Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы

Работа №93950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Анализ лингвистических и психологических аспектов понятия
«коммуникативные навыки» 8
1.2. Характеристика обучающихся с умственной отсталостью с
точки зрения сформированности у них коммуникативных навыков на уровне начальных классов школы по данным литературы 12
1.3. Анализ нормативной и методической документации в
отношении требований к содержанию процесса формирования коммуникативных навыков и состоянию их сформированности у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы .... 16
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ 22
2.1. Описание условий базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых 2 2
2.2. Обоснование подбора и анализа методов и методик определения
сформированности коммуникативных навыков у испытуемых 26
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 31
ГАЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»
3.1. Определение понятия «игровой метод» и обзор направлений его
практического применения для развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы .... 37
3.2. Процесс составления и описание содержания коррекционно-
развивающего курса «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы» 40
3.3. Описание процесса апробации коррекционно-развивающего курса
и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72


Общение является главным социальным фактором, влияющим на жизнь обучающегося в обществе. Благодаря общению обучающийся способен познать себя как личность, а также окружающий его мир и людей, что позволяет обучающемуся комфортно жить в обществе. Потребность в общении идет следом за физиологическими потребностями (сон, еда, вода), но она является более значимой для человеческой личности.
Формирование у обучающегося коммуникативных навыков - это важный воспитательный и образовательный процесс в начальных классах. В общении обучающийся развивает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление обучающегося как личности [4, с. 4].
Для обучающихся с умственной отсталостью общение не дается так легко, как обучающимся с нормальным развитием. Развитие коммуникативных навыков является важной задачей в работе с обучающимися с умственной отсталостью, так как именно эти навыки позволяют адаптироваться к жизни в обществе.
В повседневной жизни общение занимает главное место у обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с нормальным развитием, поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью остается актуальной и в настоящее время.
Э. В. Якубовская в своих работах говорит о том, что обучающиеся с умственной отсталостью не коммуникабельны и не способны адекватно реагировать во время общения с другими людьми. Причиной этой реакции часто становится неспособность глубоко осознавать характер своих отношений с окружающими и интересы партнера по коммуникативному взаимодействию. Все это замедляет развитие личностных и деловых отношений у обучающихся с умственной отсталостью [42, с. 20].
Опираясь на коммуникативные навыки, обучающийся получает возможность самопрезентации, к тому же информативно-коммуникационная функция является основой организации образовательного процесса. В процессе обучения информация не просто передается или принимается, а формируется, что становится важным фактором в становлении творческого продуктивного общения, способности выразить свое «за» или «против» и прийти к определенным согласованным или новым результатам. В области изучения коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью можно подчеркнуть работы П. О. Омаровой, Е. И. Разуван [28, с. 160; 34, с. 6].
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют равные права на самореализацию, социализацию и обучение наравне с обучающимися с нормальным развитием.
В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные потребности и особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы. Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически меняет образование обучающихся, ориентируясь на их развитие, учет особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [40, с. 5].
Объект исследования - коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью посредством игрового метода.
Цель исследования - провести теоретическое и экспериментальное обоснование составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
Задачи исследования.
1. На основе анализа источников и литературы определить состояние разработанности проблемы и темы исследования на теоретико-практическом уровне.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап экспериментальной работы на базе исследования и проанализировать его результаты.
3. Составить программу коррекционно-развивающего курса «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
4. Апробировать в экспериментальных условиях коррекционно-развивающий курс по теме «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы» и проанализировать результаты его апробации.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- анализ нормативной документации;
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент;
- анализ полученных результатов.
Методики исследования.
1. «Изучение уровня речевой коммуникации».
2. «Необитаемый остров» автора О.В. Дыбиной.
3. «Отражение чувств» автора О.В. Дыбиной.
4. «Изучение жестов».
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г. Пензы.
Структура работы: введение; три главы: одна теоретическая и две практические; заключение; список источников и литературы (42 источника); приложение, в состав которого вошли следующие материалы: протокол наблюдения №1 по методике «Изучение уровня речевой коммуникации»; протокол наблюдения №2 по методике «Необитаемый остров»; протокол обследования №3 по методике «Отражение чувств»; протокол обследования №4 по методике «Изучение жестов»; конспект урока по речевой практике: «Общение: узнай меня»; игры для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы. Объём работы - 83 страниц машинописного текста. В работе выполнено 5 таблиц и 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав литературу, мы выяснили, что развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью зависят, в первую очередь, от структуры и глубины дефекта. У обучающихся с умственной отсталостью необходимо формировать познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, поведение и мышление.
Мы выяснили, что федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класса по предметной области «Язык и речевая практика» предусматривает развитие коммуникативных навыков или коммуникативных базовых учебных действий. В примерной программе АООП указано, что коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Мы применили игровой метод, который подходит для развития коммуникативных навыков. Использование в учебном процессе игрового метода значительно развивает коммуникативную функцию речи у обучающихся. Ведь именно игра совершенствует у обучающихся коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально-волевую сферу.
Результаты эксперимента, полученные в ходе изучения обучающихся 2Г класса показали низкие результаты. Обучающиеся не взаимодействуют и не понимают друг друга, часто присутствует агрессия; есть обучающиеся, которые не идут на контакт с окружающими людьми. Обучающиеся не пользуется формами речевого этикета.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента в 4Г классе был составлен и апробирован коррекционно-развивающий курс «Игровой метод как средство формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
Показателем усвоения обучающимися коррекционно-развивающего курса являлось овладение способами использования вербальных и невербальных средств для осуществления общения с окружающими людьми в разных ситуациях.
После завершения коррекционно-развивающего курса контрольный этап эксперимента показал, что у обучающихся повысился уровень коммуникативных навыков. Обучающиеся взаимодействовали с друг другом без конфликтов, часто пользовались формами речевого этикета, присушивались друг другу. У одного обучающегося остался низкий результат в связи с его особенностями развития (расстройство аутистического спектра). К этому обучающемся нужен был более индивидуальный подход работы.
Основная цель выпускной квалификационной работы была в проведении теоретического и экспериментального обоснования составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы», с которой мы справились, получив в основном положительные результаты работы.
Данная выпускная квалификационная работы подойдет учителям начальных классов общего образования, учителям-дефектологам начального класса, для воспитателей дошкольного образования и школ-интернатов.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
2. Андреева, Л. Н. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Изд-во «Просвещение», 1993. - 146 с.
3. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Рус. словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
4. Венецкая, А. Б. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе /
А. Б. Венецкая. - Магнитогорск : [б. и.], 2003. - 159 с.
5. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А.В. Губанов ; науч. редактор Б. С. Волков. - М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.
6. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М. : Книголюб, 2014. - 104 с.
7. Гуровец, Г. В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, Л. П. Пересторонина // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений ; под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селиверстова. - М., 2011. - 544 с.
8. Данилкина, Г. И. Особенности обучения русскому языку во
вспомогательной школе: (на материале 1 кл.) : учеб.пособие /
Г. И. Данилкина ; Ленинград. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л. : [б. и.], 1979. - 68 с.
9. Дридзе, Т. М. Организация и методы
лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации : методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в
лингвосоциопсихологию» / Т. М. Дридзе. - М., 1979. - 231 с.
10. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: для работы с детьми 5 - 7 лет : пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О. В. Дыбина [и др.]. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 58 с.
11. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /
И. А. Емельянова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
12. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной
регуляции в младшем школьном возрасте / И. В. Забегайлова // Вестник Московского государственного университета. Серия 14:
Психология. - 2000. - № 4. - С. 20-33.
13. Забрамная, С. Д. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная, Л. И. Романова // Дефектология. - 1978. - № 5. - С. 56-62.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 112 с.
15. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 192 с.
16. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь /
В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : АСТ, 2009. - 811 с.
17. Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых
старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. - 2003. -
№ 5. - С. 58-64.
18. Коробкова, О. Ф. Содержание понятия «коммуникативная
компетенция» в контексте коммуникативной направленности обучения русскому языку в школе / О. Ф. Коробкова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред.
Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012.
- Вып. 7. - С. 171-183.
19. Коробкова, О. Ф. Урок речевой практики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2019. - № 2 (54). - С. 52-64.
20. Лабутова, И. В. Психологические основы построения диалогических отношений при обучении в вузе / И. В. Лабутова // Язык в системе мультикультурного общества: сборник статей по материалам научно-методической конференции. - Н. Новгород, 2003. - С. 222-227.
21. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 224 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина ; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
23. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии :практ. пособие / А. Р. Маллер. - М. : АРКТИ, 2000.
- 176 с.
24. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. - 560 с.
25. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
26. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М. : Мир и Образование, 2007. - 1328 с.
27. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Азбуковник, 2003. - 939 с.
28. Омарова, П. О. Методика формирования навыков общения у
умственно отсталых первоклассников / П. О. Омарова // Известия Российского государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена. - 2009. - № 109. - С. 157-164.
29. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2004. - 164 с.
30. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. - М. : Педагогика, 1977. - 200 с.
31. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. - 448 с.
32. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : одобрена решением федер. учеб.-метод. объединения по общ. образованию : протокол от 22 дек. 2015 г. № 4/15. - URL:http://skochi.ucoz.com/FGOS/-8 primernaja aoop.pdf(дата обращения: 17.12.2017).
33. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / под ред.
B. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
34. Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. И. Разуван ; Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - М., 1989. - 18 с.
35. Речевая практика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
C. В. Комарова. - М. : Просвещение, 2020. - 63 с.
36. Речь. Речь. Речь : книга для учителя / Т. А. Ладыженской [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Педагогика, 1990. - 336 с.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
38. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей : пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 235 с.
39. Тарасенко, Н. В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. В. Тарасенко ; Акад. пед. наук СССР, Науч.- исслед. ин-т дефектологии. - М., 1973. - 22 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19 дек. 2014 г. № 1599. - URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-
19122014-П-1599/(дата обращения: 11.12.2017).
41. Феофанов, М. П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы / М. П. Феофанов. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 132 с.
42. Якубовская, Э. В. Особенности речевого развития учащихся 1 класса / Э. В. Якубовская // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка: межвуз. сб. науч. тр. ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; под ред. М. Н. Перовой. - М., 1987. - С. 15-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ