ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий, их
структура и виды 6
1.2. Специфика математического содержания и организации обучения
математике при пенитенциарном учреждении 13
1.3. Задача как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики в условиях
пенитенциарной системы 18
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Требования к отбору и составлению сюжетных задач, направленных на
формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике 28
2.2. Совокупность сюжетных задач направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в
условиях пенитенциарной системы 35
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 мая 2012 года устанавливает требования к результатам усвоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Согласно Федеральному государственному стандарту целью основного и среднего общего образования является развитие личности, которая будет уметь
самостоятельно ставить цели, планировать способы их достижения, готовая к самоанализу и саморазвитию. Одним из требований стандарта является формирование различных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. В этот перечень также входят познавательные универсальные учебные действия.
В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования пояснено, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны воссоздавать: сформированность представлений о математике как о методе познания действительности. А также в процессе обучения математической дисциплине обучающийся должен овладеть умениями: развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Метапредметные результаты включают в себя: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории .
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту универсальные учебные действия должны являться целью обучения и формироваться в процессе освоения обучающимися каждой предметной области с учетом её специфики, в том числе и математики. Математика, в силу своего предметного содержания, имеет все без исключения возможности для полноценного формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Изучением проблемы развития универсальных учебных действий занимались такие психологи, педагоги и методисты, как А.Г. Асмолов, Г.В.Бумеранская, И.А. Володарская, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, О.А.Карабанова. В работах указанных авторов обращается внимание на необходимость привлечения различного содержания для достижения новых образовательных результатов.
Объект исследования: процесс обучения математике в условиях пенитенциарной системы.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике.
Цель: разработать совокупность задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики в условиях пенитенциарной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую
литературу и интернет ресурсы с целью определения понятия познавательных универсальных учебных действий.
2. Выделить специфику математического содержания и организации обучения математике в условии пенитенциарной системы.
3. Выделить возможность сюжетной задачи для формирования познавательных универсальных учебных действий.
4. Разработать требования к задачам для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях пенитенциарной системы.
5. Разработать совокупность сюжетных задач направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях пенитенциарной системы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 34 наименований.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) новыми образовательными результатами являются познавательные универсальные учебные действия. В рамках настоящего исследования принимается следующее определение: «познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». Структура познавательных универсальных учебных действий представлена в трех блоках: общеучебные действия, включающие знаковосимволические, логические действия и действия постановки и решения проблем;
2) соотнесение компонентов деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий проведено для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с сюжетной задачей;
3) сюжетные задачи могут быть использованы на разных ступенях обучения для формирования познавательных тех или иных универсальных учебных действий при установлении определенного соответствия между деятельностным содержанием этапов решения сюжетной задачи и деятельностным содержанием компонентов познавательных универсальных учебных действий;
4) примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях пенитенциарной системы при решении сюжетных задач разработаны и проиллюстрированы на примере трёх сюжетных задач. В практической части работы разработана совокупность сюжетных задач, отвечающих выделенным требованиям к отбору и составлению сюжетных задач. Данные задачи направлены на формирование умений, входящих в состав познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях пенитенциарной системы.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение. - 2010. - 159 с.
2. Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации:
http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 12940/076135499b6ba3 ce0c be563a195b3a710e8ea909/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования // Министерство образования и науки РФ - М.,
17.12.2010 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).
4. Баженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. №1. С. 54-60.
5. Лушников, И.Д., Ногтева, Е.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий в технологиях проектной и учебноисследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителя. Вологда: ВИРО, 2013. 176 с.
6. Ведерникова, Л.В., Поворознюк, О.А., Бардина, О.Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. С. 237240.
7. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М., Лаврентьева Т.М. Основные ви-ды и функции универсальных учебных действий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Перспективы науки. - 2012. - № 36. - С. 37-40.
8. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
9. Газейкина, А.И., Казакова, Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - С. 161-168.
10. Положение «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно - исполнительной системы» утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03. 2006 г. № 61/70 .
11. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб.пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. - М. : Школьная пресса, 2002. - 208 с.
12. Зайкин М.И. Почему так важны сюжетные задачи в математическом образовании школьников // Вестник Нижегордского университета им. Н.И. Лобачевского.-2013. -№5(2). -С. 64-68.
13. Фефилова Е.Ф. Психолого-педагогические основы реализации герменевтического подхода в процессе обучения решению сюжетных математических задач // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - С. 144-148...