Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа

Работа №99701

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа
1.1. Сущность профессионально-личностной направленности 7
1.2. Особенности профессионально-личностной направленности
преподавателя ВУЗа 15
Глава 2. Анализ профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа 41
2.3. Программа оптимизации профессионально-личностной
направленности преподавателя ВУЗа 54
Заключение 70
Список литературы 75
Приложение


Второе десятилетие двадцать первого века в сфере образования характеризуется серьезными реформами. Ввиду окончательного перехода на двухуровневую или двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура) серьезно встал вопрос о роли преподавателя высшего учебного заведения в текущих реалиях. Изменения в образовательных процессах вызывают дополнительные требования к личности и профессиональной деятельности преподавателя, создавая у них внутренние противоречия, не всегда разрешимые вопросы к системе и к самим себе, и, как следствие, неудовлетворенность результатами собственной деятельности.
В связи с этим возникает потребность рассмотреть в целом профессионально-личностную направленность преподавателей высших учебных заведений и при необходимости провести работу по оптимизации вышеозвученной направленности. На сегодняшний день понятие профессионально-личностной направленности не раскрыто в работах ученых в полной мере, тем более, если мы говорим о профессионально-личностной направленности преподавателя высшего учебного заведения. Существуют исследования профессионально-личностной направленности в системе начального образования (Репринцева Г.А.), общего среднего образования (Васягина Н.Н., Марчук Н.Ю.), а также фрагментарные исследования (А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Так, Репринцева Г.А. говорит о том, что «профессионально-личностная направленность педагога может быть определена как интегральная характеристика личности, объединяющая в себе ценностные ориентации педагога, его профессионально-педагогические позиции и установки относительно воспитания собственных детей». Марчук Н.Ю. определяет профессионально-личностную направленность как «сложное целостное образование личности, обуславливающее вектор профессиональной и непрофессиональной деятельности индивида, образованный системой смыслов, эмоционально-ценностных отношений, установок мотивов и отражающий особенности профессионализации субъекта».
Рассогласование профессионального и личностного развития приводит педагога к стагнации (А. А. Бодалев, Т. Г. Гнедина, Н. Л. Кирт, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Э. Э. Сыманюк и др.), профессиональному выгоранию (И.Н. Костырин, Т.В. Савинцева, Л.В. Федина, А.А.Ушаков и др.), снижению профессиональной мотивации (Н.Е. Копытова, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин, Э.Э. Сульчинская и др.) и уходу из профессии (В. Г. Вершловский, Ю.М. Кудрявцев, В. С. Собкин, Ю.В. Сорокопуд и др.). Следовательно, преодоление профессиональных дисфункций педагогов возможно посредством оптимизации их профессионально-личностной направленности. Однако при наличии множества технологий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение педагогической деятельности (Е.Н. Глубокова, О.В. Калашникова, Л.А. Корнилова, Е.Э. Кригер, Е.М. Мерзлякова и др.), отечественная психологическая практика испытывает дефицит в программах, направленных на оптимизацию профессионально-личностной направленности и позволяющих управлять профессионально-личностным развитием преподавателей в целом, и преподавателей высшей школы в частности.
В связи с этим целью исследования является изучение профессионально-личностной направленности преподавателя высшего учебного заведения, разработка программы, направленной на её оптимизацию. Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Провести анализ теоретических исследований в области профессионально-личностной направленности педагога.
2. Оценить текущее состояние профессионально-личностной направленности педагогов высшей школы с помощью выбранных методик (не менее 3).
3. На основе проведенного анализа разработать и апробировать программу оптимизации личностно-профессиональной направленности педагога высшей школы.
Объектом исследования является личность преподавателя ВУЗа. Предметом исследования - профессионально-личностная направленность преподавателя ВУЗа.
Гипотеза исследования: профессионально - личностная направленность преподавателя ВУЗа требует оптимизации, обеспечить которую позволит специально разработанная программа, основанная на эмпирических данных.
Методологическую основу исследования составили положения системного подхода (Б. Г. Ананьев, Б. В. Ломов, С. А. Шаров), личностно-ориентированного подхода (О. С. Анисимов, С. Л. Братченко, А. Маслоу, A. Б. Орлов, А. А. Реан, К. Роджерс, В. Франкл, В. Д. Шадриков и др.), профессиогенетического подхода (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, B. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов и методик, адекватных природе изучаемого объекта, включающий в себя теоретические (анализ и обобщение философских, психолого-педагогических, методологических исследований по проблеме направленности); эмпирические методы (тестирование, анкетирование) и методы интерпретации и обобщения результатов исследования.
Исследование осуществлялось на базе Высшей школы экономики и менеджмента, Института физической культуры, спорта и молодёжной политики, Института фундаментального образования, Института государственного управления и предпринимательства, Института гуманитарных наук и искусств, Института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. В исследовании приняли участие 62 преподавателя.
Результаты исследования и составленная программа могут быть использованы сотрудниками психологических служб высших учебных заведений для работы с преподавателями - диагностике и оптимизации профессионально-личностной направленности при необходимости.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 107 работ отечественных и зарубежных авторов. Диссертация содержит 5 таблиц, 7 рисунков, 1 приложение. Объем работы составляет 84 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение специфики профессионально-личностной направленности в целом, и профессионально-личностной направленности преподавателя высшего учебного заведения дает возможность объяснить особенности профессиональной активности, а также позволяет прогнозировать возможные трудности в профессиональной деятельности и профессионально-личностном развитии преподавателя. Знание типов и уровней направленности позволяет определить текущее состояние педагога и при необходимости принять меры корректирующего характера.
Исследование профессионально-личностной направленности преподавателей высшей школы показало, что педагоги испытуемой группы (62 преподавателя, в том числе 56 женщин, 6 мужчин, средний возраст 42 года, средний опыт педагогической деятельности 18 лет) имеют следующие особенности:
1. наличие ярко выраженных внутриличностных конфликтов, вызванных рассогласованием мотивационного и ценностного компонентов, в частности неудовлетворенность состоянием здоровья, материальной обеспеченностью;
2. абсолютное преобладание ориентации на себя перед ориентацией на общение, совместную деятельность, низкий уровень потребности в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми - коллегами и студентами;
3. неудовлетворенность текущими успехами и достижениями, местом и ролью в коллективе, сложившимися отношениями, обязанностями и полномочиями;
4. наличие высокого уровня функционального интереса и профессиональной потребности, стремление к профессиональному росту и развитию.
В целом можно отметить, что преподаватели высшего учебного заведения имеют высокий уровень функционального интереса и профессиональной потребности, показывают преобладающую деятельностную ориентацию вкупе с постоянным профессиональным развитием, поиском и изучением профильной информации, стремлении к повышению квалификации. При этом на текущей стадии деятельности все больше возникает внутриличностных конфликтов, связанных с неудовлетворенностью состоянием здоровья, текущими успехами и достижениями, вытекающим из этого материальным обеспечением жизни, а также с низким уровнем потребности в общении.
Подобные результаты говорят о явно выраженных типах профессионально-личностной направленности: эгоцентрическом и административно-демонстративном, относящимся к дофункциональному уровню, а также о манипулятивно-зависимом типе направленности, относящемся к дисфункциональному уровню. Подобные типы профессионально-личностной направленности преподавателей нуждаются в оптимизации согласно теоретико-методологическим исследованиям проблемы, проведенным в главе 1 настоящей работы.
Опираясь на данные исследования, в главе 2.3 была предложена программа оптимизации профессионально-личностной направленности, включающая комплекс мероприятий, направленных на гармонизацию структурных компонентов. Формой реализации программы выбран групповой тренинг общей продолжительностью 18 часов (10,5 часов аудиторная работа, 7,5 часов самостоятельная работа). Задания, представленные в программе, направлены на:
• развитие профессиональной мотивации, повышение уровня удовлетворенности профессией;
• развитие умения использовать психотехнические приемы, способствующих достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы;
• расширение возможностей использования механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи.
Для апробации программы была выбрана группа из 12 преподавателей Высшей школы экономики и менеджмента, имеющих изначально схожие показатели. Анализ эффективности представленной программы показал, что наиболее чувствительными к оптимизирующему воздействию оказались следующие параметры:
• значимость ценность;
• доступность ценностей;
• ориентация на общение и совместную деятельность;
• повышение удовлетворенности в целом.
Показатели, выявленные перед прохождением тренинга, после дополнительного анкетирования показали положительную динамику:
1. наличие ярко выраженных внутриличностных конфликтов, вызванных рассогласованием мотивационного и ценностного компонентов, в частности неудовлетворенность состоянием здоровья, материальной обеспеченностью было выявлено у 46% вместо 92% испытуемых;
2. 54% испытуемых вместо 86% (показатель до прохождения программы) показали абсолютное преобладание ориентации на себя перед ориентацией на общение, совместную деятельность, низкий уровень
потребности в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми
- коллегами и студентами;
3. неудовлетворенность текущими успехами и достижениями, местом и ролью в коллективе, сложившимися отношениями, обязанностями и полномочиями выявлено у 38% испытуемых против 63%, выявленных ранее.
Таким образом, у участников программы выявлено развитие компонентов профессионально-личностной направленности. Анкетирование участников по окончании программы позволило зафиксировать у них появление ощущения осмысленности профессиональной деятельности и жизни в целом, связанное с участием в оптимизации профессионально-личностной направленности. Такие изменения указывают на функциональный уровень профессионально-личностной направленности, который обеспечивает эффективную регуляцию и координацию их профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития. Можно сделать вывод об эффективности предложенной программы для преподавателей ВУЗов.
Цель исследования - изучение профессионально-личностной направленности педагога высшей школы, разработка программы, направленной на её оптимизацию была достигнута путем реализации следующих задач:
1. Проведен анализ теоретических исследований в области профессионально-личностной направленности педагога.
2. Проведена оценка текущего состояния профессионально-личностной направленности преподавателей высшего учебного заведения с помощью выбранных методик: анализа удовлетворенности профессией по Н.А. Харлову, определяющую отношение к профессиональной деятельности; самооценки профессионально-педагогической мотивации по Н.П. Фетискину, отражающая мотивационный компонент профессионально-личностной направленности; определения базовой ориентации личности по Б. Бассу, определяющая локус контроля; а также методику Е.Б. Фанталовой по свободному выбору ценностей, определяющую соответственно ценностный компонент профессионально-личностной направленности педагога высшей школы. Методики были подобраны по принципу: две методики, преимущественно раскрывающие профессиональную направленность, две методики, преимущественно раскрывающие личностную направленность.
3. На основе проведенного анализа разработана и апробирована программа оптимизации личностно-профессиональной направленности преподавателя высшего учебного заведения.
Гипотеза исследования: профессионально - личностная направленность педагога высшей школы требует оптимизации - была подтверждена в ходе работы.


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды - М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 431 с.
4. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 266 с.
5. Анисимов О.С. Управления, рефлексия, методология. Введение в методологию. Методологические рекомендации. - Петропавловск, 1989. - 157 с.
6. Арендачук И.В. Профессионально-личностное развитие и успешность как факторы минимизации рисков в деятельности преподавателя вуза. Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - №3/том 1. - С.21-25.
7. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореф.дис.на соиск.учен.степ.докт.психол.наук: (19.00.13). РГПУ им.
А.И.Герцена. Санкт-Петербург 2003. - 33 с.
8. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога. Человек и образование. - 2015. - №1(42). - С.16-21.
9. Батракова И.С., Бордовский В.А., Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №5 (80). - С.28-34.
10. Берзегова Л.Ю., Мещерякова М.А. Преподаватель высшей школы: система непрерывного профессионального развития. Вестник высшей школы. - 2013. - №10. - С.33-36.
11. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: МГУ, 1998. - 187 с.
12. Брагина Г.В. Стили педагогического общения воспитателя с детьми. Педагогика и психология. Ялта. Крымский гуманитарный университет, 2003.
13. Братченко С.Л. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во Санкт - Петербургского университета, 1997. - С.38-46.
14. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы.
Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С.1-4.
15. Васягина, Н. Н. Оптимизация профессионально-личностной
направленности педагога: учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Н.Ю. Марчук; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 195 с.
16. Вековцева Т.А. Личные ресурсы преподавателя вуза как основа его профессионального саморазвития. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - №4/том 5. - С.73-77.
17. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. - М., 1987. - 256 с.
18. Виноградова Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога. - 2015. - №4 (126). - С.197-200.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
20. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во «Смысл», 2005. - 1136 с.
21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.3. Проблемы развития психики. - 368 с.
22. Гарифуллина РР., Романова Л.М. Программа повышения квалификации по развитию научно-методической компетентности преподавателя высшей школы. Казанский педагогический журнал. - 2015. - №5(1). - С.34-38.
23. Гармаева Т.В. Роль профессиональной направленности педагогов в гуманизации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №1. - С.48-52.
24. Глубокова Е.Н. Актуализация личностного знания преподавателя вуза при решении профессиональных задач в условиях изменений высшего образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - №9 (1). - С.38-56.
25. Гнедина, Т.Г. Динамика карьерных ориентаций личности
руководителя / Т.Г. Гнедина, Т.Х. Невструева ; Дальневосточ. гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск : [б.и.], 2006. - 197 с.
26. Головнева И. В. Карьерные ориентации личности: гендерные, возрастные и статусные различия / И. В. Головнева // Психолоыя у сусшльствц що трансформуеться : матерхали VI Харк. М1жнар. читань. - Х., 2010. - С. 94-99.
27. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с.
28. Жуков В.И. Российское социальное образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Издательство МГСУ «Союз». - 2001. - 848 с.
29.Зеер Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности. Мир психологии, 2005 - №1 - с.141-147.
30.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
31.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
32.Зыбина Л.Н. Психологические условия формирования профессиональной направленности психолога. НГПУ. 2012.
33. Казаева, Е.А., Абрамовских, Н.В., Лашкова, Л.Л., Рюмина, Ю.Н. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с высшим социально-педагогическим образованием: монография. - Шадринск: ШГПИ, 2008. - 191 с.
34. Калашникова О.В. Эволюция подходов к проблеме подготовки преподавателей высшей школы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - 2013. - №1 (том 3).
- С.69-78.
35. Касаткин С.Ф. Акмеологический подход к исследованию
профессионально-личностного становления педагога. Человек и образование. - 2013. - №2(35). - С.103-107.
36. Кирт Н.Л. Некоторые особенности профессионального становления будущих психологов // Региональная служба практической психологии.
— Самара, 2002.
37. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - м.: Академия, 2004. - 304 с.
38. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. - 56 с.
39. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельности преподавателя вуза: от функций к компетенциям. Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2012. - №10 (114). - С.103-112.
40. Корнилова Л.А., Кабанова С.В. Педагогическая интуиция в структуре педагогических способностей преподавателя высшей школы. Теория и практика общественного развития. - 2013. - №8. - С. 233-235.
41. Коровин С.С., Кузьмин А.М. Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - №14 (273). - С.53-56.
42. Костырин И.Н. Мотивы академической деятельности преподавателей высшей школы: институциональный анализ. Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №370. - С.120-123.
43. Котиленков Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н.К. Котиленков. - Минск, 1979.
44. Кригер Е.Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке. Известия Пензенского государственного педагогического университета им.
В.Г.Белинского. - 2012. - №28. - С.823-826.
45. Кудрявцев Ю.М., Казакова УА. Профессиональная психолого-педагогическая переподготовка преподавателей вузов как средство развития их личностно-профессиональных ресурсов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - №4/том 6. - С.85-91.
46. Кузьменкова О.В. Психологическое здоровье личности: актуальные проблемы и пути их разрешения. Сборник статей II Всероссийской научно-практической заочной конференции ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», 2011.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат. 1977. - 304 с.
48. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
49. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
50. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. - 342 с.
51. Леонтьев, Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности / Д. А. Леонтьев. — М.,1988.
52. Ломов, Б.Ф. Личность в системе общественных отношений / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1997. - 300с.
53. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. - 350с.
54. Лужецкая А.М. Структура личностной направленности педагогов на разных стадиях профессионализации и ее оптимизация. Автореферат диссертации. - Иркутск. - 2012 г. - 26 с.
55. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.
56. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
57. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
58. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной
направленности педагога в современной системе образования. Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №2. -
С.7-12.
59. Марчук Н.Ю. Программа оптимизации профессионально-личностной направленности педагогов. Дискуссия. - 2012. - № 2. - С.135-142.
60. Марчук Н.Ю. Пути оптимизации профессионально-личностной направленности педагога. Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №5. - С.20-25.
61. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
62. Мерзлякова Е.М. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения. - СПб.: Речь, 2007. - 296 с.
63. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. - М.: Компания «Спутник», 2008. - 298 с.
64. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
65. Митина Л.М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело - 1994. - 216 с.
66.Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Вопросы психологии. - 1995. - №2 - С.5-19.
67. Парамзин, В.П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы / В.П. Парамзин. — Новосибирск, НГПИ, 1987.- 153с.
68. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.:Наука, 1986.
69. Подлеснов А.А. Структура и динамика профессиональной
направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08, 19.00.01 / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2004. - 27 с.
70. Поскряков А. А. Инновативность и творческое мышление. / Научная сессия МИФИ-2001. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2001.
71. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учеб.пособие / под ред. В.В.Рубцова, А.М.Столяренко. - М.:ИНФРА - М, 2014. - 304 с.
72. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностно самоопределение. - М.:Воронеж, 1996. - С.17-18.
73. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2001. - 224 с.
74. Репринцева Г.А. Новый взгляд на проблему педагогической направленности [Текст] / Г.А. Репринцева // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 43-45.
75. Репринцева Г.А. Профессионально-личностная направленность
педагога как система диспозиций. The Emissia. Offline Letters.
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Декабрь, 2012.
76. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. Владос - 2008. - 368 с.
77. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
78. Розов Н.Х. Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации. Вестник Московского университета. Сер.20. Педагогическое образование. - 2013. - №1. - С.3-12.
79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб. : Питер, 2007. - 713 с. - (Мастера психологии).
80. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 424 с.
81. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 190 с.
82. Савищева Т.В. Факторы профессиональной адаптации молодых преподавателей - выпускников непедагогических вузов. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №2. - С.128-131.
83. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности: (Теория и практика воспитания) / А.П. Сейтешев. Алма-Ата: Наука, 1990. - 336с.
84. Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности
молодежи к педагогической деятельности. - М.:Прометей, 1991. - 141 с.
85. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
86. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в профессиональной подготовке [Текст] / В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с. ; Его же Учитель и время [Текст] / В. А. Сластенин. // Советская педагогика. - 1990. - № 9. - С. 3-9 ; Его же
Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В.
А. Сластенин // Магистр .- 1994 .- № 6. С. 2-7.
87. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
88. Собкин В.С. Структура ценностных ориентаций. Национальный психологический журнал №1 (9), 2013. С.134-142.
89. Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. Народное образование. - 2013. - №4 (41).
- С.198-200.
90. Сульчинская Э.Э. Особенности ценностных ориентаций
преподавателей вузов. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - №4. - С.98-101.
91. Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект, Деловая книга, 2005. - 240 с.
92. Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности. Мир психологии. - 2005. - №1. - с.156-162.
93. Ушаков А.А. Диагностика личностно-профессионального саморазвития педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №1(157). - С.112-118.
94. Фанталова Е.Б. Методика "Свободный выбор ценностей" как возможный диагностический инструментарий в психологическом консультировании и психотерапии. Журнал практикующего психолога. Ред.А.Ф. Бондаренко, 2009. - № 16. - С. 420-422.
95. Федина Л.В., Соловьёва Е.А., Кухтерина Г.В. Взаимосвязь самоактуализации и профессиональной направленности будущего педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014.
- №4 (146). - С.70-75.
96. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
97. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
98. Фромм Э. Человек для самого себя. - М.: Изида, 2004. - 399 с.
99. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
100. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. - 166 с.
101. Шаров А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека. Психология в системе наук - М.,2002. - Т9. - Вып.1. - С.47-49.
102. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК, 2005. - 800 с.
103. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
104. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
105. Holly H. Saint. Personality and science training as predictors of science teaching efficacy beliefs. A Dissertation Presented in Partial Fulfillment. - 2013. - 184 p.
106. Mareike Kunter, Jurgen Baumert, Thamar Voss. Professional Competence of Teachers: Effects on Instructional Quality and Student Development. Journal of Educational Psychology. 2013, Vol. 105, No. 3, 805-820.
107. Muhammad Irfan Arif. Personality and Teaching: An Investigation into Prospective Teachers’ Personality. International Journal of Humanities and Social Science. Vol. 2 No. 17; September 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ