Введение 3
Глава. I. Теоретико-методологические основы исследования социальной поддержки семей с детьми 11
1.1. Социальная поддержка семей с детьми: теоретико-методологический
анализ 11
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки семей с детьми
21
Глава II. Организация социальной поддержки семей с детьми в г.
Барнауле: основные характеристики 36
2.1. Меры социальной поддержки семей с детьми в Алтайском крае и г.
Барнауле 36
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования «Основные характеристики организации социальной поддержки семей с детьми в г.
Барнауле» 53
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Изменения российского общества, начавшиеся в последнее десятилетие XX века, оказали большое влияние на один из основных социальных институтов - семью. Изменения произошли в большинстве сфер семейной жизни. Современные семьи существуют в условиях формирования нового типа социально-экономических отношений. Все это обусловливает новое формирование в массовом сознании людей, меняются их убеждения, идеалы, стереотипы поведения, в итоге меняется и социальный облик российской семьи.
Ученые и специалисты по-разному оценивают изменения института семьи в российском обществе. Анализируя происходящие; изменения, ряд исследователей приходит к выводу: семья переживает острый и глубокий кризис. Однако он может быть преодолен при принятии властью решительных и энергичных мер. Необходима в первую очередь политическая воля и четкая программа действий.
Не случайно в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации был поднят острый вопрос, сколько нас будет. В связи с этим была поставлена задача сосредоточиться на решении одной из главных для России проблем - демографической. «Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать с точки зрения высшего национального приоритета, сбережения и приумножения народа России». Решить эту проблему возможно прежде всего путем разработки стимулирующих мер социальной поддержки семьи с детьми [43].
Научная разработка новых форм социальной поддержки семей с детьми необходима не только потому, что изменились условия жизни в стране, но и в связи с появлением глобальных факторов:
кризисом института семьи, который выдвигает перед каждой семейной парой и обществом в целом качественно новые сложные проблемы, нуждающиеся в решении;
технологизацией социальной жизни и ростом потребности в социальной защите и услугах профессионалов, имеющих специальные знания и навыки разрешения трудных жизненных ситуаций.
Недостаточная обеспеченность семей существенно сказывается на состоянии здоровья детей. Так, 39,3% детей рождаются с отклонениями в здоровье, более 70% подростков страдают различными патологиями. Увеличивается число больных детей в возрасте от 0 до 14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни [16]. В связи с коммерциализацией многих учебных, культурно-спортивных и оздоровительных учреждений бедные семьи не могут обеспечить своим детям достойное современное образование и культурное развитие.
Социологи выявили, что среди факторов, определяющих решение семьи о рождении ребенка и о числе детей, главными сегодня являются:
гарантии занятости и дохода, позволяющего обеспечить содержание и воспитание детей;
обеспеченность семьи жильем (предоставление субсидий (кредита) молодым семьям на приобретение жилья); размеры государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе размеры пособий на детей; наличие доступных детских дошкольных учреждений; гарантированная государственная медицинская помощь семьям, имеющим детей.
Вполне понятно, что люди учитывают свои экономические возможности, принимая решение о рождении ребенка.
Сегодня общепринятым является адресный подход предоставления мер социальной поддержки семье, который предусматривает не только необходимость отбора наиболее нуждающихся категорий семей, но и применения по отношению к ним точных и выверенных форм , видов и методов помощи, отвечающих критерию необходимости и достаточности. Это обусловлено не только относительной ограниченностью ресурсов государства, но и принципами социальной справедливости и социального участия, предусматривающими активизацию собственного потенциала развития каждой семьи.
Социальная политика, существующая в настоящее время в России, не может полностью обеспечить снижение негативного влияния демографического кризиса и способствовать созданию условий для нормальной жизнедеятельности семей с детьми. Она отстает от стремительно меняющейся реальности. Кроме того, в связи с появлением новых форм собственности социальной инфраструктуры и изменением менталитета значительной части общества появилась возможность кардинально видоизменить структуру поддержки семей с детьми. Однако исследования в данной области значительно отстают от темпов перемен, происходящих в социальной сфере. Это требует выработки новых подходов к решению социальных проблем, поиска качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется ее общественной значимостью. Семья- это ячейка общества. Именно от ее благополучия и гармонии зависит и состояние всего общества.
Степень научной разработанности проблемы:
Семья и те изменения, которые происходят в ней последние десятилетия, активно изучаются представителями разных наук.
Демографические аспекты ее функционирования и развития исследуются А. И. Антоновым, Л.П. Богдановой, А.Г. Волковым, В.В. Елизаровым, А.И. Кузьминым, В.М. Медковым, В.И. Переведенцевым, Л.Л. Рыбаковским, Г.Г. Силласте и другими. Выделены основные факторы, влияющие на реализацию семьей репродуктивной функции, определены основные способы формирования установок семьи на обеспечение расширенного воспроизводства населения.
Экономические проблемы рассматриваются в работах Е.И. Балдициной, А.А. Овсянникова, Н.М. Римашевской, Л.Л. Корняк, Л.Т.Шинелевой и др. Ими исследованы основные факторы, обеспечивающие реализацию семьей своей хозяйственной функции, выявлены типичные проблемы, которые возникли у семьи в материальном обеспечении в условиях перехода к рыночной экономике.
Семья характеризуется особыми психологическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Специфика этих отношений изучается С.Т.Агарковым, С.А. Беличевой, Э.В. Виноградской, С.В. Ковалевым, Л.М. Прокофьевой, В.С. Торохтием, З.А. Янковой. В их работах исследована возрастающая роль морально-психологических факторов в создании сплоченной, способной к самостоятельному преодолению возникающих трудностей семьи.
Семья как особый клиент социальной работы исследуется в трудах Л.С. Алексеевой, Е.Ю. Алешиной, Р.М. Ахмадинурова, Дж. Бариз, С.В. Дармодехина, Г.И. Климантовой, Ф.А. Мустаевой, И.И. Осиповой, О.Л. Потрикеевой, М.В. Раджаевой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Е.Р. Ярской-Смир новой. Выделены как типичные проблемы организации эффективной социальной поддержки, помощи семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей.
Специфика социологического подхода к изучению семьи представлена в работах А.И. Антонова, Е.С. Баразговой, Ю.А. Васильчука, Ю.Р.Вишневского, Ю.А. Гаспарян, С.И. Голода, Т.А. Гурко, С.И. Григорьева, М.С. Мацковского, А.В. Меренкова, Г.И. Осадчей, Л.М. Панкова, Б.С. Павлова, Л.Л. Рыбцовой, П.А. Сорокина, А.А. Тараданова, Е.М. Черняк. Исследователями выявлено состояние и основные противоречия функционирования и развития семьи в современных социально-экономических и социокультурных условиях.
Вопросы организации социальной поддержки семьи рассматриваются О. Ю.Арсентьевой, Б.Н. Алмазовым, А.В. Артюховым, В.Н. Архангельским, Р.М.
Ахмадануровым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехиным, З.П. Замараевой, Е.Ф. Лаховой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, В.Ф. Туринским, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. В их работах определены те типичные проблемы, которые возникают при осуществлении социальной защиты, помощи, поддержки различным категориям семей в процессе становления рыночных отношений в нашей стране [29].
Анализ современной научной литературы обнаружил, что проблема сущности и эффективных форм осуществления социальной поддержки семьи является недостаточно разработанной в социологическом плане и требует более глубокого научного осмысления с учетом региональных особенностей ее разрешения.
Констатируя, что проблемы семьи и социальной сферы в целом изучаются сегодня весьма широко и плодотворно представителями различных отраслей науки, заметим, что конкретные вопросы политики государственной социальной поддержки семей с детьми пока не стали предметом специального социологического исследования, изучены недостаточно и поэтому не получили практического распространения. Вместе с тем, в настоящее время существует настоятельная необходимость в системной концептуальной проработке данной темы, проведении комплексных исследований, целостном теоретическом осмыслении и, самое главное, в разработке практических мер, направленных на смягчение негативных последствий обнищания семей с детьми и обеспечение максимально эффективной защиты наиболее социально уязвимых из них.
Объект исследования: социальная поддержка семей с детьми.
Предмет исследования: основные характеристики организации социальной поддержки семей с детьми.
Цель исследования: выявить основные характеристики организации социальной поддержки семей с детьми в г. Барнауле.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ социальной поддержки семей с детьми.
Рассмотреть нормативно-правовые документы в сфере
социальной поддержки семей с детьми в РФ.
3. Провести анализ мер социальной поддержки семей с детьми в Алтайском крае и г. Барнауле.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования «Основные характеристики организации социальной поддержки семей с детьми в г. Барнауле».
Гипотезы:
1. Предположительно, социологический подход является оптимальным теоретико-методологическим основанием анализа социальной поддержки семей с детьми.
2. Вероятно, понятие «социальная поддержка семей с детьми» не определено в нормативно-правовых документах РФ.
3. Предположительно, основными целями организации социальной поддержки семей с детьми в настоящее время являются не только улучшение материального положения семей с детьми, но и повышение рождаемости в городе Барнауле.
Теоретико-методологические основы исследования:
Социологический подход
Анализ работ ученых показал, на актуальность определения социологического подхода к изучению социальной поддержки семей с помощью которых возможно получение точной информации о состоянии организации социальной поддержки семей с детьми. Между тем выявление преобладающих ценностных ориентаций, которое невозможно без наличия соответствующих социологических методов, является необходимым с точки зрения изучения положения института семьи в современном обществе и поиска путей его укрепления, в частности, с помощью актуализации обществом соответствующих ценностей.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно¬правовых документов, экспертное интервью, вторичный анализ статистических данных.
Эмпирическая база исследования
• Законодательные и нормативные правовые акты международного уровня, федеральных и региональных органов власти, направленные на организацию социальной поддержки семей с детьми .
• Результаты проведенного автором экспертного интервью со специалистами управления социальной защиты населения г. Барнаула.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оптимальным теоретико-методологическим подходом к исследованию социальной поддержки семей с детьми является социологический подход, так как в рамках данного подхода социальная поддержка семьи с детьми рассматривается как элемент социальной политики государства и понимается как совокупность специальных мер, реализуемых государственными структурами, для создания благоприятных условий для выполнения семьей своих функций.
2. Основными характеристиками социальной поддержки семей с детьми в городе Барнауле являются: направленность на улучшение условий жизни семьи посредством реализации федеральных, региональных и муниципальных социальных программ по улучшению материального положения через предоставление различных пособий; ориентация на повышение рождаемости.
3. Основными трудностями организации социальной поддержки семей с детьми в г. Барнауле являются сложности в оформлении пакета документов; проблема отсутствия полной, систематизированной информации о мерах поддержки молодой семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается:
во-первых, в понимании самой сущности социальной поддержки и выделении системы показателей, при наличии которых возможно ее эффективное использование для повышения уровня самостоятельности семьи в преодолении возникающих у нее сложных жизненных ситуаций.
во-вторых, в выявлении оптимальных вариантов организации взаимодействия федеральных и местных органов власти с семьей при предоставлении ей различных видов социальной поддержки.
в-третьих, в понимании роли региональных особенностей, влияющих на содержание и способы осуществления социальной поддержки семье в условиях современного демографического кризиса и преодоления его последствий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки семей с детьми в г. Барнауле. Результаты исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности организаций, предоставляющих меры социальной поддержки семьям с детьми.
Апробация результатов исследования:
Материалы исследования и анализ результатов изложены в следующих публикациях автора:
1. Малышев Р.А. Законодательное регулирование социальной поддержки семей с детьми // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. В. 12. Барнаул, 2020. (в печати).
2. Малышев Р.А. Региональный уровень организации социальной поддержки семей с детьми на примере Алтайского края // Социальное обслуживание населения: Новации, Эксперименты, Творчество. СОННЭТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://son-net.info/regionalnyj-uroven- organizacii-socialnoj-podderzhki-semej-s-detmi-na-primere-altajskogo-kraya/
Социальное благополучие семьи с детьми считается важнейшей составляющей её жизнедеятельности в целом. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Поэтому одной из задач социальной политики в отношении семей имеющих детей является стабилизация положения семьи и повышение её социального статуса, а также создание предпосылок для улучшения её жизнедеятельности в будущем.
На наш взгляд самым оптимальным подходом к понятию «социальная поддержка семей с детьми» является социологический подход. В рамках данного подхода выделяются несколько направлений исследований социальной поддержки семьи. В одних направлениях не разграничиваются такие понятия, как «социальная поддержка» и «социальная защита», в других — социальная поддержка рассматривается как элемент социальной политики государства, в третьих — акцент делается на изучении форм обеспечения условий для удовлетворения жизненных потребностей представителей различных социальных групп, в четвертых — рассматриваются различные аспекты социальной поддержки семьи. Мы считаем, что социальная поддержка семей с детьми должна рассматриваться как элемент социальной политики государства и пониматься как совокупность специальных мер, реализуемых государственными структурами для преодоления демографического кризиса и улучшения условий семьи для выполнения ими своих функций .
В Российской Федерации проводится целенаправленная семейная политика в отношении семей с детьми, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется большое количество федеральных, региональных социальных программ поддержки молодой семьи. Главной целью всех мер поддержки является обеспечение необходимых условий для реализации функций семьи, повышение качества их жизни, преодоление демографического кризиса.
На основании проведенного исследования «Организация социальной поддержки семей с детьми в Алтайском крае на примере города Барнаула» мы сделали выводы:
1. В период с 2015 по 2020 год число получателей социальных пособий становится с каждым годом больше. Семьи заинтересованы в рождении и увеличении числа детей в семье.
2. При получении социальной поддержки в семьях возникают проблемы:
- проблема отсутствие полной систематизированной информации о мерах поддержки семьей с детьми,
- проблемы в оформлении пакета документов,
Для устранения проблем был сформулирован ряд рекомендаций
Должна быть сформирована адекватная система, стимулирующая человека к самостоятельному поиску путей выхода из трудной жизненной ситуации. Добиться этого можно за счет активизации значения информационной поддержки, консультативных услуг. Важно формой помощью молодой семье может стать «телефон социальной помощи семье». Информирование должно осуществляться с помощью всех доступных источников информации, причем необходимо проводить четкое различие между информационными блоками, интересными всем, и информацией, предназначенной для специализированных категорий. Необходимо продвигать горячие линии социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В связи с удовлетворительным уровнем информированности и оформления пакета необходимой документации семей можно предложить следующие рекомендации:
- информирование следует осуществлять по двум направлениям: с одной стороны информационная поддержка конкретно молодых семей, с другой стороны, - информирование населения в целом о государственной молодежной политике и мерах поддержки; в этом плане необходимо использовать ресурсы сети Интернет, в частности, адресные рассылки информации по сформированным базам контактов, создение отдельного сайта посвященному организации социальной поддержки семей с детьми, в котором будут четко прописаны, сформуливрованны способы получения и сбора необходимой документации для получения пособий семьям с детьми.
- информирование населения должно осуществляться с помощью всех доступных источников информации, причем необходимо проводить четкое различие между информационными блоками, интересными всем, и информацией, предназначенной для специализированных категорий. В частотности, это касается стратегии продвижения горячих линий социальной защиты населения;
- приоритет при информировании населения должен отдаваться контактной, справочной и консультативной информации, написанной доступным и понятном языком (в ряде случаев наиболее оптимально является форма «вопрос» - «ответ»). В любом случае информационные блоки должны быть слишком объемными, так как современный человек испытывает «информационные перезагрузки».
- перспективные является направление внедрения программ постоянной и временной занятости для неработающих представителей молодых семей;
- необходимо периодически обновлять информационные стенды, содержащие информацию актуальную для семей о мерах поддержки, гарантиях, мероприятиях, проводимых для семей, контакты тех структур, которые оказывают помощь;
- необходимо разрабатывать и распространять информационные листовки в учреждениях и среди населения города. По мере изменений информации в листовки вносятся новые данные, брошюры множатся. По запросу различных структур брошюры изменяются в соответствии с запросом контингента конкретного учреждения;
- проведение лекций не только в средне профессиональных учебных зеведениях, но и в учреждениях высшего образования
- проведение семинаров, круглых столов с семьями планирующих завести ребенка о мерах и способах предоставления социальной поддержки семей с детьми.
1. Андреева, Е. И., Бычков, Д. Г. Универсальное пособие по бедности: опыт зарубежных стран и перспективы в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015, -№ 6. - с. 24-33.
2. Антонов, А. И. Социология рождаемости: теоретические и методологические проблемы / А. И. Антонов. - М.: Статистика, 1980. - 135 с.
3. Антонов, А. И. Теоретические и методологические проблемы социологического исследования рождаемости: Автореф.дис. ... д-ра.соц.наук: 09.09.09 / Антонов Анатолий Иванович. - М., 1982. - 24 с.
4. Богданова, Е.А. Репродуктивное здоровье подростков / Е.А. Богданова // Планирование семьи. -1993. -№ 3. - С. 17-19.
5. Брыкова, Т.Ю. Социальная поддержка молодых семей в России / Т.Ю. Брыкова// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5. - С. 1-7.
6. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001. - 409 с.
7. Волжина, О.И. Государственные пособия гражданам, имеющим детей: нормативно-правовые акты / О.И. Волжина. - М.: Просвещение, - 2003. - 96 с.
8. Волков, А.Г. Как изучают рождаемость / А.Г. Волков. - М.: Финансы и статистика, - 1983. - 115с.
9. Волков, А.Г. О необходимости воздействия на рождаемость / А.Г Волков // Избранные демографические труды. - 2014. - С. 539-557 .
10. Волков, А.Г. Население и рабочая сила в Российской федерации. / А.Г. Волков // Вопр. статистики, М., 1999. - № 10. - с. 39-45.
11. Волков, А.Г. Семья объект демографии / А. Г. Волков. - М.: Мысль -1986. - 276 с.
12. Волков, А.Г. Теоретические проблемы демографии / А.Г Волков // Брачность, рождаемость, семья за три века. - 1970. - С.4- 16.
13. Волков, А.Г., Сороко, Е.Л. Имитационная модель демографического развития семьи / Волков //Демографические процессы и их закономерности. М., 1986. С. 76-87.
14. Глухова, М.Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодежной среде: меры социальной поддержки молодых семей / М.Ф. Глухова ; Московский городской университет управления Правительства Москвы // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2011. - №8(103), вып.16.-С. 63-70.
15. Гнедаш, А. А. Семейная политика в регионах современной России: институциональные и программные аспекты. - Текст : оригинальный // Женщина в российском обществе. - 2015. - № 3-4. - С. 96-108.
16. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих
детей, в Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71725510/ (дата
обращения 13.01. 2020).
17. Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школ: учебное пособие / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюков. - Ставрополь: Ставропльский КИТУ, 1994. - с.270.
18. Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (Дата обращения 15.12.2019 года).
19. Дурсанова, Т.П. Введение в специальность социальная работа: учебное пособие / Т.П. Дурсанов, А.В. Балашов. - Новочеркасск, 2001. - М9-162.
20. Дюмин, А. В. Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Дюмин Андерей Витальевич. — Барнаул, 2005. - 168 с.
21. Елизаров, В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление / В.В. Елизаров. - М.: Мысль, 1987. - 190 с.
22. Захаров, М. Л., «Право социального обеспечения России»
:учебник / М. Л. Захаров. - М.: Просвещение, 2004. - С. 382.
23. Золотарева, А. Б. Закон о монетизации льгот: разграничение полномочий и нефинансируемые мандаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2014. - № 4 - с. 94-104.
24. Ильин, Е.А. Социальная поддержка родителей в Алтайском крае // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2013. - № 5.- с. 303-306.
25. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http : //www. consultant. ru/document/cons_doc_L AW_9959/ (дата обращения : 19.12.2019 года).
26. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 76 Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.01.2020).
27. Кораблева, О. В. Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации // Проблемы современной науки и образования. - 2016.- №13(55) - с.24-25
28. Кулаков, С.А. Супервизия в психотерапии Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов / С. А. Кулаков - СПб.: Речь, 2004. - 289 с.
29. Краско, М.Г. Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Краско Мария Генадьевна. — Екатеринбург, 2009. - 169 с.
30. Планирование семьи в регионе: проблемы, поиски, решения на примере Алтайского края. - Москва - Барнаул. - 1995.- 48с. (соавт. Мишин А. К., Герасименко Н. Ф., Перфильева Г. Н., Густопсова Л. Г., Потолова Л. М., Кувшинникова В. А., Белоусов В. А., Реутова Н. Н„ Чудова С. Г., Черняк С. И.). Москва; Барнаул, 1995.
31. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ; ред. от 03.07.2016 с измен. от
19.12.2016] - [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=202003#0
32. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей [Текст]:
Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ ГАРАНТ .РУ: / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71746616/#ixzz5Hl8Q DCtx
33. Об утверждении Концепции демографической политики РФ на
период до 2025г. [Указ Президента РФ от 9 октября 2007г. №1351; в ред. от 01.07.2014] /[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http ://www. consultant .ru/cons/c gi/online. c gi?req=doc ;base=L AW ;n=165069#0
34. Официальный сайт Алтайского края. - Текст : электронный. /
[ Электронный ресурс] // Режим доступа - URL:
www.altairegion22.ru/region news/v-altaiskom-krae-v-2019-godu-velichilos kolichestvo-mnogodetnyh-semei_800749.html?sphrase_id=892992(дата обращения: 04.11.19).
35. Петренко, Е.С., Ярошенко, Г.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях / Е.С. Петренко - М.: Статистика, 1979. - С.68.
36. Платон. Государство // Платон. Сочинения. Т. 3. М., 1972. 678 с.
37. Постановление Правительства Алтайского края от 19.04.2017 № 125
«О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/446195035 (Дата обращения 13.05.2018 года).
38. Приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 25 декабря 2017 года N 581 Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление единовременной выплаты семьям студентов, обучающихся по очной форме в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Алтайского края, при рождении детей" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446606801 (Дата обращения 21.03.2018 года).
39. Прокофьева, Л.М., Рыбальченко С.И. Поддержка семьи, материнства и детства в регионах России // Народонаселение. - 2013. - № 4 (62). - С. 018-028
40. Рашидова А. И. Семья в российском праве // Universum. - 2012 - № 3, - с.58-63.
41. Российская Федерация. Законы. О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей [в ред. Федеральных законов, от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ]. - [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64872/ (дата обращения:
24.10.19) .
42. Российская Федерация. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [от 10.05.2006 г.]. - [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60109/ (дата обращения:
24.10.19) .