Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие «табакокурение», «профилактика табакокурения», «табачная
продукция», негативное влияние табакокурения на организм человека 6
1.2 Нормативная база в области профилактики употребления табачной
продукции в школе. Виды и классификация профилактики 10
1.3 Возрастные особенности и предрасположенность обучающихся
среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы к табакокурению 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ 19
2.1. Анализ учебных программ и тематического планирования по
профилактике табакокурения в школьном курсе ОБЖ и предложения по внеурочным формам работы в данном направлении 19
2.2. Исследование отношения обучающихся к табакокурению и
употребления табачной продукции и анализ внеурочных форм работы в данном направлении 36
2.3. Методика проведения внеурочного мероприятия в 7 классе по
профилактике табакокурения и употребления табачной продукции 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В современной России с 2013 года признаётся то, что табакокурение и курение несет большие риски для здоровье сберегающей среды нашего общества. Это видно на всех уровнях власти и принятий решений, ежедневно в России проводятся различные акции. 23.02.2013 году был принят 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Вводятся ограничения на рекламу табачной продукции, её продажу, а также введен дополнительный налог для ограничения данного товара на полках. Но, несмотря на это статистика остается неизменной, а даже имеет рост.
Так по статистике Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за 2012 год в России курили 22,4% женщин и 61,2% мужчин. И прогнозировался рост к 2020 году у женщин на 1% у мужчин снижение почти на 8% [27]. В реальности картина другая, в статистики ВОЗ за 2019 год курят 23% женщин и 60% мужчин [30]. Это связано с тем, что в современном мире развивается индустрия табачной продукции и промышленности. Основными странами производителями сигарет являются: Китай, США и Великобритания. Мировой рынок табака распределен в основном между крупными компаниями производителями: CNTC (China National Tobacco Corporation, Китай), Philip Morris International, США), BAT (British American Tobacco, США- Великобритания), Imperial Tobacco (Великобритания), Japan Tobacco (Япония). На долю этих компаний приходится примерно 70% мирового табачного рынка. Остальные 30% достаются другим более мелким компаниям.
Также мы провели анализ рынка табачных изделий в России в 2013-2017 гг. В 2013-2017 гг. натуральный объём продаж табачных изделий в России снизился на 28,6%: с 18,3 до 13,1 млрд упаковок. Продажи снижались ежегодно, причем с 2015 г - все большими темпами.
Причинами снижения продаж послужили: результаты введения «анти- табачного закона», рост акцизов на табачную продукцию, повлекший за собой рост розничных цен, отказ от курения традиционных сигарет в пользу электронных сигарет и вейпов, снижение покупательской способности россиян, а также мода на здоровый образ жизни и пропаганда отказа от табакокурения (социальная реклама, добавление на пачки сигарет фотографий последствий курения и пр.) [2].
Сколько школьников употребляют табачную продукцию в России. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения статистика школьников, которые увлекаются такой вредной привычкой составляет до 60% учащихся старших классов [17].
Проблемой для данной темы становится то, что в России ведется активная профилактическая работа в отношении табакокурения, а также употребления табачной продукции. И с одной стороны, происходит снижение употребления сигарет и снижение рынка табачных изделий, но по статистики употребление табачной продукции не меняется. А глядя на статистику мы видим, что привычка употребления табачной продукции закладывается в школьный период. И здесь большую роль играет предмет ОБЖ позволяющий предупредить момент первого употребления табачной продукции школьниками.
В ходе нашей работы мы оттолкнёмся также от того, что в современном мире появилось и активно развиваются альтернативные средства табакокурения такие как: vipe, системы электронного нагревания табака, снюс и др., которые часто обходят антитабачные законы. Таким образом актуальность борьбы с табакокурением не вызывает сомнений, тем более что в образовательных организациях (в том числе, школ) многие обучающиеся курят. Это и определило тему нашей ВКР, а именно, разработать методические рекомендации по профилактике табакокурения у школьников и сократить употребление табака.
Объект исследования: Учебный процесс по предмету Основы Безопасности Жизнедеятельности в школе.
Предмет исследования: Методика проведения занятий по предмету ОБЖ.
Цель: разработка эффективных методических рекомендаций проведения занятий по профилактике табакокурения.
Задачи:
1. проанализировать нормативно-правовую базу;
2. рассмотреть психолого-возрастные особенности обучающихся на соответствие изучение данной темы;
3. изучить методическое обеспечение предмета ОБЖ;
4. разработать методические рекомендации по профилактике табакокурения.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка эффективных методических рекомендаций занятий по профилактике табакокурения.
Результаты исследований соответствуют поставленным задачам:
• в результате проведенного анализа нами было установлено, что по данной теме имеется обширная нормативно-правовая база, которая указывает на актуальность проблемы среди молодежи;
• рассмотрены психолого-возрастные особенности обучающихся разных классов и сделаны выводы что оптимально начинать профилактику по нашей теме с 7 класса;
• изучили методическое обеспечение и выяснили, что часто выделяется недостаточно академических часов или не дополняют современными методиками и формами (внеурочными мероприятиями), что не позволяет в полной мере оказать профилактический эффект табакокурения и употребления табачной продукции;
• были разработаны методические рекомендации, которые возможно внедрить в любую современную программу предмета ОБЖ не нарушая образовательный процесс, который выстроил учитель.
Необходима ежедневная работа по профилактике табакокурения, проводимая по четкой системе при различных формах и методах обучения. Необходима комплексная работа учителей, родителей, врачей и самих детей по предупреждению их отклонения здоровья.
В ходе изучения проблемы курения подростков, мы выяснили, что с этим сталкивается почти каждый, и их выбор в пользу курения или отказа зависит от множества факторов, например взаимоотношения подростка со сверстниками, личные мысли подростка, психологические особенности, социальные условия жизни, взаимоотношения в семье и с близкими людьми.
Так как табакокурение вошло в жизнь значительной части подростков, то необходимо хорошо подготавливать учебные программы и программы внеклассной деятельности (возможно совместно с родителями).
Изучив методическое обеспечение по данной теме, мы пришли к выводу, что академических часов не хватает для эффективности профилактических действий в употреблении табачной продукции. Во многих образовательных организациях в учебном году проводится 5-6 мероприятий направленных на профилактику вредных привычек и формирования ценностно- смысловых установок личности на ведение здорового образа жизни. Для привлечения обучающихся к здоровому образу жизни мы предлагаем внеурочные мероприятия, которые помогут привлечь обучающихся к здоровому образу жизни, разработать антитабачную политику в школе.
Предлагаемая в работе анкетирование поможет выяснить уровень знаний о табаке и табачной продукции, сколько обучающихся пробовали курить или курят в настоящий момент, что стало причиной употребления табачной продукции.
На основании анкетирования было разработано методические рекомендации внеурочного мероприятия по профилактике табакокурения. Сделали вывод о том, что проводимые мероприятия, проводимые в рамках школы и внеурочных занятий, способствуют увеличению уровня знаний подростков о табакокурении.
Мы разработали методику проведения внеурочного мероприятия для 7 класса в рамках первичной профилактики употребления табака и табачной продукции обучающимися. Тут важны работа преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности как учителя-лидера, способным стать главой в профилактических мероприятиях, это повысит интерес обучающихся к проблеме своего здоровья и здоровья своих близких.
Разработанная нами анкетирование и внеклассное мероприятие считается эффективным, потому что оно направлено на усвоение новых знаний обучающихся, на формирование установок на здоровый образ жизни и сохранение своего здоровья и своих близких, на выработку стойкого неприятия курения табака, на умение ориентироваться в различных источниках информации, на знание пагубного влияния вредных привычек на организм человека.
Таким образом, поставленные задачи решены, а цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Азбука здоровья: Книга для молодежи/ Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. . - Москва: Профиздат, 1990. - 172, [2] с. - (Дата обращения 25.05.2019);
2. Анализ рынка табачных изделий в России в 2013-2017 гг, прогноз на 2018-2022 гг. - URL: https://marketing.rbc.ru/research/27987/ (Дата обращения 19.01.2020);
3. Большая медицинская энциклопедия. Главный редактор Б. В. Петровский, издание третье, онлайн версия —3-е изд.—Москва: Советская энциклопедия. / Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ) - URL: https://бмэ.орг/index.php - (Дата обращения 13.01.2020);
4. В чем заключается профилактика табакокурения/ Не курю! Лечение
никотиновой зависимости и курения - URL:
http://nekuru.com/how/profilaktika-tabakokureniya.html - (Дата обращения 16.01.2020);
5. Виды табачных изделий и опасность их употребления - URL: https://ria.ru/20100222/210023334.html (Дата обращения 19.01.2020);
6. Влияние курения на организм подростка - URL: http: //womanadvice.ru/vred-kureniya-dlya-podrostkov (Дата обращения 19.05.2019);
7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся / МАОУ №5
- URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html- (Дата обращения 16.01.2020);
8. Гурова О.А., Самбурова И.П., Соколов Е.В. Влияние курения табака
на организм подростков. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991.- №2.- С.110-112. (Дата обращения
18.03.2020);
9. Дедух, Е.Л. Факторы, влияющие на табакокурение учащихся среднего школьного возраста Москвы / Е.Л. Дедух, Н.А. Ручкина, Н.Б.Мирская // Гигиена и санитария. - 2011. - № 3. - С. 58-62- (Дата обращения 16.01.2020);
10. Журавлева, М.С. Распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества. / Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» - 2006 г. Москва. 100 с. - (Дата обращения 29.09.2019);
11. Изменения в организме курильщика - URL:
https://telo.guru/kurenie/vred/izmeneniya/negativnye-posledstviya.html (Дата обращения 20.04.2020).
12. Инглик, Т.Н. Изучение мотивации подростков к табакокурению /
Т.Н. Инглик, Н.М. Чернявская, Л.Б. Айбазова: Современные проблемы науки и образования. - 2012. С.272273. - URL: www.scitnct-
education.ru/106-8040 - (Дата обращения 16.01.2020);
13. История возникновения курения - URL:
http://nekuri/vredno/edusite.ru/html (Дата обращения 29.10.2019);
14. Как курение влияют на физическое здоровье человека / Токсовская.
Межрайонная больница. - URL: http: //www.trbzdrav.ru/article-
drugs/how-drugs-affect-physical-health.php - (Дата обращения 03.10.2019);
15. Как провести внеклассное мероприятие - URL:
https: //www.kakpro sto .ru/kak-25142-kak-provesti-vneklassnoe- meropriyatie (Дата обращения 20.04.2020)...