Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения решению задач на доказательство

Работа №94676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике 6
1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий и их виды .. 6
1.2. Требования к организации учебного процесса по математике, направленного на формирование познавательных универсальных учебных
действий обучающихся 13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 21
Глава 2. Формирование познавательных УУД обучающихся в процессе обучения решению задач на доказательство 22
2.1. Задачи на доказательство, как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 22
2.2. Требования к отбору и конструированию задач на доказательство,
направленных на формирование познавательных УУД обучающихся 7-9
классов 35
2.3. Пример организации работы над решением задач на доказательство (доказательством теоремы), направленной на формирование познавательных универсальных действий обучающихся 39
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
Заключение 54
ЛИТЕРАТУРА 55


Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования всего образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих личностные, государственные и социальные интересы и потребности. В связи с этим главным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В ФГОС основного общего образования требования заявлены к предметным и метапредметным результатам. В перечне метапредметных результатов присутствуют познавательные универсальные действия, которые обеспечивают формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей интеллектуальной и познавательной деятельностью; овладение методологией познания, способами и стратегиями познания и учения; развитие продуктивного воображения, символического, логического, произвольных памяти и внимания, рефлексии, творческого мышления.
Основой для разработки понятия универсальных учебных действий служит деятельностный подход, который базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные механизмы процесса формирования картины мира, усвоения знаний, психологические условия, а также общая структура учебной деятельности обучающихся.
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся рассматривалась в различных научных исследованиях.
На современном этапе группа авторов (А.Г. Асмолов, Л.И. Боженкова, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова и С.В.Молчанов) раскрывает сущность понятия универсальных учебных действий, рассматривает отдельные методические вопросы данной проблемы и предлагает пути их решения.
ПУУД направлены: на поиск необходимой информации, на доказательство, на выведение следствий, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, на постановку и решение проблемы и др. Все эти умения могут быть сформированы в процессе обучения решению задач на доказательство. В связи с этим, рассмотрение процесса организации обучения решению задач на доказательство в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является актуальным для современного учителя.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: задачи на доказательство как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Цель работы: разработать конспекты уроков с поэтапным решением задач на доказательство, направленных на формирование познавательных универсальных действий обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу и Интернет с целью определения понятия познавательных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть понятие познавательных универсальных действий и выделить их виды.
3. Изучить требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики.
4. Охарактеризовать задачи как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Определить основные этапы работы над задачей, выделить
формы и приёмы работы на каждом этапе.
6. Выделить требования к отбору и конструированию задач на доказательство, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся 7-9 классов.
7. Разработать конспекты уроков с поэтапным решением задач на доказательство, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы - разработать конспекты уроков с поэтапным решением задач на доказательство, направленных на формирование познавательных универсальных действий обучающихся. Для достижения поставленной цели в ходе исследования был решен ряд задач.
Проанализированы работы таких авторов, как А.Г. Асмолов, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, которые рассматривали структуру познавательных универсальных учебных действий. Кроме того, были изучены работы, касающиеся методики работы при решении задач, таких авторов, как Г. И. Саранцев, В.А. Далингер, Д. Пойа.
Для решения второй задачи было рассмотрено понятие познавательных универсальных учебных действий, выделены их основные виды и пооперационный состав каждого действия. Конкретизация компонентов познавательных УУД была обусловлена тем, что в ФГОС ООО они сформулированы на достаточно обобщенном языке, а для их целенаправленного формирования необходимо выделить наиболее простые операции, входящие в состав каждого действия.
Изучены требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики. Был сделан вывод, что ведущую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий играет подбор содержания, выбор методических приемов, средств, разработка конкретного набора учебных заданий.
Для решения четвертой и пятой задачи были рассмотрены задачи, как средство формирования ПУУД, выделены основные этапы организации работы над теоремой и приемы работы на каждом из них. В процессе изучения методики работы по обучению решения задач на доказательство были выявлены особенности формирования познавательных УУД обучающихся, т.е. те компоненты ПУУД, которые формируются на данном этапе в ходе использования конкретных приемов и выполнения определенных действий. Проведенная работа позволила установить соответствие между деятельностью обучающихся в процессе решения задач на доказательство и операциями, входящими в состав каждого ПУУД. Результаты данного соответствия, представленные на схеме, наглядно демонстрируют, что обучение решению задач на доказательство дает возможность для формирования всех компонентов ПУУД, которое будет идти постепенно через обучение выполнять простые операции, входящие в состав каждого действия.
Также были выделены требования к отбору и конструированию задач на доказательство, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся 7-9 классов.
Для иллюстрации теоретических положений были разработаны конспекты уроков с поэтапным решением задач на доказательство, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся, таких как: анализ объектов, установление причинно - следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, знаково-символические действия, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме и др.
Таким образом, результаты, которые были получены в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что обучение решать задачи на доказательство является эффективным средством для формирования познавательных УУД обучающихся.



Абитаева, Л. Г. Формирование интеллектуальных умений в
процессе обучения математике .Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Б. М. Бредихина, 1-2 ноября 2006 г. - М.; Самара : СГПУ, 2006. - 470 с.
[2] . Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
[3] . Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий
в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.
A. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
[4] . Атанасян, Л. С. Геометрия. 7—9 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 384 с.: ил.
[5] . Блинова, Т. Л. Современные аспекты методики обучения
математике: учеб. пособие / Т. Л. Блинова, Э. А. Власова, И. Н. Семенова, А.
B. Слепухин; под ред. И. Н. Семеновой, А.В.Слепухина; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2007. - 190 с.
[6] . Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных
учебных действий при обучении геометрии: методическое пособие : [16+] / Л.И. Боженкова. - 4-е изд., электрон. - Москва : Лаборатория знаний, 2020. - 208 с. : ил.
[7] . Боженкова, Л.И. Познавательные универсальные учебные
действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. №1. С. 54-60.
[8] . Газейкина А. И., Казакова Ю. О. Диагностика сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - С. 161-168.
[9] . Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф.
Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4.
[10] . Далингер, В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006.-256 с.
[11] . Епишева, О. Б. Технологии обучения математике на основе деятельностного подхода : Кн. для учителя / О. Б. Епишева. - М. : Просвещение, 2003. - 223 с.
[12] . Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
[13] . Задачи на доказательство // vasmirnov.ru URL:
http: //vasmirnov.ru/Problems/proof.htm (дата обращения 06.12.2020).
[14] . Задачи "на многозначность" как средство развития рефлексии
учащихся при обучении геометрии // Микушева Наталья Павловна URL: https://www.dissercat.com/content/zadachi-na-mnogoznachnost-kak-sredstvo- razvitiya-refleksii-uchashchikhsya-pri-obuchenii-geom (дата обращения
01.12.2020).
[15] . Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа
обучаемости / З.И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
[16] . Лященко Е. И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ин-тов/ Е.И.Лященко, К.Б. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под редакцией Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.: ил.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ