Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №95993

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1 Особенности психологического развития младших школьников... 7
1.2 Нравственные представления обучающихся начальной
школы 12
1.3 Целевые ориентиры ФГОС начального образования и предмета
литературного чтения 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 26
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.2 Комплекс заданий, направленный на формирование нравственных
представлений у младших школьников на уроках литературного чтения 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

На сегодняшний день в образовании ставится цель формирования у учащихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий, что отражает в себе новый ФГОС НОО в соответствии с фундаментальными целями образования. В составе планируемых результатов личностных УУД выделяют: формирование морально-эстетических
ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); способности к моральной децентраци -то есть к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе её разрешения; динамика морального осознания в процессе перехода от доконвенционального уровня к конвенциональному.
В образовательном процессе результаты личностных УУД формируются за счет реализации специальной программы духовно­нравственного воспитания и развития. В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема духовно-нравственного воспитания.
Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и философы: И. А. Ильин, Т. И. Петракова, С. И. Маслов, Б. Г. Гершунский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, В. И. Додонов, К. Д. Ушинский, З. И. Равкин, П. А. Флоренский, Л. Н. Толстой, Н. Д. Никандров, М. А. Аникеев и др.
На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с духовно-нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей; в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей; определены особенности процесса воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков младших школьников.
В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта - общий подход к пониманию данного процесса отсутствует. В процессе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для формирования нравственных понятий у младших школьников. В процессе освоения личностных УУД у младшего школьника формируются не только адекватные учебные познавательные мотивы в системе мотивации учебной деятельности, но также строится система необходимых нравственных понятий личности.
Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие личности школьника станет возможным не только благодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственным усилиям ученика. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей». Для эффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения - это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.
На уроках литературного чтения обучающиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость и т.д. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, ребенок проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная сенситивность к духовно-нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах.
Исходя их этого, актуальность исследования обусловлена тем, что между целесообразностью формирования у младших школьников нравственных понятий на уроках литературного чтения и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении учителей начальных классов, выявлены явные противоречия.
Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями к нравственному поведению личности со стороны общества и недостаточным формированием нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: разработать комплекс заданий по формированию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект - процесс формирования нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет - комплекс заданий по формированию нравственных представлений у младших школьниках на уроках литературного чтения при чтении.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности формирования нравственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2.Разработать комплекс заданий по формированию нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение психолого - педагогической литературы; эмпирические - естественный педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При характеристике содержания нравственных представлений было обнаружено, что существует несколько подходов к его определению. Раскрытие его сущности с точки отражения сторон отношений человека в обществе, к другим людям позволяет трактовать «нравственное представление» как понятие, отражающее стороны нравственных отношений, определенных системой нравственных ценностей. Содержание процесса формирования нравственных представлений у младших школьников при работе с учебником включает в себя перечень нравственных понятий, основанный на классификации нравственных ценностей, с учетом возрастных особенностей восприятия и обобщения младших школьников.
В процессе обучения у младших школьников приоритетными для формирования являются нравственные понятия, обозначающие: - чувства: долг, благодарность, уважение, справедливость; - качества: доброта, честность, верность, щедрость, милосердие; - отношения: любовь, дружба, сочувствие. Основными средствами формирования нравственных понятий у младших школьников в образовательной среде школы являются нравственно-ориентированные тексты, нравственно-ориентированные задания и иллюстрации учебник, а также специально отобранные методы, приемы и средства.
Итак, в младшем школьном возрасте дети особенно сенситивны к усвоению норм нравственности. Во-первых, это обусловлено интенсивным развитием познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно- мотивационной сферы ребенка не только позволяют ему действовать под влиянием непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями нравственными требованиями и чувствами. В- третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Таким образом, в процессе работы над литературными произведениями по нравственным представлениям систематичность позволяет повышать уровень младших школьников, формировать у них доброту, справедливость, отзывчивость, ответственности.


1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. 73 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
3. Бодалев А.А. Б.Г. Ананьев первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии / А.А. Бодалев, Е.Ф. Рыбалко // Психологический журнал. 1997. №6. С. 16-23.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979. 243 с.
5. Ведерникова Н.М. Народная сказка. М.: Наука, 2013. 133 с.
6. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: учеб. - метод. пособие / Авт. сост.: А.В. Виневская / Под ред. И.А. Стеценко. Ростов-на-Дону, 2012. 253 с.
7. Виноградова Н.Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 5. С. 27-29.
8. Воронова О.А. Организация и содержание духовно­нравственного воспитания младшего школьника: автореф....кан.пед.наук: 13.00.0 / О.А. Воронова; Гос. ун-т. Иркутск, 2006. 21 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 101 с.
10. Гладнева С.Г. Формирование ценностных ориентации у младших школьников при обучении русскому языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Гладнева. Тула, 2003. 23 с.
11. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова. М.: Педагогика, 2014. № 10. С. 38 - 47.
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2006. 110 с.
13. Голуб Л.И. Этические беседы с учащимися начальной школы: учеб. пособие / Л.И. Голуб. М.: Изд-во Просвещение, 2008. 179 с.
14. Голубков В.В. Методы преподавания литературы: учеб. - метод, пособие / В.В. Голубков. М.: Изд-во Академия, 2008. 253 с.
15. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. 2008. № 5. С. 71 - 74...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ