Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №61575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья учащихся 1
1
1.1 Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая
проблема 11
1.2 18Факторы и методы, определяющие культуру
здоровья 15
Выводы по главе 28
Глава 2. Формирование культуры здоровья учащихся в МБОУ «Лубянская средняя школа» Кукморского муниципального района
РТ 31
9
2.1 Обоснование и реализация программы, направленной на формирование культуры здоровья учащихся МБОУ «Лубянская средняя школа» 29
2.2 Оценка эффективности реализации программы, направленной на
формирование культуры здоровья учащихся 50
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61
Приложение


Современное развитие нашего общества отличает понимание необходимости развития человеческого потенциала России. Как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой стороны - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Для этого основными приоритетами социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала становится распространение стандартов здорового образа жизни; переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения и т.д.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2016 год 77% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 50 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 25% - хронические заболевания, 75% - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеология. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
дифференцированное обучение детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Вступил в действие и реализуется Федеральный образовательный стандарт основного общего образования, где уделяется внимание «...системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;.. ..построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [46]
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"): уважающий других
людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.. ,»[46]
В ФГОС ООО определены результаты обучения, где названы следующие личностные результаты освоения основной образовательной программы, нацеленные на «.формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах...»[46]
В стандарте определены следующие предметные результаты изучения предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" которые в предмете должны отражать по предмету «Физическая культура: 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
5
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами
6
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)...»[ 46]
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
По данным Минздрава Российской Федерации из шести учащихся школ, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Педагогическая деятельность учителя физической культуры начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Только знания ребенка помогут педагогу принять решения в помощи ребенку. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.
7
Объектом исследования: процесс формирования культуры здоровья в физическом воспитании старшеклассников.
Предмет исследования - факторы, влияющие на формирование культуры здоровья и пути формирования здорового образа жизни учащихся.
Цель исследования - изучить состояние и разработать программу формирования культуры здоровья учащихся в школе.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы формирования культуры здоровья;
- проанализировать состояние здоровья и образ жизни учащихся в общеобразовательных школах;
- разработать программу, направленную на формирование культуры здоровья учащихся в сельской школе;
- оценить эффективности программы, направленной на формирование культуры здоровья учащихся в сельской школе.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анкетирование, тестирование, интерпретация данных, итоговый математический анализ, оценка эффективности программы, направленной на формирование культуры здоровья учащихся в сельской школе.
Практическая значимость: результаты исследования, программа, направленная на формирование культуры здоровья учащихся в сельской школе могут применяться в школьных программах при профилактике вредных привычек и здорового образа жизни.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лубянская средняя школа» Кукморского муниципального района РТ
формированию культуры здоровья. Вместе с тем социологические опросы показывают, что недостаточно раскрыто содержание понятия «культура здоровья» и этапы его формирования у учащихся и их родителей, не сложилось целостного понимания, как следовать здоровому образу жизни, не сформировалось понимание первостепенной важности здоровьесбережения, педагогической наукой не обобщены оздоровительные технологии в определенный алгоритм следования здоровому образу жизни; в образовательных учреждениях культура здоровья не занимает должного места в иерархии ценностей воспитуемых. Проблемы сохранения здоровья человека, нации, цивилизации все более актуализируются. Здоровье занимает одно из первых мест в системе параметров оценки современной цивилизации. Меняются концептуально-методические основания наук, занимающихся изучением проблемы здоровьесбережения. Исследователи обращают внимание на необходимость переориентации медицины на здоровьецентрические научные методы, теории, стандарты. В психологии здоровья, социальной медицине, педагогике и других областях человекознания обосновывается необходимость комплексного, системного подхода в решении задач превентивной политики в сфере здоровьесбережения. В структуре последней важная роль отводится системе образования.
Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации культуры здоровья в сельской школе говорит о том, что учащимся необходимо правильно уделять внимание рациональному режиму труда и отдыха, физической активности, нормальному питанию, режиму дня и т.д. В программе также большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и вредным привычкам.
Результаты исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни школьников играют потребностно-мотивационная сфера, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.
Проведенные исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья. Данные о низкой заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом подтверждаются средними (42%) адаптационными возможностями большинства учащихся.
Проведённая экспериментальная работа и анализ практической деятельности позволили выделить три условия эффективности программы, направленной на формирование культуры здоровья:
- разработка системы социологической работы на государственном уровне;
- проведение социолого-педагогической работы в
общеобразовательных учреждениях среди учащихся;
- введение в школьную программу занятий, направленную на формирование культуры здоровья учащихся



1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. - М., 2011., с 87-90
2. Аллакаева Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Аллакаева М., 2003. - 234 с.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2012, 63 с.
4. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология.- 2013.- №2, с.9-14.
5. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 2011, с.49-60.
6. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры - 2002. - № 9 - С. 12-18.
7. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 2010, с.33-48.
8. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология.- 2011, №2, с.35-37.
9. Белов В.И. Психология здоровья.- СПб, 2011, 272 с.
10. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. -М.,2012.
11. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., 2013, 125 с.
12. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 2013, 269 с.
13. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ.- Ростов-на-Дону, 2014, Вып. 3. с.406-411.
14. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 2013, Вып.3. с.420-429.
15. Василюк Ф.В. Психология переживания: анализ преодоления
критических ситуаций.- М.,2011.
16. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины.- СПб, 2012.
17. Гаркали Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология.- 2012, №2, с. 15-20.
18. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев, 2011, с. 19-39.
19. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. - 2012, №1.
20. Дильман В.М. Четыре модели медицины.- Л., 2012, 287 с.
21. Динейка К. В.10 уроков психофизической тренировки. - М., 2011, 63 с.
22. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. - СПб, 2011.
23. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 2012, 128 с.
24. Здоровье, образ жизни. Медицина, - М., 2015, 214с.
25. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер - М., 2010, 360 с.
26. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред.Ф.Г. Мурзакаева. - Уфа, 2013, 280 с.
27. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы.- Кишинев, 2012, 184 с.
28. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания. // Теория и практика физической культуры - 2006. - № 2 - С.74-77.
29. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся
общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН): Метод. пособие. - М., 2003. - 119 с.
30. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997.
31. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
32. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и
определения. - СПб. : Деан, 1999. - 229 с.
33. Контратьева М.М. Звонок на урок здоровья. - М.: Просвещение, 1991
34. Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 1998. - 410 с.
35. Лесникова Г. Н. Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в школе: Автореф. дис. ... к. псх. н. Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. 22с.
36. Матвеев В. Ф., Гройсман А. С. Профилактика вредных привычек школьников. - М.: Просвещение,1987.
37. Никитюк Б.А. Конституция человека. -М.: ВИНИТИ, 1991, 152 с.
38. Никитюк Б.А. Биотехнологические и валеологические аспекты анатомии человека. М., 1997, 204 с.
39. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1991
40. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - c.18-20.
41. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2013. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ