Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников опыта нравственного поведения на уроках литературного чтения

Работа №112143

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1 Формирование у младших школьников опыта нравственного поведения как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности формирования опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения 24
2.1 Изучение уровня сформированности опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения 24
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения в МБУ школе №13 34
2.3. Анализ результатов сформированности опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения 41
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58

Современная система образования является ключевой сферой, главной целью которой является формирование в будущем человеке духовности и культуры, а также утверждение в сознании и поступках общечеловеческих нравственных принципов во имя самого человека и общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что организация нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, должна быть основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
На сегодняшний день в современной педагогике активно исследуются проблемы связанные с духовно-нравственным воспитанием школьников. В научной литературе и исследованиях по проблеме нравственного становления человека накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для раскрытия содержания понятия «опыт нравственного поведения» (К.О. Албасова, А.Г. Ахмедьянова, Е.Н. Гончарова, Е.А. Подольская, А.М. Суковых). Исследователи в своих трудах описывают способы, приемы и методы формирования нравственного опыта (А.В. Виневская, А.А. Логинова, Н.В. Максименко). Следует отметить и работы, отражающие в себе связь нравственных привычек с формированием опыта нравственного поведения (Г.В. Бобровская, М.А. Галагузова). Рассматривая плодотворность данных исследований, следует признать, что в педагогической теории изучение формирования опыта нравственного поведения учащихся нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо исследовать вопросы, связанные с раскрытием структуры опыта поведения учащихся, обоснованием содержания его компонентов, выявлением особенностей его формирования на различных уроках.
Особая роль в получении школьниками опыта нравственного поведения принадлежит урокам литературного чтения. Именно этот предмет как форма учебной деятельности позволяет учащимся совершенствовать духовно-нравственные качества и формирует позитивное мировоззрение. Художественные произведения, в которых раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяют подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению нравственных знаний и норм. В связи с этим литературное чтение, как подтверждают исследования Н.В. Максименко, является фактором нравственного развития личности. Однако методические аспекты работы учителя на уроках литературного чтения по использованию литературных текстов освоены недостаточно.
Таким образом, можно выявить наличие противоречия между необходимостью формирования опыта нравственного поведения младших школьников и недостаточной разработкой конкретных способов решения этой задачи на уроках литературного чтения.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: какова роль уроков литературного чтения в формировании опыта нравственного поведения у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему уроков литературного чтения, направленных на овладение младшими школьниками опыта нравственного поведения.
Объект исследования: процесс формирования опыта нравственного поведения младших школьников.
Предмет исследования: литературное чтение как средство формирования опыта нравственного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
• раскрыты сущность и содержание опыта нравственного поведения младших школьников в соответствии с возрастными особенностями;
• учтены возрастные особенности формирования опыта нравственного поведения при отборе содержания уроков литературного чтения;
• подобраны методы и приемы, способствующие формированию индивидуальных и социальных привычек как основы опыта нравственного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития у младших школьников опыта нравственного поведения;
2) раскрыть особенности формирования опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения;
3) разработать и апробировать содержание экспериментальной работы по формированию опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения;
4) определить результативность экспериментальной работы по формированию опыта нравственного поведения у младших школьников.
Теоретическую основу исследования составляют:
• работы, раскрывающие содержание и сущность понятия «опыт нравственного поведения» (К.О. Албасова, А.Г. Ахмедьянова, Е.Н. Гончарова, Е.А. Подольская);
• исследования способов, приемов, условий и методов, способствующих формированию нравственного опыта на уроках литературного чтения (А.В. Виневская, А.А. Логинова, Н.В. Максименко);
• труды исследователей, объясняющие связь нравственных привычек с формированием опыта нравственного поведения (Г.В. Бобровская, М.А. Галагузова).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Новизна исследования заключается в раскрытии содержания понятия «опыт нравственного поведения», основу которого составляют социальные и индивидуальные привычки, формируемые в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Практическая значимость: разработанный и апробированный комплекс уроков литературного чтения, направленный на формирование опыта нравственного поведения у младших школьников, может быть использован в практической деятельности учителей начальных классов.
База исследования: исследование проводилось в МБУ школе № 13 г. Тольятти.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования была выявлена актуальность проблемы и дальнейшая работа по формированию опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил раскрыть понятие опыт нравственного поведения, как совокупность практически усвоенных нравственных знаний, навыков, умений, привычек, которые ребенок в повседневной жизни использует без контроля взрослого. Была предоставлена возможность для исследования трудов многих авторов, которые работали над понятием опыт нравственного поведения, способами и особенностями его формирования на уроках литературного чтения.
В данной работе были представлены теоретическая и практическая части исследования. Теоретическая часть включала в себя анализ литературы по теме исследования, где были раскрыты особенности формирования опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения. В процессе анализа, в соответствии с возрастными особенностями, была разработана структура понятия «опыт нравственного поведения» учащихся начальных классов. В структуру вошли социальные (вежливо общаться, приходить на помощь, бережно относиться ко всему живому) и индивидуальные (вести здоровый образ жизни, заботиться о других, говорить правду) привычки, которые наиболее успешно формируют опыт нравственного поведения.
Практическая часть включала в себя разработку и апробацию содержания экспериментальной работы по формированию опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения. На данном этапе были проведены диагностики выявляющие уровни развития нравственных привычек, способствующих формированию опыта нравственного поведения. Далее были подобраны литературные произведения и разработано содержание уроков литературного чтения, направленных на формирование нравственных привычек у младших школьников.
В ходе эксперимента были сделаны следующие выводы: формирование опыта нравственного поведения у младших школьников будет эффективным, если раскрыты сущность и содержание опыта нравственного поведения младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, учтены возрастные особенности формирования опыта нравственного поведения при отборе содержания уроков литературного чтения и применены методы и приемы, использованные в программе обучения литературному чтению, способствующие формированию индивидуальных и социальных привычек.
Результаты теоретических и практических данных педагогического эксперимента полностью подтвердили актуальность выбранной темы исследования и правильность выдвинутой гипотезы. Можно утверждать, что успешное формирование опыта нравственного поведения у младших школьников на уроках литературного чтения, зависит от использования грамотно организованной, системной работы.


1. Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся. М.: Феникс, 2013. 356 с.
2. Албасова К.О. Духовно-нравственное воспитание в современном обществе // Молодой ученый. 2014. №15. С. 356-358.
3. Апресян Р.Г. Понятия общественной морали. // Вопросы философии. 2008. №5. С. 29-33.
4. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 3. С. 38-42.
5. Бахчиева О.А. Подходы к определению понятия нравственности // Наука и школа. 2013. №8. С. 54-60.
6. Бобровская Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы // Начальная школа. 2013. № 2. С.18-22.
7. Бунеев Р.Н. Программа «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы). М.: Баллас, 2013. 145 с.
8. Виневская А.В. Педагогические технологии. Вопросы теории и практики внедрения. М.: Феникс, 2013. 256 с.
9. Власова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагоической культуры // Педагогика. 2015. №8. С. 122­124.
10. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа, 2016. № 7. С. 13
11. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
12. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. 2010. № 5. С. 259-263
13. Гончарова Е.Н. Функции структурных компонентов опыта нравственного поведения школьников // Педагогика. 2013. №3. С. 130-133.
14. Ефимов В.Ф. Социально-педагогические аспекты религиоведческой грамотности среди подрастающего поколения // Педагогика. 2015. №2. С. 4-7.
15. Жданова Л.У. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. №23. С. 471-473.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ