Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Работа №94348

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Понятие универсальных учебных действий. Характеристика
познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Характеристика практико-ориентировочных задач 12
1.3. Требования к формированию познавательных универсальных учебных
действий у обучающихся на уроках математики в процессе решения практико-ориентированных задач 18
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗДАЧ 33
2.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов .... 33
2.2. Требования к разработке совокупности практико-ориентированных
задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов 40
2.3. Совокупность практико-ориентированных задач способствующих
формированию познавательных универсальных учебных действий 45
Выводы по Главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 57

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования закладывает новые подходы к качеству образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Он характеризуется усилением внимания к личности ученика, его саморазвитию и самопознанию, формированию у него способности творчески осваивать и преобразовывать знания в процессе самореализации. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Познавательные УУД, предполагают формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. Достижение этих требований возможно реализовать в процессе грамотной организации процесса обучения на основе использования практико-ориентированных задач, которые обуславливают связь математики с жизнью и другими предметными областями.
Необходимость практико-ориентированных задач обусловлена также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно ему, обучающиеся и выпускники должны уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, иметь представление о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) посвящены работы: А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, А. М. Кондакова, О. В.Запятой и других. В своих работах авторы выделяли структуру универсальных учебных действий, определяли их виды, рассматривали различные средства для их формирования. В процессе обучения немаловажная роль отводится познавательным универсальным учебным действиям.
Проблемой изучения практико-ориентированных задач в процессе обучения занимались многие методисты и математики: М. В. Егупова, Л. М. Фридман, И. М. Шапиро, Л. В. Шелехова и другие, которые в своих работах дают определение практико-ориентированным задачам и формулируют требования к ним. Несмотря на то, что вопрос достаточно исследован, согласно Концепции развития математического образования в РФ от 24 декабря 2013 года, одной из главных проблем развития математического образования остаётся проблема содержательного характера, а именно, оторванность математического образования от жизни.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи как средство формирования познавательных УУД обучающихся.
Цель исследования: разработать совокупность практико-ориентированных задач, способствующих формированию познавательных УУД обучающихся.
На основании цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать методическую и психолого -педагогическую литературу с целью раскрытия понятия «познавательные универсальные учебные действия».
2) Выделить особенности практико-ориентированных задач и их роль в формировании познавательных УУД обучающихся.
3) Изучить требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД обучающихся на уроках математики.
4) Провести анализ психолого-педагогической литературы, для
выделения особенностей обучающихся.
5) Выделить требования к разработке совокупности практико-ориентированных задач, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся.
6) Разработать совокупность практико-ориентированных задач, способствующих формированию познавательных УУД обучающихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в процессе обучения приоритет отдается формированию универсальных учебных действий, в частности познавательных, которые определяют успешность обучения.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы был проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы, который позволил раскрыть сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия», выделить возрастные особенности восприятия материала, также были изучены требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики.
Анализ литературы, посвященной практико-ориентированному обучению, позволил дать более точное определение понятия «практико- ориентированная задача». Были изучены цели включения данных задач в процесс обучения математике.
Практико-ориентированные задачи обуславливают связь математики с жизнью, поэтому вызывают повышенный интерес у обучающихся и создают дополнительную мотивацию к учению. Решая данные задачи, обучающиеся лучше усваивают информацию, так как видят взаимосвязь с реальными объектами.
В ходе данной работе стала очевидна значимость практико - ориентированных задач в процессе формирования познавательных УУД. Нами были выделены требования к организации процесса обучения, направленного на формирование познавательных УУД обучающихся в ходе решения практико-ориентированных задач, которые были продемонстрированы на примерах задач из курса математики 5-6 классов.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.



1. Асмолов А. Г., Бурменской Г. В., Володарской И. А .и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010. - С. 183-280.
2. Баженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. - 2016. - №1. - С. 54-60.
3. Белавина О. В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - С. 151-156.
4. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
5. Брадис В. М. Методика преподавания математики в средней школе. - М.: Гос. учебнопедагог. изд. мин. прос. РСФСР, 1954. - 504 с.
6. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. - М.: Грамотей, 2013. - 32 с.
7. Володарская И., Салмина Н. Общий прием решения математических задач. // Математика (приложение к газете "1 сентября"). - 2005. - № 23.
- С. 12-14.
8. Выготский Л. С. О практическом мышлении подростка. Педология подростка. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. - 432 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - С. 14-21.
11. Егупова М. В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике. - М.: МИГУ, 2014. - С. 3-15
12. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково -
словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1084 с.
13. Использование практико-ориентированных заданий при обучении
математике с целью развития математической грамотности школьников [Электронный ресурс]. - URL:http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692(дата обращения: 15.01.22).
14. Канин, Е.С. Учебные математические задачи: Учебное пособие. / Е.С. Канин - Киров: Издательство ВятГГУ, 2003. - 191 с.
15. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвещение, 1977. -112 с.
16. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.- мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев; Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
17. Мирзоахмедов, М. Методика обучения решению прикладных задач при углубленном изучении математики / Дисс. канд. пед. наук. Душанбе: 1989. - 125 с.
18. Москевич Л. В. Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе // Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 3: сборник материалов. Киров: МЦИТО, 2015.
19. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 53000 слов / Под общ. ред. проф. М.: ОНИКС 21 век, 2000.
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Просвещение, 2008. - 53 с.
21. Подходова Н. С., Фефилова Е. Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Педагогика. Психология. 2013 - С. 139-146.
22. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976. С. 143-150.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. - 454 с.
24. Программа формирования универсальных учебных действий по математике в основной школе // docplayer.ru URL: http://docplayer.ru/28451385-Programma-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-po-matematike-v-osnovnoy-shkole.html(дата обращения: 02.01.2022).
25. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
26. Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения // Молодой ученый. - 2014. - №6. - с. 760-762.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 31 мая 2021 г. № 287 // Министерство
образования и науки Российской Федерации. URL:https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--287.pdf(дата обращения: 25.12.2021).
28. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования: учебник / А. В. Федотова. - М.: Просвещение, 2011. - 163 с.
29. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с.
30. Хаймина Л.Э. Задачи прикладной направленности в обучении математике: учебно-методическая разработка для учителей школ и студентов математического факультета. Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2000. - 47 с.
31. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Повышение эффективности обучения математике в школе. / Сост. Г.Д. Глейзер - М.: Просвещение, 1989. - С. 10-15.
32. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. - М.: Просвещение, 1990 - 96 с.
33. Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики // Математика (приложение к газете "1 сентября"). - 2005. - № 17. - С.22¬30.
34. Элективные курсы по математике: учебно-методические рекомендации. / М. В. Крутихина, З.В. Шилова. - Киров, ВятГГУ. 2006. - С. 40.
35. Якутова М. И. Пути реализации прикладной направленности курса алгебры восьмилетней школы / Дисс. канд. пед. наук. Москва: 1988. - 219 с.
36. Ященко И. В. Типовые экзаменационные варианты по математике. - М., 2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ