ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 10
1.1. Эмоциональная отзывчивость: сущность, структура, способы
развития у младших школьников 10
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста в процессе
занятия хореографией 22
1.3. Народный танец как вид хореографического искусства, его
педагогический потенциал 28
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ НАРОДНОГО ТАНЦА 34
2.1. Условия и организация опытной работы 34
2.2. Содержание и результаты констатирующего этапа
исследования 43
2.3. Разработка и апробация комплекса методов, приемов, упражнений по развитию эмоциональной отзывчивости на занятиях народного
танца 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования.
Народный танец имеет большое значение для развития эмоциональной отзывчивости. Опыт показывает, что именно выполнение упражнений на материале народной хореографии в образовательном процессе является основой, которая помогает формированию мышц, координации движения, воспитанию культуры и манеры исполнения. Народный танец, высокохудожественные образцы классики - это материал, на котором воспитывается эмоциональная сфера учеников. «Очень трудно учить детей искусству, и главная трудность здесь в том, что невозможно по- настоящему научить детей чему-либо в искусстве, если они эмоционально не вовлечены в это искусство - Д.Б. Кабалевский [51].
Актуальность исследования обусловлена задачами, которые закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) [62].
Начальная школа важный этап в развитии растущего человека, которая обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию, формирование культуры деятельности и поведения, интеллекта. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования является основной задачей ФГОС НОО.
Требования ФГОС содержат описание целей, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личными, семейными, социальными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, его индивидуальных особенностей.
Дополнительное образование даёт ребёнку, свободный выбор деятельности, возможность индивидуального развития личности, в организованном мотивирующем пространстве. Человеческий потенциал дополнительного образования способствует расширению разнообразия и индивидуализации образовательного процесса.
Таким образом, дополнительное образование детей, играет важную роль во всестороннем удовлетворении образовательных потребностей ребёнка в развитии его интеллектуальных, моральных, физических качеств, обеспечивает его всестороннее развитие.
Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день накоплен определенный объем знаний в развития эмоциональной отзывчивости детей в условиях дополнительного образования.
В результате были выявлены противоречия:
1. На научно - теоретическом уровне: между разработанностью теоретических аспектов развития у детей эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработанностью практических аспектов развития у детей эмоциональной отзывчивости в таком направлении хореографического искусства как народный танец.
2. На педагогическом и методическом уровнях: между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по развитию у детей эмоциональной отзывчивости посредством народного танца.
Проблема исследования, заключается в поиске способов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на занятиях народного танца.
Тема исследования - «Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на занятиях народного танца».
Цель исследования - теоретически обосновать развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста и разработать комплекс методов, приемов и упражнений развития
эмоциональной отзывчивости у детей на занятиях народного танца.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в условиях дополнительного образования детей.
Предмет исследования - комплекс методов по развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста на занятиях народного танца.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность, структуру, способы развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
2. Охарактеризовать детей младшего школьного возраста.
3. Выявить педагогический потенциал народного танца.
4. Исследовать особенности развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на занятиях народного танца.
5. Разработать и апробировать комплекс методов, приемов, упражнений по развитию эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца.
В ходе работы была выдвинута гипотеза.
В развитии у детей младшего школьного возраста эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца может наблюдаться
положительная динамика, если:
• на занятиях по народному танцу будут использованы методы, приёмы и упражнения активизирующее музыкальное восприятия детей, самостоятельную творческую деятельность побуждающие их к созданию художественных образов средствами народного танца.
• будет определен алгоритм действий педагога по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца: введение техники, основанной на принципах народной хореографии; создание танцевальных этюдов на заданный образ посредством освоенных движений; включение таких приемов, как импровизация и танцевальная игра; самостоятельное создание танцевальных композиций путем моделирования художественно - творческого процесса.
Методологическая база исследования: положения личностно
ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и деятельностного (А.В. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) методологических подходов; теоретические положения психологических исследований о сущности эмоциональной отзывчивости (Б.И. Додонов, К. Изард, С.Л. Рубинштейн, П. Фресс); теоретические положения о развитии у детей эмоциональной отзывчивости и взаимосвязи искусств в хореографии (Н.А. Ветлугина, Т. Вендерова, И.В. Груздова, Т. Игнатова, В.В. Медушевский, М.А. Михайлова, Л.Л. Пилипенко, О.П. Радынова, Т.Э. Тютюнникова); теоретические положения о становлении народносценического танца о специфике его техники, последовательности и способах его освоения (Г.Ф. Богданов, Н.И. Бочкарева, Г.П. Гусев, И.Г. Есаулов, К.А. Есаулова, А. Климов, Н.Б. Тарасова, Т.С. Ткаченко).
Исследование базировалось на идеях Б. М. Теплова об эмоциональной отзывчивости на музыку как важнейшем компоненте музыкальности.
Методы исследования:
теоретические - элементный и контентный анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала, моделирование;
эмпирические - опытно-поисковая работа, изучение продуктов творческой деятельности детей, педагогическое наблюдение.
Научная новизна исследования:
1. Разработан и апробирован комплекс методов, приемов (словесные описания музыкальных образов, пластические импровизации, танцевальная игра, танцевальные композиции, этюды) и упражнений (импровизация на заданную музыку, овладению техникой народного танца), способствующих развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца.
2. Определен алгоритм действий педагога по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца: введение техники, основанной на принципах народной хореографии; создание танцевальных этюдов на заданный образ посредством освоенных движений; включение таких приемов, как импровизация и танцевальная игра; самостоятельное создание танцевальных композиций путем моделирования художественно - творческого процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Систематизирована информация об особенностях становления народного танца.
2. Теоретические положения педагогики музыкального и
художественного образования о развитии эмоциональной отзывчивости на музыку и развитии эмоциональной отзывчивости у детей во взаимосвязи искусств интерпретированы применительно к процессу хореографического образования младших школьников на занятиях народного танца.
Практическая значимость исследования:
1. Уточнены диагностические методики выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста.
2. Разработан и апробирован комплекс методов, приемов (словесные описания музыкальных образов, пластические импровизации, танцевальная игра, танцевальные композиции, этюды) и упражнений (импровизация на заданную музыку, овладению техникой народного танца), способствующих развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца.
3. Разработаны композиции и этюды («Русская зима», «Широка народная масленица», «Вороний день») позволяющие детям самостоятельно воплощать средствами техники народного танца различные художественные образы.
Апробация и внедрение:
• апробация осуществлена путем публикации статьи «Народная песня и народный танец как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса» (Оренбург, 24 августа 2019 г.; Т.2.) Оренбург, Международный центр инновационных исследований ОМЕГА САЙНС С. 185-190.
• внедрение осуществлено в студии танца «Диамант» на базе Муниципального казенного учреждения «Культурно-спортивный комплекс» п. Ягодный, филиал СДК Лиственичный. (Тюменская область, ХМАО - Югра, Кондинский район, п. Ягодный, ул. Центральная, д. 20).
На защиту выносятся:
1. Обоснование необходимости развития у младших школьников эмоциональной отзывчивости в процессе обучения народному танцу.
2. Комплекс методов, приемов (словесные описания музыкальных образов, пластические импровизации, танцевальная игра, танцевальные композиции, этюды) и упражнений (импровизация на заданную музыку и овладению техникой народного танца), способствующих развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца.
3. Алгоритм действий педагога по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца: введение техники, основанной на принципах народной хореографии; создание танцевальных этюдов на заданный образ посредством освоенных движений; включение таких приемом, как импровизация и танцевальная игра; самостоятельное создание танцевальных композиций путем моделирования художественно - творческого процесса.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В опытной работе была рассмотрена проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста на занятиях народного танца. Чтобы решить эту проблему, была определенна цель. Цель исследования - теоретически обосновать развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста и разработать комплекс методов, приемов и упражнений развития эмоциональной отзывчивости у детей на занятиях народного танца.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность, структуру, способы развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
2. Охарактеризовать детей младшего школьного возраста.
3. Выявить педагогический потенциал народного танца.
4. Исследовать особенности развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на занятиях народного танца.
5. Разработать и апробировать комплекс методов, приемов, упражнений по развитию эмоциональной отзывчивости на занятиях народного танца.
Эмоциональная отзывчивость стабильное свойство личности, проявляющееся в легкости, скорости и гибкости эмоциональной реакции на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности социальной среды и т. д. Другими словами, эмоциональная отзывчивость готовность человека реагировать на себя, на других, на состояние и эмоциональный фон других. Развитие эмоциональной отзывчивости является сложной педагогической задачей, требующей разнообразной, богатой образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Возраст от 7 до 10 (11) лет - «спокойный период повышения квалификации», годы, наиболее благоприятные для дальнейшего развития как физических, так и психических сил. Наблюдается довольно пропорциональное увеличение роста и веса, укрепляются мышцы, активно развиваются функции мозга, что способствует его интенсивной работе. Соотношение между процессами возбуждения и торможения изменяется. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость все еще довольно велика. Овладение основами хореографического искусства детьми младшего школьного возраста - дело деликатное. Тщательно продуманный, сфокусированный психолого-педагогический подход позволит гармонично и продуктивно развить личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовать его способности и талант.
Народная хореография имеет большое влияние на всестороннее развитие гармонически развитой личности. Именно сегодня народный танец наиболее четко формирует вкусы и взгляды молодежи на традиции своего народа, служит средством передачи национальной культуры массам, а также является неотъемлемым звеном в цепи сохранения и развития традиционной народной культуры.
Анализ результатов исследования позволил сделать ряд выводов: о том, что народный танец может оказывать благотворное влияние на развитие эмоциональной отзывчивости у детей; доказана эффективность программы, построенной на основе народного танца в работе по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
Результаты практической апробации данной программы позволяют рассмотреть ее как один из успешных вариантов развития эмоциональной сферы школьников.
Гипотеза подтверждена - использование методов приёмов и упражнений на основе народной хореографии являются эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста.
В заключение хотелось бы отметить, что народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народный танец создаёт красоту очень своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
Музыкально-пластические образы танца всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.
Народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Около 80% всех сценических художественных произведений, так или иначе связанных с искусством танца, сочиняется и ставится в стране на материале русского народного танцевального творчества. Народные танцы составляют основу репертуара многих профессиональных художественных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников хореографической самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, народные танцы входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.
Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.
Истоки народных танцев лежат в глубокой древности, когда пляска была имитацией реальных действий древнего человека, а обрядовые танцы развились на основе древних верований и являлись сплавом анимизме, магии и древнего искусства. Основными характерными чертами народной хореографии являются связь с народными традициями, выразительность, содержательность и реализм. Народная хореография выступает как средство массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, и подружиться.
1. Антропова, Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству // Образование и общество. - 2011. - №4. - С. 121-124.
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
3. Асмаев, С.М. Марийский танец. Рабочая программа. - Йошкар- Ола.: 2004.- 8 с.
4. Асмаев, С.М. Марийский танец. Учебно - методическое пособие. - Йошкар-Ола.: 2004. - 17 с.
5. Асапаева, Э. Балет Марийского государственного театра оперы и балета им. Асапаева. - Йошкар-Ола, 2008.
6. Барышникова, Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-Пресс, 2000. - 263 с.
7. Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - СПб.: Лань, 2006. - 240 с.
8. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога хореографа: Учебное пособие / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 477 с.
9. Батищев, Г.С. Избранные произведения /Под общ. ред. З.К. Шаукеновой - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. - 880 с.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
11. Булатова, Н.Д. Традиции ценностно-ориентированного
воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 4 (15). С. 58-63.
12. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. - Орел.: ОГИИК, 2002. - 160 с.
13. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 2013. - 328 с.
14. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 2017. - 392 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 151 с...