Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Работа №95697

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 13
1.1. Система дошкольного образования в России. История и современность 13
1.2. Характеристика творческих способностей старших дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 34
2.1. Особенности образовательного процесса в условиях ДОУ 34
2.2. Цель, задачи, содержание и методы опытно-поисковой работы 40
2.3. Ход и результаты опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 85


Современное образование находится на новом этапе развитии - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Вопрос активизации и развития творческих способностей каждого человека стоит особенно остро, так как общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях.
Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика: именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, где творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности ребенка. Поэтому состоянием творчества должны быть проникнуты все сферы деятельности ребенка в целях его развития (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.А. Мелик-Пашаев, П.П. Крамар, М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.).
На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения перешли на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [51]. Стандарт для ДОУ - это требование закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуально-личностного подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Проблема развития творческих способностей дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности в различных видах деятельности (игровой, конструктивной, художественной и др.). Ее решение объективно требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса. Соответственно, должны претерпеть изменения формы, средства и методы обучения дошкольников.
В настоящее время разработано и внедрено в практику достаточно большое количество программ развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении, направленных на творческое развитие личности (Е.С. Дёмина, А.А. Майер, В.Ф. Пронина, Ю.П. Русанова, Л.И. Шварко и др.). Среди программ, ориентирующих педагога на творческое развитие дошкольников в процессе различных видов художественной деятельности можно выделить следующие: «Красота - Радость - Творчество» (под редакцией Т. Комаровой); «Синтез» (М. Петрова, Т. Рубан, К. Тарасова); «Природа и художник» (Т. Копцева); «Театр - творчество - дети» (Н. Сорокина, Л. Миланович); «Росток» (А. Шестакова) и др. Однако многие образовательные программы ориентированы (либо целиком, либо преимущественно) на когнитивное развитие ребенка. В свою очередь развитие творческих способностей ребенка - это, прежде всего, реализация его собственной индивидуальности, своего видения окружающего мира, своего эмоционального состояния в содержании художественно-творческого продукта, творческой деятельности.
Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Н.Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои научные исследования Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, ЛС. Выготский, И.Л. Лернер, Д.Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др., процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления. Данные исследования легли в основу теории и методики общего и художественного воспитания и развития личности ребенка в ДОУ.
Современное состояние Российского государства характеризуется стабильно высоким уровнем рождаемости с 2007 года. Однако рост количества мест в ДОУ значительно отстает от роста количества детей дошкольного возраста. Недостаток количества мест в детских садах и самих детских садов приводит к появлению частных детских центров, предоставляющих платные образовательные услуги дошкольникам. Данные образовательные учреждения опираются в своей практике на ФГОС ДОУ и реализуют в образовательном процессе указанные выше программы. Структура образовательной деятельности в детском центре предлагает новые возможности для успешного развития ребенка, в том числе и его творческих способностей, так как творческое развитие происходит не только в рамках конкретных занятий по различным видам искусства, но и рамках всей деятельности дошкольников. Индивидуально-личностный подход является главным условием формирования творческой активности личности в детских центрах своего эмоционального состояния в содержании творческого продукта.
Такой подход представляет собой совокупность взаимосвязанных установок по организации педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка, построение системы через активизацию и использование внутренних механизмов личности, среди которых природосообразность, творческий характер образовательной среды, гуманизм педагогических отношений и т.д.
Практика показывает, что сегодня, несмотря на множество работ, посвященных изучению развития творческих способностей в целом и в период дошкольного детства в частности, вопросы реализации личностно-ориентированного подхода в условиях групповых занятий по различным видам искусств в ДОУ не нашли достаточного освещения в научной и учебно-методической литературе. Программы, направленные на творческое развитие детей часто не содержать конкретных рабочих методик реализации поставленных в них задач.
Таким образом, наблюдаются следующие противоречия:
- между социально-экономической потребностью общества в раннем
развитии творческих способностей личности и недооценкой данного направления в работе как государственных, так и частных дошкольных образовательных учреждений; недостаточностью специально
разработанных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка;
- между изученностью вопросов развития творческих способностей детей дошкольного возраста в психологии и педагогике и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данной области в условиях дошкольных учреждений нового типа - детских центрах;
- между объективной потребностью практики в методическом обосновании процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях Детского центра и фактическим отсутствием методических рекомендаций по данному направлению работы.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы возможности развития творческих способностей у дошкольников в образовательном пространстве Детского центра.
Социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству в условиях ДОУ.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству в условиях Детского центра.
Предмет исследования - комплекс заданий, методов и технологий обучения изобразительному искусству в целях развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в Детском центре.
Гипотезы исследования. Развитие творческих способностей у старших дошкольников в условиях Детского центра будет проходить более успешно если:
- в процессе основных и дополнительных занятий по изобразительному искусству учитывать индивидуальные особенности развития, интересы и художественные потребности ребенка, уровень его творческих способностей;
- организовывать дополнительные занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования с целью выявления состояния разработанности теории и практики по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
2. Уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности» применительно к старшему дошкольному возрасту.
3. Провести анализ общеобразовательных программ ФГОС с позиции их возможностей в развитии творческих способностей детей.
4. Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ.
5. Выявить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
6. Разработать и обосновать комплекс заданий по изобразительному искусству, направленных на развитие: гибкости, беглости, оригинальности мышления и разработанности идей.
7. Опытным путем выделить наиболее эффективные задания, направленные на развитие творческих способностей у дошкольников в условиях занятий по изобразительному искусству.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- основные идеи гуманистической педагогики и теории личностно ориентированного подхода в образовании (В.В. Давыдов, А.В. Петровский,
B. С. Сериков, И.А. Якиманская);
- основные положения возрастной психологии об особенностях развития детей старшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- основные положения исследований потенциала художественной деятельности в развитии творческих способностей ребенка (Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская и др.);
- основные положения теории обучения детей изобразительному искусству (О.А. Куревина, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова и др.).
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, учебно¬методической литературы в аспектах, близких к проблеме данного исследования; анализ и обобщение педагогического опыта развития творческих способностей старших дошкольников, разработка комплекса заданий, направленных на развитие креативности;
эмпирические - педагогическое наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование), диагностика творческих способностей, изучение учебно-творческих работ детей, опытно-поисковая работа, обработка результатов опытной работы;
База исследования
В целях проверки эффективности разработанного комплекса занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, была проведена опытно-поисковая работа, которая осуществлялась в 2018 - 2019 г.г. на базе Детского Центра «Рада» города Екатеринбурга в условиях естественного педагогического процесса. В диссертации приводятся данные за 2018-2019 учебный год.
Этапы исследования
Опытно-поисковая работа включала три этапа. Полный цикл опытной работы охватывает 1 учебный год. В качестве поисковой группы выступили воспитанники старшей группы «Светлячки» Детского Центра «Рада» города Екатеринбурга, в качестве контрольной группы - воспитанники старшей группы «Огоньки» Детского Центра «Рада». В исследовании приняли участие 26 детей.
На первом этапе опытно-поисковой работы (2018 учебный год) решались следующие задачи:
1. Изучение и анализ примерных учебных планов образовательных программ для ДОУ;
2. Выявление эффективности используемой программы в решении задач творческого развития ребенка;
3. Определение исходного уровня творческих способностей воспитанников групп «Светлячки» и «Огоньки» Детского центра «Рада» города Екатеринбурга.
Второй этап опытно-поисковой работы (2018/10, 2018/12, 2019 уч. г.) был нацелен на проверку эффективности реализации потенциала образовательных программ, разработку и апробацию творческих занятий, способствующих развитию креативности. На данном этапе опытно-поисковой работы решались следующие задачи:
1. Апробация занятий, направленных на активизацию творческого потенциала на содержательном уровне образования: введение в вариативную часть учебного плана специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей; выбор и проверка организационных форм учебных занятий, позволяющих включить каждого воспитанника в различные виды творческой деятельности для приобретения необходимого опыта.
2. Апробация занятий, направленных на активизацию творческих способностей воспитанников на технологическом уровне образования: определение методов обучения, рефлексии творческой деятельности и проверка эффективности данных методов обучения.
3. Определение и апробация форм творческой деятельности, основанных на взаимодействии всех участников образовательного процесса - дошкольников, педагогов, родителей.
4. Анализ полученных результатов исследований по итогам каждого цикла опытно-поисковой работы, внесение необходимых корректив в ход опытно-поисковой работы.
На третьем этапе опытно-поисковая работа была направлена на проверку эффективности разработанных творческих занятий через проведение полного цикла опытной работы в неизменном виде в течение учебного полугода.
На данном этапе исследования решались следующие задачи:
1. Определение эффективности разработанных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Систематизация и обработка количественных и качественных результатов проведённого исследования.
3. Оформление результатов работы.
В процессе исследования были использованы следующие методики: тест П. Торренса в версии адаптированной и стандартизированной Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году; методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко; опросник креативности Д. Джонсона, в модификации Е. Туник.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Разработаны и апробированы: содержание (включающее комплекс творческих заданий), комплекс методов и приемов (игрового обучения, экспериментирования в рамках использования нетрадиционных техник рисования), способствующие развитию индивидуальных творческих способностей старших дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в конкретизации понятия «творческие способности» применительно к занятиям изобразительным искусством, в теоретическом обосновании комплекса заданий по изобразительному искусству, направленных на развитие таких творческих способностей, как гибкость, беглость, оригинальность мышления и разработанность идей.
Практическая значимость состоит в выделении наиболее значимых педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в процессе занятий по изобразительному искусству. Разработаны творческие задания по изобразительному искусству, позволяющие активизировать развитие творческих способностей у дошкольников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дополнительные занятия по изобразительному искусству в условиях Детского центра, предусматривающие широкое использование игрового обучения, экспериментирования в рамках нетрадиционных техник рисования, позволяют более полно реализовывать задачи творческого развития дошкольников, представленные в государственных программах развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
2. Показателями уровня развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности являются: оригинальность (способность дошкольника создавать давать неординарные рисунки, требующие проявления творчества); гибкость (способность выдвигать и оценивать разнообразие идей и стратегий их реализации в рисунках, способность переходить от одного аспекта к другому); беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей в рисунке) творческого мышления; разработанность и (способность детально разрабатывать возникшие идеи).
3. Наиболее эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода к обучению, широкого использования игровых методов и заданий, стимулирующих их творчество.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивались исходными теоретико-методологическими позициями и надёжностью методического инструментария, соблюдением требований к выборке при проведении эксперимента, применением методов математико-статистической обработки данных.
Структура диссертации обусловлена логикой проведённого исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные образовательные программы ФГОС, в условиях гуманистической образовательной тенденции, рассматривают творческое развитие личности ребенка как важнейшую педагогическую задачу ДОУ. Решение проблемы развития творческих способностей старших дошкольников объективно требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса.
На сегодняшний день, в связи с недостаточным количеством муниципальных детских садов, большую популярность имеют частные образовательные организации - детские центры. Предоставляя платные образовательные услуги, данные образовательные учреждения опираются в своей практике на ФГОС ДОУ и реализуют в образовательном процессе общеобразовательные и парциальные программы.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Структура образовательной деятельности в детском центре предлагает новые возможности для успешного развития ребенка, в том числе и его творческих способностей, так как творческое развитие происходит не только в рамках конкретных занятий по различным видам искусства, но и рамках всей деятельности дошкольников. Достижение этой задачи осуществляется применением личностно ориентированного подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.
2. Творческие способности, применительно к старшему дошкольному возрасту - совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.
3. Общеобразовательные программы ФГОС дают общие рекомендации для развития творческих способностей, но не указывают конкретные методы и приемы для успешной реализации поставленных задач.
4. Развитие творческих способностей у старших дошкольников в условиях Детского центра проходит более успешно, если в процессе основных и дополнительных занятий по изобразительному искусству учитываются индивидуальные особенности развития, интересы и художественные потребности ребенка, уровень его творческих способностей.
5. Дополнительные занятия по изобразительному искусству в условиях Детского центра, предусматривающие широкое использование игрового обучения, экспериментирования в рамках нетрадиционных техник рисования, позволяют более полно реализовывать задачи творческого развития дошкольников, представленные в государственных программах развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
6. Показателями уровня развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности являются: оригинальность (способность дошкольника создавать давать неординарные рисунки, требующие проявления творчества); гибкость (способность выдвигать и оценивать разнообразие идей и стратегий их реализации в рисунках, способность переходить от одного аспекта к другому); беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей в рисунке) творческого мышления; разработанность и (способность детально разрабатывать возникшие идеи).
7. Наиболее эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода к обучению, широкого использования игровых методов и заданий, стимулирующих их творчество.



1. Александрова О.А. Перемены в дошкольном образовании [Текст]/ О.А. Александрова, Ю.С. Ненахова// Народонаселение.- №1. - 2015. с. 95-96.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели: М.: Издательство
«Просвещение»,1987. - 208 с.
3. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. -1995.- № 4. с. 9-14.
4. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 162 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
6. Божович JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 238с.
7. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития ребенка [Текст] / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. - М.: Речь, 2002. - 168 с.
8. Волобуева Л. М., Голдовская А.А. Из истории первых программ для детского сада// Дошкольное воспитание. - 2009 — № 11. - с. 15-18
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Наука, 1968. - 480с.
11. Гилфорд Д. П. Природа человеческого интеллекта / Д. П. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1971. - 123 с.
12. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. - 344с.
13. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор составитель Е. И. Соколова) Под общей редакцией доктора педагогических наук Н. Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336с.
14. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е., доп. М.: Просвещение, 1976. - 54с.
15. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство ACT, 1997. - 185с.
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ