ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 12
1.1. Формирование духовно-нравственных ценностей личности как
педагогическая проблема 12
1.2. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей
младшего школьного возраста 23
1.3. Педагогические условия формирования духовно-нравственных
ценностей детей младшего школьного возраста в художественно - поэтической деятельности 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста ... 35
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по формированию духовно¬
нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности 70
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию духовно¬
нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности на итоговом этапе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 118
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период общественного развития общества, в образовании взят курс на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Как нам известно личность ребёнка формируется в любой активной деятельности. Для полноценного формирования ребёнку необходимы такие виды деятельности как общение, познание, преобразование, ценностно - ориентационная деятельность, художественная деятельность. Из всех перечисленных видов, художественная деятельность является более универсальной, так как несёт в себе все виды деятельности в условной форме. Все виды деятельности в ней удваиваются, именно поэтому она нужна и важна для целостного формирования личности ребёнка. Из всех видов художественной деятельности мы берём деятельность поэтическую, потому что в нашей диссертации она для нас представляет особенный интерес. Владение речью - это самый мощный способ развития личности. Владение поэтическим словом раскрывает глубину языка, оно несёт в себе и исходный смысл слова, влияет на мировоззрение, на взгляды, убеждения и идеалы человека [5].
Формирование духовно-нравственных ценностей у ребёнка младшего школьного возраста через доброе отношение к миру и к людям, ценностное отношение к слову очень важно в этом возрасте. Поэтому в своём исследовании я планирую рассмотреть особенности формирования духовно - нравственных ценностей у ребёнка младшего школьного возраста в процессе художественно-поэтической деятельности. Ребёнок склонен к ритмическому восприятию речи, у него есть ощущение рифмы, ощущение формы, образов. Дети хотят сочинять стихи, читать их друг другу, значит нужно их слушать. Важно научить их выражать свои мысли и чувства в собственном поэтическом творчестве. Научить вживаться в объект, о котором мы пишем стихотворение. Вживание оно преодолевает эгоизм прежде всего, замкнутость, отделённость от мира. Для того, чтобы человек стал доброжелательным и встал на путь духовно-нравственного формирования, он должен реализовать себя в каком - либо творчестве. Ведь человек, который не способен к творчеству утверждается либо силой, либо властью. Творческий же - это человек, который сам способен сотворить, способен доброжелательно относиться к другим людям. Творческий человек не ищет власти, она ему не нужна. Он не прячется за сильных мира сего и тех, кто утверждается кулаками за право быть принятыми. Творчество снимает агрессию, потому что это лучший способ самоутверждения [8].
Поэтическая деятельность открывает дорогу для творческого самовыражения, самореализации. Вот почему формирование духовно-нравственных ценностей и качеств личности ребёнка возможно именно в этом творчестве. Благодаря преодолению замкнутости формируется открытость к миру, доброжелательность, чуткость, умение посочувствовать, если мы говорим о людях, природе, животных, ощущение хрупкости, отношение к дружбе, к близким, к родителям. Чтобы ребёнок был духовно сформирован, то такие качества как забота, честность, отзывчивость надо не только понимать, но и пережить. А пережить под воздействием художественного произведения, проговаривая, сочиняя, намного легче. Становится понятнее к чему человек стремится, какой жизнью хочется жить. Потому что смысл и предназначение искусства - очеловечивать и ставить основные духовные и жизненные ценности на первое место. Педагогу необходимо правильно организовать эту деятельность, потому что сегодняшний духовный и нравственный уровень ценностей у детей и родителей, к сожалению, вызывает тревогу [10].
Говоря, об актуальности темы выпускной квалификационной работы, мы видим, что феномен духовности в педагогике применительно к современным реалиям исследован недостаточно, на сегодняшний день требуется его адекватное педагогическое осмысление. На протяжении длительного времени педагогика решала проблемы формирования духовности и нравственности, не употребляя самого термина «духовность», и более того в советский период развития нашей страны это слово вообще не входило в словарь официальных педагогических исследований. Но рассматривая древнегреческую теорию воспитания мы видим, что процесс обучения это не только воздействие на ученика, здесь важнее глубоко личное, духовное общение. Вместе с древнегреческими этическими учениями в историю педагогики вошла идея духовного совершенствования человека. С самого «детства человечества» (термин А.Ф. Лосева) основополагающий характер для педагогики приобрели сократовские вопросы о смысле жизни и смерти, о добре, красоте, истине; большое значение имели идеи Платона о духовном как о высшем в сравнении с чувственным, телесным; мысли Аристотеля о том, что же составляет истинное содержание человеческой жизни (духовные ценности в противовес материальным) [57].
Младший школьный возраст является благоприятным возрастом в формировании ответственного отношения к жизни, семье и другим духовно - нравственным ценностям. Размытость нравственных ориентиров, искаженность представлений о духовных и нравственных ценностях в молодежной среде делают поставленную в нашем исследовании проблему формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста актуальной в социально-педагогическом плане [87].
Актуальна проблема и в научно-педагогическом плане, поскольку изменить ситуацию в духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения возможно лишь при взаимодействии семьи и школы, при использовании всех воспитательных резервов во внеурочной форме занятий. Проблема ознакомления детей младшего школьного возраста со столь сложным и многогранным понятием, как духовно-нравственные ценности, требует поиска путей использования внеурочного времени, разработки программы по формированию духовно-нравственных ценностей, состоящей из комплекса занятий, разработки их содержания и методики организации. Анализ состояния исследуемой темы и ее «выхода» на практику позволяет выделить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и недостаточной готовностью семьи и педагогов дополнительного образования к реализации этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между потенциалом художественно-поэтической деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретико-методической разработанностью ее решения в современных социально-культурных условиях России;
- на научно-методическом уровне - между востребованностью и необходимостью создания методических разработок, программ с целью формирования духовно-нравственных ценностей средствами художественно-поэтической деятельности у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в поиске путей формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности.
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности».
Объект исследования: Процесс формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Программа внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации программы по формированию духовно -нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно¬поэтической деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования, на основании изученной литературы уточнить понятия «ценность», «духовно-нравственные ценности», «духовность», «нравственность», «художественно-поэтическая деятельность».
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности
формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить педагогические условия формирования
духовно- нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности.
4. Разработать содержание программы по формированию
духовно- нравственных ценностей в художественно-поэтической
деятельности.
5. Выявить критерии и показатели уровня сформированности духовно - нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
Художественно-поэтическая деятельность детей младшего школьного возраста способствует формированию духовно -нравственных ценностей при следующих условиях:
- разрабатывается программа художественно-поэтической деятельности, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей;
- обучение по программе происходит на основе добровольного студийного детского объединения детей младшего школьного возраста по интересам;
- обеспечение социальной востребованности детского художественно - поэтического творчества на основе создания детско-взрослой со-бытийной общности и партнерских отношений детей, педагогов и родителей;
- преподаватель активно занимается художественно -поэтическим творчеством, выступая примером для детей, выступая в роли наставника детей в их творчестве.
Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи русских мыслителей и педагогов:
- о развитии духовно-нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Н.О. Лосский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Селихова, Н.Е. Щуркова, Н.Д. Никандров, Л.И. Маленкова и др);
- исследования по проблемам формирования духовных ценностей (Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, В.И. Додонов, Б.Г. Гершунский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, З.И. Равкин, С.И. Маслов Г.В. и др.);
- о роли семейных ценностей в духовно-нравственном формировании личности ребенка (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачёв, С.А. Рачинский, Г.К. Селевко, Е.Н. Степанов и др.).
Активно использовались нами положения:
- аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, А.Д. Леонтьев, Н.О. Лосский, В.А. Сластенин, Н.Л. Худякова и др.);
- положения о воспитательном потенциале искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович, А.В. Федоров);
- концепция полихудожественного воспитания (Е.П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов).
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы исследования: а) теоретико -методологический анализ, который позволил определить исходные положения настоящего исследования; б) понятийно-терминологический анализ, который
использовался для составления понятийного аппарата исследуемой проблемы; г) системный анализ, который являлся основой целостного рассмотрения вышеуказанной проблемы исследования;
- эмпирические методы исследования: а) эксперимент по оценке степени сформированности духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста; б) наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно¬поэтической деятельности детей; в) анализ результатов опытно-поискового исследования, статистическая обработка и интерпретация данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнено содержание понятия «художественно -поэтическая
деятельность детей младшего школьного возраста».
2. Подтвреждена возможность интегрирования аксиологического, системно-деятельностного и полихудожественного подходов для
формирования духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста средствами художественно-поэтической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
1. Разработана программа художественно -поэтической деятельности для детей младшего школьного возраста «Горлица», реализованная в практике работы духовно-просветительского центра.
2. Разработаны методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста для педагогов и родителей в условиях детского творческого объединения.
База исследования: духовно-просветительский центр «Каменский» города Каменска-Уральского, детское объединение «Познайка».
Исследование по формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности было осуществлено в два этапа.
На первом этапе были рассмотрены теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности: проанализирована научно-педагогическая литература по проблеме исследования; определены особенности процесса формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста; выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности.
На втором этапе была осуществлена опытно-поисковая работа по формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности: подобраны средства диагностики уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и способностей к стихосложению у детей на исходном и конечном этапе исследования; разработана программа, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности на основе авторской методики по стихосложению, проанализированы результаты работы, сделаны обобщающие выводы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы и практики работы детских творческих объединений была выявлена актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности, которая обусловливается потребностью общества и государства в сохранении преемственности традиционных национальных ценностей и творческом развитии каждого ребенка.
2. В рамках исследования уточнено и применено понятие формирования духовно-нравственных ценностей в отношении детей младшего школьного возраста. Формирование указанных ценностей представлено в виде организованного процесса взаимодействия между детьми и взрослыми в едином ценностно-смысловом пространстве, базирующемся на принципах и нормах, которые основаны на нравственных критериях добра и зла, лжи и истины.
3. В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленными задачами были выявлены:
А) особенности процесса формирования духовно -нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, к которым отнесено то, что духовно-нравственные ценности воспринимаются, осознаются и принимаются детьми младшего школьного возраста при условии яркой выразительной формы их предъявления и очевидности морального смысла того, что ребенок наблюдает и делает; незавершенность этого процесса в младшем школьном возрасте в силу отсроченности достигаемого результата;
Б) педагогические условия обеспечения результативности духовно - нравственного воспитания в художественно-поэтической деятельности, к
которым отнесены - необходимость участия ребенка в этой деятельности не только как слушателя и чтеца, но в роли автора художественно-поэтических произведений; обеспечения свободы выбора ребенком содержания и формы поэтического высказывания, предпочтительность организации художественно-поэтической деятельности младших школьников в форме детского творческого объединения; выбора ли руководителя детского творческого объединения как наставника и полноценного участника творческого процесса.
4. Проведенная опытно-поисковая работа по формированию духовно - нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности показала, что выбранные средства диагностики позволяют оценить уровень сформированности у детей младшего школьного возраста духовно-нравственных ценностей, в качестве которых были выбраны ценности здоровья и семьи.
5. Разработанная авторская программа занятий художественно- поэтической деятельностью «Горлица» была принята детьми участниками творческого объединения «Познайка» и позитивно повлияла на уровень сформированности духовно-нравственных ценностей у детей, что подтвердилось в процессе сравнения исходной и итоговой диагностики. Дети продемонстрировали достоверный рост деятельностных проявлений ценностного отношения к здоровью, жизни, привязанности к собственной семье, заботы и любви в отношении родного края и дома, близких, родителей.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены, цель достигнута, исследование завершено.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественно-поэтическая деятельность младших школьников является одним из наиболее перспективных видов деятельностной активности детей в формировании у них духовно-нравственных ценностей, таких как здоровье, привязанность к собственной семье, забота и любовь к родному дому, краю, родителям, близким, поскольку представления о красоте, истине и доброте в этом возрасте неразделимы.
2. Художественно-поэтическая деятельность становится эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста при освоении ролей читателя, слушателя и автора собственных поэтических произведений.
3. Наиболее перспективной формой приобщения младших школьников к художественно-поэтической деятельности является детское творческое объединение, которое включено в детско-взрослую событийную общность, в которой дети, педагоги и родители выступают как равноправные, заинтересованные и ответственные партнеры.
1. Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? [Текст] / В.В. Абраменкова // Современный ребенок в «игровой цивилизации». - М. : Даниловский благовестник, 1999.
2. Абраменкова, В.В. Агиологическая психология детской святости [Текст] / В.В. Абраменкова // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №3.
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. [Текст] / К.А. Абульханова-Славская - М., 1980. - 268 с.
4. Аверинцев, С. С., От слова к смыслу: Проблемы антропогенеза. [Текст] / С. С. Аверинцев, И. Г. Франк-Каменский, О. М. Фрейденберг - М. : УРСС, 2001. - 654 с.
5. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. [Текст] / Ю. П. Азаров -
СПб. : Питер, 2011. - 400 с. : ил. - (Сер. «Мастера психологии»).
6. Алексеева, О. Ю. Содержание общечеловеческих ценностей - основа новой философии и методологии профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] / О. Ю. Алексеева // Актуальные проблемы современной педагогики. - Таганрог, 2000. - С. 3 - 8.
7. Амонашвили, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования [Текст] / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2000. № 2. - С. 11 - 143.
8. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания.
- Режим доступа:ййр ://azbyka.ru/ otechnik/Amfilohij_Radovich/osnovy-
pravoslavnogovospitanija/ (дата обращения: 18.10.2020).
9. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. [Текст] / Б. Г.
Ананьев - М.: Наука, 2000. - 351 с.
10. Антропологический подход в современном образовании [Текст] / отв. ред. Л. E. Курнешова. - М. : Центр «Школьная книга», 2002. - 144 с. - (Сер. «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»).
11. Анциферова, А. А. Нравственное воспитание детей в бытовой
культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / А.А. Анциферова - М.,
1967. - 20 с.
12. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание.
[Текст] / А.В. Бакушинский - М.: Карапуз, 2009. - 304 с.
13. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. тр.
[Текст] / Н. А. Бердяев ; ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская ; Акад. пед. и соц. наук., Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т :
Флинта, 1999. - 310 с.
14. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. [Текст] / Н.А. Бердяев - М., 1994. - Т. 1. - 360 с.
15. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности [Текст] / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 257 - 284.
16. Бондырева, С. К. Нравственность [Текст] / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МЛДЭК», 2006. - 336 с.
17. Бородина, Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / Е. Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа:
www.science-education.ru/123-20011 (дата обращения: 24.07.2015).
18. Бородина, Е. Н. Результаты экспериментального исследования по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в
полихудожественной деятельности [Текст] / Е. Н. Бородина //
Педагогическое образование в России. - 2015. - №8. - С. 175.
...