ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Становление звукопроизношения у детей в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной
дизартрией 15
1.3 Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 31
2.1 Организация, методика изучения моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 31
2.2 Анализ результатов изучения моторики, звукопроизношения, просодики,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 32
2.3 Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 39
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1 Организация, принципы, цель, задачи, направления работы логопеда по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 44
3.2 Содержание работы логопеда по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
псевдобульбарной дизартрией 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Полноценное и своевременное овладение звуковой стороной речи является важнейшим элементом психического развития ребенка, благодаря чему он получает возможность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учиться, познавать мир. Несовершенство фонетических особенностей и артикуляционных навыков у детей негативно влияет на формирование всей системы языка в целом, о чем писали такие авторы, как В.И. Бельтюков, М.Б. Елисеева, О.Б. Сизова и другие. Особенного внимания специалистов требуют дети дошкольного возраста, имеющие различные нарушения речи, в частности, дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети рассматриваемой категории испытывают значительные сложности в овладении фонетической и фонематической стороной речи, данные нарушения являются многообразными с позиций, как симптоматики, так и механизмов, опосредующих данные проявления. Наличие в речи детей искажений, замен, отсутствие некоторых звуков, сложности овладения фонематическими представлениями, восприятием, анализом и синтезом негативно отражается на развитии их коммуникативных навыков, а также приведет в дальнейшем к трудностям овладения письменной речью. Своевременное выявление механизмов, детерминирующих нарушения звукопроизношения, являются базой для разработки эффективных проблем логопедической работы по его формированию, о чем писали такие авторы, как Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и другие авторы.
Несмотря на широкое внимание исследователей к рассматриваемой проблеме вопросы поиска эффективных методов и средств логопедической работы все еще остаются актуальными.
Проблема исследования: На сегодняшний день требуется дальнейшая разработка материалов по эффективности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - проанализировать литературу и данные логопедического обследования дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией, и спланировать содержание логопедической работ по формированию звукопроизношения у этих детей.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научной и методической литературы по проблеме нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
2. Организовать и провести практическое исследование по изучению уровня и особенностей сформированности звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа основывается на следующих положениях и теориях:
Методы исследования: общетеоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение; экспериментальные:
констатирующий эксперимент, интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современных источников по проблеме поиска эффективных форм и методов логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость, разработка логопедических мероприятий с активным включением средств наглядности и включения информационно-компьютерных технологий. в возможности использования полученных данных и разработок в деятельности логопедов, работающих с рассматриваемой категорией детей.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21, г. Краснотурьинск, Россия. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Работа посвящена актуальной теме исследования вопроса организации логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной литературы по теме исследование, были сделаны выводы, что звукопроизношение - это процесс воспроизведения звуков речи, осуществляемый с помощью дыхательной, голосообразовательной и артикуляционной частей периферического речевого аппарата под контролем центральной нервной системы. Особенное внимание уделено проблеме нарушений речи при псевдобульбарной дизартрии: отмечено, что дети данной категории испытывают сложности овладения звукопроизношением и требуют логопедической помощи.
Для доказательства имеющихся в литературе сведений было проведено практическое исследование с целью изучения особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением. Проводилась оценка сформированности звукопроизношения, артикуляционного аппарата, фонематических процессов.
Исследование показало, что у всех участников исследования наблюдаются нарушения звукопроизношения в группе шипящих, свистящих и сонорных звуков. Выявлены антропофонические дефекты, проявляющиеся в виде: замены, пропуска, искажения звуков. Количество нарушенных звуков у всех детей различно: нарушено произношение двух групп звуков - у двоих детей; нарушено произношение трёх и боле звуков - у двух детей. Причинами нарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и псевдобульбарной дизартрией являются не только нарушения фонематического восприятия, но и нарушения строения и подвижности органов артикуляционной моторики.
Для реализации третьей задачи были разработаны основные направления логопедической работы по формированию звукопроизношения у рассматриваемой категории дошкольников. Эти направления реализуются с учетом причин нарушения и проводиться поэтапно по следующим направлениям: развитие подвижности органов артикуляционной моторики, формирование дыхательной и голосовой функции, формирование фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза. На основе теоретических данных и анализа подобранно содержание логопедической работа по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией будет при следующих условиях: использовании упражнений и игр, направленных на нормализацию тонуса артикуляционного аппарата; развитии фонематических процессов; использования дифференцированного подхода.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
1. Артемова, Е. А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией / Е. А. Артемова, В. С. Бунина // Логопедия сегодня, 2008. - №1(19). - C. 553
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии, 1975. - № 4. - С. 12-19
4. Белякова, Л. И. Дифференциальная диагностика минимальных нарушений произносительной стороны речи у детей 6-7 лет / Л. И. Белякова, А. М. Шацкова // Преподаватель XXI век, 2007. - N 2. - С. 43-47.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2013. - 288 с.
6. Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : Детство-пресс. 2012. - 128 с.
7. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская, Г. М. Богомазов. - Москва : АСТ, Астрель, 2005. - 208 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДетствоПресс, 2007. - 456 с.
9. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. - Москва : Книголюб, 2005. - 144 с.
10. Губайлуллина, Э. Р. Дифференциальная диагностика минимальных нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста / Э. Р. Губайдуллина, Т. В. Артемьева // Стратегические ориентиры современного образования. сборник научных статей, 2020. - 110 с.
11. Дубцова, О. Р. Логопедическая работа с дошкольниками,
страдающими псевдобульбарной дизартрией / О. Р. Дубцова //
Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи, 2013. - 99 с.
12. Елисеева, М. Б. Порядок появления гласных и согласных фонем в речи русскоязычного ребенка / М. Б. Елисеева // Проблемы онтолингвистики, 2018. - 90 с.
13. Жинкин, Н. И. Психолингвистика : избранные труды / Н. И. Жинкин ; сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2009. - 287
14. Запорожец, А. В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ, 2012. - 79 с.
15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
16. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель. 2007. - 318 с.
17. Криницына, Г. М. Педагогическая технология формирования
самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.03.
Екатеринбург, 2009. - 244 с.
18. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов на Дону : Феникс ; Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 221 с.
...