ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА 12
1.1. Компетентностный подход как новая парадигма высшего
образования 12
1.2. Модульное обучение как способ организации образовательного
процесса 27
1.3. Специфика реализации модульного подхода к формированию
профессиональных компетенций студентов педагогического вуза 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ
МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА 45
2.1 Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» 45
2.2 Технология формирования профессиональных компетенций студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» на основе модульного
подхода 69
2.3 Ход и результаты опытно-поисковой работы 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к содержанию и качеству высшего педагогического образования, что обуславливает необходимость поиска новых путей подготовки конкурентоспособных выпускников, способных эффективно решать комплекс задач профессионально-педагогической деятельности.
Реализация Федерального государственного стандарта высшего образования третьего поколения по направлению подготовки 44.03.01 -
Педагогическое образование предполагает компетентностную модель подготовки бакалавров, ориентированную на развитие у обучающихся широкого спектра общекультурных и профессиональных компетенций в различных видах будущей профессиональной деятельности. При этом в качестве ведущего обозначен модульный подход как новый способ организации образовательного процесса на основе вариативных блоков, сто создает возможность блочно-модульного представления учебной информации и уровневой дифференциации обучающихся в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями. Таким образом, именно модульный подход является наиболее эффективным в развитии профессиональных компетенций обучающихся, поскольку содержит в себе возможности выбора каждым обучающимся своей индивидуальной образовательной траектории профессионального развития в соответствии с образовательными потребностями как отдельной личности, так и общества в целом.
В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.). Выявлению условий развития профессиональных компетенций будущего педагога посвящены исследования А.А. Петрова, С.Л. Троянской и др. Структурно-функциональный анализ профессиональных компетенций представлен в работах В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера и др. При этом выделяются следующие виды компетентности будущего педагога: профессиональная (В.А. Адольф); психолого-педагогическая (Т.А. Маркина, С.Г. Молчанов); коммуникативная (Г.С. Трофимова) и персональная (С.Г. Зоголь).
Как показывает анализ литературы, концепция модульного обучения получила свое развития в трудах зарубежных ученых (Дж. Рассел, Б. и М. Голдшмид, П. Юцявичене и др.).
В отечественной педагогической науке проблемам разработки дидактических систем на основе модулей посвящены работы Т.В. Васильевой, К.Н. Волковой, В.И. Лапчинской, 3.А.Мальковой, Е.М. Дурко, С.Н. Куликовой, Ю.А. Устынюк и др. Вопросы внедрения модульного
подхода в подготовку бакалавров в системе высшего образования рассматриваются в исследованиях К.Я. Вазиной, Г.В. Лаврентьева, Т.И. Царегородцевой и др.
Отдельные вопросы проектирования содержания обучения по модульному принципу рассматривают Н.В.Бородина, А.И. Уман, М.А. Чошанов Н.Е. Эрганова и др. При этом предметом отдельного исследования становится влияние модульного обучения на психические процессы, составляющие природу саморазвития личности (К.Я. Вазина).
В настоящее проблемы повышения качества профессиональной подготовки педагогов в области музыкально-компьютерных технологий рассматриваются с позиций развития у обучающихся музыкально-исполнительских и художественно-творческих (И.Б.Горбунова И.В. Заболотская, И.М. Красильников, А.И. Марков, А.А. Падражанская, С.П. Полозов, С.Ю. Привалова и др.,) умений и навыков. При этом вопросы использования модульного подхода к формированию профессиональных компетенций остаются практически не исследованными.
Практика обучения студентов педагогического вуза по профилю «Музыкально-компьютерные технологии» также свидетельствует о том, что в настоящее время модульный подход практически не используется при разработке и реализации основной образовательной программы, что существенно снижает возможности интеграции учебных дисциплин в развитии у обучающихся универсальных и профессиональных компетенций и в целом негативно сказывается на качестве их образования. Отсутствие у обучающихся возможности выбора содержания образования приводит к снижению мотивации к процессу обучения в педагогическом вузе и дальнейшей профессиональной деятельности в области музыкально-компьютерных технологий. Все это свидетельствует о необходимости более глубокого научно-теоретического обоснования и разработки проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов профиля МКТ на основе модульного подхода.
Все вышесказанное позволило выявить следующие противоречия:
- между нормативным закреплением задач формирования профессиональных компетенций на основе модульного подхода на уровне ФГОС ВО 3 ++ и недостаточной реализацией концепции модульного обучения в профессиональной подготовке педагогов в области музыкально-компьютерных технологий;
- между теоретической разработанностью вопросов формирования профессиональных компетенций у обучающихся в системе высшего образования и недостаточной теоретической разработанностью вопросов формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» с использованием модульного подхода;
- между возможностями модульного обучения в повышении качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза и недостаточной разработанностью технологии развития профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» на основе модульного подхода.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в поиске путей повышения эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» в опоре на концепцию модульного обучения.
Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование
профессиональных компетенций у студентов профиля Музыкально-компьютерные технологии на основе модульного подхода».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и прове-рить в ходе опытно-поисковой работы технологию формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» с использованием модульного подхода.
Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
Предмет исследования: технология формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» на основе модульного подхода.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования профессиональных компетенций у студентов профиля МКТ на основе модульного подхода будет эффективным, если:
- профессиональные компетенции будут рассматриваться и формироваться в контексте индикаторов их достижений как комплекс дескрипторов их проявления в различных ситуациях будущей профессиональной деятельности;
- будет разработан и реализован модульный учебный план, состоящий из вариативных образовательных блоков-модулей, предполагающий интеграцию учебных дисциплин и практик в достижении единого результата сформированности профессиональных компетенций;
- будет разработана технология формирования профессиональных компетенций, включающая алгоритм решения учебных задач в контексте содержания будущей профессионально-педагогической деятельности.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа современных исследований выявить методические подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
2. Рассмотреть профессиональные компетенции как комплекс индикаторов и дескрипторов их проявления в решении практических задач профессионально-педагогической деятельности.
3. Выявить возможности модульного обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
4. Разработать технологию формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» на основе модульного подхода.
5. Проверить результативность разработанной технологии и в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи гуманизации и гуманитаризации образования, обусловливающие культурологический подход в образовании (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Н.С. Розов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов);
- основные положения психологии о природе творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Я. Зись, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.М. Торшилова и др.);
- теоретические положения компетентностного подхода в высшем образовании (В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
- концепция модульного обучения (Ю. В. Голованова, М. A. Чошанов);
- концепции творческой, художественно-творческой, музыкально-исполнительской деятельности (Л. А. Баренбойм, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, М. С. Каган, В. И. Петрушин, Я. А. Пономарев, В. Г. Ражников, Г. М. Цыпин, П. К. Энгельмейер);
- теоретические положения исследований процесса обучения музыкально-компьютерным технологиям (И.Б.Горбунова И.В. Заболотская, И.М. Красильников, А.И. Марков, А.А. Падражанская, С.П. Полозов, С.Ю. Привалова).
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме и теме ис-следования, анализ нормативных документов, сравнение, сопоставление, структурирование, систематизация, типологизация, моделирование;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов музыкально-исполнительской и творческой деятельности обучающихся, опытно-поисковая работа.
Опытная работа проводилась в период с октября 2017 года по март 2019 года на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Институт музыкального и художественного образования.
Научная новизна исследования состоит в разработке технологии формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» на основе модульного подхода, предполагающей последовательную реализацию этапов: проектировочный,
включающий определение задач будущей профессионально-педагогической деятельности, составление перечня профессиональных компетенций и индикаторов их достижений, а также выбор содержания, методов и форм обучения; содержательно-деятельностный, ориентированный на
формирование универсальных учебных действий в решении профессиональных задач; рефлексивно-оценочный, включающий анализ результатов освоения образовательного модуля и уровня сформированности профессиональных компетенций.
Теоретическая значимость исследования:
1. Обосновано, что модульный подход является эффективным
средством формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии», поскольку он
обеспечивает интеграцию учебных дисциплин и модулей в достижении единого результата сформированности профессиональных компетенций.
2. Определены принципы (преемственности, систематичности и последовательности, связи с содержанием будущей профессионально-педагогической деятельности), положенные в основу формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
3. Установлено, что формирование формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется в виде алгоритма последовательных образовательных действий.
Практическая значимость исследования:
1. Выявлены индикаторы и дескрипторы достижения профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
2. Разработано содержание инвариатных и вариативных образовательных модулей учебного плана по направлению подготовки
Педагогическое образование, профиль «Музыкально¬компьютерные технологии».
2. Разработан диагностический инструментарий (критерии и показатели), позволяющий выявлять и оценивать уровень сфор- мированности профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: «Художественное образование: проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, УрГПУ, 2017); «Современные образовательные технологии в детской школе искусств (г. Екатеринбург, УрГПУ, 2017); «Актуальные вопросы взаимодействия науки и бизнеса» (Москва, ИНЦ Импульс, 2018); «Актуальные проблемы художественного образования» (г. Екатеринбург, УрГПУ, 2019). А также публикацией научной статьи «Формирование профессиональных компетенций у студентов профиля Музыкально-компьютерные технологии на основе модульного подхода» в научном журнале «Молодой ученый», Москва, 2019 № 19.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модульный подход является наиболее эффективным в развитии профессиональных компетенций обучающихся, поскольку содержит в себе возможности выбора каждым обучающимся своей индивидуальной образовательной траектории профессионального развития в соответствии с образовательными потребностями обучающегося;
2. Формирование профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется в последовательности трех уровней от диффузного (когнективно - аналитического уровня), к пороговому (операционно-техническому) до продвинутого (ассоциативно-творческому);
3. Технология формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» предполагает последовательную реализацию следующих трех этапов: на первом этапе (проектировочном) осуществляется разработка цели и задач будущей профессионально-педагогической деятельности, выбор индикаторов достижения компетенций, а также содержания, методов и форм обучения; второй этап (содержательно-деятельностный) ориентирован на формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкально-компьютерных технологий, а также универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач будущей профессионально-педагогической деятельности; третий этап (рефлексивно-оценочный) направлен на выявление уровня сформированности профессиональных компетенций через анализ результатов освоения отдельных блоков учебного материала и образовательного модуля в целом.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проведенное исследование позволило установить, что профессиональные компетенции студентов направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии» - это интегрированное сочетание индикаторов и дескрипторов (специальных знаний, умений и навыков в различных областях художественно-творческой и педагогической деятельности), а также готовность их эффективного использования в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач в современных социокультурных условиях.
Ведущим подходом в обучении студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» является модульный подход, основанный на блочно-модульной системе представления учебной информации и уровневой дифференциации обучающихся в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями. Одной из ведущих характеристик модульного обучения является содержательная гибкость. Она отражается, прежде всего, в возможности как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Так же необходимо отметить гибкость в управлении образовательным процессом, обеспечивающая процессуальный аспект модульного обучения, включая вариативность методов и средств обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Таким образом, именно модульный подход является наиболее эффективным в развитии профессиональных компетенций обучающихся, поскольку содержит в себе возможности выбора каждым обучающимся своей индивидуальной образовательной траектории профессионального развития в соответствии с образовательными потребностями как отдельной личности, так и общества в целом. Проектирование и разработка содержания обучения по модульному принципу основывались на концепциях модульного обучения в высших учебных заведений Н.В.Бородиной, А.И. Умана, М.А. Чошанова, Н.Е. Эргановой и др.
Технология формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии» базируется на принципах: систематичности, индивидуализации, последовательности, преемственности, связи с содержанием будущей профессионально-педагогической деятельности, активности и сознательности. Ведущим принципом технологии формирования профессиональных компетенций студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» определен принцип модульного обучения. Технология предполагает последовательную реализацию трех этапов: на первом этапе (проектировочном) осуществляется разработка цели и задач будущей профессионально-педагогической деятельности, выбор индикаторов достижения компетенций, а также содержания, методов и форм обучения; второй этап (содержательно-деятельностный) ориентирован на формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкально-компьютерных технологий, а также универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач будущей профессионально-педагогической деятельности; третий этап (рефлексивно-оценочный) направлен на выявление уровня
сформированности профессиональных компетенций через анализ результатов освоения отдельных блоков учебного материала и образовательного модуля в целом. Таким образом, формирование профессиональных компетенций студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» обеспечивается последовательностью этапов освоения образовательного модуля, а также многообразием методов и форм обучения. На проектировочном этапе ведущими методами формирования профессиональных компетенций являются методы проблемного обучения (эвристическая беседа, погружение в проблемную ситуацию, исследование, разбор практических ситуаций, дискуссии, кейс-стади, деловые игры, методы мозгового штурма и аналогий). Они направлены на выявление проблем будущей профессионально-педагогической деятельности и поиск способов их решения. На втором, содержательно-деятельностном этапе, основными методами обучения являются практические методы обучения: проектные, интерактивные, упражнения, лабораторные работы и др. На третьем этапе - методы педагогической диагностики (анкетирование, тестирование, выполнение диагностических заданий и упражнений, написание эссе). При этом используются такие формы как контрольный урок, круглый стол, зачет, экзамен, защита творческого проекта.
Критериями сформированности профессиональных компетенций студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» явились знания в области музыкально-теоретических дисциплин, навыки создания аранжировки на компьютере с использованием музыкальных инструментов, владение различными техническими приемами игры и навыками художественного исполнения на музыкальном инструменте, разнообразными средствами музыкальной выразительности при исполнении произведений различных стилей и жанров, умение работать во всех типах программного обеспечения в сфере музыкального искусства, умение использовать аппаратные средства и программно-аппаратные комплексы в своей профессиональной деятельности, навыки использования компьютерных технологий в области звукозаписи и звукорежиссуры; владение современными методиками и технологиями в области компьютерной аранжировки и звукозаписи; навыки самоанализа результатов художественно-образовательного процесса.
Опытно-поисковая работа, проводившаяся в течении двух лет, показала, что технология основанная на модульном подходе эффективна при
формировании профессиональных компетенций студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии». Это подтверждается количественным и качественным анализом полученных данных в контрольной и экспериментальной группах.
Предложенная технология формирования профессиональных
компетенций у студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» основанная на модульном подходе может быть реализована на практике для других профилей подготовки, таких как: «Музыкальное образование», «Экранные искусства в образовании», а также для бакалавриата с двумя профилями подготовки: «Изобразительное искусство и Мировая художественная культура».
Перспективы работы связаны с изучением вопросов формирования профессиональных компетенций студентов на протяжении всего курса обучения в вузе.
1. Авдеева Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности/ Н.В. Авдеева // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 306-308.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетеность современного учителя/В.А. Адольф; М-во общ. и проф. образования РФ. Краснояр.гор.ун-т. - Красноярск, 1998. - 309 с.
3. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2006. - 126 с.
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
5. Арановская И. В. Формирование полихудожественой компетентности будущих режиссеров театральных представлений // Современные исследования социальных проблем.- 2012.- №6 (14). - С.10 - 15.
6. Ахметжанова, Г. В. Многоуровневая система развития педагогической функции будущего учителя в процессе непрерывного образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Г. В. Ахметжанова, - Ульяновск, 2006. - 387 с.
7. Ахулкова А.И. Технология формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа / Дисс. канд. пед. наук / А. И. Ахулкова. - Курск, 2004. - 197 с.
8. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов / Н.Ц. Бадмаева, А. А. Реан, В. А. Якунин // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.
9. Бронзино Л.Ю. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среде вуза /Л.Ю. Бронзино, М.Н. Филатова // Современные
исследования социальных проблем.- 2012.- №6 (14). - С.10 - 15.
10. Болотов В. А. Компетентностая модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10. - С.8¬14.
11. Бондаревская Е. В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. - 2009. - № 6. -С. 41-66.
12. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Научное изд-во «БРЭ», 2003. - 1888 с.
13. Буденкова Е. А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]/ Е.А. Буденкова // Научный интернет журнал «Мир науки», 2016.- Том 3. - № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
14. Бундин М. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вуза : учебное пособие / М.В. Бундин, Н.Ю. Кирюшина.- Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012.- 64 с.
15. Вербицкий А.А. Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения/ А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010.- № 2.- С. 51-56.
...