Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №32352

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
947
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . 7
1.1 Понятие эмоций и их классификация 7
1.2 Исследование эмоциональной сферы отечественными и
зарубежными психологами 15
1.3 Особенности развития эмоциональной сферы старших
дошкольников 21
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Организация и этапы исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ

Эмоциональная сфера ребенка представляет собой одну из важнейших составляющих его психического развития, которая способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. А дошкольный возраст считается благоприятным периодом для организации деятельности по эмоциональному развитию детей, так как ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения культурных и социальных ценностей, стремится к признанию себя в обществе других людей.
Для ребенка эмоции становятся определителем ценности предметов и явлений, своего рода эталоном их качества. Благодаря им дети овладевают нормативными категориями, образцами их проявления, что способствует первоначальному становлению эмоциональной культуры личности. Дошкольник с уже сформировавшимися эмоциями и чувствами может спокойно преодолевать эгоцентризм, быстрее включаться в учебно-познавательные ситуации, а также успешнее самореализовываться в деятельности [12].
Формирование эмоциональной сферы у дошкольника, главным образом, сосредоточено на появлении способности осуществлять контроль, регулировать и управлять чувствами, т.е. на произвольности поведения. У дошкольников образовывается эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его беспокоиться в отношении вероятных результатов деятельности, предугадывать реакции других людей на его поступки [38, с. 289].
В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также свободно выражать внешние признаки эмоции с помощью мимики и пантомимики. Тем не менее, эмоции детей остаются импульсивными, в физиологическом плане это говорит о преобладании процесса возбуждения над процессом торможением. Что касается приближения времени поступления в школу, дети реагируют на него по-разному: у одних это вызывает чувство тревоги, у других - чувство радости [9, с. 262].
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии.
Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна также и на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства. Кроме того, дошкольный возраст является сенситивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе.
Более того, эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место. Вполне вероятно, это связано с тем, что эмоции довольно сложны для изучения, что фиксировалось такими ведущими психологами, как П.К. Анохин, В. Вундт, У. Джемс, Ф. Крюгер, А.Н. Леонтьев, Р. Липер, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, 3. Фрейд [34].
Эмоциональное становление дошкольника является одним из наиболее значимых критерий, которые обеспечивают эффективность процесса обучения и воспитания, и развития различных сторон его личности. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие развитого взрослого человека и способствующие вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они зарождаются и развиваются на протяжении детства под воздействием социальных условий жизни и воспитания.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Изучить понятие «эмоция» и классификацию эмоций.
3) Выявить особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников, дать интерпретацию полученных результатов.
4) Сформулировать выводы по полученным результатам.
Для изучения данной проблемы были выбраны и использованы следующие методы и методики: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, количественный и качественный методы обработки данных; методика, направленная на изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; методика для изучения восприятия детьми графического изображения эмоций; методика «Восприятие и понимание детьми эмоционального состояния человека» (по Г.А. Урунтаевой).
В своем исследовании мы опирались на труды А.М. Щетининой, которая в своем исследовании показывает, что восприятие детьми эмоционального состояния человека, прежде всего, базируется на мимической выразительности лица: первоначально - на верхних
экспрессивных признаках (глаза, брови), затем - на нижних (рот, носогубная складка) [43, с. 28]. Также она отмечала, что у дошкольников со временем формируется способность устанавливать эмоциональное состояние других людей, и это умение находится в зависимости не только от возраста детей и накопленного ими опыта, но и от модальности эмоции. Особый интерес вызвали труды О.А. Денисова и О.Л. Леханова, где утверждалось, что к 5-6 годам дошкольник должен обладать способностью распознавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния радости, грусти, гнева, удивления и испуга, уметь передавать свое настроение в рассказе и эмоциональные состояния, а также уметь определять эмоции героев сказки [42, с. 52]. Также Н.Я. Семаго изучала потенциал адекватной идентификации эмоционального состояния, точности и качества этого процесса с помощью демонстраций эмоциональной лицевой экспрессии [35, с. 118].
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные о психолого-педагогических условиях, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста, могут помочь воспитателям и психологам дошкольных учреждений при разработке программ развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, а также для оказания психологической помощи детям со стойкими негативными эмоциональными состояниями, такими как агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность. Материалы исследования могут быть использованы для обогащения знаний педагогов ДОО и родителей в области развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Результаты теоретического исследования апробировались в рамках XIX Международной научно-практической конференции «Научный форум: педагогика и психология» (Москва, Россия, 03 мая 2018 г.).
Результаты эмпирического исследования апробировались в рамках Международной научно-практической конференции «Actual problems of applied sciences»/ «Актуальные проблемы прикладных наук» (Барселона, Венесуэла, 01 июня 2018 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая главы), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: понятие и виды эмоций, теории возникновения эмоциональных состояний человека, особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников, а также методы и методики ее исследования.
Подводя итог к вышесказанному, следует еще раз отметить ключевые моменты, характеризующие эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Эмоции - класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями.
На основе теоретического анализа существующей психолого-педагогической литературы выяснилось, что единогласной классификации эмоциональных состояний не существует. Тем не менее, многие исследователи приводят свои классификации. Например, А.Н. Леонтьев выделяет три вида эмоциональных процессов: аффекты, эмоции и чувства. Н.Я. Грот предлагает группировать эмоции, согласно двум основным душевным состояниям: оптимизм и пессимизм. Также были выделены такие виды эмоций как: настроение - некое эмоциональное переживание, чувства - как совокупность различных эмоций, страсти и стресс.
Многие зарубежные и отечественные ученые и исследователи изучали эмоциональную сферу человека на протяжении многих лет и в связи с этим приводили свои теории, объясняющие возникновение эмоций у человека. Так, Ч. Дарвин в результате наблюдения за человекообразными обезьянами пришел к выводу о том, что любой живой организм обладает простейшими или биологическими эмоциями. Позже в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» продемонстрировал эволюционный путь развития эмоций и объяснил происхождение их физиологических проявлений. В результате назвав это эволюционной теорией. П.К. Анохин в рамках биологической теории эмоций рассматривает их как биологический продукт эволюции. По его мнению, появление потребностей влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, что в свою очередь содействует быстрому удовлетворению потребностей. А когда потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Также в рамках исследования были рассмотрены следующие теории: Периферическая теория эмоций У. Джеймса и Г. Ланге, Ассоциативная теория В. Вундта, Психоаналитическая теория эмоций 3. Фрейда, Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда и другие.
Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника 5-6 лет преимущественно связано с появлением у него новых интересов, потребностей и мотивов. Он легче контролирует свои эмоции в этом возрасте, проявляет эмпатию и чувство долга. Ребенок обладает эмоциональной впечатлительностью, отзывчивостью на яркие предметы и явления, а также все его действия характеризуются эмоциональной окрашенностью.
Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести эмпирическое исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Эмпирическая работа проводилась на основе методик взятых из пособия В.М. Минаевой: методика, направленная на изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; методика для изучения восприятия детьми графического изображения эмоций, а также по методике Г.А. Урунтаевой «Восприятие и понимание детьми эмоционального состояния человека».
В результате исследования выяснилось, что детям старшего дошкольного возраста для понимания доступен большой спектр эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление, обида, вина. Они имеют хорошее представление об эмоциональных состояниях людей, знают характерные признаки эмоций, умеют различать их по выражению лица и пантомимическим выразительным средствам, хотя наибольшее внимание обращают именно на экспрессию лица (выражение глаз и мимическая складка рта). Мимическая экспрессия является основным средством, которую используют дети при демонстрации эмоциональных состояний людей. При этом положительные эмоции воспроизводятся ими произвольно и с большим желанием, чем отрицательные. Наряду с этим у детей можно наблюдать улыбку, смех, блеск в глазах. Некоторые дети используют жесты и телодвижения. Дошкольники хлопают в ладоши при изображении радости, закрывают лицо руками, изображая испуг или грусть, сжимают кулаки при показе эмоции злости. Самые яркие эмоции ребенок переживает, сравнивая себя с положительными литературными персонажами, активно выражая эмпатию.
Ребенок-дошкольник использует мимические и пантомимические выразительные средства и при отгадывании эмоционального состояния человека по картинке. При восприятии графического изображения эмоции дети достаточно хорошо дифференцируют ее по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определяют причины того или иного настроения, вырабатывая и совершенствуя при этом умение откликаться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие.
Способ восприятия детьми экспрессии является еще не совсем устойчивым. С возрастом он изменяется и совершенствуется от довербального и диффузно-аморфного типов, когда ребенок не может назвать эмоцию, но определяет ее по характерным признакам или же называет эмоциональное состояние, но не точно, к аналитикосинтетическому восприятию экспрессии, когда дошкольник может с легкостью дифференцировать элементы выразительности.
Тип восприятия эмоций воздействует и на уровень их понимания детьми. Но это воздействие не представляется прямым и однозначным. Тем не менее, чем более совершенным, дифференцированным и вместе с тем целостным становится восприятие детьми экспрессии, тем выше становится и степень осмысливания ими эмоционального состояния человека, т.е. уровень его понимания.
На основе анализа вышеперечисленного можно заключить, что для успешного развития эмоциональной сферы ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей.
Родители были проинформированы о результатах эмпирического исследования на родительском собрании, которое состоялось 24 мая 2018 года [см. Приложение]. На собрании присутствовало 30 человек.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что материал, представленный в данной выпускной квалификационной работе, позволяет утверждать, что цель нашего исследования, которая заключается в изучении особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, была достигнута, и все задачи решены.



1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 2006. - 173 с.
2. Бакланова Н.К., Данилова Л. В. Эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности // Воспитание школьников. - 2016. - № 8. - С. 43-49.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. - М.: Феникс, 2015. - 270 с.
4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с.
5. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие: Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. - 512 с.
7. Выготский Л.С. Учения об эмоциях. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 160 с.
8. Гиноян Р.В., Хомутов А.Е. Физиология эмоций: Учебно
методическое пособие. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. - 66 с.
9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2008. - 688 с.
10. Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 86-90. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm (дата обращения: 21.12.2017).
11. Додонов Б.И. Информационные теории эмоции // Психологический журнал. - 2008. - №2. - С. 104-116.
12. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, Часть1. - М.: ВЛАДОС, 2010 г. - 91 с.
13. Запорожец А.В., Неверович Я.З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 59-73.
14. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович.
- Науч. -исслед. ин-т. дошк. воспит. Вопросы психологии. - 2008. - № 2 - С.111-134.
15. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.
16. Изард Кэррол Э. Эмоции человека. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.
17. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
19. Какорина Н.А., Юрина Е.В. Педагогический проект «В детский сад с улыбкой» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 3. - С.19 - 23.
20. Карелина И.О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. - Прага.: Vedeckovydavatelskecentrnm «Sociosfera-CZ», 2017. - 157 с.
21. Карпухина О.Н. Краткий курс по психологии: учеб. пособие. - М.: Издательство «Окей-книга», 2007. - 126 с.
22. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. - Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1999. - 24 с.
23. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
24. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов и родителей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
25. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 2006. - 208 с.
26. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. -40 с.
27. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
28. Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Мир, 1973. - 647с.
29. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.- М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
30. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
31. Нуркова В.В. Психология: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.
32. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 524 с.
33. Пуни А.Ц. Очерки психологии. - М.: Смысл; «Академия», 2009 - 154 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 705 с.
35. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
36. Столяренко Л.Д. Психология: краткий курс лекций. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 173 с.
37. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 520 с.
38. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
39. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
40. Фресс П. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия, Том 1 / Ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. - Москва: Высшая школа, 2002. - 744 с.
41. Шингаров Г.Х. Сознание и эмоции: Проблемы сознания. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 558 с.
42. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: мнография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 124 с.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Книга по требованию, 2013. - 228 с.
44. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие. - Москва: Академия, 1999. - 292 с.
45. Основные классификации эмоций и чувств [Электронный ресурс].
URL: https://studfiles.net/preview/4363425/page:5/ (дата обращения 26.10.2017) .
46. Основные теории эмоций [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3286480/page:13/ (дата обращения 2.11.2017).
47. Эмоциональный мир старшего дошкольника [Электронный ресурс]. URL: https://rebenkoved.ru/psihologiya/emotsionalnyj -mir-starshego- doshkolnika.html (дата обращения 20.11.2017).
48. Этический кодекс психолога-диагноста [Электронный ресурс].
URL: http://www.psyguides.ru/sgalls-540-1.html (дата обращения 20.03.2018) .
49. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от
07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53. - Ст. 7598.
50. Carroll E. Izard .Facial Expressions and the Regulation of Emotions. Journal of Personality and Social Psychology 1990, Vol. 58, No. 3, 487-498 p.
51. Oster H., Ekman P. Facial behavior in child development // Collins W. A. (ed.) Minnesota Simposium on child psychology. V. 11. - N.Y, 1968.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ