Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные характеристики конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении (по материалам социологического исследования)

Работа №90914

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа основных характеристик конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении 11
1.1. Основные подходы к анализу семейных конфликтов, их характеристики
и виды 11
1.2. Типичные конфликты в семьях, находящихся в социально опасном
положении 24
Глава 2. Результаты эмпирического исследования основных характеристик
конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении 41
2.1. Общие характеристики конфликтов в семьях, находящихся в социально
опасном положении 41
2.2. Экспертная оценка основных характеристик конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении, и рекомендации по
оптимизации управления ими 55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение 1 81
Приложение 2 82


Актуальность.
На современном этапе в России по данным статистики за 2020 год, более 74 тысяч семей находятся в социально опасном положении, в общей сложности это составляет около 248 тысяч человек, из них 62 % - это дети. С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению количества семей, находящихся в социально опасном положении. Можно предположить, что объективными факторами этого являются: изменение социально -
экономического положения населения, низкий уровень жизни, утрата нравственных и семейных устоев, толерантность в отношении определения внутрисемейного поведения. Психологическая составляющая семьи на фоне этого разрушается, изменяются отношение родителей к детям, деформируется основная функция семьи - воспитательная, дети бегут из дома, пополняя ряды безнадзорных и беспризорных, объединяясь в асоциальные группы. Все это ведет постепенно к моральной и социальной деградации семьи в целом. Зачастую в семьях социально-психологические девиации повторяются из поколения в поколение, дети из таких семей оказываются психологически не готовыми к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений, а также повторяют деструктивную модель внутрисемейного поведения. Существующие проекты «Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении» и «Реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении» помогают своевременно выявить семьи, находящиеся в социальном опасном положении (СОП) и организовать с ними индивидуальную профилактическую работу. Государство в лице специалистов субъектов профилактики сможет помочь этим семьям преодолеть социально опасные проблемы, осуществлять сопровождение и поддержку этих семей, а именно реализовывать мероприятия по соблюдению социальных гарантий семьи, восстановлению ресурсности семьи, активизация социального окружения и социума, повышение уровня педагогической грамотности родителей, конструктивное взаимодействие как внутри семьи, так и с социальным окружением, и выведение семьи из категории СОП. [42]
В России в настоящее время продолжают происходить серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Во все времена существовали семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причин тому множество: периодическое изменение социально¬
экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция.[46].
Актуальность исследования объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по работе с такими семьями, проблема конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении, продолжает существовать и по сегодняшний день.
Степень научной разработанности определяется возрастающим вниманием к разным аспектам социальной поддержки семей с детьми и особенно семей, находящихся социально опасном положении, как в масштабах всего государства, так и на уровне его регионов. Проблемы социальной политики и социальных институтов, определяющих социальное положение, социальную устойчивость и мобильность групп освещались в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, П.А. Сорокина, Р. Мертона, Дж. Роулз и многих других ученых.
Отечественные ученые И.А. Григорьева, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, Кадомцева С.В., Капицын В.М., В.В. Колков, Г.И. Осадчая, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и ряд других авторов также раскрывали различные аспекты социальной политики и поддержки семьи в российском обществе. И.В. Бестужева-Лада, Н.С. Данакин, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, А.И. Пригожин, Ю.М.Резник, И.М. Слепенков в своих публикациях рассматривали вопросы социальной защиты и поддержки семьи и детей, описывали социально¬управленческие технологии социальной поддержки на местном уровне.
Анализ проблем современной российской семьей и характеристики социально-структурных аспектов семейной жизнедеятельности даны в трудах
A. И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковского,
B. А.Сысенко и А.Г. Харчева и других исследователей. В последнее время активно развиваются исследования по теории практике социальной работы, ведущее место в этих исследованиях принадлежит работам С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, И.Г. Зайнышева, А.И. Ляшенко, П.Д Павленка, В.Н. Смирновой-Ярской, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова, Ю.Б. Шапиро, Н.П. Щукиной и других. В них просматривается взаимосвязь: социальная работа - социальная проблема - социальные технологии - технологии социальной работы. [37].
В ряд исследований, проведенных А.Н. Авериным, В.Д. Бобковым, А.Я. Бурдяк, В.П. Галагановым, Н.М. Давыдовой, Н.Ф. Дивициной, Н.В. Ефимовой, Д.Л. Китовой, А.И. Ляшенко, Т.С. Пантелеевой, Н.М.Римашевской, Л.И. Чинаковой, посвящен научному обоснованию инновационных технологий социальной работы с различными категориями и типами семьей и практик их социальной поддержки. [8].
Вопросы, связанные с реализацией межведомственного взаимодействия в системе систем профилактики, раскрываются в работах М.А. Алешиной, И.И. Витвар, Г.Н. Карповой, М.К. Терновской,
Ю.К.Хомченко. Значительный интерес представляют работы
А.И.Пригожина, посвященные критериям эффективности работы социальных служб, в том числе программ поддержки дисфункциональных семей. Вместе с тем, общепринятой точки зрения на проблему социальной поддержки семей, находящихся в социально опасное положение, в настоящее время пока не выработано. Сущность понятия «социально опасное положение семьи» определена не однозначно, не разработана единая система критериев его проявлений.
Объект исследования: конфликты в семьях, находящиеся в социально опасном положении.
Предмет исследования: основные характеристики конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Цель исследования: разработка рекомендаций по оптимизации управления конфликтами в семьях, находящихся в социально опасном положении, на основе социологического анализа их основных характеристик.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к определению семейных конфликтов, их характеристики и виды.
2. Проанализировать типичные конфликты в семьях, находящихся в социально опасном положении.
3. Определить в ходе эмпирического исследования общие характеристики конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении.
4. Охарактеризовать основные экспертные заключения по определяющим параметрам конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении.
5. Разработать комплекс рекомендаций социального характера по вопросам урегулирования конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Гипотезы исследования:
1. К основным характеристиками семейных конфликтов следует отнести их длительность, частоту, динамику, формы участия оппонентов, виды и последствия.
2. Типичными причинами конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении, являются экономические, социальные и морально-этические факторы.
3. Общие характеристики конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении, детерминированы основными проблемами, данной группы семей.
4. Эксперты полагают, что конфликтные взаимоотношения в семье имеют непосредственное влияние на несовершеннолетних детей, вызывая негативные реакции, детско-родительские конфликты, формируют у детей нарушения в поведении, социальной адаптации.
5. Разработанные в рамках исследования рекомендации по вопросам урегулирования конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении, предоставляют возможность методического обогащения процесса, стимулирования основных участников по разрешению конфликтов и обеспечению максимизации позитивных последствий конфликтного взаимодействия и минимизации деструктивных.
Теоретико-методологические основы исследования представлены совокупностью научных исследований отечественных и зарубежных исследователей: социология неравенства и социальной справедливости - М.Вебер, Н. Смелзер, Д. Смит; концепция общества риска - У. Бек, М.Дуглас, А. Вилдавски и др. теоретические подходы к различным направлениям социальной работы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.А.Галагузовой, С.И. Григорьева, В.Н. Гурова, В.И. Жукова, В.В. Зритнева, И.Г. Зайнышева, И.А. Липского, Ф. Масловой, А.В. Мудрика, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др. Применяются общенаучные, частнонаучные, методы сбора и анализа данных.
Эмпирическая база представлены во-первых, вторичными данными: официальные данные Росстата и органов государственной статистики Алтайского края, статистических сборников, ежегодников, ведомственных справочников, содержащих официальные фактические материалы, монографий по проблеме социальной поддержки семей в Российской Федерации, данные периодических изданий, а также информационных документов. Нормативно-правовая база исследования представлена рядом законодательных актов: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, распоряжениями Президента Российской Федерации, а также законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, государственными, региональными и муниципальными программами по развитию сферы услуг и поддержки разных категорий семей, а также материалы конференций, научно-практических семинаров по проблемам современной семьи и социальной работы с ней. Во-вторых, результатами авторского исследования основных характеристик конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении, реализованного в Индустриальном районе г. Барнаула.
Положения, выносимые на защиту
1. Для семейных конфликтов важнейшими выступают следующие
характеристики: длительность, частота, острота, состав участников,
объективные и субъективные причины. Их анализ выступает предпосылкой для разработки рекомендаций по эффективному управлению и профилактике семейных конфликтов.
2. Для конфликтов в семьях, находящихся в социально опасном положении характерны острота, краткость, динамичность конфликтов, эмоциональность оппонентов, случаи агрессии. В таких конфликтах нередко применяется моральное унижение, физическая сила, они регулярно переходят в плоскость административного и уголовного наказания. Конфликты длительного действия, чередующиеся с псевдопримирением, отсрочкой решения проблемы, также характерны для семей данной категории.
3. В ходе работы были выделены факторы конфликтов в семьях социально опасного положения, такие как: неценностное, безразличное отношение к детям, использование их в роли «семейной жертвы», безответственность, аморальное поведение взрослых, которые влияют на формирование жестокости, невосприимчивости, тяги к нарушению законодательных норм, бродяжничеству у детей, психоэмоциональным нарушениям.
4. Определена целесообразность внедрения результатов
эмпирического исследования в практическую деятельность специалистов межведомственных структур в формате дополнений в методические рекомендации для специалистов.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе работ по тематике исследования, систематизации теоретических исследований по проблеме семейных конфликтов. Изучены различные классификации конфликтов, их причины и последствия.
Практическая значимость работы. Теоретический материал работы может использоваться сотрудниками межведомственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в методической и сопровождающей работе с семьями рассматриваемой категории. Уточнено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, диагностированы типы конфликтов, их длительность, острота и влияние на жизнедеятельность семьи. С целью минимизации отрицательного влияния конфликтного взаимодействия на законных представителей и несовершеннолетних, предлагается включение в уже существующую систему межведомственного контроля дополнительных мер воздействия,
сформулированных по результатам проведенного исследования.
Основные положения и выводы магистерской диссертации могут быть использованы в практической работе межведомственных систем, направленных на профилактику конфликтных ситуаций в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе производственной и преддипломной практик на базе отдела по охране прав детства администрации Индустриального района города Барнаула.
Результаты опубликованы:
1. Фалеева Н.В. «Семейные конфликты: анализ понятия и методология оценки, типы, разновидности» [Электронный ресурс] / Н.В.Фалеева // «Актуальные исследования»: электронный научный журнал. - 2022 - №2 (397) Режим доступа: https://moluch.ru/archive/397/87888
2. Фалеева Н.В. «Конфликты в семьях социально опасного положения
(на основании проведенного исследования)» [Электронный ресурс] / Н.В.Фалеева // «Агентство перспективных научных исследований»: электронный научный журнал. - 2022 - №3(85) Режим доступа:
https://apni.ru/pages/contacts
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, заключения и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам были сформулированы следующие выводы:
Во-первых, выявлены основные характеристики конфликтов в семьях социально опасного положения, определяющими факторами чего явились следующие показатели: форма проявления, динамика процесса, длительность и интенсивность конфликта. Среди существующего множества типов конфликтного взаимодействия в результате эмпирического исследования были подтверждены следующие: а). продолжительные, эмоционально- окрашенные, с участием взрослых и детей; б) острые, кратковременные, агрессивные, иногда с применением физической силы, деструктивные
Во-вторых, определены основные причины для возникновения конфликтов: те, которые имеют объективную основу и, представляющие субъективное представление проблем в сознании человека. На основании эмпирического исследования внимание было сконцентрировано на субъективном отношении оппонентов, необходимости отделения субъективной и объективной причины конфликта. Чаще всего целью вступления в конфликт является желание изменения поведения, мнения, позиции партнера, не последнюю роль играет и снятие эмоциональной напряженности, а также состояние, характеризующееся воздействием алкоголя и наркотических веществ.
В - третьих - получило подтверждение предположение о ведущей роли в выборе типа конфликтного взаимодействия личностных особенностей супругов, образа жизни, образования, снижение контроля за воспитанием детей, нарушение восприятия моральных норм, злоупотребление алкоголем и стимулирующими средствами.
В- четвертых - выявлено в ходе рассмотрения конфликтов, что наиболее разрушающее воздействие на стабильную жизнедеятельность семьи оказывают те типы конфликтов, в которых члены семьи стремятся нанести моральный и физический ущерб, а в качестве средств решения спорных вопросов используют методы физического и психического воздействия.
По изучению методической, специализированной литературы, анализируя работы специалистов, работающих по проблеме, которая исследуется в диссертации, было определено понятие семьи, пребывающей в социально опасном положении, основные характеристики конфликтного взаимодействия данной категории семей. Тема социально опасного положения семей раскрывается в большей части литературы, которая описывает технологии, механизмы и разнообразные методы работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении по разным основаниям, а также выведение данных семей из кризисного состояния. В литературе представлены результаты осуществления различных программ, государственных и региональных, которые оказывают социальную поддержку семей, находящихся в социально опасном положении, в зависимости от потребностей данной семьи. В диссертации проведен анализ особенностей конфликтов, характерных для данной типологизации семей. Изучены нормативно-правовые акты в области организации работы с семьями Индустриального района города Барнаула, находящимися в социально опасном положении. Практическое исследование нормативного и организационного обеспечения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении на примере Индустриального района, позволил предположить, что за 2019-2022 годы продолжается увеличение количество семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации, но присутствует стабильный рост процента реабилитации данных семей. В процессе исследования был изучен механизм по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществлено наблюдение за данными семьями, проведено и проанализировано глубинное интервью со специалистами служб межведомственного учета, выявлены основные критерии определения конфликтных взаимоотношений между членами наблюдаемых семей. Проведенное исследование позволило выявить теоретически и подтвердить практически то, что существующая и действующая нормативно-правовая база регулирует организацию работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, но требуется дополнительное методическое оснащение для молодых специалистов, инструментарий которого помог бы им полноценно включиться в специфику данной работы в кратчайшие сроки.
Индустриальный район города Барнаула является самым крупным по площади расположения и количеству населяющих его жителей. По официальной статистике на 2021 год в городе Барнауле проживает 632391 человек, в Индустриальном районе - 204244 человека, что составляет 29,6% от общего количества. Но данный район располагает большими жилищными ресурсами, такими как новостройки и СНТ, проживание в которых разрешено круглогодично. Кроме того, в ведении Индустриального района находятся такие поселки: Новосиликатный, Куета, Власиха, Лесной, Новомихайловка, Березовка. Нередко граждане, снимающие жилье, нигде не фиксируют свое проживание, таким образом количество проживающих в данном районе гораздо выше официальной статистики.
Существующие проблемы в организации взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении в Индустриальном районе обусловлены недостаточностью ее ресурсообеспеченности, поскольку это самый крупный район города по площади и объему проживающего в нем населения. В данном районе наблюдается острая нехватка кадров в области работы с семьями и несовершеннолетними детьми (для осуществления качественной и квалифицированной работы на специалиста должно приходиться пять тысяч населения, в данном районе она достигает 25 пяти тысяч), что ведет за собой большую загруженность, отсутствие возможности освоения дополнительных методических материалов, качественного подхода к обработке индивидуального материала по учетным семьям процессу профессионального выгорания. По итогам работы органов и учреждений системы профилактики за 2020 - 2021 годы были определены приоритетные задачи на 2022 год:
- организация работы по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;
- организация профилактики домашнего насилия, правонарушений среди взрослых и подростков;
- осуществление контроля за работой по трудоустройству стоящих на учете подростков и родителей из социально-неблагополучных семей, своевременное консультирование психолога, нарколога.
Полученные результаты позволили определить практические рекомендации для межведомственных систем профилактики: диагностика, прогностическая деятельность, консультативная помощь, коррекционное взаимодействие специалистов должны решаться на основе принципиального подхода к особенностям конфликтов данных семей. Полученные результаты могут использоваться при работе межведомственных систем, социальных организаций коррекционной направленности.


1. Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12.1995 г.
2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. - №23. - Ст. 2994.
3. О мерах по совершенствованию организации медицинской
помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: постановление Правительства РФ №116 от 14.02.2013 г.: по сост. на
02.07.2013 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №7. - Ст. 660
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 г.: по сост. на 28.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №52. Ст. 5880.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999: по сост. на 23.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №26. - Ст. 3177.
6. Об утверждении Программы сопровождения замещающих семей в Алтайском крае на 2015-2017 гг.: приказ Департамента социального развития Алтайском крае от 16.04.2015 г. №148-п.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 июня 2020 г. № 300 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
8. Аверин А. Н., Понеделков А. В., Стельмах С. А., Омельченко И. В.
Демографическая структура Российского населения// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskaya-struktura-rossiyskogo- naseleniya (дата обращения: 08.01.2022).
9. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование, 2005.-142 с.
10. Бельская О.Н. Факторы благополучия семьи: удовлетворенность браком, сплоченность и гибкость // Вестник Университета Российской Академии образования, 2017. № 3. С. 57-61.
11. Бирина Д.А. Специфика супружеских конфликтов с разным стажем
семейной жизни// Символ науки. 2019. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-supruzheskih-konfliktov-s-raznym- stazhem-semeynoy-zhizni (дата обращения: 08.01.2022).
12. Бобрышов С. В., Ивакина В. В. Конфликты в сфере семейных
отношений: социально-психологический аспект: учебное пособие. -
Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017 - 194 с.
13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. -- 304 с.
14. Борцов Ю. С. Семейные конфликты как угроза стабильности
российской семьи // Гуманитарий Юга России. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-konflikty-kak-ugroza-stabilnosti- rossiyskoy-semi (дата обращения: 08.01.2022).
15. Варламова Н.И. Соотношение принципов защиты прав детей и их
воспитание в семье// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-printsipov- zaschity-prav-interesov-detey-i-ih-vospitanie-v-semie (дата обращения:
08.01.2022).
16. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье.// Социологические исследования. 2005. 1. 102-104с.
17. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004 - 240 с. - (Высшее образование).
18. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.
19. Глущенко В. В. Общая теория прав человека (наука о правах
физических и юридических лиц) // Бюллетень науки и практики. 2018. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-teoriya-prav-cheloveka-nauka-o-
pravah-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits (дата обращения: 08.01.2022).
20. Гольцова Н. В., Яковлева Е. В. Профилактика угроз социального
развития ребенка в асоциальной семье. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-ugroz-sotsialnogo-razvitiya-rebenka- v-asotsialnoy-semie (дата обращения: 08.01.2022).
21. Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 322 с.
22. Зёмка Е. Теоретический анализ социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении// Социология в современном мире: наука, образование, творчество, 2020. Т. 1, № 12. С. 118-122.
23. Курасов Ю.М., Камышанова Т.В. Семья в современном обществе: проблемы и пути их решения/ Под ред. Ю.М. Курасова, Т.В. Камышановой. - Волгоград, Перемена, 2007. - 214с.
24. Козер Льюис. Функции социального конфликта / перевод с английского языка О. Назаровой. М.: Идея-Пресс, 2000.
25. Куликова Е.В. Семейные конфликты: теоретико-исторический
аспект// Вестник магистратуры. 2021. №2-1 (113). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-konflikty-teoretiko-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 08.01.2022).
26. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2006. Т.6. - №3. - 126-137 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ