ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 6
1.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА 17
1.3 ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 42
2.1. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ КАК
СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 42
2.2. КОМПЛЕКС РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАЧ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 47
ВЫВОДЫ ПО Г ЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Источники
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время Федеральным Государственным стандартом начального и общего образования (далее, ФГОС) предусматривается вариативность содержания образовательной программы, а также возможность формирования программ различного уровня сложности, что делает образование доступным каждому обучающемуся независимо от его интеллектуальных и физических особенностей развития. Немаловажен и тот факт, что и возможности самого педагога, в отличии от старой системы образования, существенно расширяются, появляется некая свобода, выбора методик обучения и воспитания, вариативность методов оценки результатов обучения, а также возможность использования различных форм организации образовательной деятельности.
Базовым направлением модернизации в сфере образования является общеобразовательная школа. Главная задача которой заключается в достижении нового, современного качества обучения и воспитания обучающихся. Таким образом, необходимым условием достижения поставленных задач ФГОС и модернизации - это достижение нового, современного качества образования, первоочерёдными условиями которого являются: индивидуализация, личностная ориентированность и дифференциация обучения.
В настоящее время появляется острая необходимость реализации принципа дифференцированного подхода в обучении так как возникающие всё более очевидные противоречиям между общими целями и мотивацией каждого из обучающихся и содержанием обучения, а также различиями в развитии и индивидуальными возможностями в целом каждого ребёнка, так некоторые обучающиеся могут хуже воспринимать информацию в условиях коллективной формы учебного процесса, что и обусловлено именно его индивидуальным характером усвоения учебного материала и умственного развития.
Проблемой дифференцированного обучения занимались такие авторы как Калмыкова З.И., Бабинский Ю.К., Унт И.Э., Чередова И.М., Рабунский Е.С. и др. В работах данных авторов говорится, что одним из важнейших условий повышения качества обучения это дифференцированный подход к обучающимся. Также рассматриваются теоретические основы реализации дифференцированного подхода. Дифференциацию в процессе обучения математике рассматривали в своих работах следующие авторы: И.А. Аввакумова, В.А. Гусева, В.А. Далингер, Г.В. орофеева, Р.А. Миндюк, Р.А. Утеева, В.В. Фирсов и др.
Развитие и исследование метода уровневой дифференциации довольно распространено не только российскими педагогами, но и зарубежными коллегами. Отсюда так важно заметить тот факт, что индивидуализация обучения определяет обоснованность дифференцированного подхода, а дидактические способы и формы направлены на его практическую реализацию.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: средства для реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике.
Цель исследования: разработать комплекс заданий, направленных на реализацию дифференцированного подхода в процессе обучения математике.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения понятия дифференциации.
2) Раскрыть особенности уровневой дифференциации в процессе обучения математике.
3) Проанализировать дидактические возможности разноуровневых заданий для реализации дифференцированного подхода.
4) Сформулировать требования к отбору и составлению разноуровневых заданий или рекомендации.
5) Разработать комплекс заданий, направленных на реализацию уровневой дифференциации.
6) Если есть возможность, то можно провести апробацию результатов.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «СОШ №22 им. Н.И. Кузнецова», Свердловская область, г. Асбест.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) Произведен анализ литературных данных, раскрыто понятие дифференциации обучения. Кроме того, рассмотрены три основных аспекта в понимании дифференциации, разделение учащихся на группы, влияние уровневой дифференциации на развитие универсальных учебных действия и выделены критерии дифференцирование.
2) Выявлены особенности уровневой дифференциации в процессе обучения математике и т. п.
3) Определены теоретические основы и условия эффективности дифференциации процесса обучения.
4) Рассмотрены разноуровневые задачи как одно из средств реализации дифференцированного подхода на уроках математики .
5) На основе выделенных критериев разработан комплекс дифференцированных заданий, направленных на реализацию уровневой дифференциации в процессе обучения математике.
Таким образом, следует считать, что цель исследования достигнута, задачи работы полностью выполнены. Кроме того, материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов.
Для практической реализации идея дифференциации в обучении математике требуется серьезная перестройка всей методической системы, необходимо создание разноуровневой программы, учебно-методического обеспечения, направленных на организацию дифференцированного учеников разных способностей и разного уровня обучаемости.
1. ЬЦрзУ/ги^Ире&а.огд^И/Дифференциация (дата обращения:
29.10.2021).
2. https://studme.org/190886/pedagogika/differentsirovannoe obuchenie(дата обращения: 29.10.2021).
3. https://nsportal.ru/vu/lection/lektsiya-1-sushchnost-i-osobennosti-differentsirovannogo-obucheniya-v-shkole(дата обращения: 29.10.2021).
4. https://kpfu.ru/staff files/F821861577/Pedagogika.i.psihologiya.pdf(дата обращения: 29.10.2021).
5. http://childpsy.ru/dissertations/id/19677.php(дата обращения: 29.10.2021).
6. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та]; Воронеж : [МОДЭК], 2005 (Воронеж : ФГУП ИПФ Воронеж). - 214 с. : табл.; 20 см. - (Серия "Библиотека педагога-практика").; ISBN 5-89502-521-8 https://dlib.rsl.ru/01002764071(дата обращения: 29.10.2021).
7. http://terra.ucoz.ae/ld/2/205 -- .pdf(дата обращения: 29.10.2021).
8. https ://www. gramota.net/articles/issn 1993-5552 2008 12 55.pdf(дата обращения: 29.10.2021).
9. https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1939(дата обращения: 29.10.2021).
10. http://imc72.ru/content/23062020/1.pdf(дата обращения: 29.10.2021).
11. https://www.ncfu.ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/materialy-III-konferencii-psihologicheskoe-zdorove-lichnosti-teoriya-i-praktika 2021.10.2016.pdf(дата обращения: 29.10.2021).
12. https://worknet-info.ru/read-blog/3679 шкала-трудности-предметов-для-
1 -4-классов-5-9-классов-10-11 -классов-школы-в-2018.html (дата
обращения: 29.10.2021).
13. Сохор, А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. - М.: Педагогика, 1974.
14. Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов // Математика в школе. 1990. No4. С. 15-21.
15. Капиносов А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике // Математика в школе 1990 No 5 С 31-40
16. Перевозный А. В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура / А. В. Перевозный // Школьные технологии. 2007. No 2. С. 49.
17. Егорченко И. В. Теория и методика использования реальности в обучении математике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 ; Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 1999. 199 с.
18. Утеева Р. А. Дифференцированные формы учебной деятельности
учащихся. Научно-методический журнал « Математика в школе», No5, 1995 г.