Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Работа №95441

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий с использованием проектной деятельности в процессе обучения математике 6
1.1. Определение и структура познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Понятие проектной деятельности и этапы работы над проектом 16
1.3. Исследование возможности формирования познавательных универсальных учебных действий
на различных этапах проектной деятельности 25
Выводы по материалам главы 1 30
Глава 2. Методика конструирования заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности в процессе обучения математике 31
2.1. Возможности использования проектной деятельности в предметной области «Математика»
для формирования познавательных универсальных учебных действий 31
2.2. Примеры заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных
действий на различных этапах проектной деятельности по математике 45
Выводы по материалам главы 2 51
Заключение 52
Литература 54

Одной из основных задач образования на современном этапе его развития является воспитание личности, способной применять в повседневной жизни знания и умения, приобретенные в школе. Для решения данной задачи содер­жательный раздел федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) определяет общее содержание образования и включает образователь­ные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования.
Изучением проблемы развития универсальных учебных действий занима­лись такие психологи, педагоги и методисты, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмен- ская, И.А. Володарская, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, О.А. Карабанова, А.М. Кондаков, Н.Г. Салмина.
Одним из видов УУД являются познавательные универсальные учебные действия, которые включают умения: работать с учебным математическим тек­стом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и симво­лики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства ма­тематических утверждений; формализовать и структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей: таблицы, схемы, графики, диаграммы, - с использованием соответствующих программных средств обработки данных. Указанные умения должны отражать­ся в предметных результатах изучения предметной области «Математика».
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основ­ного общего образования направлена на формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и обще­ственной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Значительный вклад в изучение проектной деятельности внесли Н.В. Ма- тяш, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, В.В. Рубцов, В.Д. Симоненко и др.
Применительно к использованию проектной деятельности в процессе обучения математике вопросы, связанные с формированием различных видов универсальных учебных действий, рассматриваются в работах Э. Г. Гельфман, А. Г. Подстригич, О.Л. Лунеевой и др.
Достижение познавательных умений должно осуществляться при обуче­нии любому предмету, в частности, при обучении математике, и на каждом этапе проектной деятельности, которая выступает средством достижения пла­нируемых личностных, предметных и метапредметных результатов, среди ко­торых важными сегодня являются: умение организовать свою деятельность, мыслить критически, работать с информацией разного уровня сложности.
Вышесказанное обуславливает особую актуальность использования про­ектной деятельности в процессе обучения математике для формирования по­знавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у обучающихся в процессе проектной деятельности.
Цель работы: разработать совокупность заданий для формирования по­знавательных универсальных учебных действий на различных этапах проект­ной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1) определить понятие и выделить структуру познавательных универ­сальных учебных действий;
2) выделить этапы проектной деятельности для исследования возмож­ности формирования ПУУД у обучающихся;
3) установить соответствие этапов проектной деятельности с компо­нентами ПУУД у обучающихся;
4) установить возможности использования различных типов проектов в предметной области «Математика» для формирования ПУУД у обучающихся;
5) разработать задания для формирования ПУУД у обучающихся на различных этапах проектной деятельности в предметной области «Математика».
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников.
В тексте работы 8 таблиц и 9 рисунков.
Теоретические и практические результаты исследования отражены в сле­дующих публикациях:
1. Мысина М.А., Толстова Н.В., Бодряков В.Ю., Семенова И.Н. Вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в современном процессе изучения математики с использованием таблиц MS EXCEL // Акту­альные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 232-236.
2. Бондарь А.А., Мамалыга Р.Ф., Мысина М.А. От кружка к проекту // Проблемы математики, ее истории и методики преподавания на современном этапе [Электронный ресурс] : материалы заоч. всерос. науч.-практ. конф. (7-9 дек. 2017 г.) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т ; ред. кол.: Е. Л. Черемных [и др.] ; под общ. ред. А. Е. Малых. - Пермь, 2017. - С. 167-174.
3. Бондарь А.А., Мамалыга Р.Ф., Мысина М.А. Опыт организации про­ектной деятельности при изучении стереометрии с использованием ИКТ // Но­вые информационные технологии в образовании и науке. - Екатеринбург. - 2018. - №1. - С. 55-58.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставление результатов работы со сформулированными задачами позволяет заключить следующее:
1. Познавательные универсальные учебные действия, один из новых ре­зультатов обучения, определены вслед за идеологами Стандарта как сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и струк­турирование информации; формирование элементов комбинаторного мышле­ния; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления. На основе обобщения при­ведённых разными авторами перечней познавательных умений выделена струк­тура познавательных УУД и их пооперационный состав.
2. Для исследования возможности формирования познавательных УУД на различных этапах работы над проектом определено понятие и выделены этапы проектной деятельности. В рамках данного исследовании выбраны этапы рабо­ты над проектом, выделенные Е.С. Полат, так как они представлены более де­тально и наиболее полно описывают этапы, представленные всеми рассмотрен­ными авторами.
3. Путём соотнесения выделенных этапов проектной деятельности и эле­ментов структуры познавательных УУД на основании рассмотренных характе­ристик доказана возможность формирования познавательных умений при рабо­те над проектом.
4. Для иллюстрации реализации этой возможности в процессе изучения математики соотнесение уточнено на данную предметную область. Рассмотре­на классификация типов проектов Е.С. Полат и проиллюстрировано изменение набора компонентов познавательных УУД в зависимости от типа проекта.
5. Сконструированы примеры заданий для формирования компонентов структуры познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на различных этапах проектной деятельности по математике.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


1. Андреева Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся - приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения // Концепт. - 2013. - №1. - С. 36-42.
2. Бижова Т.В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффек­тивных технологий достижения планируемых универсальных учебных дей­ствий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогическое мастерство. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 102-104.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных дей­ствий при обучении геометрии. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 208 с.
4. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. - 2016. - №1. - С. 54-60.
5. Боженкова Л.И. Формирование универсальных учебных действий (ууд) в обучении математике: типовые задания / Л. И. Боженкова. - М. : МИГУ, 2015. - 140 с.
6. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности позна­вательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 161-168.
7. Газейкина А.И., Кувина А.С. Обучение информатике в школе на основе познавательного сотрудничества средствами облачных технологий // Педагоги­ческое образование в России. - 2014. - № 4. - С. 180-184.
8. Газейкина А.И., Пронин С.Г. Формирование когнитивных универсаль­ных учебных действий при обучении робототехнике учащихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. - С. 42-49.
9. Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учеб­ных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2012. - №8 (123). - С. 160-167.
10. Гераскевич Н.В. Проектный подход в реализации обучения школьни­ков иностранному языку в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №10. - С. 118-124.
11. Горев П.М., Ошергина Н.В. Проектная и исследовательская деятель­ность учащихся средней школы в области математических знаний // Концепт. -
2015. - №10. - С. 36-40.
12. Горев П.М., Лунеева О.Л. Конструирование программ основного и дополнительного математического образования школьников в условиях пере­хода на ФГОС // Концепт. - 2016. - №S1. - С. 21-25.
13. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное об­разование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
14. Далингер В.А. Формирование у учащихся познавательных (логиче­ских) универсальных учебных действий при обучении математике // In Situ. -
2016. - №1-2. - С. 25-30.
15. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М., Лаврентьева Т.М. Основные виды и функции универсальных учебных действий в условиях реализации федерально­го государственного образовательного стандарта второго поколения // Перспек­тивы науки. - 2012. - № 36. - С. 37-40...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ