Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №98104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6
1.1. Понятие об эмоциях и чувствах в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3 Анализ программ дошкольного образования в контексте развития
эмоциональной сферы детей 24
1.4 Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 30
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА 36
2.1 Изучение начального уровня сформированности эмоциональной сферы
у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в
образовательном процессе детского сада 43
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по теме исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации и развития ребенка дошкольного возраста. Исходя из этого эмоциональное и социальное развитие является одной из актуальных задач осовремененного дошкольного образования.
Эмоции и эмоциональное развитие изучали отечественные и зарубежные ученые: К. Э. Изард, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, Л. М. Веккер и другие, которые изучали механизм возникновения, формирования и развития эмоций. Ученые доказали, что формирование и основное развитие эмоциональной сферы происходит детском возрасте.
В настоящее время взрослые все больше занимаются физическим и познавательным развитием детей. И довольно часто упускают сензитивность дошкольного возраста в эмоциональном развитии детей, которое тесно связано с личностным развитием ребенка, его психологическим благополучием и успехом в социуме.
Данный вопрос становится все более актуальным в связи с увеличением интереса к практическому интеллекту, который включает в себя социальный и эмоциональный интеллект. Ученые пришли к выводу, что человек с развитым эмоциональным и социальным интеллектом более успешен в общении, что влияет на успехи в игровой деятельности, в учебе, профессии. Следствием недостатков развития эмоционального интеллекта в частности и эмоциональной сферы в целом в дошкольном возрасте могут стать затруднения в распознавании и описывании собственных эмоций и эмоций окружающих их людей, трудности выражения эмоциональных состояний социально приемлемым способом. Все эти факторы могут вызывать конфликтные ситуации внутри детской группы, внутриличностные проблемы, которые выражаются в тревожности, гиперреактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и т.д., что в целом затрудняет социализацию как в дошкольном возраст, так и на более поздних этапах развития.
Проблемой исследования является ответ на вопрос: какие педагогические методы, приемы и формы работы с детьми обеспечивают эффективное эмоциональное развитие в дошкольном возрасте?
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: цикл занятий, направленный на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике план занятий по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В исследование введено ограничение согласно которому педагогическая работа строится с детьми старшего дошкольного возраста и развитие эмоциональной сферы указанной возрастной группы детей осуществляется в двух направлениях: восприятие и понимание эмоциональных состояний.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие об эмоциональной сфере человека.
- описать особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
- проанализировать программы дошкольного образования в контексте развития эмоциональной сферы детей.
- выявить методические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастав образовательном процессе детского сада.
- отобрать методики диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и определить начальный уровень сформированности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
- разработать план занятий по развитию эмоциональной сферы, в котором описать приемы и формы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
- проанализировать результаты опытно-поисковой работы согласно цели исследования.
Для достижения поставленных задач использовались методы: изучение и обобщение, наблюдение, тестирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) - детский сад № 146 г. Екатеринбурга. В исследовательской работе участвовало 10 детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 58 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе представлен анализ литературы, который показывает, что эмоциональное развитие актуально (К.Э Изард, П. М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн). Эмоциональная развитость влияет на то как человек обращается с самим собой и на его взаимоотношения в социуме. Именно в дошкольном возрастном периоде происходит основное развитие эмоциональной сферы (Е. И. Изотова, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович).
Эмоции рассматриваются как это особый класс субъективных психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Выявлена степень разработанности проблемы эмоционального развития в основных и парционных программа. Информация, полученная в результате изучения, показала, что данная тема является актуальной и продолжает развиваться.
В результате анализа литературы были определены критерии сформированности эмоционального уровня дошкольников (Е.И. Изотова). К показателям были отнесены: восприятие экспрессии, понимание эмоции, идентификация эмоций, структура эмоциональных представлений, уровень произвольного выражения эмоций.
В целях выявления развитости эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОО была проведена диагностика, в которой участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Результаты диагностики показали наличие разных уровней эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень 2 ребенка, средний уровень 6 детей, низкий уровень 2 ребенка. По результатам диагностики видно, что развитию эмоциональной сферы детей уделяется недостаточно внимания со стороны воспитателей и родителей. У детей наблюдались проблемы с выражением своих эмоций. В основном это связанно с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей, по разумению взрослых, ситуации, запрет на слезы, запрет на выражение страха, агрессии. Часто за нарушение запрета следует наказание, что повышает уровень тревожности у ребенка.
Работа по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников экспериментальной подгруппы проводилась поэтапно:
1 этап - знакомство детей с эмоциями; учить различать эмоции; учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
2 этап - продолжение знакомства и расширение знаний детей об эмоциях; закрепление уже полученных знаний; развивать воображение и эмпатию детей.
3 этап - закрепление знаний об эмоциях; развитие эмпатии.
Повторная диагностика показала улучшение в развитии эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы. По результатам работы можно сделать вывод, что дети стали лучше понимать экспрессивные признаки других людей и выводить предположения о причине эмоционального состояния другого, основываясь на понимании эмоционального содержания. Повысилась самостоятельность детей в ситуациях, где необходимы сопереживание и поддержка. Дети начали лучше идти на контакт со взрослыми и сверстниками.
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследований констатирующего и контрольного характера в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Для развития эмоциональной сферы детей в детском саду необходима системность. Работа педагогов должна быть скоординированной, чтобы избежать повторений и работать по темам последовательно. Необходимо, чтобы процесс развития ребенка происходил не только в ДОО, но и в семье. Совместная с родителями деятельность помогает заинтересовать родителей в жизни садика и помогает в улучшении взаимопонимания между родителями и педагогами.



1. Arnold, M. B. Emotion and Personality.Vol. 1, Psychological Aspects Columbia University Press, New York, 1960. - 296 p.
2. Hunt, J. McV. Intrinsic motivation and its role in psychological development. Nebraska Symposium on Motivation, 1965, - 282 p.
3. Schachter, S., & Singer, J. Cognitive, Social, and Physiological Determinants of Emotional State.Psychological Review 1962, - 399 p.
4. Spitz R.A. Anaclytic depression // Psychoanalytic Study of the Child. - 1946. - 342 p.
5. Анохин, П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Просвещение, 2007. - 318 с.
6. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
7. Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 - 109 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / сост. В. П. Зинченко. М. : АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2008. - 826 с.
10. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] / Л. М. Веккер. - М. : Смысл; Академия, 2009. - 544 с.
11. Венгер, Л. А. Программа Одаренный ребенок [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Новая школа, 1995. - 61 с.
12. Вильям, Дж. Mind [Текст] / Дж. Вильям // Британский научный журнал. - 1884. - №3. - 47 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. - 512 с.
14. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений т.4 : сб. ст. - М. : Эксмо, 2009. - 509 с.
15. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
16. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
17. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст] / Ч. Дарвин. Спб. : Питер, 2013. - 320 с.
18. Дельгадо, Х. Мозг и сознание [Текст] / Х. Дельгадо. М. : Мир, 1971. - 266 с.
19. Додонов, Б. И. Информационные теории эмоции [Текст] / Б. И. Додонов // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - С. 45-116.
20. Доронова, Т. Н. Из детства в творчество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей пятого года жизни [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : ТЦ Сфера, 1997. - 207 с.
21. Драганчук, Л. С. Поведение победителей [Текст] / Л. С. Драганчук. - М. : Проспект, 2015. - 173 с.
22. Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ / М. : Легион, 2015. - 212 с.
23. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : ТЦ Сфера, 1985. - 176 с.
24. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
25. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
26. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. 2 изд. [Текст] / Е. П. Ильин. Спб. : Издательский дом «Питер», 2013. - 784 с.
Т1. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 190 с.
28. Кеннон, В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости [Текст] / В. Кеннон. - Л. : Прибой, 1927. - 200 с.
29. Князева, О. Л. Я, ты, мы [Текст] : учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Дрофа ; ДиК, 1999. - 128 с.
30. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] /
A. Д. Кошелева, А. Д. Перегуда, О. А. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 116 с.
31. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. И. Донскова.- М. : Генезис, 2002. - 208 с.
32. Кудрявцев, В. Т. Наука о детстве и современное образование: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития [Текст] : учеб. пособие для студентов /
B. Т. Кудрявцев, А. В. Запорожец. М. : Высш. шк., 2005. - 239 с
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
34. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / B. М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2003. - 48 с.
35. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Я. З. Неверович. - М. : Педагогика, 1986. - 306 с.
36. Немов, Р. С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
37. Пашкевич, Т. Д. Программа социально эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым» [Текст] / Т. Д. Пашкевич. - Барнаул: АКИПКРО, 2002. - 132 с.
38. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детский сад - Дом радости [Текст] / сост. Н. М. Крылова [и др.]. М. : ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
39. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство [Текст] / сост. Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280с.
40. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Радуга [Текст] / сост. Т. И. Гризик [и др.]. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
41. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Истоки [Текст] / сост. Е. В. Трифонова [и др.]. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
42. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Радуга [Текст] / сост. С. Г. Якобсон [и др.]. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
43. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Развитие [Текст] / сост. Е. В. Андреева [и др.]. - М. : НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера, 2015. - 168 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/
С. Л. Рубинштейн. - М. : Олма-пресс, 2008. - 238 с.
45. Салмина, Н. Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах [Текст] / Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова. - М. : Академия, 2007. - 192 с.
46. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М. : Наука, 1981. - 45 с.
47. Стрелкова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. : Академия, 1985. - 135 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобор. Науки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.
49. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. - СПб. : Ювента, 1999. - 318 с.
50. Хрестоматия по психологии [Текст] : хрестоматия / под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. - 448 с.
51. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст] / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 1998. - 210 с.
52. Шакуров, Р. Х. Человек формируется с детства [Текст] / Р. Х. Шакуров. - М. : Педагогика, 1972. - 110 с.
53. Шингаров, Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности [Текст] / Г. Х. Шингаров. - М. : Наука, 1971. - 224 с.
54. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 360 с.
55. Эльконин, Д. Б. Психология развития человека [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
56. Юсупов, И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание
[Текст] / И. М. Юсупов. - М. : Педагогика, 1993. - 218 с.
57. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 304 с.
58. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 2009. - 621 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ