Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Россия как федеративное государство

Работа №93968

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы39
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие федерализма 5
1.1. Понятие форм государственного устройства 5
1.2. Система федеративного устройства зарубежных стран 9
Глава 2. Теоретические основы российского федерализма 16
2.1. Исторические этапы развития федерализма в России 16
2.2. Содержание российского федерализма 19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российского федерализма 26
3.1. Проблемы российского федерализма 26
3.2. Перспективы развития российского федерализма 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35


Актуальность темы исследования заключается в том, что понимание политико-государственных оснований российской формы территориального устройства, сложившейся в ходе сложных процессов, имевших место истории, обуславливает эффективность дальнейшего развития России как федеративного государства. Также, следует признать, что Российская Федерация в ее современном виде, с ее достаточно новыми нормативно-правовыми актами, смешанностью культур, огромным количеством проживающих на ее территории народов и народностей, развивающимися внешнеполитическими и внешнеэкономическими связями, прежде всего, должна обладать характеристикой устойчивой системы государственного устройства, которая является базисом для развития всех иных сфер деятельности современного российского общества.
Степень разработанности темы исследования следует признать достаточно высокой. После принятия Конституции 1993 года среди ученых-государствоведов, политологов, правоведов и иных специалистов не утихают споры не только о целесообразности федеративного устройства, но и о специфике российского федерализма как государственно-правового явления со всеми вытекающими из этого проблемами, сложностями, вариациями восприятия данного государственно-правового феномена.
К числу авторов, осуществлявших и осуществляющих исследования по теме настоящей работы, следует отнести С.А. Авакьян, С.Н. Бабурина,
М. В. Глигич-Золотареву, М.В. Демидова, Т.А. Коломейцеву, А.З. Куканова, А.Н. Мочалова, М. С. Саликова, В. А. Тишкова и других.
Цель курсового проекта является исследование теоретических аспектов, связанных как непосредственно с вопросами федерализма в его наиболее общем виде, так и с частным случаем проявления федерализма в системе государственного устройства Российской Федерации.
Задачи курсового проекта обусловлены его целью и выражаются в рассмотрении следующих аспектов:
 рассмотрение общих вопросов федеративной системы государственного устройства, включающее в себя изучение понятийного аппарата в общем виде и изучение основных федеративных систем зарубежных государств;
 изучение теоретических аспектов российского федерализма, включающее в себя общие вопросы его становления и исторического развития, а также элементы содержания федерализма в России;
 изучение проблем и перспективных направлений развития российского федерализма.
Объектом исследования являются государственно-правовые отношения, затрагивающие вопросы федерализации российского государства.
Предметом исследования являются теоретические, рассматривающие воззрения различных исследователей на проблему федерализма и ее проявления, а также нормы права, регламентирующие и описывающие элементы системы федерального государственного устройства.
Методологической основой настоящего исследования являются: сравнительно-исторический метод, метод общего правового анализа, сравнительно-правовой метод, методы системного и кластерного анализа, метод типологизации.
Курсовой проект состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог настоящего исследования, необходимо отметить, что система российского федерализма в настоящее время в достаточной мере соответствует сложившимся в обществе отношениям (социальным, экономическим, правовым, политическим и др.), несмотря на наличие некоторых проблемных моментов. Следует также отметить, что стабилизация действующей системы является последствием усиления вертикали власти и активного закрепления роли силовых ведомств, которое следует рассматривать в позитивном ключе.
По результатам изучения сложившейся системы государственного устройства следует сделать предположение о возможности ее дальнейшего совершенствования, что приведет к дальнейшему совершенствованию системы государственного управления на всех уровнях публичной власти, а также будет способствовать более качественному распределению функциональных обязанностей между органами центрального государственного аппарата и органами власти субъектов федерации. Таким образом, будет формироваться система эффективного делегирования соответствующих полномочий по уровням власти в рамках соответствующей тому или иному из них компетенции. Подобный вариант развития поможет существенно стабилизировать все происходящие на территории России общественные процессы.
Также хотелось бы отметить, что федеративная система государственного устройства позволяет не только распределять полномочия между властными органами, но и формирует определенную эффективную. Систему взаимоотношений между субъектами как самостоятельными единицами реализации властных полномочий, способствуя децентрализации экономики, демонополизации рынка и сохранению культурного многообразия народов России.
Кроме того, исследовав легальное закрепление эволюции отечественного федерализма, проанализировав положения Конституции РФ, определяющие его основы, можно убедиться, что все принципы федерации в России тесно взаимосвязаны. Так, например, равноправие субъектов Федерации невозможно без обеспечения и сохранения равноправия и самоопределения народов России, а единство и целостность системы государственной власти немыслимы без верховенства федерального права и суверенности Российской Федерации.
Федерализм как принцип организации государства придает России устойчивость и необходимую гибкость на современном этапе исторического развития и является отражением главного направления развития современной цивилизации, которая движется в сторону развития средств и методов обеспечения демократических свобод и прав личности при сохранении культурного и экологического своеобразия различных регионов мира.
По мнению автора, для наиболее эффективного развития и применения российского федерализма, в настоящее время необходимо осуществить мероприятия по устранению тех проблем, которые были обозначены в Главе 3 настоящего исследования. При этом данные мероприятия должны проводиться с учетом опыта исторического развития российской государственности, а также с учетом сложившейся внешне- и внутриполитической ситуации, без ущерба для целостности государства и без притеснения прав и свобод населения Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 21.12.2021 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12).01.1918 г.//СУ. 1918. № 15, ст. 215.
4. Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 - 16 марта 1918 г. М.: Политиздат, 1957. С. 20
5. Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 27.05.1920 г.//СУ. 1920. № 51, ст. 222.
6. Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии от 20.03.1919 г.//СУ. 1919. № 46, ст. 451
7. Федеративный Договор (от 31.03.1992) https://constitution.garant.ru/act/federative/170280/
8. Авакьян С.А. Некоторые мысли о состоянии и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2016. № 1. С. 3–17.
9. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1999. 483 с.
10. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. 156 с.
11. Болтенкова Л. Ф. От НКВД до федерализма: сб. избр. тр. М.: Издат. дом В. Ема, 2008. 336 с.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права: часть 1: теория государства. 520 с.
13. Вольманн Г. Чем объясняется стабильность политического и экономического развития ФРГ//Государство и право. 1992. № 11.
14. Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.
15. Демидов М.В. Место и роль федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28–33.
16. Коломейцева Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации и Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 43.
17. Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства (по материалам elibrary.ru).
18. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. 637 с.
19. Морозова Е.А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М. 2009.
20. Мочалов А.Н. Многонациональные федерации и их конституционно-правовые признаки//Российское право. Образование, практика, наука. №4. 2018 г. С.56-67.
21. Празаускас A. А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации//Полис. Политические исследования. 1997. № 2. С. 95–105.
22. Саликов М. С. Национальный федерализм России // Профессионалы за сотрудничество. 1998. № 2. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book/round1.htm (дата обращения: 10.06.2018).
23. Сарбаев Г.М., Зубкова Д.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма//Юридические науки, №5. 2021 г. С.7 – 11.
24. Сотиволдиев Р.Ш.. Теория государства и права. Душанбе 2014. 720 с.
25. Съезды Советов (в документах). 1917-1922 гг. М.: Политиздат, 1959. Т.1. С. 73
26. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. 304 с.
27. Старостина И. А. Политико-правовые проблемы этнического федерализма на пути формирования стратегии национального развития России: конституционно-правовые аспекты//Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 47–49.
28. Тишков В. А. Pro et contra этнического федерализма в России // Федерализм в России / под ред. Р. Хакимова. Казань: Казан. ин-т федерализма, 2001. С. 24–39.
29. Фарукшин М. Х. Институциональные основы этнических федераций//Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 103–107. DOI: 10.17976/jpps/2017.02.07.
30. Федерализм в России и Канаде: курс лекций / С. В. Кабышев, И. В. Лексин, В. А. Сивицкий и др. М.: Формула права, 2009. 308 c.
31. Федеративное устройство РФ. https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/federativnoe-ustroystvo-rf
32. Филиппов В. Р. Критика этнического федерализма. М.: ЦЦРИ, 2003. 379 с
33. Филиппова Н.А. Обеспечение интересов России и субъектов РФ в процессе реализации федеральных поручений//Российский юридический журнал. 2010. № 3. C. 52-61.
34. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование. М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 2010. 288 с.
35. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. 450 с.
36. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ//Государство и право. 1994. № 8–9. С. 150–158.
37. Шичанин М.А. Современные тенденции развития финансово-правовых основ федерации и федерализма в России // Труды Института государства и права Российской академии наук, Т.16 №5. 2021. – С. 188 – 210
38. Шураков А.Г. Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестиции. Сайт «Эксперт РА» URL: https://raexpert.ru/researches/regions/budget_regions_2018

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ