РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Развитие эмоций в деятельности детей дошкольного
возраста 11
1.3. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ДОО 20
2.1. Методики диагностики эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста: общая характеристика 20
2.2. Диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 25
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоционального развития
детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Развитие эмоций в деятельности детей дошкольного
возраста 11
1.3. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ДОО 20
2.1. Методики диагностики эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста: общая характеристика 20
2.2. Диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 25
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоционального развития
детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность исследования. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание.
Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта» [8, с. 54]. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Вместе с тем, из всех психических процессов эмоциональная сфера наименее изучена.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики, В. В. Давыдов, Н. С. Ежкова, А. В. Запорожец, К. Изард, И. О. Карелина, О. Л. Князева, А. Д. Кошелева, Н. С. Лейтес, Я. З. Неверович, В. Г. Ражников, Л. П. Стрелкова, а также иностранные ученые Г. М. Бреслав, Х. Джайнотт и др.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: приёмы и методы, способствующие
эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: обоснование в теории и определение в практике образовательного приёмов и методов, способствующих эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- определить общую характеристику детей дошкольного возраста;
- обосновать значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста;
- изучить методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность применения рекомендаций по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: комплекс методов, включающий теоретические и эмпирические наблюдение, диагностические методики и задания и задания, анкетирование, беседы, методы математической статистики и графической обработки результатов.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 города Верхняя Пышма.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта» [8, с. 54]. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Вместе с тем, из всех психических процессов эмоциональная сфера наименее изучена.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики, В. В. Давыдов, Н. С. Ежкова, А. В. Запорожец, К. Изард, И. О. Карелина, О. Л. Князева, А. Д. Кошелева, Н. С. Лейтес, Я. З. Неверович, В. Г. Ражников, Л. П. Стрелкова, а также иностранные ученые Г. М. Бреслав, Х. Джайнотт и др.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: приёмы и методы, способствующие
эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: обоснование в теории и определение в практике образовательного приёмов и методов, способствующих эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- определить общую характеристику детей дошкольного возраста;
- обосновать значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста;
- изучить методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность применения рекомендаций по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: комплекс методов, включающий теоретические и эмпирические наблюдение, диагностические методики и задания и задания, анкетирование, беседы, методы математической статистики и графической обработки результатов.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 города Верхняя Пышма.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическое изучение психологической и педагогической литературы показало, что поставленные нами отдельные направления проблемы нашли отражение в психолого-педагогической литературе. В то же время стало ясно, что эмоциональное развитие личности проявляется в росте способности к самоконтролю эмоциональных состояний, накопления вербальных и невербальных средств выражения эмоций
В результате проведенного исследования дана характеристика детей дошкольного возраста и проанализированы возможности развития эмоциональности детей дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Модель, которая становится основным источником информации о различных эмоциях человека, важна для эмоционального развития ребенка. Возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения не менее важна или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, ведущих к возникновению различных эмоций.
Исследование проводилось в МБДОО - детском саду №6, в котором приняли участие 12 детей старшей группы № 3. Обобщены результаты методики и показан уровень каждого ребенка.
Проведенное исследование показало, что далеко не у всех детей наблюдается высокий уровень эмоционального состояния, который развивается, в нашем случае, по возрасту, из трех параметров: умение определять особенности выражения эмоциональных состояний; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; умение распознавать простые и сложные эмоции.
Были подобраны специальные игры, направленные на оптимизацию и улучшение эмоциональных состояний и проявлений детей дошкольного возраста. Используется методика игровых упражнений В. М. Минаевой.
Разработаны рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи достигнуты. В то же время проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы.
В результате проведенного исследования дана характеристика детей дошкольного возраста и проанализированы возможности развития эмоциональности детей дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Модель, которая становится основным источником информации о различных эмоциях человека, важна для эмоционального развития ребенка. Возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения не менее важна или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, ведущих к возникновению различных эмоций.
Исследование проводилось в МБДОО - детском саду №6, в котором приняли участие 12 детей старшей группы № 3. Обобщены результаты методики и показан уровень каждого ребенка.
Проведенное исследование показало, что далеко не у всех детей наблюдается высокий уровень эмоционального состояния, который развивается, в нашем случае, по возрасту, из трех параметров: умение определять особенности выражения эмоциональных состояний; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; умение распознавать простые и сложные эмоции.
Были подобраны специальные игры, направленные на оптимизацию и улучшение эмоциональных состояний и проявлений детей дошкольного возраста. Используется методика игровых упражнений В. М. Минаевой.
Разработаны рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи достигнуты. В то же время проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в театрализованной игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Народная игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эмоциональной идентификации у дошкольников средствами сказкотерапии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018





