Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

Работа №95852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ
УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
ПОДРОСТКАМИ 6
1.1. Подходы к выявлению причин употребления алкогольных напитков
подростками 6
1.2. Способы профилактики употребления алкогольных напитков в
подростковом возрасте 13
1.3. Последствия влияния алкоголя на детей подросткового
возраста 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ
НАПИТКОВ ПОДРОСТКАМИ 28
2.1. Определение стартового уровня подготовленности учеников по вопросу
употребления алкогольных напитков 28
2.2. Мероприятия по профилактике употребления алкогольных напитков
подростками в образовательной организации 39
2.3. Результаты мероприятий по профилактике употребления алкогольных
напитков подростками 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


Одной из глобальных проблем является проблема алкоголизации нации, которая все более проявляется у подрастающего поколения. Алкоголь приравнивают к числу наркотический веществ. Также, как и другие наркотические вещества, алкоголь парализует мозг и оказывает губительное воздействие на внутренние органы. Проблема алкоголизации подрастающего поколения, которая является одной из социальных проблем, носит системный характер, который затрагивает все стороны жизни молодого человека. Данная проблема является весьма актуальной, так как согласно данным, которые предоставляет медицинская статистки, каждый третий школьник средних классов, а также каждый второй школьник старших классов употребляет алкогольные напитки. Согласно статистическим данным, в среднем, мальчики начинают употреблять алкоголь в возрасте 12,5 лет, что касается девочек, то средним возрастом, в котором они обращаются к алкогольным напиткам, является 12,9 лет.
Проблема алкоголизации подрастающего поколения усложняется тем, что происходит «омоложение» контингента употребляющих алкоголь, снижается возраст первого употребления алкогольных напитков, не проводятся эффективной профилактической работы с той долей детей подросткового возраста, которая только начинает задумываться об употреблении алкоголя.
Проблема алкоголизации не является только проблемой медицины и деятельности правоохранительных органов. Рассматриваемая проблема носит комплексный характер, при этом ведущая роль в ее разрешении отводится системе образования. Дело в том, что работа по профилактики употребления алкогольных напитков может быть организована в ходе воспитательного процесса в образовательном учреждении.
О степени разработанности проблемы алкоголизации детей подросткового возраста позволяют говорить отечественные и зарубежные исследования в этой области. В развитие научных основ формирования здорового образа жизни существенный вклад внесли A.C. Вирениус, И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, П.Ф. Лесгафт, В.О. Португалов, С.А. Рачинский, JI.H. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, В.И. Куфаев, A.C. Макаренко и другие; психологи - Л.С. Выготский, В.Н. Никольский; врачи - В.Р. Дубрович, P.M. Зиман, A.C. Шоломович; юристы - П.А. Андреев, М.Н. Гернет. Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики. На современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С.А. Беличева, A.C. Белкин, С.А. Завражин, И. Даушева, Д.В. Колесов, А.Е. Личко, А.Н. Маюров, Н. Сирота, А.Д. Гонеев, В. Ялтонский, А.Н. Якушев и др.).
Также важную роль в профилактике употребления алкогольных напитков подрастающим поколением играет учебно-воспитательный процесс в образовательной организации, где при организации системной работы, в которой реализуется взаимодействие всех ее звеньев возможно достичь высоких результатов в области профилактики употребления обучающимися алкогольных напитков. Одним из ключевых предметов, где, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта происходит формирование у обучающихся установки на ведение здорового образа жизни, исключающего употребление алкогольных напитков, является предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
В результате анализа научно-методической литературы и диссертационных исследований было установлено, что проблема алкоголизации детей подросткового возраста в последнее время становится все
более актуальной, что обусловлено статистическими данными, свидетельствующими о том, что именно в этот возрастной период дети чаще приобщаются к употреблению алкогольных напитков. Но, не смотря на актуальность проблемы и наличия большого числа методических рекомендаций по профилактике употребления алкогольных напитков в процессе учебно - воспитательного процесса, они не несут достаточной эффективности. Исходя из этого, в рамках исследовательской работы, мы предложили методические рекомендации по проведению занятий, посвященных профилактике употребления алкогольных напитков, в процессе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности.
Такое положение вещей позволяет говорить о существующей проблеме, а именно о том, как организовать учебно - воспитательный процесс по предмету основы безопасности жизнедеятельности для реализации профилактики употребления алкогольных напитков подрастающим поколением.
Объект исследования - учебно - воспитательный процесс в
образовательной организации.
Предмет исследования - методика проведения занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности по профилактике употребления алкогольных напитков.
Цель исследования - разработать методику проведения занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности по профилактике употребления алкогольных напитков.
Задачи исследования:
1. Изучить учебно - методическую литературу по проблеме алкоголизации населения, по профилактике употребления алкогольных напитков.
2. Разработать методические рекомендации по проведению занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности по профилактике употребления алкогольных напитков и проверить их эффективность.
База исследования: МАУ СОШ № 124.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью написания выпускной квалификационной работы являлась разработка методических рекомендаций по профилактике употребления алкогольных напитков обучающимися на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты научного исследования соответствуют поставленным задачам: изучены учебно - методические литературные источники по профилактике употребления алкогольных напитков, разработаны методические рекомендации по проведению занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности по профилактике употребления алкогольных напитков, а также проверена их эффективность
В результате обзора литературы по профилактике употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте был сделан вывод о том, что профилактика алкоголизма среди подростков (разносторонняя деятельность, препятствующая распространению алкоголя среди подростков посредством снижения у них спроса на алкоголь) строится в соответствии с учетом того, что алкоголизм является серьезным заболеванием, для которого характерным является наличие медико-биологических, психологических и социальных составляющих. Исходя из этого, любая профилактическая работа должна проводится по трем направлением: теоретическое направление - предоставление или формирование необходимой базы знаний для последующее формирование приверженности здоровому образу жизни; психологическое направление - корректировка имеющихся отклонений психологического характера, выступающих в качестве фактора возникновения стремления к употреблению алкогольных напитков; социальное направление - приобщения к различного рода деятельности, осуществляемых в рамках кружков и секций с целью заполнения имеющегося свободного времени конструктивными формами его организации и проведения.
Важным звеном в работе по профилактике употребления алкогольных напитков у обучающихся является предмет основы безопасности жизнедеятельности, где возможно реализовать вышеперечисленные принципы работы по профилактике данного вопроса, путем изучения тем посвящённых профилактике употребления алкогольных напитков. Тем самым мы частично раскрыли педагогический потенциал преподавателя - организатора ОБЖ в рамках расширения просветительской работы по снижению общего уровня алкоголизации населения посредством превентивных мер.
В результате определения стартового уровня подготовленности обучающихся по вопросу употребления алкогольных напитков, было установлено, что современные подростки отличаются средним уровнем знаний об алкоголизме. При этом алкоголизму в большей степени подвержены девочки, чем мальчики. Особенно это касается девочек-старшеклассниц, среди которых есть те, которые близки к стадии алкогольной зависимости.
На основании результатов анкетирования были разработаны и проведены методические рекомендации по профилактике употребления алкогольных напитков подростками на предмете основы безопасности жизнедеятельности, был сделан вывод о том, что профилактические мероприятия, проводимые в рамках образовательного учреждения, способствуют увеличению уровня знаний подростков об алкоголизме. Более того, профилактические мероприятия также способствуют снижению уровня алкоголизма у подростков.
Для наглядности и раскрытия содержательной части работы преподавателя - организатора ОБЖ в рамках первичной профилактики употребления алкогольной продукции обучающимися мы разработали методику проведения бинарного урока в 9 классе преподавателя - организатора ОБЖ и учителя биологии, а также методику проведения открытого занятия с родителями и обучающимися 9-ого класса по предмету ОБЖ, направленного на профилактику употребления алкогольной продукции детьми.
Проведя анализ тем в рабочих программах по предмету основы безопасности жизнедеятельности, которые напрямую или косвенно связанных с употреблением алкогольных напитков было выявлено, что в рабочей программе А.Т. Смирнова выделяется 7 часов на изучении, а у В.Н. Латчука - 3 часа. Принимая во внимание всю вышеперечисленную информацию, можно сделать вывод о том, что данному вопросу в учебной программе уделяется мало времени, что может привести к негативным последствиям в плане недостаточных знаний у обучающихся.
Эффективность разработанных методических рекомендаций по профилактике употребления алкогольных напитков подростками подтвердили результаты повторного анкетирования. Так, было установлено, что предложенные формы проведения занятий, такие как проблемный урок, просмотр социальных роликов, практическое занятия по оказанию первой помощи человеку с алкогольным отравлением, лекция с медицинским работником, ролевая игра, семинар, смешанный урок, творческий урок, ситуационные задачи и диспут, способствуют увеличению уровня знаний подростков об алкоголизме. Более того, профилактические мероприятия также способствуют снижению уровня алкоголизма у подростков.
В результате проведенного исследования, посвященного профилактике употребления алкогольных напитков на предмете основы безопасности жизнедеятельности, были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования.



1. Актуальные проблемы алкоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 191 с.
2. Алексеев Б.Е. Системный подход к изучению алкоголизма и наркоманий. // Обозрение психиатрии и мед. психологи. - 1992. - №1. - С.48-57.
3. Альтшуллер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю: вопросы клиники и терапии. - М., 1994. - 216 с.
4. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. - М., 1989. - 176 с.
5. Барцалкина В.В. Детская психическая травма и аддиктивное поведение / В.В. Барцалкина // Другое детство: Сборник тезисов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития», Москва, 25-27 ноября. - М., МГППУ, 2009. - С. 57-59.
6. Битенский B.C. Фармако- и психореабилитация подростков с девиантной и аддиктивной деятельностью. // Неврологический вестник. - 1994. - Т. 26. - №3-4. - С. 31-34.
7. Булотайте Л.И. Психологическая склонность к алкоголизации у подростков из семей с алкоголизмом. // Психопатические расстройства у подростков: Респ. сб. науч. тр. ин-та им. В.М.Бехтерева. - Л., 1989. - Т.116. - С. 77-80.
8. Бондарев М. Не пей, дитя, спиртное // Учительская газета. - 2018. - №6. - С. 26-28.
9. Борисов Е.В., Василевская Л.П. Алкоголь и дети. - М., 2015. - 64 с.
10. Буторина Н. Е., Буторин Г.Г. Ранний алкоголизм и коморбидная соматическая патология в подростковом возрасте // Тюменский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 27.
11. Вайнер Э.Н. Валеология. - М., 2010. - 448 с.
12. Галстян Г.С. Влияние алкоголя и наркомании на суицид несовершеннолетних // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 12-15.
13. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. -
2013. - Т. 18. - № 1.
14. Гасан-Заде Н.Ю. Скорость формирования алкоголизма в зависимости от ряда психоконституциональных особенностей. //Вопросы наркологии. - 1999. - №3. - С. 35-38.
15. Донцов А.И. О понятии "группа" в социальной психологии / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2007. - №4. - С. 18-24.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ