Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование горнозаводского менталитета у учащихся в процессе подготовки их к инженерной деятельности

Работа №93545

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Дидактические основы формирования горнозаводского менталитета в процессе обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Горнозаводской менталитет, его особенности 7
1.2. Особенности менталитета современного инженера 13
1.3. Методический анализ проблемы формирования горнозаводского
менталитета у учащихся в процессе в процессе подготовки их к инженерной деятельности 18
Глава 2. Методика формирования горнозаводского менталитета у учащихся в процессе подготовки их к инженерной деятельности 23
2.1. Диагностические цели для формирования горнозаводского
менталитета 23
2.2. Принципы, основания, критерии отбора содержания учебного
материала и видов деятельности для формирования горнозаводского менталитета 28
2.3. Оценка уровня сформированности горнозаводского менталитета 34
Глава 3. Организация проведения и результаты опытно поисковой работы для оценки уровня сформированности горнозаводского менталитета 51
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе 51
3.2. Организация и проведение констатирующего, обучающего и
контрольного этапов опытно-поисковой работы 54
Заключение 63
Список литературы 65

В дни современного общества инженерно-техническая деятельность принимает все более многогранное значение. Задачи по применению и внедрению научных разработок, повышение качества в научных исследованиях и открытиях ставят в наше время инженерно-техническую деятельность на передний план экономики и культуры [29]. Прогресс профессионального мышления инженеров подразумевает процесс формирования задач, совокупность всех проблем и возможностей применения не только в одном смысле конкретного слова, но и также в осознании инженерной деятельности в целом, её значение и решение в более масштабном плане [28].
В России, в настоящее время, некоторые промышленные регионы испытывают дефицит кадров. В Уральском федеральном университете проводились исследования причин этого [50]. Были выявлены следующие основные причины: нежелание студентов ВУЗов идти на предприятия, низкая мтивация овладения инженерными специальностями и несоответствие молодых специалистов требованиям работодателя. Все это позволяет сформулировать важную задачу воспитания современных инженеров, знающих производство, имеющих характерные знания по своему профилю и готовых работать в производственных условиях.
В связи с этим интерес к развитию инженерного мышления осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, так в Уральском регионе указом губернатора Свердловской области утверждена комплексная программа «Уральская инженерная школа», целью которой стало обеспечение условий для подготовки кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона. Важным условием для подготовки высококвалифицированного инженерно-технического персонала является формирование горнозаводского менталитета [51].
Профессиональный горнозаводской менталитет есть системное социально-психологическое образование, которое интегрирует весь социально-культурный опыт личности и определяет объективную и субъективную принадлежность личности к определенной профессиональной группе. За годы существования горнозаводской цивилизации сложился определенный уклад жизни и своя система ценностей. Наиболее важные из них - служение Отечеству, патриотизм, преданность делу, профессионализм, терпение. Современному инженеру необходимы как эти качества личности, так и другие ценности, соответствующие современной социокультурной обстановке. К наиболее важным отнесем обучение на протяжении всей жизни, умение работать в команде, осуществлять эффективную деятельность, конструктивно мыслить и др.. Сохранение лучших традиций горнозаводского менталитета и формирование новых ценностей у молодежи позволит получить высоко квалифицированных специалистов готовых успешно работать по специальности на предприятиях того региона, откуда они родом [30].
Стоит отметить, что проблема формирования горнозаводского менталитета у школьников возникла совсем недавно. Интерес к изучению горнозаводской цивилизации, ее особенностей, системы ценностей, значения при формировании инженерного мышления можно увидеть в трудах современных ученых, Чубова Е.П, Баранниковой Е.Г., Тонкошкуровой И.В., Голиковой С.В.,Крутеевой О.В. и Мининой О.Ю. и т.д.. Было признано, что изучая особенности горнозаводской цивилизации, мы выявляем отличительные черты их менталитета, систему ценностей и традиций, для мотивации молодежи к овладению инженерно-техническими специальностями и к успешной работе по специальности на предприятиях того региона, откуда они родом [17]. В связи с этим возникла проблема формирования горнозаводского менталитета при подготовке детей к инженерной деятельности, в этом и заключается актуальность данной работы.
Таким образом, выявляется противоречия между потребностью общества в высококлассных инженерах для высокотехнологичных производств и отсутствием необходимой подготовки таких личностей; потребностью общества в технической, активной, самостоятельно мыслящей личности и недостаточной научной обоснованностью педагогических условий и средств воспитания; между необходимостью целенаправленного формирования и развития инженерного мышления учащихся на основе горнозаводского менталитета и отсутствием соответствующих методик по формированию горнозаводского менталитета при подготовке учащихся к инженерной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования горнозаводского менталитета учащихся при подготовке их к инженерной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование горнозаводского менталитета учащихся в процессе обучения физике.
Гипотеза. Формирование горнозаводского менталитета будет успешным, если:
1) Будут выделены основные содержательные элементы горнозаводского менталитета и осуществлен учет их особенностей;
2) Будет разработана и апробирована методика формирования горнозаводского менталитета с учетом основных требований к организации деятельности по реализации культурно исторических традиций;
3) Для оценки и корректировки учебного процесса будет использована педагогическая диагностика, позволяющая определить степень сформированности горнозаводского менталитета.
Исходя из поставленной цели исследования, были определены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2) Выявить сущность и определить содержание понятия «горнозаводской менталитет»;
3) Определить структурно-содержательные компоненты горнозаводского менталитета и конкретизировать педагогические условия его становления у обучаемых;
4) Разработать методику деятельности учителя по формированию горнозаводского менталитета у учащихся в процессе подготовки их к инженерной деятельности;
5) Осуществить проверку эффективности разработанной методики, направленной на формирование горнозаводского менталитета для учащихся общеобразовательной школы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы педагогического исследования: общетеоретические (анализ, синтез,
сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, группирование и др.), эмпирические (пед. наблюдения, пед. измерения, пед. эксперименты).
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы и заключение. Общий объем работы составляет 69 страниц, список использованной литературы состоит из 56 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе работы проанализировали психолого - педагогическую и методическую литературу. Это позволило определить состояние проблемы в педагогической теории и практике и сделать вывод, что проблема формирования горнозаводского менталитета у школьников возникла совсем недавно. Было признано, что изучая особенности горнозаводской цивилизации, мы выявляем отличительные черты их менталитета, систему ценностей и традиций, для мотивации молодежи к овладению инженерно­-техническими специальностями и к успешной работе по специальности на предприятиях того региона, откуда они родом.
2. Дано собственное определение понятию менталитет,
с помощью контент - анализа.
Менталитет — это образ мышления, совокупность умственных и духовных установок, которые могут быть присуще, как личности, так и социальной группе.
Выявлено определение понятию горнозаводской менталитет:
Горнозаводской (Уральский) менталитет - это особая система ценностей, поведения присущая уральцам, отличающая их от жителей других регионов России. Урал — это «город». Город на Урале — это «завод». Необходимо окунуться в историю, чтобы понять причины возникновения горнозаводского менталитета.
3. Для успешного формирования горнозаводского менталитета нами были сформулированы диагностичные цели, на основе, выделенных нами ключевых компетенций входящих в основу горнозаводского менталитета.
Посчитали, что наиболее целесообразно, формировать горнозаводской менталитет в процессе обучения физике используя два основных направления, связанных с изучением исторического материала и биографического. В соответствии с этим был проведен отбор содержания учебного материала. При отборе содержания учебного материала, мы руководствовались:
1. Целями, направленными на формирование знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности, входящих в состав ключевых компетенций горнозаводского менталитета;
2. Принципом историзма;
3. Принципом региональности;
4. Принцип гуманитаризации содержания учебного материала.
Выбрали методику проверки сформированности гражданской идентичности на основе квалиметрического анализа.
4. Проведена опытно-поисковая работа на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов» с целью формирования горнозаводского менталитета у учащихся в процессе подготовки их к инженерной деятельности.
Таким образом, цель, поставленная в начале исследовательской работы, полностью достигнута.
Это позволяет автору полагать, что результаты выпускной квалификационной работы будут полезны с методической и дидактической точки зрения.


1. Алабугина Ю.В. Толковый словарь. М.: АСТ, 2014. 384 с.
2. Баранникова Е.Г. Социокультурная подготовка современного инженера в контексте компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2012. 180 с.
3. Беспалько В. П. 53 Слагаемые педагогической технологии.
• М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская
// Образовательная политика. - 2010. - №5-6. - С. 140-142.
5. Воспитание гражданина / Макаренко А.С., Под ред. Бескиной Р.М., Виноградова М.Д. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
6. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С. 13-16.
7. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Кошкина А.В. Физика.
М.: БИНОМ, 2019. 128 с.
8. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Кошкина А.В. Физика.
М.: БИНОМ, 2019. 160 с.
9. Главное о регионе // Оценка регулирующего воздействия URL:
http://orv.gov.ru/regions/details/50 (дата обращения: 26.09.2020).
10. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно - воспитательной деятельности: дис. ... канд. пед. - Липецк, 2002.
• 174 с.
11. Голикова С.В. Повседневная жизнь горнозаводского населения дореволюционного Урала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2003. №2. С. 21.
12. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности со - временного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http ://proektpatriot4.j imdo. com/гражданская-идентичность (дата обращения: 5.03.2018).
13. Григорьева, Е.Н. К вопросу о формировании социально -политической
компетенции у студентов инженерных факультетов
// Аспирантские тетради . 2007. №22. С. 290.
14. Д. Н. Мамин-Сибиряк ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ (исторический очерк) // URL: http://emsu.ru/lm/cc/Mam_Sib.htm (дата обращения: 26.08.2020).
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
• М.: Русский язык, 1978. - 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ