Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной идентификации у дошкольников средствами сказкотерапии

Работа №96561

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Определение понятия «эмоциональная идентификация» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Проявления эмоциональной идентификации у детей
дошкольного возраста 17
1.3 Сказкотерапия как психологический метод и его возможности
в развитии эмоциональной идентификации у детей дошкольного возраста 27
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ ... 39
2.1 Алгоритм проведения исследования 39
2.2 Обоснование выбора методов и методик 40
2.3. Описание выборки исследования 46
2.4 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 47
2.5 Анализ и интерпретация формирующего эксперимента 57
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Приложение А 84
Приложение Б 98
Приложение В 99
Приложение Г 100
Приложение Д 136
Приложение Е

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста - это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру и окружающим людям и влияющая на познавательную сферу, деятельность и поведение, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение с другими людьми.
Актуальность темы исследования определяется тем, что важную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка играет эмоциональная идентификация - способность отождествлять себя с другим человеком и на этой основе воспринимать, понимать и выражать эмоции. Дошкольный возраст сенситивен для развития эмоциональной идентификации. Тем более, что современные дошкольники не всегда способны не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать и понимать эмоции других людей. Отсюда у дошкольников могут возникать проблемы непонимания окружающих, конфликты в межличностных отношениях со сверстниками, трудности социализации и т.д.
Поэтому актуальным остается на настоящий момент разработка рекомендаций и коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие эмоциональной идентификации дошкольников.
Эмоциональные состояния (эмоции, чувства, аффекты и настроение, стресс, фрустрация) человека рассмотрены в работах таких видных отечественных психологов, как Г.А. Андреева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, К.Е. Изард, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн и др.
Проблемы эмоциональной идентификации дошкольников и изучение вопросов, связанных с особенностями восприятия и понимания старшими дошкольниками эмоциональных состояний человека, посвящены работы современных психологов Э.Б. Егоровой, Т.А. Данилиной, Н.С. Ежковой, Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой, Е.В. Мараткановой, Е.М. Листик, Г.А. Широковой, А.М. Щетининой, Е.Н. Юрчук и др.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для эмоционального и психического развития ребенка, становления его как личности остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого - педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма эмоционального и духовного опыта человечества. Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия (И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Ю. Капская, Л.Д. Короткова, Р.М. Ткач и др.).
Однако несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников и использования сказкотерапии в работе с детьми этого возраста, особенности развития эмоциональной идентификации дошкольников методом сказкотерапии изучены еще недостаточно полно, отсутствуют коррекционно-психологические программы по этому направлению работы педагога- психолога с дошкольниками.
Объект исследования: эмоциональная идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоциональной идентификации с помощью сказкотерапевтического метода в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: разработать и апробировать программу развития эмоциональной идентификации методом сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленных цели и задач решались следующие задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к изучению предмета исследования.
2. Провести подбор методик для исследования эмоциональной идентификации у детей старшего дошкольного возраста и определить уровень ее развития и особенности у испытуемых детей.
3. Подобрать практические приемы, задания и упражнения метода сказкотерапии для развития эмоциональной идентификации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: методы сказкотерапии являются эффективными в развитии эмоциональной идентификации детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории и концепции эмоций и эмоциональных состояний человека (В.В. Бойко, К.Е. Изард, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн);
- исследования особенностей эмоциональной сферы и эмоциональной идентификации детей дошкольного возраста (О.В. Гордеева, Т.А. Данилина, Н.С. Ежкова, Е.И. Изотова, Н.Л. Кряжева, Е.В.Никифорова, Е.М. Листик, Г.А. Широкова, А.М. Щетинина и др.);
- взгляды и идеи на использование сказкотерапии для развития эмоциональной идентификации у детей дошкольного возраста (И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Ю. Капская, Л.Д. Короткова, Т.Л. Мирончик и др.).
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- психодиагностические методы;
- качественный и количественный анализ данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
- уточнено определение понятия «эмоциональная идентификация» применительно к старшему дошкольному возрасту, которое рассматриваются как процесс и результат восприятия, понимания и выражения эмоций, своих собственных и других людей;
разработана психокоррекционная программа развития эмоциональной идентификации методом сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста, которая может быть успешно использована педагогами- психологами. Результаты и выводы исследования, его материалы и разработки являются практической основой для организации работы по развитию эмоциональной идентификации детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии. Они могут быть использованы психологами, педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями детей. Обобщенные результаты работы могут быть использованы в практике подготовки педагогов-психологов, а также в практической деятельности педагогов-психологов общеобразовательных школ и дошкольных организаций.
База исследования: МБДОУ - Детский сад г. Екатеринбурга. Выборку составили 30 детей подготовительной к школе группы детского сада. Возраст детей 6-7 лет.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем исследовании относительно детей дошкольного возраста эмоциональная идентификация рассматривается как восприятие, понимание и выражение эмоций и эмоциональных состояний, своих собственных и других людей (Е.И. Изотова и Е.В. Никифорова).
Развитие эмоциональной идентификации у детей старшего дошкольного возраста предполагает обогащение индивидуального эмоционально-чувственного опыта каждого ребенка, формирование умений правильно воспринимать и понимать свои эмоции и чувства и эмоциональные состояния других людей, находить им вербальное и невербальное выражение, управлять своими эмоциями - особенно при проявлениях высокой тревожности, агрессивности, застенчивости. Правильное восприятие и понимание эмоций у других людей помогают дошкольнику строить общение с другими на основе учета их эмоционального состояния, что способствует эффективности общения, сохранению эмоционального благополучия ребенка, лучшей социализации.
Результаты исследований О.В. Гордеевой, Е.М. Листик, А.М. Щетининой и др. показали, что в проявлениях эмоциональной идентификации старшими дошкольниками существуют следующие особенности:
- они ограничены особенностями детского восприятия (его глобальностью, целостностью, фрагментарностью, эмоциональностью);
- чаще всего дети опираются на выражение лица (глаз, складки у рта);
- более понятными для старших дошкольников оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.) и положительные эмоции, а не их оттенки;
- у ребенка постепенно развивается словарь эмоций, с помощью которого он может передавать свои эмоциональные состояния и описывать эти состояния у других людей;
- легче всего дети выражают эмоции и эмоциональные состояния через мимику и жесты, сложнее им это делать через словесные выражения, пантомимику, позы.
Сказкотерапия - психологический метод, использующий сказочную форму для развития эмоциональной идентификации детей дошкольного возраста (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Методы сказкотерапии способствуют тому, что ребенок, «попадая в сказку» воспринимает и эмоционально проживает ситуации, в которые попадает сказочный герой. Это обогащает эмоциональный опыт ребенка. На занятиях сказкотерапии дети «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоции, учатся понимать эмоциональные состояния героев сказки по лицу, мимике, жестам, позам, поведению, овладевают способами выражения эмоций.
Наша работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровней развития эмоциональной идентификации у детей.
Использовались 3 методики:
1. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
2. Методика на выявление представлений ребенка об эмоциональных состояниях или переживаниях сверстника и своих собственных Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой (индивидуальная беседа)
3. Методика «Отражение чувств» О.В. Дыбиной.
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста преобладающими являются низкий и средний уровни эмоциональной идентификации - по 43,2% (13 детей).
Мы выявили следующие особенности эмоциональной идентификации у старших дошкольников.
1. Наиболее успешно дети воспринимают и понимают эмоциональные состояния радости, страха, злости, испуга, гнева, горя, грусти и спокойствия.
2. Наиболее трудными для восприятия, понимания и выражения оказались для детей эмоции разочарования, недоверия, сожаления и смущения.
3. Детям старшего дошкольного возраста легче воспринять и понять эмоциональное состояние человека по экспрессивности лица, нежели по пантомимике (позе) и еще труднее - по поступкам, когда эмоции не очень четко выражены на лице и в позе.
4. У детей недостаточно полным является словарь эмоций.
Полученные нами данные согласуются с результатами других исследователей (К.Е. Изарда, Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой, Г.А. Широковой).
На основе полученных данных мы составили психокоррекционную программу, цель которой - развитие эмоциональной идентификации у детей старшего дошкольного возраста методами сказкотерапии. Программа составлена на основе учета важнейших принципов развивающей психокоррекционной работы с дошкольниками. Основной метод работы с детьми - групповая сказкотерапия. В программу включен комплекс психотерапевтических методов (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, элементы психогимнастика). Благодаря специально подобранным сказкам и методам сказкотерапии у детей развивается эмоциональная сфера: формируются представления об эмоциях и чувствах, о способах их выражения, повышается уровень восприятия и понимания эмоциональных состояний - своих собственных и других людей. Дошкольники приобретают опыт, необходимый для адекватного проявления эмоций и социально - коммуникативного поведения в обществе благодаря тому, что у них сформировано умение воспринимать и понимать эмоциональные состояния людей, обогащен словарь эмоций, с помощью которое дети могут выражать, объяснять, оценивать свои эмоциональные состояния и состояния другого человека, произвольно их выражать и регулировать, преодолевать тревожность, агрессивность, застенчивость.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в развитии эмоциональной идентификации у детей старшего дошкольного возраста. Это дает нам основание для вывода о том, что цель и задачи работы полностью выполнены.
Мы доказали, что, комбинируя различные методы сказкотерапии на психокоррекционных занятиях со старшими дошкольниками можно развить у детей эмоциональную идентификацию.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник для вузов / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект-Пресс, 2017. - 363 с.
2. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - Санкт-Петербург : ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 96 с.
3. Бодалев, А.А. Основные особенности эмпатического понимания [Текст] / А.А. Бодалев, Т.Р. Каштанова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С.17-25.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. - МОСКВА : Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - Москва : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 223 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расшир. - Москва; Санкт- Петербург : АСТ; АСТ-Москва ; Прайм-Еврознак, 2008. - 754 с.
7. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков. - Москва : Академия, 2014. - 144 с.
8. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Под ред. А.А.Бодалева. - Краснодар: Изд-во КГУ, 1975. - С. 45-56.
9. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) [Текст] / А.В. Гнездилов. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 292 с.
10. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева //
Вопросы психологии. - 2012 - №2. - С.114-116.
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - Москва : Мир словарей и энциклопедий, 2014. - 11465 с.
12. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - Москва : Айрис-пресс, 2004. - 124 с.
13. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. - Москва : Академический проект, 2011. - 268с.
14. Ежкова, Н.С. Социализация дошкольников через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 5 (110). - С. 9-13.
15. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Ежкова. - Москва : Владос, 2013. - 91 с.
16. Жигалко, О.Н. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие для педагогов / О.Н. Жигалко. - Москва : Белый ветер, 2013. - 84 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 254 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2011. - 240 с.
19. Иванова, Г.П. Театр настроений [Текст] / Г.П. Иванова. - МОСКВА : Скрипторий 2003, 2014. - 174 с.
20. Изард, К.Е. Психология эмоций [Текст] / К.Е. Изард. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 464 с.
21. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - Москва : Академия, 2004. - 288 с.
22. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт- Петербург : Питер, 2015. - 783 с.
23. Капская, А.Ю. Развивающая сказкотерапия для детей. Планета
79
чудес [Текст] / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. - Санкт-Петербург: Речь, 2016.
- 230 с.
24. Карпов, А.В. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Карпов.- Москва : Гардарики, 2005. - 374 с.
25. Кордуэлл, МОСКВА Психология А-Я [Текст] : Словарь-
справочник. Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2000 г. - 448 с.
26. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.Д. Короткова. - Москва : Детство-пресс, 2015. - 128с.
27. Краткий словарь психологических терминов [Электронный ресурс] http://cpms-smol.ru/spec-mp/139-kspt
28. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития, 2014. - 272 с.
29. Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье [Электронный ресурс] : дис. канд. психол. наук / В.П.Кузьмина. - Новгород, 1999. - 21 с.https://search.rsl.ru/ru/record/01003197949
30. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва : Академический проект, 2015. - 420 с.
31. Листик, Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте [Текст] : дис. канд. психол. наук / Е.М. Листик. — Москва, 2003. — 175 с.
32. Листик, Е.М. Исследование развития способности к распознаванию
эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Листик // Вестник Московского городского педагогического
университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - № 2. - С. 68-81.
80
33. Маратканова, Е.В. Развитие навыков распознавания эмоций детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Маратканова, Э.Б. Егорова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 8. - С. 118-125.
34. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст] / М.Н. Мельников. - Москва : Просвещение, 2013. - 240 с.
35. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия и игры [Текст] / В.М. Минаева. - Москва : Аркти, 2015. - 164 с.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ.вузов / В.С. Мухина. - Москва : Академия, 2015. - 417 с.
37. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - Москва : Мир и образование; Оникс, 2011. - 736 с.
38. Отвагина, Т.В. Терапия [Текст] / Т.В. Отвагина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 367 с.
39. Первин, Л.А. Психология личности : Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под ред. В.С. Магуна [Текст] / Л.А. Первин, О.П. Джон. - Москва : Аспект Пресс, 2001. - 607 с.
40. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. - Москва : Академия, 2011. - 174 с.
41. Психология эмоций. Тесты [Текст]; под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
42. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А. Ребер. - Москва : Вече, 2005. - 1152 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720 с.
44. Русланов, Д.В. Психология. Базовая теория и практика [Текст] / Д.В. Русланов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Харьков : Полиграф-М, 2016. - 464 с.
45. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - Москва Прогресс, 1982. - 227 с.
46. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р.М. Ткач. - Санкт-Петербург: Речь, 2013. - 118 с.
47. Тютюева, И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми
дошкольного возраста [Текст] / И.А. Тютюева // Концепт. - 2015. -
Спецвыпуск № 12. - С. 34-36.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студентов пед. институтов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - Москва : Просвещение, 2013. - 295 с.
49. Ушинский, К.Д. История воображения [Текст] / К.Д. Ушинский. - МОСКВА : Владос, 2015. - 23 с.
50. Чекрышова, Н.В. Сказкотерапия как метод психологической коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Чекрышова, В.О. Штумф // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка. Сбор. науч. статей по психологии детства. гл. ред. В.А. Ковалевский; отв. за вып. О.В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т иМосква В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - С. 58-64.
51. Чуковский, К.И. Чукоккола [Текст] / К.И. Чуковский. - Санкт- Петербург: Речь, 2014. - 534 с.
52. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов на-Дону: Феникс, 2013. - 236 с.
53. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека [Текст] / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8. - С. 64-67.
54. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
55. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для
82
вузов; под ред. А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - Москва : Академия, 2013. - 176 с.
56. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: метод. рекомендации / Е.Н. Юрчук. - Москва : Сфера, 2013. - 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ