Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №42986

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы33
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула в 2019 году.
В эксперименте приняли участие две группы детей общей численностью 20 человек в возрасте 5 - 6 лет.
Много приложений ( в том числе результаты исследований).
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 5
1.1. Теоретические аспекты изучения и развития слухового восприятия 5
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с ОНР 10
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
2.1. Организация исследования слухового восприятия детей с ОНР 17
2.2. Качественный и количественный анализ результатов исследования 20
Выводы по 2 главе 29
Заключение 29
Список использованной литературы 32


В настоящее время развитие слухового восприятия играет важную роль в развитии личности ребенка. Посредством овладения различных слуховых норм, происходит развитие речи. При этом наиболее актуальным является ранний и дошкольный возраст, поскольку в этот период происходит интенсивное развитие всех психических процессов и анализаторных систем, к которым относится и слуховая система. Это позволяет ребенку различать и улавливать различные колебания воздуха, определять расположение источника звука в пространстве, воспринимать и различать речь окружающих.
При этом особую актуальность представляет слуховое восприятие детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено увеличением количества данной категории населения с выраженным проявлением несформированности звуковой стороны речи, где большое значение принадлежит слуху ребенка. В дальнейшем такие нарушения ведут к вторичным дефектам, к которым относится дислексия и дисграфия.
Степень изученности темы в научной литературе:
Изучением слухового восприятия занимались такие авторы как Е.М. Мастюкова Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и т.д. На важность и необходимость своевременного формирования слухового восприятия указывали многие исследователи: Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению слухового восприятия, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: слуховое восприятие.
Предмет исследования: особенности слухового восприятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель работы: изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты изучения и развития слухового восприятия;
 проанализировать особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
 провести исследование слухового восприятия у детей с ОНР;
 проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Гипотеза: Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи заключаются в затруднении восприятия слов с нарушаемыми и смешиваемыми в речи звуками.
Структура работы: курсовая работа объемом 34 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из условий существования человека является получение и обработка информации об изменениях внешней и внутренней среды организма. Для выполнения этой функции в ходе эволюции сформировались специальные системы, которые представляют собой органы чувств, сенсорные системы и анализаторы. У детей в дошкольном возрасте происходит развитие слухового восприятия, обеспечивается формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, осуществляется осмысление свойств и характеристик предмета. При этом слуховое восприятие представляет собой способность человека к выявлению образных и смысловых взаимосвязей между единицами звуковой информации.
У детей с общим недоразвитием речи слуховое восприятие характеризуется пониженной способностью к восприятию речевых звуков, нарушением формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Прямой результат нарушения слухового восприятия заключается в недостаточном различении акустических признаков, которые характерны для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова. Посредством недостаточного дифференцирования звуков, происходит отставание речевого развития ребенка, что в свою очередь является главной особенностью слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи.
При проведении обследования по методикам, разработанными Г.Г. Голубевой, Л.С. Волковой была выявлена разница уровней слухового восприятия детей. У детей без речевого нарушения уровень слухового восприятия выше, чем у детей с речевыми нарушениями. На основании качественного анализа результатов проведенного исследования можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста слуховое восприятие имеет свои специфические особенности: дети способны различать и дифференцировать звуки в словах, они способны правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательность из нескольких слогов и слов, дети умеют соотносить слово и зрительный образ, различать на слух слова близкие по звучанию.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи также обладают данными способностями. Однако, уровень развития их слухового восприятия несколько ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Наибольшие трудности возникали при необходимости различать фонемы в словах, сравнивать слова близкие по звучанию. Это объясняется недоразвитием у данной категории детей, прежде всего фонематического слуха, а не биологического. Было установлено, что затруднения у детей с общим недоразвитием речи чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что и заставляло повторять инструкцию к заданию несколько раз.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.



1. Баулина, М.Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. - Москва : Владос, 2018. - 393 с.
2. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 238 с.
3. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 256 с.
4. Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.
5. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) : учебное пособие / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - Москва : Владос, 2017. - 37 с.
6. Калягин, В.А. Психология лиц с нарушениями речи : учебное пособие / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 544 с.
7. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 264 с.
8. Китик, Е.Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е.Е. Китик. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 196 с.
9. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / И.Ю. Кондратенко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 239 с.
10. Кочергин, А.В. Развитие слуха и речи у детей и взрослых с применением технических систем «Бекар» : научно-методическое пособие / А.В. Кочергин, К.А. Кочергина, О.Н. Романенко ; Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, Институт экономики, управления и права (г. Казань), Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». - Казань : Познание, 2014. - 148 с.
11. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - Москва : Проспект, 2016. - 320 с.
12. Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие / А.И. Кравченко. - Москва : Проспект, 2011. - 430 с.
13. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах : учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - Москва : Парадигма, 2009. - 216 с.
14. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учебное пособие / Л.В. Лопатина, О.В. Иванова ; науч. ред. В.И. Липаков. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 175 с.
15. Ляксо, Е.Е. Психофизиология слухового восприятия : учебное пособие / Е.Е. Ляксо, Е.А. Огородникова, Н.П. Алексеев. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2013. - 112 с.
16. Макарова, К.В. Психология человека : учебное пособие / К.В. Макарова, О.А. Таллина. - Москва : Прометей, 2011. - 160 с.
17. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - Москва : Владос, 2018. - 377 с.
18. Основы сурдопедагогики : учебное пособие / авт.-сост. Е.И. Филипович ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 239 с.
19. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 169 с.
20. Понятийно-терминологический словарь логопеда / сост. В.И. Селиверстов, Ю. Гаубих, Л. Пехтерева ; под ред. В. Селиверстова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 288 с.
21. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова ; худож. Ю.В. Клименко, Л.А. Иванов, О.В. Воронова, О.В. Маркина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 232 с.
22. Смольникова, Л.В. Психология : учебное пособие / Л.В. Смольникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР). - Томск : ТУСУР, 2016. - 337 с.
23. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная : учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 7-е изд. - Москва : Спорт, 2017. - 621 с.
24. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с.
25. Сухих, А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях : учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с.
26. Титов, В.А. Психофизиология : учебное пособие / В.А. Титов. - Москва : А-Приор, 2007. - 176 с.
27. Титов, В.А. Специальная педагогика : конспект лекций / В.А. Титов. - Москва : Приор-издат, 2004. - 224 с.
28. Чуприкова, Н.И. Психика и психические процессы: сис­тема понятий общей психологии / Н.И. Чуприкова ; Институт психологии РАО. - Москва : Языки славянской культуры : Знак, 2015. - 609 с.
29. Штерн, А.С. Введение в психологию : курс лекций / А.С. Штерн ; ред. Л.В. Сахарный, Т.И. Ерофеева, Е.В. Глазанова. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2018. - 313 с.
30. Явна, Д.В. Сенсорные и перцептивные процессы : учебное пособие / Д.В. Явна, И.В. Куприянов, М.В. Буняева ; под науч. ред. В.В. Бабенко ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 140 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ