ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЯ
1.1. Сущность понятия «культура здоровья»
1.2. Основные подходы формирования культуры здоровья
1.3. Роль образования в формировании культуры здоровья
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анкетирование обучающихся на выявление уровня культуры здоровья
2.3. Разработка и реализация бинарного урока среди обучающихся основного общего образования
2.4. Сравнительный анализ повторного анкетирования обучающихся на выявление уровня культуры здоровья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здоровье - это «состояние абсолютного физического, душевного и социального благополучие». Такое определение нам дает всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). От этого необходимо определять понятие «культура здоровья»:
• это часть общей культуры, которая связанна с социальным преобразованием, сохранением и укреплением здоровья, которая в свою очередь включает в себя общественную реальность, существующую в виде форм и способов сохранения и укрепления здоровья, и включает в себя качественные стороны поведенческих форм деятельности отношений людей, от которых зависит степень реализации потенциала здоровья индивидуума и здоровья нации;[6, с.100]
• это совокупность норм и ценностей, которые реализуются посредством соответствующей деятельности и обеспечивают нужные предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования данной потребности индивида и возможностей её реализации;[27, с. 5]
• это комплексное понятие, которое включает в себя теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью и практические умения их грамотного применения в жизни, а также следование принципам сохранению и укреплению своего здоровья.[26, с. 25]
Культура здоровья человека можно определить как состояние общества. Увеличение в геометрической прогрессии количество курящих людей, увеличивается число наркозависимых и алкоголезависимых, ведется нерациональное питание, хронический стресс, который встречается у каждого третьего это одни из многих негативных компонентов в ухудшении здоровья человека и общества в целом. Это все ведет уменьшению среднего возраста человека, увеличивающей смертности населения. Все выше сказанное вынуждает к проведению профилактических мероприятий, важность которых состоит в образовательной деятельности цель, которой формирование культуры здоровья обучающихся.
Федеральный государственный стандарт в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» должен обеспечить: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.[28]
Но мы видим, что негуманистическая направления современного общества, экономический кризис и череда стрессорных факторов привели современное поколение, как говорят специалисты, к переходу в виртуальный пространство - в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. Увеличивающийся поток информации и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления.
Опираясь на исследования (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) главными причинами, которые негативно влияют на состояние здоровья обучающихся, являются:
• неправильный образ жизни, который выражается в гиподинамии;
• увеличенная учебная нагрузка;
• нерациональное питание;
• отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у обучающихся, педагогов и родителей;
• отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.
Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья современного поколения, формирование ценности к осознанному ведению и пропагандированию здорового образа жизни, которые отражены в различных нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», «Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и других.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью переориентации системы образования на достижение оздоровительного эффекта образовательного процесса, который предусматривает включение обучающегося в здоровьесберегающую деятельность и недостаточностью разработанности вопроса о формировании культуры здоровья обучающихся в теории и практике образовательного процесса.
Поэтому встает вопрос, как сформировать культуру здоровья у обучающихся в процессе обучения в общеобразовательной школе, в этом заключается проблема исследования.
Цель исследования - формирование культуру здоровья у обучающихся основного общего образования.
Объект исследования - процесс формирования культуры здоровья у обучающихся основного общего образования.
Предмет исследования - методическое обеспечение для формирования культуры здоровья у обучающихся основного общего образования.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить теоретические и практические предпосылки формирования культуры здоровья обучающихся;
2. Выявить факторы формирования культуры здоровья обучающихся;
3. Разработать бинарный урок для формирования культуры
здоровья обучающихся;
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного бинарного урока формирования культуры здоровья обучающихся.
Новизна состоит в том что, если использовать в качестве, средства формирования культуры здоровья обучающихся основного общего образования, бинарные уроки совместно с предметом физической культуры, то уровень культуры здоровья повышается.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную методику формирования культуры здоровья будут использовать учителя на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Здоровье человечества является глобальной проблемой, той что имеет важнейшее значение для человечества.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, а физическая, психологическая и социальная гармония, а также доброжелательные отношения с окружающей человека средой. Всемирная тенденция современных подходах в вопросе формирования культуры здоровья, которые способствуют появлению новых образовательно-оздоровительных программ.
Здоровье и здоровый образ жизни не является лидером в иерархии ценностей человека в наше время. Но если в ходе образовательного процесса научить ценить, сохранять и укреплять здоровье и подкреплять это личным примером, то можно надеется, что следующее поколение будет более здоровы. От сюда выдвигалась проблема, как сформировать культуры здоровья у обучающихся. Проанализировать литературу, был сделан акцент на бинарные уроки. Также после анализа литературы была найдена анкета на выявление уровня сформированости культуры здоровья у обучающихся, которая разработана Н.С. Гаркуша.
В ходе первого анкетирования по разработке Н.С. Гаркуша, было выявлено, что только лишь у 8 % опрошенных был высокий уровень сформированности культуры здоровья и у 24 % анкетируемых был низкий уровень сформированности культуры здоровья.
Бинарный урок был составлен на тему «Здоровье и способы оценки состояния физического здоровья», проводился в 9-х классах МКОУ «Талицкая СОШ №55».
В ходе проверки сформированности культуры здоровья у обучающихся после бинарного урока, с помощью анкетирования по разработке Н.С. Гаркуша, было выявлено изменение с 8 % на 11% опрошенных с высоким 57
уровнем сформированости культуры здоровья и снизился процент анкетируемых с низким уровнем сформированности культуры здоровья с 24 % на 22% обучающихся.
Таким образом можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня, по ряду объективных причин, не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье обучающихся как основного будущего ресурса нации.
Необходимо усилить и помочь работе педагогов общеобразовательных школ по формированию культуры здоровья обучающихся.
Наши дети сегодня - это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, об этом необходимо думать каждому уже сегодня. Быть здоровым — это естественное желание любого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к
самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
1. Абросимова, И. Ю. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников: монография / И.Ю. Абросимова, О.С. Гладышева, В.В. Николина ; Нижегородский институт развития образования. - Нижний Новгород : [б.и.], 2014. - 169 с.
2. Амосов, Н. М. Здоровье и счастье ребенка / Н.М. Амосов. - Москва : Знание, 1979. - 96 с.
3. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг ; пер. с англ. М. Д. Гроздовой. - Москва : Мир, 1997. - 368 с.
4. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - Москва : Альфа-М, 2010. - 336 с.
5. Бароненко, В. А. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт, В. Н. Люберцев. - Екатеринбург : УГТУ, 2001. - 286 с.
6. Басте, А. К. Формирование деятельностного компонента культуры здоровья младших школьников в классе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. К. Басте ; Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 2005. - 201 с.
7. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. - Москва : МПСИ, 2004. - 240 с.
8. Билич, Г. Л. Основы валеологии / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова. - Санкт-Петербург : Фолиант, 2000. - 558 с.
9. Вайнер, Э. Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды : учебно-методическое пособие / Э. Н. Вайнер, Т. С. Анисимова, Л. М. Пашкова. - Славянск-на-Кубани : СГПИ, 2005. - 206 с.
10. Вайнер, Э. Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника / Э. Н. Вайнер // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1. - С. 9-14.
11. Вайнер, Э. Н. Валеология : учеб. для вузов / Э. Н. Вайнер. - Москва : Флинта, 2010. - 445 с.
12. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - Москва : Айрис Пресс, 2002. - 573 с.
13. Вульфович, А. С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни : автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук : 13.00.08 / А. С. Вульфович ; Волгогр. гос. пед. ун-т.
• Волгоград, 2002. - 28с.
14. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья школьников / Н. С. Гаркуша // Воспитательная работа в школе. - 2000. - №2. - С.92 - 93.
15. Георгиевский, А. Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Ф. Георгиевский ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2009. - 21 с...