Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Работа №46758

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты творческих способностей детей дошкольного возраста 9
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного
возраста в процессе изобразительной деятельности 15
1.3 Содержание изобразительной деятельности как средства развития
творческих способностей дошкольников 24
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 39
2.1. Исследование уровня развития творческих способностей детей
дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента) 39
2.2. Реализация программы развития творческих способностей детей
дошкольного возраста ( формирующий этап эксперимента) 46
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
(контрольный этап эксперимента) 52
Выводы по II главе 57
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения

Актуальность исследования. На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных людей, умеющих понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление целостной, гармонично развитой и творчески активной личности.
Соответственно в базовом компоненте дошкольного образования в России большое значение придается развитию творческих способностей дошкольников. Важным результатом овладения ребенком художественной деятельности является осознание себя активным субъектом творчества, сформированное эмоционально-ценностное отношение к рукотворному миру. Показатель творческих способностей детей среднего дошкольного возраста определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением работать с различными материалами, использования различных техник, умением подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлением творческого воображения, эстетической чувствительности, эмоционально-ценностным отношением к окружающему [2].
Степень разработанности исследования. Трудно переоценить значение изобразительного искусства в жизни ребенка. Психологами исследователями П. Блонским [3], Л. Выготским [4], С. Рубинштейном [15] доказано, что детям дошкольного возраста доступно эстетико-художественное восприятие произведений изобразительного искусства, средние дошкольники способны эстетически оценить художественное произведение (картину, скульптуру), выразить свое отношение к ней.
Как свидетельствуют исследования Е. Фльорина [12], М. Ивашинина[11], Н. Зубарева[22], В. Езикеева[21], Н. Пакулина[23], Н. Карпинской [22] т.д., дошкольникам доступно создание пейзажных и сюжетных картин, натюрмортов.
Детское творчество основывается на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его творческих способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать в них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целеустремленность.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, а также в эстетическом развитии личности ребенка.
Выготский, исследуя проблемы творчества, отмечал, что в дошкольном возрасте развивается способность идти от мысли к действию, что делает возможной творческую деятельность: «Один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о развитии творчества и о значении творческой работы для общего развития и возмужания ребенка. Умение из элементов создавать целое, комбинировать старое в новые сочетания, что и составляет основу творчества.»[5, c. 7].
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы только тогда, когда дети почувствуют радость и удовольствие от созданного ими продукта деятельности, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема в том, что недостаточно используются в дошкольных учреждениях занятия по обучению рисованию детей дошкольного возраста.
Анализ научных работ показывает, что проблема развития творческих способностей имеет комплексный характер и недостаточно основательно изучена, а потому не нашла полного отражения в психолого-педагогической теории и практике. А таковой аспект, как функциональное влияние средств изобразительной деятельности на творческое развитие детей среднего дошкольного возраста практически остается вне поля зрения ученых.
Анализ данной проблемы по педагогической литературе позволил выявить наличие противоречия между необходимостью развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте и недостаточным использованием изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования. каков потенциал изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста?
Актуальность исследования, ее недостаточная разработанность как в теории, так и в практике дошкольного образования, ее социальная значимость обусловили выбор нами темы работы: «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка потенциала изобразительной деятельности как средства развития детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Содержание, формы и методы изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: основывается на том, что эффективность процесса развития творческих способностей у детей дошкольного возраста может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «творческие способности»;
- изучить особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
-организовать развивающие мероприятия на основе специальной программы «Великая сила искусства», включающей эффективные формы и методы развития творческих способностей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе;
2. рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста;
3. выявить потенциал изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
4. экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Великая сила искусства».
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «творчество и творческие способности» (П. Блонским [3], Л. Выготским [4], С. Рубинштейном [15]), концептуальные положения об «развитии творческих способностей в дошкольном возрасте» (Е. Фльорина [12], М. Ивашинина[11], Н. Зубарева[22],) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (В. Езикеева[21], Н. Пакулина[23], Н. Карпинской [22]).
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация; эмпирические: наблюдение, беседы, анализ творческих работ детей; методы обработки и интерпретация результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней группе МБДОУ "Арский детский сад номер 9". Выборка составляет 20 детей среднего дошкольного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по нашей теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития эмоциональной сферы и как следствие повышение творческих способностей детей дошкольного возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана, обоснована и доказана эффективность программы «Великая сила искусства».
Практическое значение исследования: разработана авторская программа, которая может быть использована студентами-практикантами, воспитателями ДОУ, организаторами изобразительной деятельности.
Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, общих выводов к главам, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках исследования была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание и основные компоненты развития творческих способностей у средних дошкольников, а также характеристики дошкольного возраста, определены и изучены педагогические условия развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности, проведен анализ, а потом и обобщение разных взглядов на данную проблему в литературе. Мы пришли к следующим выводам:
1. Содержание понятия "творческие способности" мы интерпретируем как динамический процесс формирования личности, направленный на расширение спектра способностей и личностных качеств, которые проявляются и обогащаются в практике различных видов конструктивной деятельности, результаты ее характеризуются новизной и оригинальностью. Функционально структурными компонентами модели творческого развития средних дошкольников являются: эмоциональный, когнитивный, мотивационный и деятельностный. Средства изобразительного искусства являются стержнем этой модели.
2. Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности добиться успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует стараться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственным, так и результатам совместного творчества.
Развитие творческих способностей начинается в раннем детстве по развитию художественно - эстетического восприятия действительности - специфической деятельности, при которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с эстетических позиций. На этой основе формируется художественное восприятие - познание действительности средствами различных видов искусства. Благодаря художественному восприятию ребенок познает себя, свои взаимоотношения с окружающим миром в «мысленном поле» художественных образов путем эмоциональной идентификации. Важной составляющей этого процесса является художественно - эстетическое образование.
3. Определено, что главным смысловым средством в творческом развитии является коммуникативная функция изобразительного искусства, благодаря которой реализуется воспитание через искусство и воспитание в искусстве. Структурными компонентами средств изобразительного искусства являются: рисунок, линия, цвет, форма. Стержнем этой структуры является композиция художественного произведения.
Творчески развивающие возможности средств изобразительного искусства в детской деятельности заключаются в функции воспроизведения внешних признаков объекта, в выражении отношения к передаваемому содержанию.
4. Мы экспериментально проверили уровень развития творческих способностей у детей. На каждом занятии, мы индивидуально подходили к уровню развития творческих способностей каждого ребенка. В программу были включены такие разделы, как развитие аналитического мышления, умение эмоционально и образно выражать свои мысли и суждения, стимулировать положительные эстетические эмоции. Основной упор делался на развитие и формирование собственных способностей к творчеству; черты личности и креативности в контексте самоактуализации.
Основу программы составили психологические тесты, были включены такие формы работы как игра и творческие навыки.
Таким образом, результаты исследования дают основания полагать, что исходная методология является правильной, поставленные задачи реализованы, цель достигнута, что имеет важное значение для повышения уровня развития у средних дошкольников творческих способностей средствами изобразительной деятельности.



1. Актуальные проблемы дошкольного образования / [Л. Н.
Волошина, Г. Е. Воробьева, О. Г. Галимская и др.]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национально -
исследовательский университет". — Белгород: НИУ "БелГУ", 2017. — 262 с.
2. Абидаева, Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 4. - С. 12-14.
3. Ариян, М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты / М. А Ариян.
- Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2017. - 219 с.
4. Алексеева, Н. А. Понятие духовной культуры личности в современных условиях обучения детей изобразительному искусству и народным промыслам / Н. А. Алексеева, А. Р. Сакания // Образование. Наука. Культура: сборник научных статей. 2016. - Гжель: Гжельский государственный университет, 2016. - С. 218-221.
5. Ван’т, Х. Д. Творческий год: времена года и праздники в играх, поделках, рецептах: [170 мастер-классов для всей семьи] / Джин Ван’т Хал; пер. с англ. Л. Головиной. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.— 334 с.
6. Выявление творческих способностей у детей 4-х лет: музыка,
ритмика, основы изобразительной деятельности: образовательная
программа / [авт.-сост. А. В. Никитина и др.] .— СПб. : Союз художников, 2013. — 34 с.
7. Воробьева Т. П. Совместная художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста и воспитателей / Т. П. Воробьева // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 10. — С. 44-45.
8. Волчегорская, Е. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. Волчегорская // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики худож. образования и эстетич. воспитания— М.— 2002.— № 3 (21) .— С. 11-13.
9. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А. А. Выскорко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 254-256.
10. Голованова, И. Щедрые дары осеннего леса / И. Голованова, М. Андрукович // Мой ребенок. — 2014. — № 9. — С. 122-123.
11. Г огоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
12. Гримовская, Л. М. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с миром природы / Л. М. Гримовская // Психология обучения. - 2016. - №8. - С. 25-35.
13. Дошкольное и начальное образование: проблемы,
перспективы, инновации развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1 апр. 2015 / Департамент образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа — Югры, ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», Факультет психологии и педагогики, Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования. - Сургут: РИО СургПУ, 2015. - 107 с.
14. Донецкая Л. В. Системно-деятельностный подход к организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада / Л. В. Донецкая // Современный детский сад. — 2014. — № 1. — С. 611.
15. Денисова О. Цветопластическое моделирование / О. Денисова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2011. — № 3. — С. 16-17
16. Дормидонтова, Л. П. Музыкальный фольклор народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. П. Дормидонтова // Патриотизм: история, современность, образ будущего: международная научнопрактическая конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сборник научных трудов. В 2 частях. 2015. - Ульяновск, 2015. - С. 32-37.
17. Данилова, К. А. Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики рук / К. А. Данилова // Ребенок в детском саду. — 2013. — № 6. — С. 33-42.
18. Зымалева, Л. Поверь в себя - рисуй! / Л. Зымалева // Дошкольное образование - Первое сентября. — 2015. — № 5/6. — С. 28-30.
19. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.— 442 с.
20. Карачарова, И. А. Изобразительная деятельность как средство коррекции развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. А. Карачарова, А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2014.— № 2.— С. 34-38.
21. Карачарова, И. Клякса, клякса! Как же ты прекрасна: изобразительная деятельность как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. Карачарова, А. Акулич // Дошкольное образование - Первое сентября. — 2014.— № 2.— С. 28-29.
22. Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников / В. Г. Колягина. — Москва: Прометей, 2016. — 164 с.
23. Кислова В. А. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства / В. А. Кислова // Дошкольная педагогика. — 2013. — № 7. — С. 21-23.
24. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: Акад.развития, 1996. - 205 с.
25. Коротаева Е. В. Развиваем творчество у дошкольников / Е. В. Коротаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. —
2012. — № 10.— С. 83-86.
26. Копытова О. А. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх / О. А. Копытова // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 8. — С. 38-41.
27. Ратанова Т. А. Когнитивная дифференцированность, интеллект и креативность у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Ратанова // Психология обучения. — 2013. — № 8. — С. 20-30.
28. Левченко, В. В. Как зимний лес превратился в летний / В. В. Левченко, С. А. Хлыбова // Ребенок в детском саду. — 2014 .— № 1 .— С. 63-64.
29. Максимова, Е. Нетрадиционные техники рисования - средство развития творческих способностей детей / Е. Максимова // Искусство в школе. — 2013.— № 4.— С. 19-21.
30. Мелик-Пашаев, А. А. Ребенок любит рисовать: как
способствовать художественному развитию детей / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
31. Плунгян, Н. Цвет в советской печатной графике: экспериментальные поиски 1930-1940-х / Н. Плунгян // Искусство - Первое сентября. — 2015.— № 5/6 — С. 34-41.
32. Погодина С. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему / С. Погодина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 56-64.
33. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография / С. Погодина // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 3.— С. 53-62.
34. Побежимова, И. В. Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством конструирования из фетра / И. В. Побежимова // Педагогика XXI века: стандарты и практики: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. - С. 144-149.
35. Психология воспитания: пособие для методистов,
воспитателей детских садов, учителей нач. классов, преподавателей и студентов пед. вузов, дет. психологов / [А. Д. Грибанова и др.]; под ред. В.
A. Петровского.-[2-е изд.].— М. : Аспект-пресс, 1995 .— 151 с.
36. Смолина, О. В. Художественная мастерская в детском саду / О.
B. Смолина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2014 .— № 3 .— С. 90-95.
37. Сараева, Т. П. Развитие творческих способностей в
исследовательской деятельности младших школьников / Т. П. Сараева // Научно-исследовательская деятельность участников образовательного процесса начальной школы с использованием ИКТ: материалы
региональной научно-практической конференции. 2014. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2014. - С. 56-62.
38. Сокольникова, О. Воображение на всю жизнь / О.
Сокольникова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2013. — № 5. —C. 34-35.
39. Семченко, Е. А. Развитие речи и мелкой моторики средствами изобразительного искусства / Е. А. Семченко // Межрегиональная научнопрактическая конференция "Художественно - эстетическое развитие дошкольников: проблемы и перспективы", 26 ноября 2013 г.: сборник докладов / Деп. по культуре и туризму Том. обл., ОГОАУ ДПО "Том. обл. инновац. учебно-метод. центр культуры и искусства" .— Томск, 2014. — С. 92-94.
40. Филистович, О. А. Сензитивность младшего школьного возраста для формирования творческой активности / О. А. Филистович // Психология обучения. — 2011.— N 9.— С. 30-43.
41. Художественно - эстетическое развитие дошкольников:
проблемы и перспективы: межрегиональная научно-практическая
конференция "Художественно - эстетическое развитие дошкольников: проблемы и перспективы", 26 ноября 2013 г. : сборник докладов / Деп. по культуре и туризму Том. обл., ОГОАУ ДПО "Том. обл. инновац. учебно- метод. центр культуры и искусства".— Томск : Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства, 2014.— 120 с.
42. Чернов Д. Н. Психолого-антропологический подход к анализу социокультурной ситуации развития ребенка / Д. Н. Чернов // Психология обучения. — 2011. — № 10. — С. 4-19.
43. Шипунова, О. Интегрированная образовательная деятельность: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / О. Шипунова и [др.] // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 70-74.
44. Шипкова, В. Н. Развитие творческих способностей младших
дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной
деятельности / В. Н. Шипкова // Дошкольная педагогика. — 2012 .— №1. — С. 25-29.
45. Ярыгина, А. Творчество и выразительность: нетрадиционные изобразительные техники / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. — 2009.— N 6.— С. 57-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ