивном отношении к содержанию и характеру учебной деятельности, в мобилизации его нравственно-волевых усилий, направленных на достижение учебно-познавательных целей. В работах Ю.В. Громыко [28], С.А. Новоселова [74], И.Я. Ленер [55] и др. научно обосновано, что средством активизации учебно-творческой деятельности студентов могут быть специально разработанные задачи, обеспечивающие высокий уровень мотивации студентов в образовательном процессе. В работах Зверевой Т.В. [35], Ивановой Н.П. [40], Краюхиной О.Е.[48], Новоселова С.А. активизация учебно-творческой деятельности рассматривается как процесс и результат мобилизации интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых для решения учебно-творческих задач, как процесс побуждения обучаемых к увеличению творческой составляющей в структуре учебной деятельности.
В работах Н.В. Матяш[60], Н.Ю. Пахомовой[79], А.И. Савенкова[89], И.Д. Чечель [97] и др. подробно исследована одна из форм учебно-творческой деятельности и одновременно средство активизации учебно-творческой деятельности - проектная деятельность. А.В. Леонтович [51] и С.А. Новоселов трактуют её как специально организованную совместную учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателей, имеющую общую для всех ее участников цель, структуру и методы, организуемую для решения значимых образовательных задач, на основе вы-бора конечного продукта деятельности - проекта, осмысления и формулирования требований к нему, планирования этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Особенностью проектной деятельности является то, что при решении возникающих в ней учебно-творческих задач наиболее часто используются эвристические методы и технологии развития и активизации творческой деятельности, такие как известная ассоциативно-синектическая технология (АС - технология). В работах Ивановой Н.П., Краюхиной О.Е. и Шмаковой Л.Е. была обоснована новая форма организации проектной деятельности студентов, которая предполагает использование новой формы творческих проектов - ассоциативно-синектических проектов (далее АС-проектов).
Но, как показал анализ известных научных трудов, структура АС- проектов не получила достаточного научного обоснования, а также не изучены возможности применения АС-проектов в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза с учетом особенностей подготовки будущих учителей. Недостаточно изучены также возможности разработки методики активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в учебной, так и внеучебной работе, посредством организации их творческой деятельности по выполнению АС-проектов.
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов посредством организации их проектной деятельности, включающей в себя решение учебно-творческих задач с применением эвристических методов и технологий позволил выявить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании креативных компетенций у выпускников педагогических вузов и сложившимися традиционными способами организации учебно-творческой деятельности студентов, не обеспечивающими требуемый уровень познавательной и творческой активности студентов, в том числе и потому, что в них не используется новые формы организации проектной деятельности студентов, предполагающих использование новых форм творческих проектов, в том числе ассоциативно-синектических проектов;
• на научно-теоретическом уровне - между тенденцией расширения возможностей использования проектной деятельности (метода проектов) для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей использования для этого новых форм организации проектной деятельности студентов с применением ассоциативно-синектической технологии активизации творчества, недостаточным теоретическим обоснованием компонентной структуры АС-проектов, которая учитывала бы особенности подготовки будущих учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности, посредством организации их творческой работы по выполнению АС-проектов и недостаточным научно-методическим обоснованием методики применения АС-проектов в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов.
Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть компонентная структура АС-проектов и методика их применения для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов как в учебной, так и внеучебной работе с учётом особенностей подготовки будущих педагогов, учителей.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы структуры и содержания ассоциативно-синектических проектов и методики их применения для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов.
В рамках указанной проблемы и цели исследования нами определена тема диссертационного исследования: «Ассоциативно-синектический проект как средство активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов» и введено ограничение - исследование проводилось в процессе организации образовательного процесса студентов-бакалавров (профиль: «начальное образование и английский», «начальное образование») и студентов-магистрантов (профиль: «начальное образование», «дошкольное образование», «педагогические технологии развития креативности».
Объект исследования - процесс активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов с использованием технологий организации проектной деятельности.
Предмет исследования - применение ассоциативно-синектических проектов в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования. Предполагается, что активизации учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов будет способствовать организация этой деятельности в форме выполнения ассоциативно- синектических проектов при соблюдении следующих условий:
- ассоциативно-синектический проект должен быть организован как творческий проект, но на первом его этапе студенты должны быть включены в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов, целью которого (ассоциирования) является усмотрение новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности;
- в структуре учебной аудиторной работы студентов ассоциативно- синектический проект должен быть ориентирован на развитие творческих способностей студентов и их мотивации к творчеству в будущей профессиональной педагогической деятельности, при этом он может быть организован в ходе изучения специальной учебной дисциплины, содержание которой посвящено методологии или методике развития творчества детей;
- во внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов ассоциативно-синектический проект должен быть ориентирован на подготовку творческих соревнований, фестивалей и конкурсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно- синектической технологии, а также на разработку новых средств развития способностей детей.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме активизации учебно-творческой деятельности студентов с использованием технологий проектирования.
2. Проанализировать особенности применения ассоциативно-синектической технологии в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов.
3. Разработать теоретическую модель применения АС-проекта для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
4. Провести опытно-поисковую проверку результативности применения АС- проекта для активизации учебно-творческой деятельности студентов .
В исследовании были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ нормативных документов; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анализ полученных результатов активизации учебно-творческой деятельности студентов в процессе организации АС-проектирования, формирующий эксперимент. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием методов математической статистики.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы известных российских и зарубежных педагогов, философов и психологов, направленные на активизацию учебно-творческой деятельности студентов, на педагогическое осмысление целей, содержания и методов организации АС-проектирования, на особенности организации и эффективной работы творческих проектных групп.
- учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Л. С. Выготский[23], Б. М. Кедров [44], и др.);
- концепция поисковой активности В. С. Ротенберга, В.В. Аршавского [85]; -психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская [15], Э. де Боно [17], А. М. Матюшкин [59], В. Д. Шадриков [97] и др.);
- методология творческой деятельности (Г. С. Альтшуллер [3], Г. Я. Буш [19], М. М. Зиновкина [37], С. А. Новоселов [75] и др.);
- принципы педагогики творчества (В. И. Андреев [4], В. И. Загвязинский [32];
- идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (М. А. Галагузова [25], С. А. Новоселов [68], Г. И. Щукина [99] и др.);
В исследовании использовалась специально разработанная диагностика, основанная на подходе Г.И Щукиной [100] с использованием структурной модели творческих способностей, обоснованную В. И. Андреевым [6].
Для решения поставленных задач были использованы методы, адекватные предмету и задачам исследования: понятийный анализ психолого-педагогической, учебно-методической и лингвистической литературы для выявления понятийного поля проблемы, анализ и обобщение основных положений научных трудов по теме диссертационного исследования; сравнительно-сопоставительный анализ программной и учебно-методической документации, а также педагогического опыта.
Организация, база и этапы исследования.
Исследование выполнено в институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Исследование проводились в три этапа.
I этап (2016 - 2017 гг.) поисково-аналитический - изучение состояния и особенностей организации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
II этап (2017 гг.) теоретический - осуществление сбора и обработка необходимых научно-педагогических, нормативно-регулирующих, статистических и других материалов; разработка структуры и основного содержания диссертации.
III этап (2017 - 2018 гг.) опытно - поисковый - организация опытно-поисковой работы по активизации учебно-творческой деятельности студентов, обобщение результатов работы, публикация промежуточных результатов исследования, оформление теоретических выводов, результатов исследования и текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- обоснована педагогическая идея о том, что активизации учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов будет способствовать организация этой деятельности в форме выполнения ассоциативно- синектических проектов;
- обоснована структура АС-проекта с учётом специфики педагогического профиля студентов;
- разработана методика организации АС-проекта в аудиторной и внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов с учётом содержания будущей педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• Уточнено определение понятий «АС-проект», «АС-проектирование», результат «АС-проектирования».
• Уточнены критерии активизации учебно-творческой деятельности с
учётом специфики будущей педагогической деятельности;
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, предложенные методы, средства активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством выполнения АС-проектов могут быть включены в образовательную практику педагогических вузов и колледжей России.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Уральском государственном педагогическом университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация учебно-творческой деятельности студентов в аудиторной и внеаудиторной учебной работе вуза в форме выполнения АС-проектов, со-держание которых связано с содержанием будущей профессиональной педагогической деятельности и направлено на развитие творческого потенциала будущего учителя, способствует активизации учебно-творческой деятельности студентов.
2. АС-проект обеспечивает активизацию учебно-творческой деятельности студентов и развитие их творческого потенциала при условии организации его в форме творческого проекта, на первом этапе которого студенты должны быть включены в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов. При этом целью ассоциирования является усмотрение новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности.
3. В условиях учебной аудиторной работы студентов педагогического вуза АС-проект должен быть ориентирован на развитие их творческих способностей, их мотивации к творчеству в будущей педагогической деятельности, при этом целесообразна организация АС-проекта в структуре образовательного процесса специальной учебной дисциплины, содержание которой посвящено методологии или методике развития творчества детей, например, при освоении дисциплины «Методология развития креативности и творчества», как по программам бакалавриата, так и магистратуры.
4. Организация АС-проекта в ходе аудиторной образовательной деятельности должна быть взаимосвязана с организацией АС-проектов во внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов. При этом АС-проекты, организованные во внеаудиторной деятельности студентов, должны быть ориентированы на подготовку творческих соревнований, фестивалей и кон-курсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно-синектической технологии, а также на разработку новых средств развития способностей детей
5. Методика организации АС-проекта включает в себя следующие обязательные элементы:
- организация учебно-творческой деятельности студентов по самостоятельному поиску ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов и формулированием новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности;
- на основе анализа найденных на первом этапе проблемных ситуаций и творческих задач в сфере будущей профессиональной педагогической деятельности организация учебно-творческой деятельности студентов по самостоятельному формулированию задания на проектирование процессов и объектов профессиональной деятельности;
- организация проектной деятельности студентов в соответствии с известной структурой творческого проекта, как формы организации метода проектов, с включением элементов ассоциативно-синектической технологии в тех случаях, когда активность учебно-творческой проектной деятельности снижается.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 2 научных статьи. Основные положения работы прошли апробацию на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях» (Сургут, 2017) [96]; Международная научно-практическая заочная конференция «Современные проблемы детства» (Ярославль, 2018), [95];
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (100 источников) и 2 приложений. Текст со-держит 5 таблиц. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями работы.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов. Для решения этой проблемы был проведен анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта. Весь ход и результаты проведенного исследования, их апробация (на международных, всероссийских конференциях), подтвердили актуальность исследуемой проблемы.
Как показывают многочисленные исследования психологов и педагогов, активизация учебно-творческих способностей требует особого внимания и специального педагогического воздействия. Необходимо создавать педагогические условия для организации развития учебно-творческих способностей обучающихся педагогических вузов. В теоретической части была решена за-дача анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Анализ работ (В. Е. Алексеева, Г. С Альтшуллера, В. И Андреева, Д. Б. Богоявленской, Э. де Боно, Л. С. Выготского, М. А. Галагузовой, Б. М. Кедрова, С. А. Новоселова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) позволил нам определить, что для активизации учебно-творческой деятельности обучающихся необходимо введение в учебную и внеучебную деятельность новой формы проектной деятельности - АС-проекта, так как он позволяет связать общей нитью многочисленную учебную и внеучебную деятельность, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у обучающихся ориентации на педагогическую деятельность.
Мы проанализировали роль учебно-творческой деятельности в процессе использования студентами АС-проекта. Это позволило найти подходы для решения третьей задачи исследования и обосновать первое из выделенных педагогических условий: организация АС - проектирования в форме творческого проекта, на первом этапе которого студенты включаются в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей.. Для этого на базе УрГПУ г. Екатеринбурга было проведено открытое занятие по «АС-технологии», включающие в себя конструирование литературно-художественных моделей. В ходе которого мы пришли к выводу, что эффективность применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов будет возрастать благодаря интеграции содержания и форм учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, мы обосновали первое выделенное в теоретической части педагогическое условие.
Задача разработки и теоретического обоснования педагогических условий активизации ориентированной учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов обучения, была решена в ходе опытно-поисковой работы. Она показала, что следующими условиями эффективного применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов является организация и самостоятельная деятельность студентов по созданию творческого проекта, включающего в себя графические, аудио- и видео-элементы, а так же ориентация обучающихся на подготовку творческих соревнований, фестивалей и конкурсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно-синектической технологии. Тем самым подтвердили второе и третье педагогические условия.
В процессе проверки истинности выделенных нами условий активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов была уточнена система критериев оценки позитивных тенденций развития способностей учащихся к творчеству. При этом проведена экспертная оценка адекватности применения известной блочной структуры способностей академика В. И. Андреева и уточнена ее структура.
Анализ результатов проведённого нами исследования позволил сделать вывод о положительной тенденции в проявлении всего комплекса творческих способностей обучающихся, включенных в выполнение АС-проекта, что свидетельствует об активизации учебно-творческой деятельности.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа позволила установить, что выполнение представленных выше условий повысила эффективность применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов, в том числе благодаря интеграция содержания и форм учебной и внеучебной деятельности. Факт активизации зафиксирован с помощью экспертной оценки комплексной включенности творческих способностей студентов.
Основные результаты и выводы исследования:
1. Проведенное исследование подтвердило актуальность решения проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов.
2. В ходе теоретического и опытно-поискового исследования удалось доказать необходимость выделения в организации учебно-творческой деятельности педагогических условий эффективного применения АС-проекта для активизации этого вида деятельности студентов ИПиПД (бакалавры, магистранты).
3. Теоретически обоснована и проверена в образовательном и вне- учебном процессе эффективность применения разработанной методики организации учебно-творческой деятельности с применением АС-проекта.
4. В ходе опытно-поисковой работы была проверена необходимость выделенных педагогических условий для эффективного применения АС- проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на основе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
5. Проведенная опытно-поисковая работа показала положительную тенденцию повышения активности студентов в их учебно-творческой деятельности.
Как показывают многочисленные исследования психологов и педагогов, активизация учебно-творческих способностей требует особого внимания и специального педагогического воздействия. Необходимо создавать педагогические условия для организации развития учебно-творческих способностей обучающихся педагогических вузов. В теоретической части была решена за-дача анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Анализ работ (В. Е. Алексеева, Г. С Альтшуллера, В. И Андреева, Д. Б. Богоявленской, Э. де Боно, Л. С. Выготского, М. А. Галагузовой, Б. М. Кедрова, С. А. Новоселова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) позволил нам определить, что для активизации учебно-творческой деятельности обучающихся необходимо введение в учебную и внеучебную деятельность новой формы проектной деятельности - АС-проекта, так как он позволяет связать общей нитью многочисленную учебную и внеучебную деятельность, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у обучающихся ориентации на педагогическую деятельность.
Мы проанализировали роль учебно-творческой деятельности в процессе использования студентами АС-проекта. Это позволило найти подходы для решения третьей задачи исследования и обосновать первое из выделенных педагогических условий: организация АС - проектирования в форме творческого проекта, на первом этапе которого студенты включаются в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей.. Для этого на базе УрГПУ г. Екатеринбурга было проведено открытое занятие по «АС-технологии», включающие в себя конструирование литературно-художественных моделей. В ходе которого мы пришли к выводу, что эффективность применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов будет возрастать благодаря интеграции содержания и форм учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, мы обосновали первое выделенное в теоретической части педагогическое условие.
Задача разработки и теоретического обоснования педагогических условий активизации ориентированной учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов обучения, была решена в ходе опытно-поисковой работы. Она показала, что следующими условиями эффективного применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов является организация и самостоятельная деятельность студентов по созданию творческого проекта, включающего в себя графические, аудио- и видео-элементы, а так же ориентация обучающихся на подготовку творческих соревнований, фестивалей и конкурсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно-синектической технологии. Тем самым подтвердили второе и третье педагогические условия.
В процессе проверки истинности выделенных нами условий активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов была уточнена система критериев оценки позитивных тенденций развития способностей учащихся к творчеству. При этом проведена экспертная оценка адекватности применения известной блочной структуры способностей академика В. И. Андреева и уточнена ее структура.
Анализ результатов проведённого нами исследования позволил сделать вывод о положительной тенденции в проявлении всего комплекса творческих способностей обучающихся, включенных в выполнение АС-проекта, что свидетельствует об активизации учебно-творческой деятельности.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа позволила установить, что выполнение представленных выше условий повысила эффективность применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов, в том числе благодаря интеграция содержания и форм учебной и внеучебной деятельности. Факт активизации зафиксирован с помощью экспертной оценки комплексной включенности творческих способностей студентов.
Основные результаты и выводы исследования:
1. Проведенное исследование подтвердило актуальность решения проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов.
2. В ходе теоретического и опытно-поискового исследования удалось доказать необходимость выделения в организации учебно-творческой деятельности педагогических условий эффективного применения АС-проекта для активизации этого вида деятельности студентов ИПиПД (бакалавры, магистранты).
3. Теоретически обоснована и проверена в образовательном и вне- учебном процессе эффективность применения разработанной методики организации учебно-творческой деятельности с применением АС-проекта.
4. В ходе опытно-поисковой работы была проверена необходимость выделенных педагогических условий для эффективного применения АС- проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на основе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
5. Проведенная опытно-поисковая работа показала положительную тенденцию повышения активности студентов в их учебно-творческой деятельности.



