ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Развитие эмоций в деятельности детей дошкольного
возраста 11
1.3. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ДОО 20
2.1. Методики диагностики эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста: общая характеристика 20
2.2. Диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 25
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоционального развития
детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность исследования. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание.
Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта» [8, с. 54]. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Вместе с тем, из всех психических процессов эмоциональная сфера наименее изучена.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики, В. В. Давыдов, Н. С. Ежкова, А. В. Запорожец, К. Изард, И. О. Карелина, О. Л. Князева, А. Д. Кошелева, Н. С. Лейтес, Я. З. Неверович, В. Г. Ражников, Л. П. Стрелкова, а также иностранные ученые Г. М. Бреслав, Х. Джайнотт и др.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: приёмы и методы, способствующие
эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: обоснование в теории и определение в практике образовательного приёмов и методов, способствующих эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- определить общую характеристику детей дошкольного возраста;
- обосновать значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста;
- изучить методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность применения рекомендаций по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: комплекс методов, включающий теоретические и эмпирические наблюдение, диагностические методики и задания и задания, анкетирование, беседы, методы математической статистики и графической обработки результатов.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 города Верхняя Пышма.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическое изучение психологической и педагогической литературы показало, что поставленные нами отдельные направления проблемы нашли отражение в психолого-педагогической литературе. В то же время стало ясно, что эмоциональное развитие личности проявляется в росте способности к самоконтролю эмоциональных состояний, накопления вербальных и невербальных средств выражения эмоций
В результате проведенного исследования дана характеристика детей дошкольного возраста и проанализированы возможности развития эмоциональности детей дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Модель, которая становится основным источником информации о различных эмоциях человека, важна для эмоционального развития ребенка. Возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения не менее важна или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, ведущих к возникновению различных эмоций.
Исследование проводилось в МБДОО - детском саду №6, в котором приняли участие 12 детей старшей группы № 3. Обобщены результаты методики и показан уровень каждого ребенка.
Проведенное исследование показало, что далеко не у всех детей наблюдается высокий уровень эмоционального состояния, который развивается, в нашем случае, по возрасту, из трех параметров: умение определять особенности выражения эмоциональных состояний; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; умение распознавать простые и сложные эмоции.
Были подобраны специальные игры, направленные на оптимизацию и улучшение эмоциональных состояний и проявлений детей дошкольного возраста. Используется методика игровых упражнений В. М. Минаевой.
Разработаны рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи достигнуты. В то же время проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. - 256 с.
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М.: Высшая школа, 1997. - 268 с.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е. Е. Алексеева. - М. : Сфера, 2008. - 198 с.
4. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 13-17.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2000. - 218 с.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Академия, 2007. - 238 с.
7. Бреслав, Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех [Текст] / Г. Э. Бреслав. - СПб.: 2000. - 212 с.
8. Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 17-20.
9. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас. - М. : Издательство МГУ, 1976. - 144 с.
10. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. - М. : МЕЗАППИ, 1998. - 28 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
13. Выготский, Л. С. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Московского университета, 1992. - 272 с.
14. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : КДУ, 2015. - 400 с.
15. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 650 с.
16. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. - М. : Речь, 2010. - 560 с.
17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Интер, 1996. - 544 с.
18. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
19. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] /: Автореф. дисс. канд. псих. наук :19.00.13 / Н. А. Довгая. - СПб. : С.-Петербургский гос. ун-т, 2012. - 44 с.
...