Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы в процессе обучения английскому языку (Московский Информационно-Технологический Университет)

Работа №123283

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии» ( Московская область, г. Мытищи).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Характеристика социокультурной компетенции 7
1.2 Особенности формирования социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы на уроках английского языка 17
Вывод по первой главе 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 34
2.1 Анализ организации учебного процесса на предмет содержания лингвострановедческого материала на уроках английского языка на основе использования современных отечественных УМК 34
2.2 Комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию формирования социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы на уроках английского языка 47
Вывод по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – коммуникативное, социальное и культурное развитие личности является одной из базовых целей обучения детей иностранным языкам. Преподавание иностранного языка ни коим образом не может являться полноценным и всеохватывающим без прямого обращения к культуре страны, язык которой изучается на уроках [9].
По сути, процесс изучения иностранного языка в прямой зависимости от культуры страны позволяет более глубоко понимать поведение людей, их ментальность, образ мысли и жизни, что, в определенной степени, и определяет актуальность проблемы, связанной с развитием социокультурной компетенции учащихся, которые изучают английский язык.
Одна из ключевых задач, стоящих перед учителем английского языка в среднеобразовательной школе, состоит в том, что детей необходимо обучить не только речевому, так и межкультурному общению, потому как без понимания социальных, экономических, политических культур, без осознания исторических и культурных традиций, на основании которых был сложен образ мысли людей, проживающих в государстве, фактически не представляется возможным в полной мере познать иностранный язык как реальное средство общения. Повышает сложность данной задачи еще и тот факт, что для обучения детей необходима иноязычная среда, в которую они могли бы в полной мере погрузиться лишь на уроке и которая, при этом, являлась бы искусственно созданной, а не естественной. Однако возможность разрешить данную проблему в наши дни вполне себе можно: для этого, в первую очередь, важно рассматривать вопросы о ходе преподавания. Так, с одной стороны, необходимо брать во внимание уровень сложности данной задачи, заключающейся в обучении детей принимать непосредственное участие в диалоге различных культур на иностранных языках. При этом, с другой стороны, необходимо принимать во внимание и на иных возникающих трудностях, среди которых:
– обучение исключительно в искусственной языковой среде;
– малое количество занятий и их ограниченная по времени длительность;
– незначительные объемы учебного материала в УМК, относящиеся к историческим и культурным сведениям о государствах;
– низкий уровень готовности детей к взаимодействию с зарубежной культурой, приводящий к так называемому культурному шоку, к возникающим языковым барьерам или к ошибкам в речи.
Таким образом, актуальность исследования обосновывается необходимостью разрешения проблемы по развитию у школьников социокультурной компетенции, а также низким уровнем ее разработанности в теории и практике обучения иностранным языкам на уровне среднеобразовательных школ.
Целью данного исследования является определение ключевых особенностей формирования и развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в общеобразовательной школе благодаря изучению и знакомству с историей, культурой, бытом, менталитетом людей, а также со страной, язык которой изучается.
Исходя из указанной цели проистекают и основные задачи, которые необходимо решить для ее достижения:
1. Рассмотреть характеристику социокультурной компетенции, основные понятия;
2. Выявить ключевые особенности формирования социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы на уроках английского языка, а также определить методы, приемы и средства формирования социокультурной компетенции;
3. Провести анализ организации учебного процесса на наличие в нем содержания лингвострановедческого материала на уроках английского языка на основе использования современных отечественных УМК;
4. Разработать комплекс мероприятий, которые будут направлены на оптимизацию процесса формирования социокультурной компетенции у учеников среднеобразовательной школы на уроках английского языка.
Экспериментальной базой исследования являются 5-11 классы МБОУ «СОШ №24».
Предметом исследования выступает процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является организация учебного процесса с акцентом на формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Э.Г. Азимов, И.Л. Бим, И.А. Бредихина, В.В. Верещагин, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Г.Д. Томахин, О.И. Трубицина, А.Н. Щукин.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней анализируется сущность социокультурной компетенции детей, изучающих английский язык с позиции мультикомплексного состава межкультурного общения в качестве цели и объекта обучения английскому языка. Также, в работе более детально определены характеристики, демонстрирующие основные элементы сформированности социокультурной компетенции; охарактеризованы особенности методики преподавания английскому языку; выделены и обоснованы рекомендации по выбору содержания и организации развития в учащихся среднеобразовательной школы умений социокультурной компетенции.
Практическая значимость работы: представленные в исследовании результаты могут быть в полной мере применены в ходе подготовки учителей к урокам английского языка.
В качестве гипотезы выдвигается следующее: мы предполагаем, что процесс овладения социокультурной компетенцией у школьников будет проходить более эффективно, если использовать аутентичный текст на уроках английского языка.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе представлена характеристика социокультурной компетенции и описаны методы, приемы и средства формирования социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы на уроках английского языка.
Во второй главе проводится анализ организации учебного процесса на предмет содержания лингвострановедческого материала на уроках английского языка с целью разработки комплекса мероприятий, направленного на оптимизацию формирования социокультурной компетенции у учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления лингвострановедческих аспектов изучения языка.
Социокультурная компетенция – это совокупность знаний о стране изучаемого языка, о его национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способности пользоваться такими знаниями в момент взаимодействия, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.
В работе мы выделили три компонента социокультурной компетенции:
- мотивационно-ценностный, включает в себя положительное эмоциональное отношение к уроку английского языка, познавательная мотивация, система личностных ценностей, интерес;
- когнитивный, включает в себя систему социокультурных знаний, накопление и осмысление социокультурной информации;
- деятельностно – рефлексивный, включает в себя наличие системы социокультурных знаний, применение данной системы в деятельности.
Проанализировав труды как зарубежных, так и отечественных авторов, мы пришли к выводу, что и зарубежные и отечественные авторы придают особую значимость формированию социокультурной компетенции. Формирование социокультурной компетенции – это процесс познания ценностей, традиций, поведенческих образцов, достижений культуры носителей языка и их стран. Мы выделили следующие формы простые (викторина, коллаж), составные (имитация праздника), комплексные (день книг, день спорта) и таких методов как видеометод (просмотр), практический (задание), работа с книгой (чтение), наглядный (иллюстрация), словесный (беседа). Опытно поисковая работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии», в диагностическом исследовании принимали участие 31 обучающихся.
В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития обучающимся иноязычной культуры. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иноязычной культуре с ярко выраженной социокультурной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей обучающихся.
Общий итог практического исследования показал, что в современной школе необходимо преподавание иностранного языка в неразрывной связи с национальной культурой. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факты, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранного языка.
Изначально, нами была поставлена цель – определение ключевых особенностей формирования и развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в общеобразовательной школе благодаря изучению и знакомству с историей, культурой, бытом, менталитетом людей, а также со страной, язык которой изучается.
Учителем крайне редко используются дополнительные упражнения, направленные на формирование социокультурной компетенции детей на уроках английского языка. Для разрешения выявленных проблем, нами был разработан комплекс упражнений на основе дополнительного материала. Комплекс упражнений частично реализован. Результаты контрольной работы №2 обучающихся показал, что упражнения, разработанные на основе аутентичных материалов, заинтересовали обучающихся.
Таким образом, анализируя выводы, сделанные выше, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза получила подтверждение.
В заключении, хочется привести изречение И. Л. Бим: «Обучая языку, стройте процесс таким образом, чтобы он открывал ребёнку «окно» в другой мир и расширял тем самым его понимание собственного бытия».



1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2010. – 446 с.
2. Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку / Н.М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. – Бийск, 2002. – С. 42-43.
3. Архипова, И.В., Кудрявцева, В.В. Социокультурное иноязычное образование на современном этапе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2020. – № 1. – С. 67-75.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 339 с.
7. Бердичевский, А.Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 6. – С. 3-5.
8. Бим, И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научных трудов. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 156-163.
9. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. – Индрик, 2005. – 1038 с.
10. Гальскова, Н.Д., Никитенко, З.Н. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 3-7.
11. Данилов, М.А., Есипов, Б.П. Дидактика. – М.: Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1957. – 518 с.
12. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2005. – 352 с.
13. Иванов, Е.М. Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе // Молодой ученый. – 2017. – № 5 (139). – С. 492-494.
14. Коротун, А.В. Развитие правовой компетентности студентов – будущих социальных педагогов в процессе прохождения практики // Организация студенческих практик в рамках Болонских критериев: материалы Международной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 января 2008 г. / сост. и общ. ред. И. А. Ахьямова. Ч. 2 Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. –2008. – С. 21-34.
15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 363 с.
16. Ларионова, И.А, Дегтерев, В.А Модель компетенций в компании – инструмент управления человеческими ресурсами // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 6 (37). – С. 18-20.
17. Ливер, Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2000. - 226 с.
18. Литвинова, Л.Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов: на материале английского языка: дисс. к. пед. н. – М., 2000. – 226 с.
19. Лордкипанидзе, Д.О. Принципы организации и методы обучения. – М.: Учпедгиз,1957. – 345 с.
20. Лукьянова, Л.А. Формирование функционально-содержательной основы социокультурной компетенции учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – Санкт-Петербург, 2014. – 186 с.
21. Мельникова, Ж.С. Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку в современной школе // Вестник науки и образования. – 2005. – №2. – С. 13-15.
22. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник тюменского государственного университета. – 2011. – №9. – С. 141-148.
23. Мурасова, А.Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения учащихся при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7. – С. 12-16.
24. Оконь, В. Введение в общую дидактику. – М.: «Высшая школа», 1990. – 381 с.
25. Олешко, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. – М.: Спутник, 2006. – 56 с.
26. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
27. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 619 с.
28. Прокофьева, В.Л. Волшебная сила кино-, видеофильма в формировании мотивации к иноязычному общению. – Липецк: ЛЭГИ, 2006. – 163 с.
29. Риске, И.Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02. Спб.: РГПУ, 2000. – 259 с.
30. Рындина, Ю. В. Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание / Ю.В. Рындина, С.С. Дериглазов // Молодой ученый. – 2015. – № 9.1 (89.1). – С. 82-85.
31. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с.
32. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: 2003. – 194 с.
33. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
34. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
35. Стюрина, Е.В. Возможности игры в формировании иноязычной социокультурной компетенции младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. – № 21. – С. 150-156.
36. Сысоев, П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 2. – С. 2-10.
37. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие. – М.: Слово, 2000. – 261 с.
38. Уфимцева, О.В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью: автореф. дис. … канд. пед. наук. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 23 с.
39. Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе. (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/formirovaniie_sotsiokul_turnoi_kompietientsii_uchashchikhsia_na_urokakh_anghliis, свободный. Дата обращения: 13.04.2023.
40. Хасанова, О.В. Мингазова, Н.А. Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе на среднем этапе обучения с использованием соционики // Инновационная наука. – 2016. – № 6-2. – С. 272-275.
41. Хомский, Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания / Н. Хомский; пер. с англ. Б. Городецкого, И. Кобозевой. – Благовещенск, 1999. – 252 с.
42. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской школе. – М.: Просвещение, 1987. – С. 16-20.
43. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 175 с.
44. Ярыгин, О.Н. Комптентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – 2011. – № 2 (5). – С. 212-220.
45. Cover, F., Nunan, D., Prentice, H. Language teaching methodology: a textbook for teachers // Language Arts & Disciplines. – 1991. – 264 p.
46. Knapp, K. Intercultural Communication in EESE // EESE Strategy Paper. – 2003. – № 4. (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html, свободный. Дата обращения: 12.04.2023.
47. Tomalin, B., Stempleski, S. Cultural Awareness // Oxford University Press, 1993. – 160 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ