Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Работа №96036

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизации
учебно-творческой деятельности студентов с использованием технологии организации проектной деятельности 15
1.2. Применение ассоциативно-синектической технологии в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических
вузов 26
1.3. Активизация учебно-творческой деятельности студентов педагогического
вуза в процессе организации ассоциативно-синектический проекта 35
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 45
2.1 Организация опытно-поисковой работы по активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством ассоциативно-синектического проекта ....45
2.2 Методика организации ассоциативно-синектического проекта 67
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 72
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Формирующееся инновационное образовательное пространство России требует адекватной реализации в организациях и учреждениях высшего образования программ, ориентированных на развитие таланта, креативности и инициативности человека как субъекта экономического и социального развития. По существу речь идет о подготовке студентов к выполнению роли не только квалифицированных исполнителей, но и новаторов, обладающих повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения инноваций. Поэтому к результатам образования предъявляются новые требования, важнейшим из которых является наличие у выпускников креативных компетенций (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин и др.) []. Это особенно актуально для педагогических вузов, так как от их выпускников - будущих педагогов, учителей зависит, будет ли создана в учреждениях образования творческая атмосфера, будет ли организована каждодневная работа по развитию креативности подрастающего поколения.
Таким образом, развитие творчества студентов педагогических вузов требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициатив-ной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать (С.А. Новосёлов, Т.В. Чемоданова и др.) [93], [70].
Одним из эффективных и проверенных способов развития такой способности в условиях вуза является организация учебно-творческой деятельности студентов (С.А. Новоселов [71], Т.В. Зверева [35], Н.П. Иванова [40], О.Е. Краюхина [48] и др.). Это определяет актуальность исследования проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза на социально-педагогическом уровне.
Особое значение для методологии высшего образования эта проблема приобретает в условиях все более широкого внедрения в учебно-творческую деятельность студентов методов организации её в форме проектной деятельности. Это применяется не только в структуре учебного процесса - курсовое и дипломное проектирование (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ), но и в организации самостоятельной учебно-творческой деятельности во внеаудиторной и воспитательной работе. При этом организация проектной деятельности студентов, как формы их учебно-творческой деятельности, требует от них решения учебно-творческих задач с применением эвристических методов и технологий развития творчества, в том числе ассоциативно-синектической технологии развития креативности и творчества обучающихся (далее - АС-технология) [67].
Это привело к появлению новой формы организации проектной деятельности студентов, которая предполагает использование новой формы творческих проектов - ассоциативно-синектических проектов (далее АС- проектов).
Необходимость исследования компонентной структуры АС-проектов и возможностей применения их в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза с учетом особенностей подготовки будущих педагогов и учителей определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Необходимость разработки методики активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в учебной, так и внеучебной работе, посредством организации их творческой деятельности по выполнению АС-проектов определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов очень актуальна (Р.А Низамов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.) [66], [80]. Это имеет особое значение для педагогического образования, которое призвано воспитать и развить социально и профессионально компетентную личность, подготовить творчески мыслящих специалистов, способных развивать интеллектуальный, культурный, творческий потенциал своих будущих учеников.
В работах А.А. Вербицкого [21], Т.В. Кудрявцева [49], Т.И. Шамовой [98], Г.И. Щукиной [99] и др. под активизацией понимается процесс педагогической организации учебной деятельности, который обеспечивает достижение обучаемым деятельностного состояния, проявляющегося в его личностном позитивном отношении к содержанию и характеру учебной деятельности, в мобилизации его нравственно-волевых усилий, направленных на достижение учебно-познавательных целей. В работах Ю.В. Громыко [28], С.А. Новоселова [74], И.Я. Ленер [55] и др. научно обосновано, что средством активизации учебно-творческой деятельности студентов могут быть специально разработанные задачи, обеспечивающие высокий уровень мотивации студентов в образовательном процессе. В работах Зверевой Т.В. [35], Ивановой Н.П. [40], Краюхиной О.Е.[48], Новоселова С.А. активизация учебно-творческой деятельности рассматривается как процесс и результат мобилизации интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых для решения учебно-творческих задач, как процесс побуждения обучаемых к увеличению творческой составляющей в структуре учебной деятельности.
В работах Н.В. Матяш[60], Н.Ю. Пахомовой[79], А.И. Савенкова[89], И.Д. Чечель [97] и др. подробно исследована одна из форм учебно-творческой деятельности и одновременно средство активизации учебно-творческой деятельности - проектная деятельность. А.В. Леонтович [51] и С.А. Новоселов трактуют её как специально организованную совместную учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателей, имеющую общую для всех ее участников цель, структуру и методы, организуемую для решения значимых образовательных задач, на основе вы-бора конечного продукта деятельности - проекта, осмысления и формулирования требований к нему, планирования этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Особенностью проектной деятельности является то, что при решении возникающих в ней учебно-творческих задач наиболее часто используются эвристические методы и технологии развития и активизации творческой деятельности, такие как известная ассоциативно-синектическая технология (АС - технология). В работах Ивановой Н.П., Краюхиной О.Е. и Шмаковой Л.Е. была обоснована новая форма организации проектной деятельности студентов, которая предполагает использование новой формы творческих проектов - ассоциативно-синектических проектов (далее АС-проектов).
Но, как показал анализ известных научных трудов, структура АС- проектов не получила достаточного научного обоснования, а также не изучены возможности применения АС-проектов в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза с учетом особенностей подготовки будущих учителей. Недостаточно изучены также возможности разработки методики активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в учебной, так и внеучебной работе, посредством организации их творческой деятельности по выполнению АС-проектов.
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов посредством организации их проектной деятельности, включающей в себя решение учебно-творческих задач с применением эвристических методов и технологий позволил выявить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании креативных компетенций у выпускников педагогических вузов и сложившимися традиционными способами организации учебно-творческой деятельности студентов, не обеспечивающими требуемый уровень познавательной и творческой активности студентов, в том числе и потому, что в них не используется новые формы организации проектной деятельности студентов, предполагающих использование новых форм творческих проектов, в том числе ассоциативно-синектических проектов;
• на научно-теоретическом уровне - между тенденцией расширения возможностей использования проектной деятельности (метода проектов) для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей использования для этого новых форм организации проектной деятельности студентов с применением ассоциативно-синектической технологии активизации творчества, недостаточным теоретическим обоснованием компонентной структуры АС-проектов, которая учитывала бы особенности подготовки будущих учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности, посредством организации их творческой работы по выполнению АС-проектов и недостаточным научно-методическим обоснованием методики применения АС-проектов в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов.
Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть компонентная структура АС-проектов и методика их применения для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов как в учебной, так и внеучебной работе с учётом особенностей подготовки будущих педагогов, учителей.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы структуры и содержания ассоциативно-синектических проектов и методики их применения для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов.
В рамках указанной проблемы и цели исследования нами определена тема диссертационного исследования: «Ассоциативно-синектический проект как средство активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов» и введено ограничение - исследование проводилось в процессе организации образовательного процесса студентов-бакалавров (профиль: «начальное образование и английский», «начальное образование») и студентов-магистрантов (профиль: «начальное образование», «дошкольное образование», «педагогические технологии развития креативности».
Объект исследования - процесс активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов с использованием технологий организации проектной деятельности.
Предмет исследования - применение ассоциативно-синектических проектов в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования. Предполагается, что активизации учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов будет способствовать организация этой деятельности в форме выполнения ассоциативно- синектических проектов при соблюдении следующих условий:
- ассоциативно-синектический проект должен быть организован как творческий проект, но на первом его этапе студенты должны быть включены в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов, целью которого (ассоциирования) является усмотрение новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности;
- в структуре учебной аудиторной работы студентов ассоциативно- синектический проект должен быть ориентирован на развитие творческих способностей студентов и их мотивации к творчеству в будущей профессиональной педагогической деятельности, при этом он может быть организован в ходе изучения специальной учебной дисциплины, содержание которой посвящено методологии или методике развития творчества детей;
- во внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов ассоциативно-синектический проект должен быть ориентирован на подготовку творческих соревнований, фестивалей и конкурсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно- синектической технологии, а также на разработку новых средств развития способностей детей.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме активизации учебно-творческой деятельности студентов с использованием технологий проектирования.
2. Проанализировать особенности применения ассоциативно-синектической технологии в процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов.
3. Разработать теоретическую модель применения АС-проекта для активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
4. Провести опытно-поисковую проверку результативности применения АС- проекта для активизации учебно-творческой деятельности студентов .
В исследовании были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ нормативных документов; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анализ полученных результатов активизации учебно-творческой деятельности студентов в процессе организации АС-проектирования, формирующий эксперимент. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием методов математической статистики.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы известных российских и зарубежных педагогов, философов и психологов, направленные на активизацию учебно-творческой деятельности студентов, на педагогическое осмысление целей, содержания и методов организации АС-проектирования, на особенности организации и эффективной работы творческих проектных групп.
- учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Л. С. Выготский[23], Б. М. Кедров [44], и др.);
- концепция поисковой активности В. С. Ротенберга, В.В. Аршавского [85]; -психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская [15], Э. де Боно [17], А. М. Матюшкин [59], В. Д. Шадриков [97] и др.);
- методология творческой деятельности (Г. С. Альтшуллер [3], Г. Я. Буш [19], М. М. Зиновкина [37], С. А. Новоселов [75] и др.);
- принципы педагогики творчества (В. И. Андреев [4], В. И. Загвязинский [32];
- идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (М. А. Галагузова [25], С. А. Новоселов [68], Г. И. Щукина [99] и др.);
В исследовании использовалась специально разработанная диагностика, основанная на подходе Г.И Щукиной [100] с использованием структурной модели творческих способностей, обоснованную В. И. Андреевым [6].
Для решения поставленных задач были использованы методы, адекватные предмету и задачам исследования: понятийный анализ психолого-педагогической, учебно-методической и лингвистической литературы для выявления понятийного поля проблемы, анализ и обобщение основных положений научных трудов по теме диссертационного исследования; сравнительно-сопоставительный анализ программной и учебно-методической документации, а также педагогического опыта.
Организация, база и этапы исследования.
Исследование выполнено в институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Исследование проводились в три этапа.
I этап (2016 - 2017 гг.) поисково-аналитический - изучение состояния и особенностей организации учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
II этап (2017 гг.) теоретический - осуществление сбора и обработка необходимых научно-педагогических, нормативно-регулирующих, статистических и других материалов; разработка структуры и основного содержания диссертации.
III этап (2017 - 2018 гг.) опытно - поисковый - организация опытно-поисковой работы по активизации учебно-творческой деятельности студентов, обобщение результатов работы, публикация промежуточных результатов исследования, оформление теоретических выводов, результатов исследования и текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- обоснована педагогическая идея о том, что активизации учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов будет способствовать организация этой деятельности в форме выполнения ассоциативно- синектических проектов;
- обоснована структура АС-проекта с учётом специфики педагогического профиля студентов;
- разработана методика организации АС-проекта в аудиторной и внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов с учётом содержания будущей педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• Уточнено определение понятий «АС-проект», «АС-проектирование», результат «АС-проектирования».
• Уточнены критерии активизации учебно-творческой деятельности с
учётом специфики будущей педагогической деятельности;
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, предложенные методы, средства активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством выполнения АС-проектов могут быть включены в образовательную практику педагогических вузов и колледжей России.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Уральском государственном педагогическом университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация учебно-творческой деятельности студентов в аудиторной и внеаудиторной учебной работе вуза в форме выполнения АС-проектов, со-держание которых связано с содержанием будущей профессиональной педагогической деятельности и направлено на развитие творческого потенциала будущего учителя, способствует активизации учебно-творческой деятельности студентов.
2. АС-проект обеспечивает активизацию учебно-творческой деятельности студентов и развитие их творческого потенциала при условии организации его в форме творческого проекта, на первом этапе которого студенты должны быть включены в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов. При этом целью ассоциирования является усмотрение новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности.
3. В условиях учебной аудиторной работы студентов педагогического вуза АС-проект должен быть ориентирован на развитие их творческих способностей, их мотивации к творчеству в будущей педагогической деятельности, при этом целесообразна организация АС-проекта в структуре образовательного процесса специальной учебной дисциплины, содержание которой посвящено методологии или методике развития творчества детей, например, при освоении дисциплины «Методология развития креативности и творчества», как по программам бакалавриата, так и магистратуры.
4. Организация АС-проекта в ходе аудиторной образовательной деятельности должна быть взаимосвязана с организацией АС-проектов во внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов. При этом АС-проекты, организованные во внеаудиторной деятельности студентов, должны быть ориентированы на подготовку творческих соревнований, фестивалей и кон-курсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно-синектической технологии, а также на разработку новых средств развития способностей детей
5. Методика организации АС-проекта включает в себя следующие обязательные элементы:
- организация учебно-творческой деятельности студентов по самостоятельному поиску ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей с их последующим ассоциированием с реальными ситуациями из жизненного опыта студентов и формулированием новых творческих задач по созданию или совершенствованию объектов, явлений и процессов в сфере их будущей профессиональной педагогической деятельности;
- на основе анализа найденных на первом этапе проблемных ситуаций и творческих задач в сфере будущей профессиональной педагогической деятельности организация учебно-творческой деятельности студентов по самостоятельному формулированию задания на проектирование процессов и объектов профессиональной деятельности;
- организация проектной деятельности студентов в соответствии с известной структурой творческого проекта, как формы организации метода проектов, с включением элементов ассоциативно-синектической технологии в тех случаях, когда активность учебно-творческой проектной деятельности снижается.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 2 научных статьи. Основные положения работы прошли апробацию на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях» (Сургут, 2017) [96]; Международная научно-практическая заочная конференция «Современные проблемы детства» (Ярославль, 2018), [95];
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (100 источников) и 2 приложений. Текст со-держит 5 таблиц. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов. Для решения этой проблемы был проведен анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта. Весь ход и результаты проведенного исследования, их апробация (на международных, всероссийских конференциях), подтвердили актуальность исследуемой проблемы.
Как показывают многочисленные исследования психологов и педагогов, активизация учебно-творческих способностей требует особого внимания и специального педагогического воздействия. Необходимо создавать педагогические условия для организации развития учебно-творческих способностей обучающихся педагогических вузов. В теоретической части была решена за-дача анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Анализ работ (В. Е. Алексеева, Г. С Альтшуллера, В. И Андреева, Д. Б. Богоявленской, Э. де Боно, Л. С. Выготского, М. А. Галагузовой, Б. М. Кедрова, С. А. Новоселова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) позволил нам определить, что для активизации учебно-творческой деятельности обучающихся необходимо введение в учебную и внеучебную деятельность новой формы проектной деятельности - АС-проекта, так как он позволяет связать общей нитью многочисленную учебную и внеучебную деятельность, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у обучающихся ориентации на педагогическую деятельность.
Мы проанализировали роль учебно-творческой деятельности в процессе использования студентами АС-проекта. Это позволило найти подходы для решения третьей задачи исследования и обосновать первое из выделенных педагогических условий: организация АС - проектирования в форме творческого проекта, на первом этапе которого студенты включаются в самостоятельный поиск ситуаций нового вида на основе конструирования литературно-художественных моделей.. Для этого на базе УрГПУ г. Екатеринбурга было проведено открытое занятие по «АС-технологии», включающие в себя конструирование литературно-художественных моделей. В ходе которого мы пришли к выводу, что эффективность применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов будет возрастать благодаря интеграции содержания и форм учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, мы обосновали первое выделенное в теоретической части педагогическое условие.
Задача разработки и теоретического обоснования педагогических условий активизации ориентированной учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов обучения, была решена в ходе опытно-поисковой работы. Она показала, что следующими условиями эффективного применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов является организация и самостоятельная деятельность студентов по созданию творческого проекта, включающего в себя графические, аудио- и видео-элементы, а так же ориентация обучающихся на подготовку творческих соревнований, фестивалей и конкурсов детей дошкольного и школьного возраста с включением в процесс подготовки элементов ассоциативно-синектической технологии. Тем самым подтвердили второе и третье педагогические условия.
В процессе проверки истинности выделенных нами условий активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов была уточнена система критериев оценки позитивных тенденций развития способностей учащихся к творчеству. При этом проведена экспертная оценка адекватности применения известной блочной структуры способностей академика В. И. Андреева и уточнена ее структура.
Анализ результатов проведённого нами исследования позволил сделать вывод о положительной тенденции в проявлении всего комплекса творческих способностей обучающихся, включенных в выполнение АС-проекта, что свидетельствует об активизации учебно-творческой деятельности.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа позволила установить, что выполнение представленных выше условий повысила эффективность применения АС-проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов, в том числе благодаря интеграция содержания и форм учебной и внеучебной деятельности. Факт активизации зафиксирован с помощью экспертной оценки комплексной включенности творческих способностей студентов.
Основные результаты и выводы исследования:
1. Проведенное исследование подтвердило актуальность решения проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов педагогических вузов.
2. В ходе теоретического и опытно-поискового исследования удалось доказать необходимость выделения в организации учебно-творческой деятельности педагогических условий эффективного применения АС-проекта для активизации этого вида деятельности студентов ИПиПД (бакалавры, магистранты).
3. Теоретически обоснована и проверена в образовательном и вне- учебном процессе эффективность применения разработанной методики организации учебно-творческой деятельности с применением АС-проекта.
4. В ходе опытно-поисковой работы была проверена необходимость выделенных педагогических условий для эффективного применения АС- проекта как средства активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на основе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
5. Проведенная опытно-поисковая работа показала положительную тенденцию повышения активности студентов в их учебно-творческой деятельности.



1. Алексеев, В.Е. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект [Текст] / В.Е. Алексеев, А.И. Влазнев, Д.М. Комский // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.науч. тр. - Екатеринбург, 1995.- Вып.1.- С.107-119.
2. Алексеев, Н.Т. Проектное сознание [Текст]: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления / Н.Т. Алексеев - М. : институт учебника Paideia, 1997 - 38 с.
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - М. : Сов.радио, 1979. - 118 с.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс [Текст] / А.А. Андреев.- М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2006. -264 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: инновационно¬
прогностический курс [Текст] /В.И. Андреев. - Казань, 2006. - 499 с.
6. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1998. - 317 с.
8. Андреев, В.И. Саморазвитие индивида [Текст]: элективный курс / В.И. Андреев. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербуржский международный институт, 2001. - 157 с.
9. Афанасьев, П. О. Путеводитель по вопросам преподавания: пособие для преподавателей [Текст] / П. О. Афанасьев. 3-е изд. - М. : - Госиздат, 1982. - 52 с.
10. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Сост. М Ю. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
11. Басов, М.Я. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии [Текст] // Педология. 1931. № 5-6 (17-18). С. 12.
12. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст] / В.С. Безрукова - М.: Педагогика, 2000. -364 с.
13. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества[Текст] / Н.А. Бердяев- М. : Правда, 1989. -607 с.
14. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству[Текст] / Д.Б. Богоявленская - М. : Знание, 1981.-173 с.
15. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр "Академия", 2002.- 320с.
16. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр "Академия", 2002.- 320с.
17. Боно, Э. Серьезное творческое мышление [Текст] / Э. де Боно. - Пер с англ. Д. Я. Онацкая - Мн.:ООО"Попурри", 2005.- 416 с.
18. Бухарова, Г.Д. Понятие "задача" в психологии, общей и частной дидактиках [Текст] / Г.Д. Бухарова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.науч. тр. - Екатеринбург,1995.- Вып.1.-С.97-107.
19. Буш, Г.Я. Методы технического творчества[Текст] / Г.Я. Буш - Рига: Издательство «Лиесма», 1972. - 94 с.
20. Буш, Г. Я. Процесс технического творчества [Текст] / Г. Я. Буш. - Рига: Лиесма, 1980. - 121 с.
21. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 204 с.
22. Выготский, Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте [Текст]: Т.1. / Л.С. Выготский // Избран, психол. исследования. - М., 1982. - С.24,
23. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Под редакцией и со вступительной статьей В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс,
1999. - 536 с.
24. Выготский, Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте [Текст] : Т.1. / Л.С. Выготский // Избран, психол. исследования. - М., 1982. - С.24
25. Галагузова, М. А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки [Текст]: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1988. - 31 с.
26. Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды [Текст] /А.Л. Галин-Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. -128 с.
27. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий.Исследования мышления в советской психологии[Текст] / П.Я. Гальперин- М., 1966. - 249с.
28. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) [Текст] / Ю.В. Громыко - Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.
29. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
30. Дорохова, Т. С. История социальной педагогики: учеб. [Текст] / Т. С. Дорохова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой. - М. : Гуманитар.изд. центр «ВЛАДОС», 2013. - 300 с.
31. Душков, Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика [Текст] / Б.А. Душков- М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 146 с.
32. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолог- педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
33. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолог- педагогического исследования 2-е издание [Текст]-М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 278 с.
34. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства, серия учебники, учебные пособия [Текст]/ Л.В.Занина, Н.П.Меньшикова. - Ростов н/Д: Из-во "Феникс", 2003. - 288 с.
35. Зверева, Т.В. Активизация проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей на занятиях декоративно¬прикладным искусством [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Зве¬рева. - Екатеринбург, 2017. - 147 с.
36. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. -384 с.
37. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей [Текст] / М.М. Зиновкина. -М. : Приоритет, 2006. С. 14-16.
38. Зиновкина, М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа [Текст] / М. М. Зиновкина. - М. : Приоритет-МВ, 2002. - 48 с.
39. Иванова, Н.П. Развитие творчества будущих педагогов: ассоциативно-синектический подход [Текст]// Философия и наука: материалы 7-й регион. науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 15 апреля 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. С. 68-71.
40. Иванова, Н.П. Развитие учебно-творческой деятельности студентов вуза средствами информационных технологий №6/ Н.П. Иванова [Текст]// Мир науки, культуры, образования. -М. : Акцент, 2012. - C. 158 - 161.
41. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. -СПб., 2009. - 434 с.
42. Исследовательский подход в теории и практике педагогического образования : коллективная монография [Текст]/ под ред. В. А. Беликова, Т. Е. Климовой. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 360 с.
43. Исхаков, Р. Х. Развитие дидактического творчества студентов педагогических специальностей [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Р. Х. Исхаков. - Екатеринбург, 2005. - 190 с.
44. Кедров, Б. М. О творчестве в науке и технике [Текст] / Б. М. Кедров. - М. : Мол. гвардия, 1987. - 192 с.
45. Кликс, Ф. Чем характеризуется творческое мышление и творческая деятельность? [Текст] / Ф. Кликс // Резерв успеха - творчество / Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989.- С. 7
46. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова- Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. -М. : Издательский центр «Академия», 2005. -120 с.
47. Кравцов, А.Ю. Проектирование как метод деятельстного познания [Текст] / А.Ю. Кравцов // Открытая школа - 2006- №3 с. 63-67
48. Краюхина, О.Е. Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / О.Е. Краюхина. - Екатеринбург, 2009. - 149 с.
49. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспек-тивы [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - М. : Знание, 1991. - 80 с.
50. Кудрявцев, В.Т. Психология технического мышления [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - М. : Педагогика, 1975. С. 33-46.
51. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. [Текст] / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2003.-С. 12-17.
52. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975.- 304 с.
53. Леонтьев, А.Н. Развитие личности [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1988.- 210 с.
54. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 116 с.
55. Лернер, И.Я. Методы обучения [Текст] / И.Я. Лернер - М. : Знание, 1999. - 147 с.
56. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, А. Б. Фридман. - М. : Педагогика, 1983.-64 с.
57. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] /А.К. Маркова.М.,1996. -306 с.
58. Масюкова, Н.А. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования [Текст]: дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н.А. Масюкова - Минск, 2001.-237 с.
59. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин.
-М.; 1993. - 327 с.
60. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш ; под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый-Брянск, 1999. - 379с.
61. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1972. - 552 с.
62. Мацкевич, Т.А., Лукоянова, Л.Г. Педагогические технологии о развитии детей [Текст]: опыт становления и тенденции развития / Т.А. Мацке¬вич, Л.Г. Лукоянова// Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество» - Самара, 2001. - С. 61-69.
63. Машбиц, Е. И. Психологический анализ учебной задачи [Текст] /Е.И. Машбиц. - М.; 1997. - 187 с.
64. Молочков, В.П. Наглядность как принцип обучения [Текст]// Информатика и образование. № 3. 2004. -С.20-30.
65. Муравьева, Г.Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса [Текст]: Монография. / Г.Е. Муравьева Шуя: Изд- во «Весть» Шуйского гос. пед. Ун-та, 2005. - 104 с.
66. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности [Текст] / Р.А. Низамов. - Казань, 1975. - 302 с.
67. Новоселов, С.А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса [Текст] / С.А. Новоселов // Педагогическое образование и наука: науч. - метод.журнал, М., №1. -2011, С.72-77.
68. Новосёлов, С.А. Дизайн искусственных стихов [Текст] /С.А. Новоселов. -УрГПУ, Екатеринбург, 2003. -324 с.
69. Новоселов, С.А. Концепция компьютерной модернизации ассоциативно-синектической технологии развития творчества обучаемых [Текст]// Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27 мая 2008 г., Шадринск. 2008. С. 213-220.
70. Новоселов, С.А. Методика применения компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов [Текст]// Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы = Innovative technologies in the higher education: Материалы 7-й Междунар. науч. конф. 11-13 октября 2010г., Екатеринбург: в 2 ч. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. Ч.1 С. 153-158.
71. Новоселов, С. А. Мониторинг развития творческих способностей
обучающихся объединений технического направления [Электронный ресурс] / С. А. Новосёлов, Л. В. Воронина, Т. В. Никулина - Екатеринбург: Дворец молодежи, 2012. -69 с. URL: https://cloud.mail.ru(дата обращения:17.02.2017).
72. Новоселов, С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования [Текст]: дис ... доктора пед. наук / С.А. Новоселов. - Екатеринбург, - 1997, - 396 с.
73. Новосёлов, С.А. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения [Текст] / С.А. Новосёлов, Л.А. Шкутина, В.В. Его-ров. - Киров: Вятский гос. пед. ун-т, 2001. - 303 с.
74. Новосёлов, С. А. Теоретико-методологические подходы к изучению креативности [Текст] / С. А. Новосёлов. - Екатеринбург: Рос.гос.проф.-пед. ун-та, - 2008. - 154 с.
75. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации [Текст] - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1995. -168 с.
76. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. -2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.
77. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка (А-Д) [Текст] / С.И. Ожегов. -М. : Просвещение, 1986. -280 с.
78. Орешкова, С.П. Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности [Текст]: диссертации на со-искание ученой степени кандидата педагогических наук :13.00.01/ С.П. Орешкова -Красноярск , 2009. - 261 с.
79. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -3¬е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова -М. : АРКТИ, 2005. - 112 с.
80. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.
81. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст]: справочное издание / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
82. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие для учебных заведений профтехобразования[Текст] / К.К. Платонов. - М. : Высш. шк., 1984. - 174 с.
83. Поллат, Е. С. Психология творческого мышления [Текст] / Е.С. Поллат. - М., 1960. - 254 с.
84. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я.А. Пономарев. - М.. : Наука, 1976. - 280 с.
85. Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация [Текст] / В. С. Ротенберг, В.В. Аршавский.- М.; 1984. - 192 с.
86. Рындак, В. Г. Педагогика креативности [Текст]/ В. Г. Рындак. - М. : Университетская книга, 2012. - 300 с.
87. Рындак, В.Г. Творчество. Краткий педагогический [Текст] / В.Г. ЯРындак. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. - 180 с.
88. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Шк. технологии. - 2004.
-N 4. - С. 82-89.
89. Савенков, А.И., Обухов А.С.Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» [Текст]/ Под ред. А.С. Обухова.- Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Библиотека журнала: «Исследователь/Researcher», - 2018. - 156 с.
90. Санников, Д.В. Интегративная программа полихудожественного
развития изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы [Текст]/Л.Г. Савенкова. - Москва, 1995. -75с.
91. ФГОС ВО с учетом проф. стандартов (3++) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL:http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24(дата обращения: 22.03.2018).
92. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/ Ю.Г. Фокин. - М. : Издательский центр «Академия»,2002. - 224 с.
93. Художественное проектирование [Текст] : /под.ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М. : Просвещение, 1979 - 175 с.
94. Чемоданова,, Т.В. Специфические принципы функционирования эффективной системы информационно-технологического обеспечения графической подготовки студентов [Текст]/Т.В. Чемоданова// Инновации в образовании- 2011. - № 12. - с. 12.
95. Чепчугова, К.С. АС-проект в педагогическом вузе [Текст] / К. С. Чепчугова // материалы международной научно-практической заочной конференции «Современные проблемы детства» / Отв.ред. Волошина К.Б. Яросл. гос. пед. ун-т. - Ярославль, 2018. - С. 150-152.
96. Чепчугова, К.С. Формирование культуры интеллектуальной собственности студентов педагогических вузов [Текст] / К. С. Чепчугова // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Е.А. Шанц. - Сургут. гос.пед. ун-т. - Сургут, 2017. - С. 30-33.
96. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. [Текст] : материалы городского методического семинара / И.Д. Чечель //Методология учебного проекта.. ; ред.-сост. Н.Ю. Пахомова- М., 2001.
- С. 119-124
97. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учебное пособие / В. Д. Шадриков. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
98. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова.- М. : Педагогика,1982. - 208 с.
99. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988.- 208с.
100. Щукина, Г.И.Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина.- М. : «Педагогика», 1971.- 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ