Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Работа №14796

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы62 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
763
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера 9
1.1. Сущность культуры безопасности человека 9
1.2. Изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 18
1.3. Характеристика педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 33
2.1. Выявление уровня сформированности культуры безопасности
у обучающихся 34
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию культуры
безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 50


В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде. Важной задачей образовательного учреждения является защита учащихся от наступления не
желательных угроз относительно учащихся организации и персонала.
Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Формирование культуры безопасности должно быть организовано в рамках школьного обучения на уроках безопасности жизнедеятельности, а в последующем в процессе производственной или обслуживающей деятельности.
Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования в ФГОС
ООО. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и
обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование культуры безопасности. Реализация данной задачи связана с изучением предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Безопасность образования как социально-педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась многими исследователями: Н.П. Абаскаловой, В.И. Каракеяном, О.А. Керимшеевой, Б.С. Мастрюковой, С.Э. Некляевым, С.В. Петровым, Ю.П. Подоляном и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования культуры безопасности у подрастающего поколения является важной для реализации государственной политики в области безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опытным путем доказать их эффективность.
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся.
Гипотеза: формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация тренингов, практикумов и т.п. по отработке умений реагирования и соблюдения правил поведения при чрезвычайных ситуациях;
- проведение тематических недель, посвященных формированию культуры безопасности у обучающихся;
- включение школьников в пропаганду культуры безопасности, создание наглядных дидактических и агитационных материалов по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характераи др.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность культуры безопасности человека.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» с точки зрения изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Вывить уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ учебно-методического комплекта по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (Т.А. Смирнов);
- методика выявления уровня сформированности культуры безопасности у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный
анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Кадетская школа г. Бийска» Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс
занятий по формированию культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может использоваться в практике учителей-предметников по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» раскрыта сущность культуры безопасности человека, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (Т.А. Смирнов и др.) с точки зрения изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охарактеризованы педагогические условия формирования культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Библиографический список состоит из 34 источников.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный процесс обучения должен быть направлен на формирование у детей и подростков представлений о безопасности жизнедеятельности, отработку практических умений безопасного поведения, установок на безопасный образ жизни.
Одной из актуальных проблем современного образования является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, отработку практических умений безопасного поведения, установок на безопасный образ жизни. Культуру безопасности школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Формирование культуры безопасности в учебном процессе взаимосвязано с урочной и внеурочной работой, с семейным воспитанием и процессом социализации школьников в целом.
В УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен учебный материал, направленный на формирование представлений школьников о безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся изучают важнейшие требования безопасного поведения на улицах и дорогах, осваивают правила экологической безопасности, основные гигиенические нормы и нормы экологически приемлемого поведения, обеспечивающие сохранение здоровой окружающей среды. В данном УМК даются представления о пожарной, военной и пр. безопасности, грамотном реагировании в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: организация тренингов, практикумов и т.п. по отработке умений реагирования и соблюдения правил поведения при чрезвычайных ситуациях; проведение тематических недель, посвященных формированию культуры безопасности у обучающихся; включение школьников в пропаганду культуры безопасности, создание наглядных дидактических и агитационных материалов по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и др.
В ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ «Кадетская СОШ» г. Бийска Алтайского края на констатирующем этапе было установлено, что у обучающихся преобладает низкий уровень сформированности культуры безопасности. На формирующем этапе нами были реализован комплекс занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с соблюдением педагогических условий. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно- экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является эффективным.



1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы [Текст] / С.Э. Некляев. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
2. Артемова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст] / Л.К. Артемова // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С. 22-32.
3. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / А.В. Баринов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 496 с.
4. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: практикум / Р.И. Айзман [и др.]; ред.: Р.И. Айзман, С.В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта,
2013. - 288 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 496 с.
6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10136200/#ixzz4CHIPK9WB
7. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для бакалавров по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - М.: Юрайт, 2012. - 456 с.
8. Керимшеева, О.А.Этнопедагогика и культура безопасности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / О.А. Керимшеева, Н.Г. Иглина. - Новосибирск; М.: Арта, 2014. - 184 с.
9. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебное пособие / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
10. Кочетков, С.И. Основы пожарной безопасности в
образовательных учреждениях [Текст] :учеб.пособие / С.И. Кочетков. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 254 с. - (Серия «Безопасность
жизнедеятельности»).
11. Малов-Гра, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст] 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику / под. ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: «Астрель», 2011. - 48 с.
12. Малов-Гра, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст] 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику / под. ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: «Астрель», 2011. - 50 с.
13. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Безопасность технологических процессов и производств» / Б.С. Мастрюков. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
14. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников [Текст]: учеб. для вузов / В.Н. Мошкин. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 318 с.
15. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных ситуациях [Текст] / С.Э. Некляев. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 240 с.
16. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы [Текст] / С.Э. Некляев. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 240 с.
17. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения [Текст]: учебное пособие / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
18. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для 6 класса, под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: Издательство «Астрель», 2011. - 147 с.
19. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для 7 класса / под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: Издательство «Астрель», 2011. - 134 с.
20. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-11 классы [Текст]: учебное пособие: в 3-х ч. Ч. 3 / сост., ред. В.Н. Мошкин. - Барнаул: Полиграфист, 2013. - 240 с.
21. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст]: учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
22. Петров, С.В. Безопасность образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 271 с.
23. Петров, С.В. Опасности техногенного характера и защита от них [Текст]: учеб. пособие / С.В. Петров, И.В. Омельченко, В.А. Макашев. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 320 с.
24. Петров ,С.В. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, А.С. Петрова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 287 с.
25. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / И.П. Подласый. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 574 с.
26. Подолян, Ю.П. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 9 класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс» (М.П. Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев) [Текст]: методическое пособие / Ю.П. Подолян. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 270 с.
27. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для 8 класса / А.Т.Смирнов. - М.: Просвещение, 2011. - 130 с.
28. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: цчебник для 10 класса / А.Т.Смирнов. - М.: Просвещение, 2011. - 130 с.
29. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для 11 класса / А.Т.Смирнов. - М.: Просвещение, 2011. - 130 с.
30. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://akstat.gks.ru
31. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71296054/#ixzz4 CHHwrzeV
32. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10103955/#ixzz4 CHIjvalN
33. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов [Текст] / Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. - М.: «Вентана-Граф», 2011. - 134 с.
34. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: региональный опыт [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Армеева. - Вологда: Вологодский институт развития образования, 2014. - 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ