Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со звуками окружающего мира(Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Барнаула. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, которые посещают МБДОУ «Детский сад №56» и 20 детей с нормальным развитием, посещающих МБДОУ «Детский сад №193». Всем детям на момент исследования было 6 лет.
Есть приложения с результатами констатирующего эксперимента.
Можно просто подставить в работе нужный объект исследования (детский сад) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением слуха 7
1.2 Знакомство со звуками окружающего мира как средство развития слухового восприятия 12
1.3 Методы и приемы развития слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 Экспериментальное исследование и развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ констатирующего этапа экспериментального исследования 30
2.3 Программа развития слухового восприятия 35
2.4 Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со звуками окружающего мира 39
2.5 Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования 41
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А 56
Приложение Б 58


Этапом самого активного развития слухового восприятия считается ранний и дошкольный возраст. С помощью слухового восприятия обогащаются представления детей об окружающей реальности, идет развитие разнообразных элементов слухового восприятия, дети начинают различать временные, тембровые, динамические, ритмические свойства звуков. Познание имеет непосредственную связь с восприятием звуковых сигналов, что подробно описано в работах Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Н.Х. Швачкина. Уровень развития этих элементов слухового восприятия является условием формирования коммуникативных умений и речи в целом, а кроме того, широких возможностей в восприятии окружающей действительности.
В работах многих исследователей, таких как Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко обобщены научные данные об изучении роли слухового восприятия в речевом и когнитивном развитии детей с нарушениями слуха. В ходе развития слухового восприятия формируется понимание речи людей, а также и собственная речь дошкольников.
Слуховой восприятие играет огромное значение в развитии речи, неречевые и речевые звуки принимают участие во всех видах деятельности. Недостаточное его развитие становится причиной задержки развития речи, ведет к появлению нарушений звукопроизношения, негативно влияет на развитие мышления и общее развитие дошкольников со слуховыми дефектами. Недостаточный уровень речевого развития препятствует восприятию речи на слух, затрудняет ее осмысление и понимание, что становится преградой в дальнейшем обучении. С осмыслением речи и ее вербальным оформлением находится в тесной связи овладение содержанием воспринимаемого материала.
Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слухового анализатора является главной задачей педагогов. Особое внимание следует уделять знакомству детей со звуками, которые окружают их в группе, на улице, дома. Знакомство со звуками окружающего мира обогащает знания слабослышащих детей, поскольку содействует расширению представлений о тех звучаниях, встречающихся в быту, помогают ориентироваться в шумных помещениях, в темноте, на улице; готовят слуховой анализатор к восприятию потоков речи.
Цель работы – изучить процесс развития слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в ходе знакомства со звуками окружающего мира.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением слуха;
- проанализировать знакомство со звуками окружающего мира в качестве средства развития слухового восприятия;
- описать методы и приемы развития слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
- организовать и осуществить эксперимент по выявлению уровня развития слухового восприятия у слабослышащих детей и детей с нормальным развитием;
- разработать и реализовать программу развития слухового восприятия у слабослышащих детей в ходе знакомства со звуками окружающего мира;
- проанализировать и сравнить полученные результаты исследования, выявить динамику в развитии слухового восприятия у дошкольников, сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – особенности слухового восприятия слабослышащих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления со звуками окружающего мира.
Гипотеза исследования – проведение специальных занятий по развитию слухового восприятия, в основе которых лежит процесс знакомства со звуками окружающего мира, может содействовать повышению результативности коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками.
Методологическую базу исследования составили положения отечественной психологии о системной организации психических процессов (П.К. Анохин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о роли слухового восприятия в познавательном развитии, формировании коммуникативных процессов и речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.С. Цветкова); об особой сензитивности дошкольного возраста для развития восприятия (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, Д.Б. Эльконин); теория связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
2. Эмпирические - тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Этапы исследования:
1. Констатирующий - исходная диагностика детей, подбор упражнений и составление коррекционной программы работы с детьми.
2. Формирующий – проведение работы по развитию слухового восприятия в процессе знакомства со звуками окружающего мира.
3. Контрольный - итоговая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов коррекционной работы, сравнительный анализ результатов.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды Т.Г. Богдановой, которая рассмотрела развитие слухового восприятия при нарушении слуха, А.В. Деминой, описавшей методы совершенствования слухового восприятия слабослышащих детей, А.Е. Федотовой, которая проанализировала возможности слухового восприятия неречевых звучаний детей с нарушениями слуха и др.
База исследования: исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений – «Детский сад №56» и «Детский сад №193» города Барнаула.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный практический материал может быть использован педагогами и дефектологами для развития слухового восприятия у слабослышащих дошкольников, что позволит более эффективно проводить коррекционную работу по преодолению данного нарушения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Восприятие является одним из важнейших психических процессов. Оно тесно связано с преобразованием поступающей из внешней среды информации, при этом происходит формирование образов, с которыми будут оперировать в дальнейшем развитии мышление, память, эмоции, внимание. В свою очередь, слуховое восприятие является одним из главнейших способов взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью и другими людьми, что чрезвычайно важно для дальнейшей полноценной жизни человека в обществе. Особенно важным периодом для развития слухового восприятия является дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. В этот период развиваются и совершенствуются все стороны психики ребенка, но наиболее интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
Правильное формирование слухового восприятия находится в зависимости от характера общения взрослых и ребенка, сохранности механизмов развития психических процессов и уровня развития разнообразных видов деятельности. Нарушение слуха представляет собой не только количественное снижение возможности слухового восприятия, но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, которые оказывают негативное влияние на все психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слухового восприятия в развитии человека.
Развитие слухового восприятия в ходе ознакомления со звуками окружающего мира считается достаточно результативным, так как восприятие и различение таких звуков всегда вызывает у дошкольников огромную радость и облегчает их ориентировку в повседневной жизни. Залогом успеха в работе по развитию навыков слухового восприятия у слабослышащих детей является систематичность занятий. Только такая работа в процессе проведения индивидуальных и воспитательских занятий, совместная деятельность педагогов, воспитателей, родителей дает возможность дошкольникам прочно усвоить навыки восприятия звуков окружающего мира и позволяет более успешно интегрировать в общество.
Развитие слухового восприятия дошкольники считают интересной игрой в том случае, если методические приемы при обучении различению или опознаванию предлагаемого материала будут разнообразными, что в дошкольном возрасте является особенно важным. Деятельность по формированию слухового восприятия у слабослышащих дошкольников должна реализовываться по следующим направлениям: формирование условно-двигательной реакции на звук; ознакомление со звуками окружающего мира; обучение восприятию на слух неречевых и речевых звуков; обучение восприятию на слух речи.
Для изучения особенностей развития слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста и его формирования было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления был подобран комплекс методик, позволяющих оценить слуховое восприятие детей с разных сторон.
Результаты констатирующего этапа эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что у слабослышащих детей слуховое восприятие развито на более низком уровне, чем у детей, имеющих нормальный слух. Это проявлялось в том, что дети с нарушением слуха допускали большое число ошибок или не были способны справиться с заданиями на определение принадлежности звуков, определение неречевого звука, воспроизведение услышанного ритма, определение направления звука и длительности звучания, они очень часто использовали помощь взрослого.
Это дало основания заключить, что всем слабослышащим детям данной группы необходима коррекционная работа по формированию слухового восприятия. С этой целью была разработана и реализована программа, в соответствии с которой коррекционное воздействие идет в процессе знакомства дошкольников со звуками окружающего мира. Эти мероприятия и составили содержание формирующего этапа экспериментального исследования.
После проведенных формирующих мероприятий дети были вновь обследованы на предмет выявления динамики развития слухового восприятия. Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что состояние слухового восприятия слабослышащих детей после проведенных коррекционных мероприятий значительно улучшилось, по сравнению с показателями констатирующего этапа, и стало ближе к уровню развития нормально слышащих детей. Это говорит о том, что целенаправленное изучение звуков окружающего мира в процессе коррекционной деятельности оказывает положительное влияние на развитие слухового восприятия детей в целом.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что при организации полноценной длительной коррекционной работы, которая сможет охватить все сферы слухового восприятия детей данной категории, у слабослышащих дошкольников есть возможность еще больше приблизиться по сформированности слухового восприятия к нормально слышащим детям.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что проведение специальных занятий по развитию слухового восприятия, в основе которых лежит процесс знакомства со звуками окружающего мира, может содействовать повышению результативности коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками.
Проблема формирования и развития слухового восприятия не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время. Данный практический материал может быть использован педагогами и дефектологами для развития слухового восприятия у слабослышащих детей, что позволит более эффективно проводить коррекционную работу по преодолению данного нарушения.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебник / Г.С. Абрамова. - М.: Прометей, 2017. - 708 с.
2. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика [Текст]: Учебник для студ. высш. учебн. заведений / Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 457 с.
3. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика [Текст] / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова. - М.: Владос, 2014. - 655 с.
4. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 37 с.
5. Белая, Н.А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы развития слухового восприятия слабослышащих детей [Текст] / Н.А. Белая // Специальное образование. - 2015. – №4. - С. 6-13.
6. Богданова, Т.Г. Динамика сенсорного развития детей с нарушениями слуха [Текст] / Т.Г. Богданова, Ю.Е. Щурова // Вопросы психологии. - 2013. – №2. - С. 46-55.
7. Богданова, Т.Г. Типология сенсорного развития лиц с нарушениями слуха [Текст] / Т.Г. Богданова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. – № 1. - С. 5-13.
8. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 528 с.
9. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика [Текст] / Н.П. Вайзман. - М.: Статор, 2014. – 132 с.
10. Величковский, Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский. - М.: Сфера, 2012. – 112 с.
11. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величковский. - М.: Сфера, 2012. - 147 с.
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
13. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров) [Текст]: Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
14. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей [Текст] / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М.: Владос, 2014. – 117 с.
15. Восприятие и деятельность [Текст] / Под ред. А.Н.Леонтьева. - М.: МГУ, 2013. – 227 с.
16. Выготский, Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с.
17. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
18. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
19. Голованова, Н.Ф. Педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
20. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение детей с нарушениями слуха [Текст] / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2013. - 319 с.
21. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
22. Демина, А.В. Методические рекомендации по совершенствованию слухового восприятия слабослышащих детей / А.В. Демина// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. – № 5. - С. 52-54.
23. Зайцева, Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) [Текст] / Г.Л. Зайцева // Дефектология. - 2014. – №5. - С. 52-70.
24. Казанцева, Е.А. Реализация индивидуального подхода к воспитанникам на фронтальных занятиях в слуховом кабинете дошкольного учреждения [Текст] / Е.А. Казанцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. – № 3. - С. 62-66
25. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 346 с.
26. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции [Текст] / И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2013. - 288 с.
27. Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей [Текст] / Т.К. Королевская. - М.: ЭНАС, 2014. - 115 с.
28. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Юрайт, 2014. – 164 с.
29. Кузьмичева, Е.П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи [Текст] / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2014. - 331 с.
30. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов - М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
31. Леонгард, Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве [Текст] / Э.И. Леонгард // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. – №5. - С. 28-38.
32. Логвиненко, А.Д. Психология восприятия [Текст] / А.Д. Логвиненко. - М.: Наука, 2013. – 117 с.
33. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика [Текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. - М: Юрайт, 2017. - 447 с.
34. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст]: учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 434 с.
35. Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] / Т.И. Обухова. - СПб: КАРО, 2013. - 184 с.
36. Обухова, Т.И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха [Текст] / Т.И. Обухова. - СПб: КАРО, 2014. - 112 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
38. Скоpоходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий миp [Текст] / О.И. Скороходова. - М.: Просвещение, 2013. – 115 с.
39. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
40. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
41. Специальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
42. Федотова, А.Е. Возможности слухового восприятия неречевых звучаний детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха [Текст] / А.Е. Федотова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. – №1. - С. 203-207.
43. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха [Текст] / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. - Минск: БГПУ, 2013. - 216 с.
44. Чудинова, Е.В. Окружающий мир [Текст] / Е.В. Чудинова. - М.: Сфера, 2013. - 857 c.
45. Шматко, Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. – № 6. - С. 16-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ