ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОУЧИНГ- ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 10
1.1 Процесс профессионально-личностного развития: определение
понятия, содержание процесса 10
1.2 Психологические особенности профессионально-личностного
развития современной молодежи 23
1.3 Коучинг-технология как средство психологического сопровождения
профессионально-личностного развития современной молодежи 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 55
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 55
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 61
2.3. Разработка и апробация групповой коучинговой программы профессионально-личностного развития современной молодежи 72
2.4 Анализ эффективности групповой коучинговой программы
профессионально-личностного развития современной молодежи 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Актуальность. Проблема профессионально-личностного развития стояла перед молодежью всегда, однако сегодня она особенно актуальна. Сегодня в условиях стремительно развивающихся технологий, рынок труда претерпевает колоссальные изменения множество профессий востребованных еще вчера, перестают существовать, при этом возникает новые специальности, кроме того, возрастают профессиональные требования к компетентности специалистов практически во всех профессиональных сферах, сегодня, чтобы быть успешным в какой-то конкретной сфере нужно постоянно повышать свою квалификацию и учится и развиваться профессионально и личностно. Кроме того, возникает множество новых форматов занятости и построения карьеры, таких как: работа на дому (хоум-офис), самозанятость, фрилансерство, портфолио- карьера и другие.
На первый план в профессионально-личностном развитии современной молодежи, которую, согласно теории поколений можно отнести к
«поколению миллениума» выходит максимальная самореализация в процессе трудовой деятельности, а также выбор профессии,
соответствующей «внутренним смыслам» ценностям и убеждениям, что вкупе со стремлением к постоянной новизне ведет к тому, что процесс профессионального самоопределения современной молодежи осложняется и затягивается, что может вызывать дополнительную фрустрацию у представителей молодого поколения. Все перечисленные факторы существенно усложняют процесс профессионально-личностного развития современной молодежи.
Молодой возраст, который обычно сопровождается получением профессионального образования и первого опыта профессиональной деятельности является наиболее благоприятным для завершения процесса профессионального самоопределения и активного формирования профессиональной идентичности личности. Отказ от психологического сопровождения профессионально-личностного развития в молодом возрасте может привести к серьезным профессиональным и личностным проблемам в дальнейшем.
Все это свидетельствует в пользу необходимости внедрения в учреждениях профессионального образования, в вузах, в частности, новых средств психологического сопровождения процесса профессиональноличностного развития современной молодежи, которые бы напрямую решали задачу создания условий для формирования профессиональной идентичности и задачу содействия формированию у обучающегося, конкретного личного профессионального жизненного плана, который является необходимым условием успешности его профессионализации и удовлетворенности в будущем. Нам представляется, что обозначенные выше проблемы можно решить путем внедрения коучинг-технологии - нового средства психологического сопровождения профессиональноличностного развития молодежи.
Резюмируя, можно сказать, что проблема настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями между:
1) необходимостью разработки системы психологического сопровождения профессионально-личностного развития молодежи, отвечающей требованиям современного общества, и рынка труда в частности;
2) потребностью современной молодежи в содействии процессу профессионально-личностного развития и недооценка важности данного направления в программах профессионального обучения;
3) потребностями и ожиданиями современной молодежи, обучающейся с профессиональных учебных заведениях, в оказании психологического сопровождения в процессе профессионально-личностного развития и недостаточной научно-методической и организационной готовностью высших учебных заведений к удовлетворению данного запроса.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. В последние полвека проблема профессионально-личностного развития молодежи привлекала внимание ученых и практиков. Ее концептуальное оформление отражено в содержании исследовательских работ:
• выделяющих идею деятельностной детерминации развития психики А. Н. Леонтьева [48] и др.
• выявляющих сущность самоопределения личности как субъекта деятельности Б.Г. Ананьева [2], К.А. Абульханово-Славской [1], С.Л. Рубинштейна [86] и др.;
• обнаруживающих мотивы и факторы профессионального самоопределения, стадии развития профессиональной идентичности и построения личного профессионального плана - Е.А. Климова [37, 38], Н.Ю. Пряжникова [76-78], С.А. Минюровой [57,58], В.И Моросановой [63, 64], Л.Б. Шнейдер [113-115], У. С. Родыгиной [84], Поваренкова Ю.П. [75];
• применяющих личностно-развивающего подход к изучению психологических основ профессиональной деятельности человека - Л.М. Митиной [59-62], Э.Э. Сыманюк [30], Э.Ф. Зеера [29-31], Н.С. Глуханюк [18].
• изучающих возможности коучинга как технологии развития личности и как метода обучения - М. Аткинсон [4], Дж. Уитмора [102, 103], Э.Парслоу [73], Р. Бисвас-Динера [117], К. Кауффмана и А. Скулара [118, 119], Е.Н. Дубиненковой [24], А.М. Улановского [104], и др.
Несмотря на значительное количество публикаций, посвящённых коучингу, его научная сторона до сих пор остается мало раскрытой. Это объясняется в первую очередь практической ориентированностью авторов публикаций. Поэтому психологические механизмы, лежащие в основе коучинг-технологии нуждается в глубоком теоретическом осмыслении и эмпирическом обосновании...
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования позволяют заключить, что поставленная исследовательская цель достигнута, и сформулировать следующие основные выводы:
1) Существуют различные взгляды на понятие профессионально-личностного развития. Зарубежные психологи профессиональное развитие рассматривается как процесс, не оказывающий существенного влияния на развитие личности. Отечественные психологи, напротив, признают взаимовлияние процессов личностного развития и профессионального развития и выходят на понимание профессионально-личностного развития как единого целостного процесса. Процесс профессионально-личностного развития - это целостный процесс, определяющийся внутренней детерминацией и единством личностного и профессионального развития как взаимодополняющих и взаимополагающих процессов, попеременно являющихся друг для друга то средством, то результатом развития на разных этапах онтогенеза. В основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации.
Ведущей характеристикой профессионального развития личности является профессиональная идентичность, понимаемая, как единство представлений о самом себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с освоением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как со специалистом. Профессиональная идентичность формируется в профессиональном самосознании личности и имеет трех компонентную структуру, состоящую из когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.
2) Основным содержанием процесса профессионально-личностного развития молодежи, находящейся на стадиях профессионального обучения и профессиональной адаптации, является профессионально-личностное самоопределение и формирование профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность студента имеет свои особенности и ее следует дифференцировать от профессиональной идентичности специалиста, с которой она имеет преемственный характер. Профессиональная идентичность студента, предусматривает специальную целенаправленную, организованную обществом подготовку и формируется на этапе профессионального обучения в ходе учебно-профессиональной деятельности.
В профессионально-личностном развитии современной молодежи, относящейся к «поколению миллениалов» на первый план выходит максимальная самореализация в процессе трудовой деятельности, а также выбор профессии, соответствующей их «внутренним смыслам», ценностям и убеждениям, что вкупе со стремлением к постоянной новизне ведет к тому, что процесс профессионального самоопределения современной молодежи осложняется и затягивается, что может вызывать дополнительную фрустрацию у представителей молодого поколения. Кроме того, указанные психологические особенности могут также усложнять течение нормативных для этого этапа кризисов профессионального и личностного развития, а также замедлять процесс формирования как личностной, так и профессиональной идентичности.
Все это создает потребность в дополнительном психологическом сопровождении профессионально-личностного развития современной молодежи, в особенности в период профессионального обучения. Причем требуются новые средства психологического сопровождения, которые более релевантны психологическим особенностям современной молодежи и задачам, которые стоят перед ней на данном этапе профессиональноличностного развития, одним из таким средств может стать коучинг- технология.
3) Коучинг-технология - это средство психологического сопровождения, способствующее развитию личности, посредством создания условий для активизации развития когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов ее самосознания, то есть углублению самопознания, улучшению самоотношения и повышению уровня саморегуляции личности. Коучинг-технология базируется на психологических механизмах идентификации, рефлексии и целеполагания.
В рамках решения задачи по профессионально-личностному развитию современной молодежи применение коучинг-технологии может содействовать созданию условий для активизации процесса формирования профессиональной идентичности молодежи, а именно повышению самопонимания личности как профессионала, улучшению самоотношения личности к себе как представителю определенной профессии, а также росту общего уровня саморегуляции и уровня профессиональной саморегуляции в частности, проясняющего личностные и профессиональные цели и пути достижения этих целей.
4) В результате эмпирического исследования профессионально-личностного развития современной молодежи нами было выявлено, что низкий уровень профессиональной идентичности наблюдается практически у трети и экспериментальной и контрольной группы. Основная масса молодых людей осознает в каком профессиональном направлении хочет развиваться, но плана конкретных действий по развитию в профессии у них нет, а также не предпринимаются активные действия по развитию в выбранной профессиональной сфере. Поэтому требуется психологическое сопровождение процесса их профессионально-личностного развития.
5) Одним из средств реализации психологического сопровождения профессионально-личностного развития современной молодежи может
выступать программа, построенная на основе коучинг-технологии. Разработанная нами авторская групповая коучинговоая программа, направленная на развитие профессиональной идентичности, построена на основе коучинговых моделей GROW и «4 коучинговых вопроса». Более 30% упражнений, входящих в состав программы являются авторскими.
6) Положительная динамика использования авторской групповой коучинговой программы в молодежной среде проявилась в повышении уровня развития профессиональной идентичности студентов, уровней позитивного эмоционального отношения к профессии и осознанной профессиональной активности, а также в улучшении показателей таких личностных характеристик как самоотношение и общий уровень саморегуляции, что подтверждает один из исходных тезисов нашего исследования о том, что профессиональное развитие неотделимо от личностного. Таким образом, разработанная нами авторская групповая коучинговая программа является эффективным средством профессионально-личностного развития современной молодежи.
Гипотеза исследования о том, что процесс профессионально-личностного развития современной молодежи, будет более успешен при условии реализации программы мероприятий психологического сопровождения, основанной на применении коучинг-технологии, способствующей созданию условий для развития профессиональной идентичности, подтвердилась.
Рекомендации: разработанная авторская групповая коучинговая программа в данный момент проходит повторную апробацию и может быть рекомендована к использованию как средство профессионально-личностного развития обучающихся на программах магистратуры российских вузов.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская - М.: Мысль,1991.- 301 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева//— М.; Воронеж, 1996, С247.
4. Аткинсон М. Достижение целей6 Пошаговая система/Мэрилин Анткинсон; пер с англ.- 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017.-281 с.
5. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas100.ru - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.03.2019).
6. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности/ А.В. Батаршев.- М: Речь, 2005-208 с.
7. Батаршев А. Диагностика профессионально важных качеств/ А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. - СПб: Питер, 2007.-192 с. 96
8. Батырева М.В. Процесс самоопределения городской молодежи/ автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.04.04/ Батырева Мария Владимировна. - Тюмень, 2003. -25 с.
9. Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Берне. -М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
10. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего спеицалиста как психолого-педагогическая проблема// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012. С.28-43
11. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07/ Борисова Елена Михайловна.- Москва, 1995. - 46 с.
12. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности / Брушлинский А.В. //-М.; Ярославль, 2001. 98
13. Брушлинского А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
14. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / Брушлинский А.В. //-М., 1994.
15. Вагин И., Глушай А., Как стать первым: Практический коучинг по- русски. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003...