Введение 3
§1. Сущность понятий «восприятие», «слуховое восприятие» 5
§2. Роль слухового восприятия в развитии детей с нарушением слуха 10
§3. Методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха 15
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 24
Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно-образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающей в процессе работы слуховой функции. Полноценный слух ребёнка позволяет полностью воспринимать как устную речь, так и звуки окружающего мира. Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только устной речи, но и неречевых звучаний. Чем значительнее нарушение слуха, тем сложнее воспринимать окружающие звуки. Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет подсобную роль в комплексном слухо-зрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов. Остаточный слух помогает конкретнее осмыслить значение многих слов, которые связаны со звуковым содержанием (Р.М. Боскис, Г.А. Карпова, Л.П. Носкова и др.).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Именно поэтому, такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха (А.И. Моисеева, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау и др.).
Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только устной речи, но и неречевых звучаний. Чем значительнее нарушение слуха, тем сложнее воспринимать окружающие звуки. Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет подсобную роль в комплексном слухо-зрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов. Остаточный слух помогает конкретнее осмыслить значение многих слов, которые связаны со звуковым содержанием.
Объект исследования: слуховое восприятие детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности развития слухового восприятия детей с нарушением слуха.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности развития слухового восприятия детей с нарушением слуха.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить сущность понятий «восприятие», «слуховое восприятие» в научной литературе;
– выявить роль слухового восприятия в развитии детей с нарушением слуха;
– проанализировать методические аспекты коррекционной работы по развитию у детей с нарушением слуха слухового восприятия.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
В настоящее время уже не возникает сомнений в необходимости организации специальной работы по развитию слухового восприятия разных групп детей с нарушением слуха: неслышащих, слабослышащих, детей с кохлеарными имплантами. Слуховое восприятие детей является главным условием развития речи, мышления, произношения, источником знания, способом реализации взаимодействия с окружающими.
Слуховое восприятие – способность человека различать и выделять определенные звуки, соотносить их со звучащими предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточная сформированность этой функции в более старшем возрасте, может привести к проблемам у ребенка со звукопроизношением, чтением и письмом. В основе слухового восприятия лежат ощущения, т. е. звуки должны быть слышны человеку.
Так как слуховое восприятие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, а полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда, то необходимо проводить сенсорное воспитание.
Формирование умений воспринимать и различать окружающие звуки зависит от ряда обстоятельств: от состояния слуха ребёнка, от жизненного опыта, от уровня речевого развития, от индивидуальных особенностей психофизического и интеллектуального развития, а также от систематического проведения занятий с младшими школьниками; от качества используемой звукоусиливающей аппаратуры, от наличия наглядных средств и дидактических материалов, от профессиональной базы педагога. Дети с нарушениями слуха, не имеющие социального опыта, затрудняются в качественном восприятии звуков окружающей среды, особенно без специальной подготовки, поэтому нуждаются в квалифицированной помощи, в специальном обучении.
1. Бережная, О. А. Развитие слухового восприятия у детей С ОВЗ [Текст] / О. А. Бережная // В сборнике: Современные технологии в мировом научном пространстве. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 92-93.
2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. – М.: Владос, 2018. – 334 с.
3. Долгова, М. Д. Влияние акустических условий на слуховое восприятие человека / М. Д. Долгова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. – 2019. – С. 117-118.
4. Зайцева, Н. П. Работа по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках в школе для детей с нарушением слуха [Текст] / Н. П. Зайцева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 6 (23). – С. 691-694.
5. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Карпова. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 354 с.
6. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида [Текст]: пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2014. – 134 с.
7. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов [Текст] / И. В.Королева. – СПб.: КАРО, 2016. – 304 c.
8. Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие [Текст] / А. Р. Лурия. – М : Изд-во МГУ, 2009. – 224 с.
9. Методическое пособие по ранней помощи для родителей и специалистов. Часть 1. Дети с нарушениями слуха [Текст] / Составитель: С. В. Сахьянова. – Казань, 2020. – 49 с.
10. Молодцова, И. А. Технологии диагностики, коррекции и профилактики нарушений слуха у детей разных возрастных групп [Текст] / И. А. Молодцова, С. Г. Ярикова, Л. П. Сливина. – Волгоград, 2015. –122 с.
11. Моисеева, А. И. Специфика развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом [Текст] / А. И. Моисеева // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. – 2019. – С. 266-268.
12. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Назарова // Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 2001. – 288 с.
13. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 344 с.
14. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя – дефектолога [Текст] / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : ВЛАДОС, 2017. – 226 с.
15. Петрова, О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / О. А. Петрова. – СПб: Речь, 2018. – 50 с.
16. Посысаева, С. А. особенности слухового восприятия старших дошкольников с нарушением слуха [Текст] / С. А. Посысаева // В сборнике: Современные формы и технологии художественного образования: теория и практика. Сборник научных трудов. Ответственный редактор Д. А. Фокин. –2018. – С. 100-105.
17. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей [Текст] / Под ред. и с предисл. Т. А. Власовой и др. – М.: АСТ, 2018. – 168 с.
18. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями слуха [Текст] / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2018. – 169 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 741 с.
20. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха [Текст] / С. Н. Феклистова, Л. В. Михайловская, Т. И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2017. – 216 с.