Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности использования геометрических задач без числовых данных для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий 5
1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий, их
структура и виды 5
1.2. Использование задач без числовых данных для формирования у
обучающихся познавательных универсальных учебных действий 14
Выводы по главе 1 28
Глава II. Методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе работы с задачами без числовых данных с точки зрения их определяемости 29
2.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся на этапе анализа задачи без числовых данных с точки зрения её определяемости 29
2.2. Комплект задач без числовых данных, направленных на формирование
у обучающихся познавательных универсальных учебных действий 33
Вывод по главе II 41
Заключение 42
Список литературы 44
В настоящее время одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, социальной и профессиональной практике.
Одним из видов универсальных учебных действий являются познавательные универсальные учебные действия. Формирование познавательных учебных действий происходит в процессе обучения различным школьным предметам, в частности, математике. Математика за счёт предметного содержания характеризуется разнообразием средств, которые можно использовать для формирования данных универсальных учебных действий.
Одним из таких средств являются задачи без числовых данных.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: задачи без числовых данных как средство формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
Цель исследования: разработать комплект задач без числовых данных, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить понятие и виды познавательных универсальных учебных действий;
2) выявить возможности задач без числовых данных для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках геометрии;
3) проиллюстрировать на конкретном примере теоретические положения формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей без числовых данных;
4) разработать комплект задач без числовых данных, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Работа состоит из двух глав, в каждой - по два параграфа. В первой главе даётся определение понятия «познавательные универсальные учебные действия», структура данного рода действий, их функции и виды. Далее определяется понятие «задачи без числовых данных», соотносятся этапы решения данного вида задач с компонентами познавательных универсальных действий с целью выявить возможности задач без числовых данных для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Во второй главе приведён пример организации деятельности обучающихся по формированию познавательных универсальных учебных действий при работе с задачами без числовых данных, а также представлен комплект задач без числовых данных.
В настоящее время занятие математикой является не только атрибутом социокультурного развития человека, но и важным фактором профессионального успеха. Изменения общественных, культурных условий находят своё отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности, способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи.
Рассмотренная нами проблема использования задач без числовых данных как одного из средств формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, имеет прямое отношение к описанным выше требованиям. При работе с задачами такого типа у обучающихся формируется и развивается нестандартное, творческое мышление.
В работе была поставлена цель: разработать комплект задач без числовых данных, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить понятие и виды познавательных универсальных учебных действий.
Для решения данной задачи были рассмотрены определения познавательных универсальных учебных действий таких исследователей, как Л.И. Боженковой, А.Г. Асмолова, Н.А. Чулановой и Т.Н. Черняевой, И.Д. Лушникова и Е.Г. Ногтевой, Л.В. Ведерниковой. Выбрано определение А.Г. Асмолова, поскольку в нём учтены виды деятельности. Также рассмотрены компоненты, входящие в познавательные универсальные учебные действия, описанные А.И. Газейкиной.
2. Выявить возможности задач без числовых данных для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках геометрии.
Для решения данной задачи был рассмотрен принцип определяемости геометрической задачи, предложенный Д.С. Людмиловым. На основании данного принципа было дано определение понятию «задачи без числовых данных». Предложены этапы решения геометрических задач без числовых данных. За основу взяты этапы решения геометрических задач, рассмотренные Е.С. Полат. В качестве особенности решения геометрических задач без числовых данных добавлен такой этап, как «анализ задачи на определяемость». Далее, с помощью соотнесения этапов решения задачи без числовых данных с компонентами познавательных универсальных учебных действий было продемонстрировано, какие именно познавательные универсальные учебные действия формируются на каждом этапе решения задачи. Было отмечено, что на этапе «анализ задачи на определяемость» формируются несколько познавательных универсальных учебных действий, что обуславливает важность данного этапа при решении задач.
3. Проиллюстрировать на конкретном примере теоретические положения формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей без числовых данных.
Для решения данной задачи был представлен пример решения задачи без числовых данных с указанием, какие познавательные универсальные учебные действия формируются на каждом этапе решения данной конкретной задачи.
4. Разработать комплект задач без числовых данных, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Для решения данной задачи был разработан комплект задач без числовых данных с комментариями по работе с данными задачами на этапе анализа задачи на определяемость.
Таким образом, все задачи решены, цель работы достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ - М., 17.12.2010 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).
2. Аввакумова, И.А., Блинова, Т.Л. Методические аспекты формирования рефлексивной деятельности у учащихся в процессе решения геометрических задач // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - С. 13-16.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Молчанов, С.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя // Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - 3-е изд. - М.: Бином, 2015. - 208 с.
5. Буловацкий, М.П. Разнообразить виды задач // Математика в школе. — 1988. — № 23. С. 19-25.
6. Ведерникова, Л.В., Поворознюк, О.А., Бардина, О.Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. С. 237-240.
7. Воровщиков С.Г., Орлова, Е.В. Развитие универсальных учебных действий: внутри школьная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография. М.: МГПУ, 2012. 210 с.
8. Газейкина, А.И., Казакова, Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - С. 161-168.
9. Геометрия. 7-9 классы / Атанасян, Л.С., Бутузов, В.Ф., Кадомцев, С.Б., Позняк, Э.Г., Юдина, И.И., Под ред. Кузнецовой, Л.В. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
10. Горленко, Н.М., Запятая, О.В., Лебединцев, В.Б., Ушева, Т.Ф. Структура универсальных учебных действийи условия их формирования // Народное образование . - 2012. - № 4. - С. 153-160.
11. Дегтянникова, И.Н. Остроугольный или тупоугольный // Математика в школе. — 1998. - №5, С. 52-55.
12. Каплам, Б.С. Методы обучения математике // Народная газета. - 1981. С. 13-18
13. Козлов, В.В., Кондаков, А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. 4-е издание. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
14. Колмогоров, А.Н. Математика - наука и профессия: Сб. статей для школьников, учителей, студентов. - М.: Наука,1988. С. 119-157.
15. Лушников, И.Д., Ногтева, Е.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий в технологиях проектной и учебноисследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителя. Вологда: ВИРО, 2013. 176 с...