ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 13
1.1. Система дошкольного образования в России. История и современность 13
1.2. Характеристика творческих способностей старших дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 34
2.1. Особенности образовательного процесса в условиях ДОУ 34
2.2. Цель, задачи, содержание и методы опытно-поисковой работы 40
2.3. Ход и результаты опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Современное образование находится на новом этапе развитии - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Вопрос активизации и развития творческих способностей каждого человека стоит особенно остро, так как общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях.
Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика: именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, где творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности ребенка. Поэтому состоянием творчества должны быть проникнуты все сферы деятельности ребенка в целях его развития (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.А. Мелик-Пашаев, П.П. Крамар, М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.).
На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения перешли на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [51]. Стандарт для ДОУ - это требование закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуально-личностного подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Проблема развития творческих способностей дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности в различных видах деятельности (игровой, конструктивной, художественной и др.). Ее решение объективно требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса. Соответственно, должны претерпеть изменения формы, средства и методы обучения дошкольников.
В настоящее время разработано и внедрено в практику достаточно большое количество программ развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении, направленных на творческое развитие личности (Е.С. Дёмина, А.А. Майер, В.Ф. Пронина, Ю.П. Русанова, Л.И. Шварко и др.). Среди программ, ориентирующих педагога на творческое развитие дошкольников в процессе различных видов художественной деятельности можно выделить следующие: «Красота - Радость - Творчество» (под редакцией Т. Комаровой); «Синтез» (М. Петрова, Т. Рубан, К. Тарасова); «Природа и художник» (Т. Копцева); «Театр - творчество - дети» (Н. Сорокина, Л. Миланович); «Росток» (А. Шестакова) и др. Однако многие образовательные программы ориентированы (либо целиком, либо преимущественно) на когнитивное развитие ребенка. В свою очередь развитие творческих способностей ребенка - это, прежде всего, реализация его собственной индивидуальности, своего видения окружающего мира, своего эмоционального состояния в содержании художественно-творческого продукта, творческой деятельности.
Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Н.Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои научные исследования Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, ЛС. Выготский, И.Л. Лернер, Д.Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др., процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления. Данные исследования легли в основу теории и методики общего и художественного воспитания и развития личности ребенка в ДОУ.
Современное состояние Российского государства характеризуется стабильно высоким уровнем рождаемости с 2007 года. Однако рост количества мест в ДОУ значительно отстает от роста количества детей дошкольного возраста. Недостаток количества мест в детских садах и самих детских садов приводит к появлению частных детских центров, предоставляющих платные образовательные услуги дошкольникам. Данные образовательные учреждения опираются в своей практике на ФГОС ДОУ и реализуют в образовательном процессе указанные выше программы. Структура образовательной деятельности в детском центре предлагает новые возможности для успешного развития ребенка, в том числе и его творческих способностей, так как творческое развитие происходит не только в рамках конкретных занятий по различным видам искусства, но и рамках всей деятельности дошкольников. Индивидуально-личностный подход является главным условием формирования творческой активности личности в детских центрах своего эмоционального состояния в содержании творческого продукта.
Такой подход представляет собой совокупность взаимосвязанных установок по организации педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка, построение системы через активизацию и использование внутренних механизмов личности, среди которых природосообразность, творческий характер образовательной среды, гуманизм педагогических отношений и т.д.
Практика показывает, что сегодня, несмотря на множество работ, посвященных изучению развития творческих способностей в целом и в период дошкольного детства в частности, вопросы реализации личностно-ориентированного подхода в условиях групповых занятий по различным видам искусств в ДОУ не нашли достаточного освещения в научной и учебно-методической литературе. Программы, направленные на творческое развитие детей часто не содержать конкретных рабочих методик реализации поставленных в них задач.
Таким образом, наблюдаются следующие противоречия:
- между социально-экономической потребностью общества в раннем
развитии творческих способностей личности и недооценкой данного направления в работе как государственных, так и частных дошкольных образовательных учреждений; недостаточностью специально
разработанных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка;
- между изученностью вопросов развития творческих способностей детей дошкольного возраста в психологии и педагогике и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данной области в условиях дошкольных учреждений нового типа - детских центрах;
- между объективной потребностью практики в методическом обосновании процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях Детского центра и фактическим отсутствием методических рекомендаций по данному направлению работы.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы возможности развития творческих способностей у дошкольников в образовательном пространстве Детского центра.
Социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству в условиях ДОУ.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству в условиях Детского центра.
Предмет исследования - комплекс заданий, методов и технологий обучения изобразительному искусству в целях развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в Детском центре.
Гипотезы исследования. Развитие творческих способностей у старших дошкольников в условиях Детского центра будет проходить более успешно если:
- в процессе основных и дополнительных занятий по изобразительному искусству учитывать индивидуальные особенности развития, интересы и художественные потребности ребенка, уровень его творческих способностей;
- организовывать дополнительные занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования с целью выявления состояния разработанности теории и практики по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
2. Уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности» применительно к старшему дошкольному возрасту.
3. Провести анализ общеобразовательных программ ФГОС с позиции их возможностей в развитии творческих способностей детей.
4. Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ.
5. Выявить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
6. Разработать и обосновать комплекс заданий по изобразительному искусству, направленных на развитие: гибкости, беглости, оригинальности мышления и разработанности идей.
7. Опытным путем выделить наиболее эффективные задания, направленные на развитие творческих способностей у дошкольников в условиях занятий по изобразительному искусству.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- основные идеи гуманистической педагогики и теории личностно ориентированного подхода в образовании (В.В. Давыдов, А.В. Петровский,
B. С. Сериков, И.А. Якиманская);
- основные положения возрастной психологии об особенностях развития детей старшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- основные положения исследований потенциала художественной деятельности в развитии творческих способностей ребенка (Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская и др.);
- основные положения теории обучения детей изобразительному искусству (О.А. Куревина, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова и др.).
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, учебно¬методической литературы в аспектах, близких к проблеме данного исследования; анализ и обобщение педагогического опыта развития творческих способностей старших дошкольников, разработка комплекса заданий, направленных на развитие креативности;
эмпирические - педагогическое наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование), диагностика творческих способностей, изучение учебно-творческих работ детей, опытно-поисковая работа, обработка результатов опытной работы;
База исследования
В целях проверки эффективности разработанного комплекса занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, была проведена опытно-поисковая работа, которая осуществлялась в 2018 - 2019 г.г. на базе Детского Центра «Рада» города Екатеринбурга в условиях естественного педагогического процесса. В диссертации приводятся данные за 2018-2019 учебный год.
Этапы исследования
Опытно-поисковая работа включала три этапа. Полный цикл опытной работы охватывает 1 учебный год. В качестве поисковой группы выступили воспитанники старшей группы «Светлячки» Детского Центра «Рада» города Екатеринбурга, в качестве контрольной группы - воспитанники старшей группы «Огоньки» Детского Центра «Рада». В исследовании приняли участие 26 детей.
На первом этапе опытно-поисковой работы (2018 учебный год) решались следующие задачи:
1. Изучение и анализ примерных учебных планов образовательных программ для ДОУ;
2. Выявление эффективности используемой программы в решении задач творческого развития ребенка;
3. Определение исходного уровня творческих способностей воспитанников групп «Светлячки» и «Огоньки» Детского центра «Рада» города Екатеринбурга.
Второй этап опытно-поисковой работы (2018/10, 2018/12, 2019 уч. г.) был нацелен на проверку эффективности реализации потенциала образовательных программ, разработку и апробацию творческих занятий, способствующих развитию креативности. На данном этапе опытно-поисковой работы решались следующие задачи:
1. Апробация занятий, направленных на активизацию творческого потенциала на содержательном уровне образования: введение в вариативную часть учебного плана специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей; выбор и проверка организационных форм учебных занятий, позволяющих включить каждого воспитанника в различные виды творческой деятельности для приобретения необходимого опыта.
2. Апробация занятий, направленных на активизацию творческих способностей воспитанников на технологическом уровне образования: определение методов обучения, рефлексии творческой деятельности и проверка эффективности данных методов обучения.
3. Определение и апробация форм творческой деятельности, основанных на взаимодействии всех участников образовательного процесса - дошкольников, педагогов, родителей.
4. Анализ полученных результатов исследований по итогам каждого цикла опытно-поисковой работы, внесение необходимых корректив в ход опытно-поисковой работы.
На третьем этапе опытно-поисковая работа была направлена на проверку эффективности разработанных творческих занятий через проведение полного цикла опытной работы в неизменном виде в течение учебного полугода.
На данном этапе исследования решались следующие задачи:
1. Определение эффективности разработанных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Систематизация и обработка количественных и качественных результатов проведённого исследования.
3. Оформление результатов работы.
В процессе исследования были использованы следующие методики: тест П. Торренса в версии адаптированной и стандартизированной Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году; методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко; опросник креативности Д. Джонсона, в модификации Е. Туник.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Разработаны и апробированы: содержание (включающее комплекс творческих заданий), комплекс методов и приемов (игрового обучения, экспериментирования в рамках использования нетрадиционных техник рисования), способствующие развитию индивидуальных творческих способностей старших дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в конкретизации понятия «творческие способности» применительно к занятиям изобразительным искусством, в теоретическом обосновании комплекса заданий по изобразительному искусству, направленных на развитие таких творческих способностей, как гибкость, беглость, оригинальность мышления и разработанность идей.
Практическая значимость состоит в выделении наиболее значимых педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в процессе занятий по изобразительному искусству. Разработаны творческие задания по изобразительному искусству, позволяющие активизировать развитие творческих способностей у дошкольников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дополнительные занятия по изобразительному искусству в условиях Детского центра, предусматривающие широкое использование игрового обучения, экспериментирования в рамках нетрадиционных техник рисования, позволяют более полно реализовывать задачи творческого развития дошкольников, представленные в государственных программах развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
2. Показателями уровня развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности являются: оригинальность (способность дошкольника создавать давать неординарные рисунки, требующие проявления творчества); гибкость (способность выдвигать и оценивать разнообразие идей и стратегий их реализации в рисунках, способность переходить от одного аспекта к другому); беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей в рисунке) творческого мышления; разработанность и (способность детально разрабатывать возникшие идеи).
3. Наиболее эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода к обучению, широкого использования игровых методов и заданий, стимулирующих их творчество.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивались исходными теоретико-методологическими позициями и надёжностью методического инструментария, соблюдением требований к выборке при проведении эксперимента, применением методов математико-статистической обработки данных.
Структура диссертации обусловлена логикой проведённого исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Современные образовательные программы ФГОС, в условиях гуманистической образовательной тенденции, рассматривают творческое развитие личности ребенка как важнейшую педагогическую задачу ДОУ. Решение проблемы развития творческих способностей старших дошкольников объективно требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса.
На сегодняшний день, в связи с недостаточным количеством муниципальных детских садов, большую популярность имеют частные образовательные организации - детские центры. Предоставляя платные образовательные услуги, данные образовательные учреждения опираются в своей практике на ФГОС ДОУ и реализуют в образовательном процессе общеобразовательные и парциальные программы.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Структура образовательной деятельности в детском центре предлагает новые возможности для успешного развития ребенка, в том числе и его творческих способностей, так как творческое развитие происходит не только в рамках конкретных занятий по различным видам искусства, но и рамках всей деятельности дошкольников. Достижение этой задачи осуществляется применением личностно ориентированного подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.
2. Творческие способности, применительно к старшему дошкольному возрасту - совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.
3. Общеобразовательные программы ФГОС дают общие рекомендации для развития творческих способностей, но не указывают конкретные методы и приемы для успешной реализации поставленных задач.
4. Развитие творческих способностей у старших дошкольников в условиях Детского центра проходит более успешно, если в процессе основных и дополнительных занятий по изобразительному искусству учитываются индивидуальные особенности развития, интересы и художественные потребности ребенка, уровень его творческих способностей.
5. Дополнительные занятия по изобразительному искусству в условиях Детского центра, предусматривающие широкое использование игрового обучения, экспериментирования в рамках нетрадиционных техник рисования, позволяют более полно реализовывать задачи творческого развития дошкольников, представленные в государственных программах развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
6. Показателями уровня развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности являются: оригинальность (способность дошкольника создавать давать неординарные рисунки, требующие проявления творчества); гибкость (способность выдвигать и оценивать разнообразие идей и стратегий их реализации в рисунках, способность переходить от одного аспекта к другому); беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей в рисунке) творческого мышления; разработанность и (способность детально разрабатывать возникшие идеи).
7. Наиболее эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода к обучению, широкого использования игровых методов и заданий, стимулирующих их творчество.
1. Александрова О.А. Перемены в дошкольном образовании [Текст]/ О.А. Александрова, Ю.С. Ненахова// Народонаселение.- №1. - 2015. с. 95-96.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели: М.: Издательство
«Просвещение»,1987. - 208 с.
3. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. -1995.- № 4. с. 9-14.
4. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 162 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
6. Божович JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 238с.
7. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития ребенка [Текст] / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. - М.: Речь, 2002. - 168 с.
8. Волобуева Л. М., Голдовская А.А. Из истории первых программ для детского сада// Дошкольное воспитание. - 2009 — № 11. - с. 15-18
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Наука, 1968. - 480с.
11. Гилфорд Д. П. Природа человеческого интеллекта / Д. П. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1971. - 123 с.
12. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. - 344с.
13. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор составитель Е. И. Соколова) Под общей редакцией доктора педагогических наук Н. Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336с.
14. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е., доп. М.: Просвещение, 1976. - 54с.
15. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство ACT, 1997. - 185с.
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
...