Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Работа №117903

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения
развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры 8
1.1 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Театрализованная игра как средство развития эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет посредством театрализованной игры 24
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет 24
2.2 Содержание поэтапной работы по развитию эмоциональной
сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры 34
2.3 Выявление динамики развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет 46
Заключение 60
Список используемой литературы 54
Приложение 58

На сегодняшний день проблема развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста выделяется как одна из главных и приоритетных задач современного дошкольного образования.
В условиях дошкольной образовательной организации, содержание работы, сконцентрированной на развитии у детей дошкольного возраста эмоциональной сферы, чрезвычайно актуально. Современные дети все больше времени проводят наедине со всевозможными гаджетами, предпочитая общаться с ними, а не с реальными сверстниками и взрослыми. Поэтому современные дети стали «глухими» к чувствам других. Но никто не отменял мысль о том, что именно «живое» общение обогащает чувственную сферу личности.
Изучением эмоциональной сферы личности является предметом исследования ученых самых разнообразных направлений.
Теории эмоций разрабатывали физиологи и психологи (П. Бард, Ч. Дарвин,У. Кеннон, П.В. Симонов, Д.О. Хеббу, С. Шехтер).
Известный ученый-психолог К. Изард описал так называемые фундаментальные эмоции: радость, интерес, удивление, страдание, страх, гнев, презрение, отвращение, стыд [11].
Изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, И.Ю. Кулагиной, В.М. Минаевой и др.
В качестве средства развития эмоциональной сферы детей многие исследователи рассматривают игровую деятельность - театрализованную игру, оказывающую значительное влияние на образование, воспитание и развитие дошкольников (О.В. Артамонова, Л. Баряева, И. Вечканова, А. Зарин, А. Буренина, Л. Артемова, Е. Трусова, Ю. Клименко, Л. Стрелкова и др.).
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы дошкольников, стоит остановиться на некоторых противоречиях, наметившихся в этой области:
-педагоги, с одной стороны, осознают необходимость развития эмоциональной сферы своих воспитанников, а с другой - препятствуют нормальному эмоциональному развитию детей, устанавливая запреты на выражение ими своих эмоций («Не плачь!», «Нельзя смеяться так громко!» и т. д.);
- педагоги дошкольных образовательных организаций, акцентируя внимание на развитии у детей социальных эмоций (сорадости, сострадания), забывают о том, что развитие данных эмоций, относящихся к эмоциям высшего уровня, подразумевает и развитие так называемых низших эмоций (радость, грусть и др.).
Исходя из обозначенных нами противоречий, можно сделать вывод о том, что проблема развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет является актуальной на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования.
Также выявленные противоречия обусловили постановку ключевой проблемы исследования - каковы возможности театрализованной игры в развитии эмоциональной сферы детей 6-7 лет?
Поэтому мы поставили цель нашего исследования - теоретически и экспериментально обосновать возможность развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Предмет исследования - развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет будет эффективным, если организовать поэтапную работу, в основе которой будут лежать средства театрализованной игры. Организация данной работы включает в себя:
- проведение специальных упражнений, направленных на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона;
- проведение серии занятий, способствующих развитию у детей следующих эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- включение детей в специально организованные сценические ситуации и этюды.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
3. Разработать содержание и экспериментально апробировать этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
4. Выявить динамику развития эмоциональной сферы детей 6 -7 лет после формирующей работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс взаимодействующих методов исследования, адекватных предмету исследования: анализ психолого- педагогической литературы; наблюдение; тестирование; экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция деятельного подхода А.А. Леонтьева,
- теория фундаментальных эмоций К. Изарда,
- теоретические положения о развитии эмоциональной сферы личности А.В. Запорожца,
- положение о специфике театрализованной деятельности А. Салиева.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены возможности театрализованной игры в ходе развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет;
- обоснованы этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Практическая значимость исследования: разработанные этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры, способствующие развитию у детей основных эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление), могут использоваться в практической работе педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области. В исследовании принимали участие 15 детей подготовительной к школе группы.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 3 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц и 2 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие эмоциональной сферы - важное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к той или иной ситуации, служат сигналом для окружающих его взрослых о его состоянии. Кроме этого, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, способствуют социальному и нравственному развитию. Жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных - пресна и бесцветна.
Однако развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание.
Наше исследование было посвящено развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Изучив работы К.Е. Изарда, В.М. Минаевой, А.Д. Кошелевой и др., касающиеся развития эмоциональной сферы, а также работы О.В. Артамоновой, Т.Н. Дороновой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста - театрализованной игре, мы сделали вывод о том, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы практически все образовательные и развивающие задачи, может быть использована в качестве средства, способствующего развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе исследования нами была поставлена цель - выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Результаты констатирующей работы показали, что детей 6-7 лет в основном имеют средний или низкий уровень развития эмоциональной сферы.
Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет будет эффективным, если организовать поэтапную работу, в основе которой будут лежать средства театрализованной игры. Организация данной работы включает в себя:
- проведение специальных упражнений, направленных на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона;
- проведение серии занятий, способствующих развитию у детей следующих эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- включение детей в специально организованные сценические ситуации и этюды.
Нами были разработаны этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры. В процессе проведения формирующей работы были подобраны и организованы специальные упражнения, направленные на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона; разработаны и проведены занятия с элементами театрализованной игры, способствующие развитию у детей следующих эмоций: радости, грусти, страха, гнева и удивления; было организовано включение детей в специально созданные сценические ситуации и этюды, позволяющие детям применять полученные представления и приобретенные умения на практике.
На завершающем этапе исследования нами была проверена эффективность разработанных нами этапов работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры. По результатам контрольного среза мы отметили положительную динамику развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Дети стали более раскрепощенными, научились использовать мимику и пантомимику для демонстрации эмоций, определять эмоции по их графическому изображению, а также по внешнему проявлению. Кроме того, на заключительном этапе формирующей работы, в результате включения в специально созданные сценические ситуации и этюды, у детей появилась возможность практического применения полученных умений и навыков.
Показатель высокого уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет повысился на 13,3%; показатель среднего уровня повысился на 20%; а показатель низкого уровня снизился на 13,3%.
Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Было доказано, что, при условии организации целенаправленной поэтапной работы, театрализованная игра действительно является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.



1. Артамонова, О.В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / О.В. Артамонова. - Тольятти, 1995. - 34 с.
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /
Л.В Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
2. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] /
В.К. Вилюнас. - М., 1976. - 178 с.
3. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1997. - 540 с.
4. Доронова, Т.Н. Развитие детей 6-7 лет в театрализованной
деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. - М., 1999. - 204 с.
5. Ежкова, Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния [Текст] / Н.С. Ежкова. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 156 с.
6. Ежкова, Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика [Текст] / Н.С.Ежкова. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. - 119 с.
7. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества [Текст] / М.В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - 84 с.
8. Запорожец, А. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. Запорожец. - М. : Просвещение,1976. - 96 с.
9. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М. : Педагогика, 1986. - 162 с.
10. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. - М., 1980. - 384 с.
11. Изард, К.Е. Психология эмоций [Текст] / К.Е. Изард. - СПб. : Питер, 2000. - 402 с.
12. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. - 172 с.
13. Ильин, В.П. Эмоции и чувства [Текст] / В.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2014. - 196 с.
14. Клименко, Ю.Г. Театр как практическая психология [Текст] / Ю.Г. Клименко // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. - Минск, 2014. - 268 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А Козлова,
Т.А. Куликова, - М. : Академия, 2012. - 416 с.
16. Кошелева, А. О возможности развития эмоций в игре [Текст] /
A. Кошелева, Л. Абрамян // Дошкольное воспитание, 1982 - № 5. - С. 42.
17. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] : Пособие для воспитателей детского сада / А.Д. Кошелева. - М. : Просвещение, 2000. - 176 с.
18. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. - М. : Просвещение, 1998. - 287 с.
19. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2013. - 314 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М. : РОУ, 1996. - 246 с.
21. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А.С. Макаренко Избр. пед. соч. - М. : Слово, 2007. -Т2. - 486 с.
22. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры [Текст] : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /
B. М. Минаева. - М., 2015. - 182 с.
23. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2012. - 136 с.
24. Петровский, А.В. Психология [Текст] : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. - 420 с.
25. Поздняков, А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России [Текст] : Учебное пособие / А.Н. Поздняков. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. - 143 с.
26. Проблемы дошкольной игры: психолого -педагогический аспект [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 1987. - 142 с.
27. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986. - 120 с.
28. Райковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Райковский; пер. с польского и вступительная статья В.К. Вилюнаса, О.В. Овчинниковой. - М., 1979. - 256 с.
29. Райковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Райковский; пер.мс польского и вступительная статья В.К. Вилюнаса, О.В. Овчинниковой. - М., 1979. - 202 с.
30. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
А.И. Сорокина. - М. : Логос, 2011. - 106 с.
31. Стрелкова, Л.Г. Диагностические и формирующие функции игры -
драматизации [Текст] / Л.Г. Стрелкова // Педагогические проблемы руководства игрой дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред.
А.В. Запорожца. - М., 1979. - 148 с.
32. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 270 с.
33. Теплов, Б.М. Развитие музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Наука, 1973. - 355 с.
34. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 212 с.
35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М. : Просвещение, 1973. - 372 с.
36. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М., 1990. - 68 с.
37. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 194 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ