Введение 3
Глава 1. Методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий с использованием проектной деятельности в процессе обучения математике 6
1.1. Определение и структура познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Понятие проектной деятельности и этапы работы над проектом 16
1.3. Исследование возможности формирования познавательных универсальных учебных действий
на различных этапах проектной деятельности 25
Выводы по материалам главы 1 30
Глава 2. Методика конструирования заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности в процессе обучения математике 31
2.1. Возможности использования проектной деятельности в предметной области «Математика»
для формирования познавательных универсальных учебных действий 31
2.2. Примеры заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных
действий на различных этапах проектной деятельности по математике 45
Выводы по материалам главы 2 51
Заключение 52
Литература 54
Одной из основных задач образования на современном этапе его развития является воспитание личности, способной применять в повседневной жизни знания и умения, приобретенные в школе. Для решения данной задачи содержательный раздел федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования.
Изучением проблемы развития универсальных учебных действий занимались такие психологи, педагоги и методисты, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмен- ская, И.А. Володарская, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, О.А. Карабанова, А.М. Кондаков, Н.Г. Салмина.
Одним из видов УУД являются познавательные универсальные учебные действия, которые включают умения: работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; формализовать и структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей: таблицы, схемы, графики, диаграммы, - с использованием соответствующих программных средств обработки данных. Указанные умения должны отражаться в предметных результатах изучения предметной области «Математика».
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования направлена на формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Значительный вклад в изучение проектной деятельности внесли Н.В. Ма- тяш, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, В.В. Рубцов, В.Д. Симоненко и др.
Применительно к использованию проектной деятельности в процессе обучения математике вопросы, связанные с формированием различных видов универсальных учебных действий, рассматриваются в работах Э. Г. Гельфман, А. Г. Подстригич, О.Л. Лунеевой и др.
Достижение познавательных умений должно осуществляться при обучении любому предмету, в частности, при обучении математике, и на каждом этапе проектной деятельности, которая выступает средством достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов, среди которых важными сегодня являются: умение организовать свою деятельность, мыслить критически, работать с информацией разного уровня сложности.
Вышесказанное обуславливает особую актуальность использования проектной деятельности в процессе обучения математике для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у обучающихся в процессе проектной деятельности.
Цель работы: разработать совокупность заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1) определить понятие и выделить структуру познавательных универсальных учебных действий;
2) выделить этапы проектной деятельности для исследования возможности формирования ПУУД у обучающихся;
3) установить соответствие этапов проектной деятельности с компонентами ПУУД у обучающихся;
4) установить возможности использования различных типов проектов в предметной области «Математика» для формирования ПУУД у обучающихся;
5) разработать задания для формирования ПУУД у обучающихся на различных этапах проектной деятельности в предметной области «Математика».
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников.
В тексте работы 8 таблиц и 9 рисунков.
Теоретические и практические результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Мысина М.А., Толстова Н.В., Бодряков В.Ю., Семенова И.Н. Вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в современном процессе изучения математики с использованием таблиц MS EXCEL // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 232-236.
2. Бондарь А.А., Мамалыга Р.Ф., Мысина М.А. От кружка к проекту // Проблемы математики, ее истории и методики преподавания на современном этапе [Электронный ресурс] : материалы заоч. всерос. науч.-практ. конф. (7-9 дек. 2017 г.) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т ; ред. кол.: Е. Л. Черемных [и др.] ; под общ. ред. А. Е. Малых. - Пермь, 2017. - С. 167-174.
3. Бондарь А.А., Мамалыга Р.Ф., Мысина М.А. Опыт организации проектной деятельности при изучении стереометрии с использованием ИКТ // Новые информационные технологии в образовании и науке. - Екатеринбург. - 2018. - №1. - С. 55-58.
Сопоставление результатов работы со сформулированными задачами позволяет заключить следующее:
1. Познавательные универсальные учебные действия, один из новых результатов обучения, определены вслед за идеологами Стандарта как сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления. На основе обобщения приведённых разными авторами перечней познавательных умений выделена структура познавательных УУД и их пооперационный состав.
2. Для исследования возможности формирования познавательных УУД на различных этапах работы над проектом определено понятие и выделены этапы проектной деятельности. В рамках данного исследовании выбраны этапы работы над проектом, выделенные Е.С. Полат, так как они представлены более детально и наиболее полно описывают этапы, представленные всеми рассмотренными авторами.
3. Путём соотнесения выделенных этапов проектной деятельности и элементов структуры познавательных УУД на основании рассмотренных характеристик доказана возможность формирования познавательных умений при работе над проектом.
4. Для иллюстрации реализации этой возможности в процессе изучения математики соотнесение уточнено на данную предметную область. Рассмотрена классификация типов проектов Е.С. Полат и проиллюстрировано изменение набора компонентов познавательных УУД в зависимости от типа проекта.
5. Сконструированы примеры заданий для формирования компонентов структуры познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на различных этапах проектной деятельности по математике.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Андреева Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся - приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения // Концепт. - 2013. - №1. - С. 36-42.
2. Бижова Т.В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогическое мастерство. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 102-104.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 208 с.
4. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. - 2016. - №1. - С. 54-60.
5. Боженкова Л.И. Формирование универсальных учебных действий (ууд) в обучении математике: типовые задания / Л. И. Боженкова. - М. : МИГУ, 2015. - 140 с.
6. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 161-168.
7. Газейкина А.И., Кувина А.С. Обучение информатике в школе на основе познавательного сотрудничества средствами облачных технологий // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. - С. 180-184.
8. Газейкина А.И., Пронин С.Г. Формирование когнитивных универсальных учебных действий при обучении робототехнике учащихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. - С. 42-49.
9. Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2012. - №8 (123). - С. 160-167.
10. Гераскевич Н.В. Проектный подход в реализации обучения школьников иностранному языку в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №10. - С. 118-124.
11. Горев П.М., Ошергина Н.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний // Концепт. -
2015. - №10. - С. 36-40.
12. Горев П.М., Лунеева О.Л. Конструирование программ основного и дополнительного математического образования школьников в условиях перехода на ФГОС // Концепт. - 2016. - №S1. - С. 21-25.
13. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
14. Далингер В.А. Формирование у учащихся познавательных (логических) универсальных учебных действий при обучении математике // In Situ. -
2016. - №1-2. - С. 25-30.
15. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М., Лаврентьева Т.М. Основные виды и функции универсальных учебных действий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Перспективы науки. - 2012. - № 36. - С. 37-40...