Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ВУЗА

Работа №73456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 7
1.1. Личностное развитие как объект психолого-педагогического
исследования 7
1.2. Влияние образовательной среды учебного заведения на личностное
развитие студентов 14
1.3. Специфика личностного развития студентов колледжа и вуза в
современных исследованиях 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации по личностному развитию студентов колледжа и
вуза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. Для современного общества на сегодняшний момент особую актуальность представляет личностное развитие студентов как залог формирования готовности к профессиональной деятельности, удовлетворенности ею и успешности в ней.
Учебная деятельность в организации профессионального образования представляется как большой полигон не только для овладения знаниями и умениями, но и для развития личностных структур. Конечно, фундамент и основа личности начинает закладывается задолго до начала овладения профессией в стенах профессионального заведения, но и в этот период можно совершить огромную работу по совершенствованию и развитию личности.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет личностное развитие студентов педагогических специальностей. Ведь именно от них во многом зависит развитие наших детей, то, с каким багажом знаний, умений, нравственных установок, личностных качеств ребенок будет обладать по окончании учебной деятельности. Только полноценно и гармонично развитая личность может взрастить таких же полноценно и гармонично развитых людей.
Получить педагогическую специальность можно в вузе и в педагогическом колледже. Выпускники обоих типов учебных заведений по окончании обучения могут полноценно работать педагогами. Поэтому необходимо изучить личностное развитие студентов колледжа и вуза, и на основании полученных данных разработать рекомендации студентам и педагогам профессиональных учебных заведений педагогических специальностей.
Проблема личностного развития студенческой молодежи активно исследуется отечественной и зарубежной наукой.
В исследованиях Ананьева Б. Г., Дворяшиной М. Д., Лисовского В. Т., Никиреева Е. М., Сластенина В. А. и др. показано, что студенчество как особенная социально-психологическая возрастная категория отличается интенсивным личностным развитием.
Изучением образовательной среды учебного заведения занимались такие ученые как: Корчак Я., Ясвин В. А., которые определили сущность и типы образовательной среды; Баева И. А., Семикин В. В., занимающиеся изучением психологической безопасности образовательной среды, ее диагностики и оценки; Ковалев Г. А., изучавший уровни образовательной среды.
Большое количество работ говорит об актуальности нашей темы, но вопрос об особенностях личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза остается открытым, что определяет проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза?
Цель: выявить особенности личностного развития студентов
педагогического колледжа и вуза.
Объект исследования: личностное развитие студенческой молодежи.
Предмет исследования: личностное развитие студентов в
образовательной среде педагогического колледжа и вуза.
Гипотеза: личностное развитие студентов педагогического колледжа и вуза будет иметь определенные различия, а именно:
1) для студентов вуза характерно более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем для студентов колледжа;
2) временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на настоящее;
3) для студентов вуза свойственна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы по данной проблематике;
2) изучить смысложизненные ориентации, временную перспективу, самоотношение как значимых показателей личностного развития студентов колледжа и вуза;
3) выявить различия в показателях личностного развития студентов в образовательной среде колледжа и вуза;
4) изучить наличие/отсутствие различий в содержательных характеристиках образовательных сред колледжа и вуза;
5) разработать рекомендации по развитию личности студентов в образовательной среде колледжа и вуза.
Теоретико-методологические основы исследования: положения
акмеологического (Выготский Л. С.) и субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. Л) подходов в психологии; методологические принципы деятельностной теории личности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS Statistics 13.0, непараметрический статистический критерий Манна-Уитни) методы.
4. Интерпретационные - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI).
3. Тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе Педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского педагогического колледжа. В исследовании приняли участие 44 студента педагогического колледжа, по направлению подготовки 050144 «Дошкольное образование» и 44 студента направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ». Общее количество выборки 88 человек (девушки). Средний возраст исследуемых студентов колледжа 19,2; студентов вуза 20,6.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведение теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме личностного развития студентов мы делаем вывод, что личностное развитие это процесс определенных качественных и количественных изменений, и как любой процесс, оно имеет некоторый результат этих изменений. Определенный уровень личностного развития выступает результатом целостного процесса онтогенеза личности. В качестве основного структурного компонента и высшего уровня личностного развития выделяется направленность личности. Под направленностью мы понимаем систему мотивов, желаний, интересов, смыслов, целей, которые стимулируют развитие личности и задают направление этого развития. Основными и значимыми элементами в структуре направленности, по нашему мнению, являются смысложизненные ориентации, временная перспектива и самоотношение личности. Направленность личности формируется и проявляется непосредственно в деятельности и при взаимодействии с социальной средой.
Эмпирическим путем нам удалось изучить личностное развитие студентов в образовательной среде колледжа и вуза. Исходя из результатов статистического анализа самоотношения, временной перспективы и смысложизненных ориентаций студентов колледжа и вуза, были обнаружены статистически значимые различия во всех изучаемых нами показателях личностного развития. В структуре самоотношения нами выявлены различия по шкалам: интегральная, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность. Во временной перспективе студентов колледжа и вуза также можно увидеть небольшую разницу: студенты вуза. Студенты вуза имеют большую выраженность направленности на будущее, студенты же колледжа более направлены на гедонистическое настоящее. Анализируя смысложизненные ориентации, нами выявлены различия по
Поскольку в возрастном аспекте наши испытуемые не различались, мы предположили, что существуют отличия в личностном развитии, обусловленные образовательной средой. Статистический анализ результатов изучения образовательных сред колледжа и вуза позволил постулировать наличие отличий в данных средах. Среда, в которой находится человек, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. В рамках данного исследования мы понимаем образовательную среду как систему социальных, педагогических и психологических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит формирование и развитие личности.
Наша гипотеза о том, что личностное развитие студентов колледжа и вуза отличается, а именно: студенты вуза имеют более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем студенты колледжа, временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на гедонистическое настоящее, для студентов вуза характерна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа, подтвердилась.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации для преподавателей вуза и колледжа, а также самих студентов, с целью наиболее продуктивного и качественного развития личности в условиях образовательной среды.



1. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. — 299 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст]. Т. 2 Психология личности: Хрестоматия / Б. Г. Ананьев. - Самара: БАХРАХ, 1999
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] // Б. Г. Ананьев. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
4. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук. - М., 1989. - с. 426-433
5. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Академия Смысл, 1990. - 367 с.
6. Афонькина, Ю. А. Генезис профессиональной направленности [Текст] : автореф. дис. д-ра псих. наук / Ю.А. Афонькина. - СПб, 2003. - 33 с.
7. Баева, И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка [Текст] / И. А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2002. - том 2, №3. — с. 16-22
8. Беспутина, И. Ф. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии [Текст] / И. Ф. Беспутина / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 106-110
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Божович, Л. И. проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная
статья Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
11. Веккер, Л.М.Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. -М.: Смысл, 2000. - 685с.
12. Вожиевская, Т. И. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического вуза [Текст] / Т. И. Вожиевская // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -
2015. - №5. - С. 100-105
13. Выготский, Л. С.Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо. - 2004. - 1136 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Детская психология:
динамика и структура личности подростка [Текст]. В 6т. Т.4. / Л. C.
Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.
15. Гончар, С. Н. Особенности развития смысложизненных
ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст]/С. Н. Гончар // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. — Пермь:
Меркурий, 2012. - с. 17-19
16. Гущина, Т. Н. Педагогическая сущность феномена
«образовательная среда»: по материалам исследования [Текст]/ Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana) — 2011. — № 4. — С. 187-190
17. Еременко, Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст]/ Л. Е. Еременко // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 267-269
18. Исаев, Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. -М.: Изд. «Школа- пресс», 2006. - 384 с.
19. Каунова, Н. Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы)
[Текст] : автореферат дис. .канд. псих. наук: 19.00.01 / Н.Г. Каунова. - М., 2006.
20. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. - М., 1970. - 390 с
21. Ковдра, А. С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза [Текст] / А. С.Ковдра // Гуманизация образования. -2013. - №2. -С. 30-32
22. Козловская С. Н. Конфликты профессионального
самоопределения студентов в университете и пути их разрешения [Текст] / С. Н. Козловская // Мир психологии / Научно-методический журнал. М.- Воронеж, 2005. - №2. - С. 160-164
23. Кораблева, С. В., Бирюкова, А. А. Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки [Текст] / С. В. Кораблева, А. А. Бирюкова // Интерактивная наука. - 2017. - 5(15). - С. 71-74
24. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и самосознание [Текст] / И. С.Кон.- М., 1984. -335 с.
25. Кон, И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста [Текст] / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. - С.239-248.
26. Коржукова, М. В. Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа [Текст] / М. В. Коржукова // Вестник Бурятского государственного университета. - №1(1). - 2012. - С. 229-232
27. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.187
28. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Л. В. Куликов. // Хрестоматия. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2009. - С. 122-141
29. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А. Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1997.- 445с.
30. Лактионова, Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Г. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 246 с.
32. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия [Текст] / Леонтьев А. Н. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -228 с.
33. Леонтьев, Д. А.Теория личности А. Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям [Текст] / Д. А. Леонтьев // Методология и история психологии. - 2008. - Т.3., №4. - С.7-20
34. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
35. Леснянская, Ж. А. Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников [Текст] / Ж. А. Леснянская // Ученые записки забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - №5 (64). - С. 104-109
36. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. - СПБ. - 2006. -352 с.
37. Мондонен, О. Ю. Влияние образовательной среды педагогического колледжа на профессиональное самоопределение студентов [Текст] / О. Ю. Мондонен // Аналитика культурологи. - №15. - 2009. - С. 111¬115
38. Мясищев, В. И. Структура личности и отношения человека к действительности. - «Доклады на совещании по вопросам психологии личности [Текст] / В. И. Мясищев. - М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 10-14.
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983. - 186 с.
40. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
41. Петровский, В.А.Человек над ситуацией [Текст] / В. А.
Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 559 с
42. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма
субъектности [Текст] / В.А.Петровский. - Ростов н/Дону: Феникс, 1996. - 512с.
43. Портнова, А. Г., Залюбовская, Н. С. Личностное и профессиональное развитие студентов; эмпирический поиск показателей [Текст] / А. Г. Портнова, Н. С. Залюбовская // Вестник Кемеровского государственного университета. - №3 (47). - 2011. - С. 159-164
44. Потапова, И. И. Система ценностных ориентаций и направленность личности [Текст] / И. И. Потапова // Научные исследования в образовании. - №6. - 2012. - С. 33-38
45. Решетников, П. Е. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеологического подхода: Пособие для руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений [Текст] / П. Е. Решетников, Т. В. Ваничкина, И. Ю. Есипова и др.; науч. ред. П. Е. Решетников. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2007. - 267 с
46. Русаков, Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как
фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст] : автореф. .дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. Т.
Русаков. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.
47. Сайко, Я. В. Исследование связи между смысложизненными
ориентациями и самооценкой личности студентов [Текст] / Я. В. Сайко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -
2013. - №10. - С. 208-217
48. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - 1996. - 349 с.
49. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М., - 1983. -284 с.
50. Сулимина, О. В. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи) [Текст] : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / О. В. Сулимина. - Москва,
2016. -168 с.
51. Сырцова, А. Г. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследования с помощью методики ZTPI) [Текст] / А. Г. Сырцова; О. В. Митина; Дж. Бойд; И. С. Давыдова; Ф. Зимбардо; Т. Л. Непряхо; Е. А. Никитина; Н. С. Семенова; Н. Фьёлен; В. А. Ясная // Культурно-историческая психология. - 2007. - №4. - С. 19-31
52. Тихомиров, О. К. Вклад А. Н. Леонтьева в общую психологию //
A. Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А. Н. Леонтьева [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. - 287 с.
53. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
54. Шапран, Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура [Текст] / Шапран Ю. П., Шапран О. И. // Молодой ученый. — 2015. — №7 (87). — С. 881-885
55. Юнг, К. Г.О становлении личности [Текст] / Собрание сочинений. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. - М.: Канон, 1997. - С. 185¬208
56. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения школьников разного возраста [Текст] / В. А. Ядов, В. С. Магун, П.
B. Борзикова, В. В. Водзинская, В. Н. Каюрова, Г. И. Саганенко, В. Н. Узунова, А. А. Семенов // Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264с.
57. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов [Текст] / В. А. Якунин. - М.: Академия, 1994. - 406 с.
58. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / Ясвин В. А. — М.: Смысл, 2001. — 365 с
59. Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда (монография) [Текст] / В. А. Ясвин - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО. (Серия: Научно-издательский проект в поддержку национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа»). -2010. - 332 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ