ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИКО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ РЕЧИ 10
1.1. Освещенность современных направлений в изучении проблемы дизартрии у младших школьников 10
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с дизартрией 15
1.3. Научно-теоретические основы исследования процесса кинетико-кинестетического самоконтроля речи 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Количественные и качественные результаты констатирующего
эксперимента 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИКО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 46
3.1. Организация и принципы логопедической работы по формированию
кинетико-кинестетического самоконтроля речи у младших школьников с дизартрией 46
3.2. Содержание логопедической работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речи при коррекции дизартрии у школьников 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы и темы исследования. За последнее десятилетие значительные изменения перетерпело содержание школьного образования - переход с предметных знаний, умений и навыков на развитие самостоятельности в учебной деятельности. Это непосредственно связано с изменением стандартов образовательной среды.
В соответствие с действующим от 31.05.2021 г. ФГОС НОО приоритетной задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий в условиях очного и дистанционного пространства в образовании [2].
Самоконтроль, входящий в состав регулятивных универсальных учебных действий, является основной учебной деятельности, так как не только позволяет ученику самостоятельно выявить ошибки при выполнении, но и исправить их.
Для его развития необходим достаточный уровень развития языковых обобщений, элементарного осознания языка и речевой деятельности, интереса к разным сторонам языковой действительности, интереса к разным сторонам языковой действительности, достаточный уровень развития речевого самоконтроля.
При стихийном развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня освоения языка, являющегося обязательным условием профилактики отклонений в школьной адаптации (Т. И. Ерофеева, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова) [1].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена недостаточной плотной научного анализа зависимости между уровнем развития самоконтроля произвольной деятельности, кинетико-кинестетическим самоконтролем речи и уровнем сформированности речи у младших школьников с дизартрией [23].
Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с тем, что в современной теории и практике логопедии внимание исследователей касается изучения навыков самоконтроля в системе учебной и трудовой деятельности у детей с задержкой психического развития (М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, У. В. Ульенкова, В. Я. Салахова, А. К. Маркова и др.). Вопросы же формирования самоконтроля у школьников с тяжелыми нарушениями речи остаются недостаточно изученными [23].
В современной психолого-педагогической практике, а именно в трудах О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. А. Фотековой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой одной из причин школьной неуспеваемости отмечено отсутствие своевременного формирования произвольных видов деятельности и поведения, недостаточный уровень регуляции действий и функций планирования, отклоняющиеся проявления в операциях самоконтроля речевой деятельности в онтогенезе, с точки зрения междисциплинарного подхода, отражены в многочисленных исследованиях нейрофизиологов, психологов, нейропсихологов, психолингвистов и педагогов. В структуру всех речевых действий включены операции самоконтроля речевой деятельности. Эти операции способствуют осознанному усвоению языковых и речевых средств, становлению речевой коммуникации и языковой компетентности (Ф. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, П. К. Анохин, Т. В. Ахутина, Ж. М. Глозман, С. Н. Карпова, М. И. Лисина) [43].
На территории нашей страны, в создающихся условиях инклюзивного образования, значительно увеличилась доля школьников с неврологическим статусом - дизартрия, которые посещают общеобразовательные классы. Для состоятельности проектирования логопедической работы необходимо учесть, что полученные данные Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольской позволили определить четыре группы детей с легкой псевдобульбарной дизартрией. У первой группы отмечается недостаточность моторных функций артикуляционного аппарата, мышца языка слабые, вялые. Во второй группе речедвигательных процессах. Третья группа - наблюдаются трудности в подборе необходимой позы для органов артикуляции, они не способны качественно выполнить задания по подражанию и по речевой инструкции при поведении проб. Четвертую группу составляют обучающиеся с выраженной общей моторной недостаточностью, характеризующейся также малоподвижность, скованностью, замедленным темпом движений. Наблюдаются гиперкинезы и синкенезии, а также затруднения в удержании артикуляционной позы [26].
Основой произвольных движений, речевого акта в частности, является сложное взаимодействие кинетического и кинестетического механизма.
В ходе обработки и анализа теоретико-практического опыта коррекционной работы со школьниками, имеющими дизартрию, выявили несоответствие между:
- между социокультурной потребностью общества в воспитании гармонично развитой личности и существующей в начальном общем образовании системой мероприятия для детей с речевыми нарушениями;
- между необходимостью создания инклюзивной образовательной среды, в которой обязательно учитывается индивидуальная особенность развития самоконтроля у обучающихся, и отсутствием адекватной ей дифференцированной модели построения коррекционно-образовательных занятий.
- практической востребованностью и недостаточностью разработанностью логопедической работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности у младших школьников с дизартрией.
Учитывая данные несоответствия, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в изучении уровня сформированности кинетико-кинестетического самоконтроля речи, а также теоретическом обосновании и разработке логопедической работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В свою очередь, это позволит преодолеть дизартрические проявления и провести качественную подготовку обучающихся к дальнейшему освоению школьной программы в полном объеме.
Объект исследования: устная и письменная речь у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования кинетико-кинестетического самоконтроля в устной и письменной речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления дизартрии у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы развития самоконтроля общей произвольной деятельности, самоконтроля речевой деятельности и его влияние на формирование произвольной речевой деятельности;
2) выявить уровень сформированности самоконтроля общей произвольной деятельности, уровень сформированности кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности и уровень сформированности устной речи у школьников, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии;
3) теоретически обосновать и разработать логопедическую работу по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления дизартрии у младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность логопедической работы
по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля как одно из средств преодоления дизартрии у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что для обеспечения эффективности преодоления дизартрии у школьников необходима работа по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности, включающая в себя следующие направления:
- создание основы общего произвольного и речевого поведения за счет развития мотивационной и ориентировочной базы;
- развитие сенсорно-перцептивной сферы, участвующей в формировании механизмов речи;
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперина);
- теория уровневой организации движений (Н. А. Бернштейн); положение о закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, М. С. Певзнер и др.).
- системный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Л. С. Цветкова);
- положение о коррекционной направленности процесса обучения и воспитания (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин);
- положение о системности языка, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Л. А. Венгер, Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, З.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, Е. Д. Хомская, Д. Б. Эльконин) [21].
Методы исследования определялись в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
нейропсихологической, лингвистической, психолингвистической, логопедической литературы по теме исследования, разработка логопедической работы, статистический анализ экспериментальных данных,
2) эмпирические - сбор и анализ анамнестических данных, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы.
Элементы научной и практической новизны, представленные в работе:
• определены специфические особенности проявления операций самоконтроля при дизартрии у младших школьников: недостаточность мотивационной направленности к произвольным видам деятельности; снижение и неустойчивость сосредоточения на предъявляемом эталоне в ходе выполнения зданий, мозаичный и непоследовательный его анализ; отсутствие умения производить кинестетические, кинетические и акустические контрольно-измерительные операции;
• составлен прогноз совершенствованию коррекционных мероприятий при дизартрии у данной категории обучающихся: перевод речевых действий из внутреннего плана во внешний алгоритм; включением в логопедическую программу методов составления модели, схем, вынесения «вовне» с переносом соответственных действий, относящихся к деятельности внешней в умственный внутренний план на основе поэтапного формирования кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности;
• в разработке диагностического протокола с целью изучения состояния кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности у младших школьников с дизартрией;
• во внедрении в практическую деятельность логопедической работы по преодолению дизартрии посредством формирования кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности у младших школьников;
• в возможности применить данную коррекционную программу в различных системах воспитания и коррекционного обучения детей с проблемами развития, что также сделает возможным получение положительной динамики от логопедических занятий в условиях очного и дистанционного сопровождения младших школьников с дизартрией.
База исследования. Эксперимент осуществлялся на база МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» с. Нижняя Тавда.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ основ кинетико-кинестетического самоконтроля показал, что формируется на основе множества поэтапных операций, каждая их которых имеет свои особенности проявления, связанные с включенностью в процесс говорения и письма: нейрофизиологических, лингвистических, психологических, социально-личностных и методологических условий коррекционно-развивающей среды.
Также в 1 главе был дано теоретическое обоснование изучения и коррекции кинетико-кинестетического самоконтроля речи у младших школьников с дизартрией. У обучающихся, которые осваивают уровень начального образования, на примере группы школьников 2 класса с дизартрий, отмечаются нарушения устной речи и письма, проявляющиеся в стойких и специфических ошибках. Одним из факторов нарушения устной речи и письма при дизартрии рассматривается несформированность кинетико-кинестетического самоконтроля речи.
В ходе анализа научно-теоретической базы, посвященной вопросам изучения данного процесса, были сформулированы следующие выводы:
- все исследования самоконтроля отмечают важность данного процесса в общей и учебной деятельности младшего школьника;
- без самоконтроля в целом, а в частности кинетико-кинестетического, невозможно развитие устной речи и письма в полном объёме;
- основным способом формирования кинетико-кинестетической основы речи является поэтапное моделирование и схематизация.
- одним из средств преодоления дизартрии может выступать логопедическая работа по формированию операций кинетико-кинестетического самоконтроля у младших школьников с дизартрией.
Данные выводы обусловили тему исследования и проведения эксперимента (констатирующего и формирующего) на базе МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» в с. Нижняя Тавда.
Во 2 главе отобран и описан диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности самоконтроля общей произвольной деятельности, уровень сформированности кинетико-кинестетического самоконтроля речевой деятельности и уровень устной речи у школьников, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии.
Для изучения уровня сформированности устной речи и кинетико-кинестетического самоконтроля речи в экспериментальную группу вошли ученики 2 класса.
Всего в исследовании принимало 10 обучающихся, имеющих следующие логопедические заключения:
- Нарушение формирования процессов письма и чтения, обусловленные ОНР III уровня. Псевдобульбарная дизартрия легкой степени (София, Полина, Макар, Руслан, Ильмир, Максим, Артём).
- Нарушение формирования процессов письма и чтения, обусловленные ФФНР. Псевдобульбарная дизартрия легкой степени (Тимофей, Влад, Виктория).
В 3 главе были представлены цель и задачи обучающего эксперимента, методика его проведения и этапы коррекционно-развивающей работы. Проведен количественный и качественный анализ результатов формирующего эксперимента. Уровень сформированности кинетико-кинестетического самоконтроля речи являлся основополагающим фактором для определения экспериментальной группы.
В ходе проведения опытно-экспериментального изучения особенностей кинетико-кинестетического самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста, включенных в экспериментальную группу, в процессе анализа предваряющего контроля, средний показатель составил 37%, что соответствует низкому уровню. Данный показатель свидетельствует о несформированности операций кинетико-кинестетического самоконтроля при псевдобульбарной дизартрии.
Экспериментальное исследование подтвердило, что у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией помимо низкого уровня сформированности общей произвольной деятельности, могут наблюдаться кинетико-кинестетические особенности операций сформированности самоконтроля. В наибольшей степени ответственного за своевременное формирование компонентов устной речи и письма.
Целью предложенной логопедической работы было формирование кинетико-кинестетического самоконтроля у младших школьников с дизартрией.
Система работы включала в себя направления по операциональному развитию кинетико-кинестетического самоконтроля речи. Учитывая направления были сформированы этапы работы, расписан алгоритм формирования кинетико-кинестетического самоконтроля как средства преодоления дизартрии, подобраны методы и приемы, речевой материал, а также сформулированы внешние вербальные инструкции для каждого алгоритма.
Контрольное исследование подтвердило эффективность предложенной логопедической работы, построенной по специальному алгоритму, а также продемонстрировало общий уровень роста кинетико-кинестетического самоконтроля, положительное изменение компонентов устной речи и письма.
Итак, вышеизложенное свидетельствует о необходимости логопедической работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля у младших школьников с дизартрией, ее положительном влиянии на преодоление дефектов устной речи и письма в целом и профилактике вторичных нарушений в учебной деятельности.
1. Азова О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М., 2011. 64 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учеб. для студентов учреждений высш. образования. М. 2014. 448 с.
3. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры : пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М., 1999. 80 с.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М., 1989. 103 с.
5. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие. М, 2006. 319 с.
6. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1964. 91 с.
7. Бессонова Т. П. Специфика коррекционного обучения I этапа учащихся с общим недоразвитием речи (в условиях школьного логопедического пункта) // Дефектология. 1988. № 4. С. 52-55.
8. Верясова Т. В. Исследование моторного праксиса у
дошкольников с нарушениями речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03.
Екатеринбург, 1999. 235 с.ё
9. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения : артикуляционная гимнастика. СПб. 2014. 64 с.
10. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. 97 с.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
12. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. для логопедов. М., 2003. 336 с.
13. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда. М., 2002. 239 с.
14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 373 с.
15. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981. 272 с.
16. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 96 с.
17. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. 325 с.
18. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2015. 279 с.
19. Кольцова М. М. Проблемы исследования детской речи // Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С. 345-441.
20. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М., 2001. 16 с.
21. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 355 с.
22. Корнев Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети : нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2000 154 с.
23. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика : практ. пособие. СПб., 2007. 80 с.
24. Криницына Г. М. Педагогическая технология формирования
самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2009. 23 с.
25. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб., 2006. 96 с.
26. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004. 72 с.
27. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999. 214 с.
28. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1967. 365 с.
29. Левина Е. А. Школьный логопед. М., 2006. 264 с.
30. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2006. 287 с.
31. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.
32. Логопедия : учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. 1998. 680 с.
33. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000. 124 с.
34. Лопатина Л. В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии. М., 1987. 156 с.
35. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие. СПб., 2000. 192 с.
36. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М, 1962. 432 с.
37. Лурия А. Р. Двигательный анализатор и проблема организации движения // Вопросы психологии. 1957. № 2. С. 3-18.
38. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 2003. 384 с.
39. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1963. № 2. С. 34-38.
40. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии : ранняя диагностика и коррекция. М., 1992. 95 с.
41. Мастюкова Е. М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997. 167 с.
42. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. М., 2009. 46 с.
43. Основы логопедии : учеб. пособие / А. И. Ахметзянова [и др.].
Казань, 2015. 175 с.
44. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 2016. 80 с.
45. Правдина О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. М., 1973. 272 с.
46. Преснова О. В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М., 2006. 34 с.
47. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е. Гаврина [и др.]. Ярославль, 2007. 95 с.
48. Репина 3. А., Доросинекая А. В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. Екатеринбург, 1999. 76 с.
49. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте : метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие. М., 2007. 474 с.
50. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1947. 71 с.
51. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика. М., 2008. 74 с.
52. Ткаченко Т. А., Логопедические упражнения. М., 2014. 88 с.
53. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.- метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
54. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкол. учреждений. М., 1993. 232 с.
55. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и психология (дошкол.)». М., 1989. 223 с.
56. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. 103 с.
57. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие. М., 2001. 272 с.
58. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация ребенка. М.,
1985. 323 с.
59. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988. 64 с.
60. Шевченко Л. Е., Тосуниди О. М. Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в условиях реализации ФГОС. М., 2017. 244 с.
61. Яковлев С. Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 2002. С. 66-74.
62. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984. 158 c.
63. Яструбинская Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. 2014. № 2 (4). С. 60-70.