ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ 5
1.1. Основные понятия и определения, используемые в работе 5
1.2. Изучение основ военной службы обучающимися 10-11 класса в рамках
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 7
1.3. Основные качества военнослужащего и психофизиологические
особенности обучающихся 10-11 класса 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ» 27
2.1. Формы, методы проведения занятий по разделу «Основы военной
службы» и документы планирования образовательного процесса 27
2.2. Диагностика уровня усвоения раздела «Основ военной службы»
обучающимися 37
2.3. Мероприятия учителя ОБЖ по подготовке обучающихся старших
классов к военной службе 44
Выводы по второй главе 55
ЗКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации [20].
С переходом Вооруженных Сил в 2008 году к однолетнему сроку службы в армии появилась необходимость изучения основ военной службы в общеобразовательной школе в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» .
Подготовка молодого поколения к военной службе требует создания, благоприятных условий для формирования у них необходимых моральных и психологических качеств в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», что позволит молодым людям успешно преодолевать трудности, которые связаны с военной службой.
Формирование у обучающихся уважения к военной службе и внутренней готовности к особому виду государственной службы, способствует методика преподавания раздела «Основы военной службы» в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Работа во внеурочное время, занятия в кружках, участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, а также использование инновационных технологий, презентаций, тематических выставок по этой теме, способствует успешному усвоению знаний и умений.
В связи с этим возникает проблема: какие выбрать формы и методы проведения занятий, чтобы изучение раздела «Основы военной службы» вызвал интерес у обучающихся?
Объект исследования - преподавание раздела «Основы военной службы»
Предмет исследования - методика проведения занятий по разделу «Основы военной службы»
Цель исследования - разработка методики подготовки обучающихся к военной службе.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать законодательные и научные источники по подготовке обучающихся к военной службе;
2. разработка методики подготовки обучающихся к военной службе;
3. определить уровень подготовки обучающихся к военной службе в рамках предмета ОБЖ.
База исследования: МАОУ Усениновская средняя общеобразовательная школа.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подготовить обучающихся 10-11 класса к военной службе в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует реализация построенной методики проведения занятий по разделу «Основы военной службы», так как качественное изучение раздела позволит успешно преодолевать трудности, которые связаны с военной службой.
Раздел «Основы военной службы» введен в изучение предмета ОБЖ вместо отдельного предмета «Начальная военная подготовка», который преподавался в образовательной школе до 1991 года, был и остается основным направлением в организации подготовки обучающихся по основам военной службы.
Для того чтобы успешно пройти службу, необходимо обладать такими качествами как: компетентность, дисциплинированность и др.
Изучение раздела предполагает выполнение различных физических упражнений, которые учитель ОБЖ должен осуществлять, опираясь на физические особенности. Также учителю ОБЖ необходимо учитывать и индивидуальные особенности старшеклассников, так как у всех разные темпераменты, способности, характер, интересы. Именно поэтому учителю ОБЖ необходимо найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
При разработке методических материалов по разделу «Основы военной службы» учитель ОБЖ должен выстраивать свои занятия так, чтобы они содействовали развитию у обучающихся психологической готовности к призыву на военную службу, а так же для повышения интереса обучающихся улучшить свою подготовку к военной службе.
Для достижения высоких результатов обучения по подготовке обучающихся по предмету ОБЖ, в частности по разделу «Основы военной службы», многое зависит от качества планирования учебного процесса, кото- 57
рое обеспечивает логическую последовательность и взаимосвязь при изучении тем раздела.
Анкета по определению отношения обучающихся к военной службе в Вооруженных Силах состоит из 2 блоков: первый - отношение к службе в армии (8 вопросов), второй - уровень военно-патриотического воспитания (9 вопросов).
Анкетирование должно состоять из трех этапов: констатирующий (подбор и проведение анкеты), формирующий (составление занятий) и контрольный этапы (повторное анкетирование).
В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации, школы перешли на дистанционное обучение, поэтому нами проведен только констатирующий этап.
Проанализировав результаты констатирующего этапа, мы выявили, что 40% обучающихся считают служба в армии является долгом гражданина, но лишь 20% выразили негативное отношение к ней. Но в то же время большая половина опрошенных (60%) считают, что служить в армии должен каждый гражданин, а 30% считают, что в армии нужно служить только по контракту.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о необходимости разработки системы занятий и мероприятий.
Разработанная система занятий и мероприятий для обучающихся 10-11 класса, способствует качественному усвоению знаний умений, навыков раздела «Основы военной службы». При составлении занятий мы руководствовались рабочей программой по ОБЖ для 10-11 класса под редакцией Смирнова А.Т. Предлагаемые занятия в рамках предмета ОБЖ предназначены для обучающихся 10-11 класса. Всего 11 занятий длительностью 45 минут, из них одно занятие о правилах оказания первой помощи и одно общее мероприятия для 10-11 класса «Военно-патриотическая игра «Зарница».
Составленные рекомендации для учителя ОБЖ, должны способствовать рациональному построению урока при изучении раздела «Основы военной службы».
Таким образом, предположение, что разработанная методика проведения занятий по разделу «Основы военной службы» в рамках предмета ОБЖ, может способствовать положительному отношению обучающихся 10-11 класса подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Бабанский, Ю.К Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. - Москва : Просвещение, 1988. - 479 с.
2. Болюбаш Я.Я., Булах И., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание / Я. Я. Болюбаш, И. Булах, М.Г. Мруга, И. Ф. Филончук. - Киев : Мастер-класс, 2015. - 272 с.
3. Военно-профессиональные качества офицера [сайт] // сайт Министерства обороны Российской Федерации. -
URL: http: //encyclopedia.mil .ru/encyclopedia/dictionary/details. htm?id= 12822@m orfDictionary (дата обращения: 14.12.2019).
4. Военный энциклопедический словарь: Министерство обороны
Российской Федерации: - [сайт]. - URL:
https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/list.htm (дата обращения: 14.12. 2019)
5. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей старшего школьного возраста в условиях направленного физического воспитания / М.П.Мухина, А.И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 343. - С. 15-16.
6. Воронова, Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры [Текст] / Е. А. Воронова. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2016. - 288 с
7. Гаврилов, В. П. Допризывная подготовка [Текст]: учебное пособие / В. П. Гаврилов, В. В. Капский. - Минск : Амалфея, 2016. - 204 с.
8. Денисов, Р.А., Михайлова, С.В.Подготовка молодежи к военной службе: учебно-методическое пособие / Р.А. Денисов, С.В. Михайлова // АГПИ им. А.П. Гайдара. - Саров: СГТ, 2018. - 161 с.
9. Допризывная подготовка. Вести ДОСААФ: [сайт]. - URL: http://vestidosaaf.ru/2018/01/25/4927/ (дата обращения: 14.12. 2019)
10. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология Развития)
[сайт] / Л.Ц. Кагермазова // Электронный учебник. - URL:
http: //uraleducation. ru/wp-content/uploads/2016/12/Кагермазова-Л. Ц. - Возрастная-психология^Г (08.02.2020).
11. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества [сайт] // URL: https://lektsia.com/3x2793.html (дата обращения: 08.01.2020)
12. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание подростков [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - Москва : Сфера, 2015. - 224 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков // Физиологические особенности / Маклаков А.Г. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 583с.
14. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание школьников [Текст]: методические рекомендации / М. Д. Маханева. - 2-е изд. доп. - Москва : АРКТИ, 2015. - 172 с.
15. Методика преподавания раздела «Основы военной службы» предмета ОБЖ: [сайт]. - URL: http://www.ug.ru/method article/785 (дата обращения: 08.01.2020)...