Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Становление звукопроизношения у детей в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной
дизартрией 15
1.3 Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 31
2.1 Организация, методика изучения моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 31
2.2 Анализ результатов изучения моторики, звукопроизношения, просодики,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 32
2.3 Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 39
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1 Организация, принципы, цель, задачи, направления работы логопеда по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 44
3.2 Содержание работы логопеда по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
псевдобульбарной дизартрией 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Становление звукопроизношения у детей в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной
дизартрией 15
1.3 Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 31
2.1 Организация, методика изучения моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 31
2.2 Анализ результатов изучения моторики, звукопроизношения, просодики,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 32
2.3 Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 39
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1 Организация, принципы, цель, задачи, направления работы логопеда по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 44
3.2 Содержание работы логопеда по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
псевдобульбарной дизартрией 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Полноценное и своевременное овладение звуковой стороной речи является важнейшим элементом психического развития ребенка, благодаря чему он получает возможность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учиться, познавать мир. Несовершенство фонетических особенностей и артикуляционных навыков у детей негативно влияет на формирование всей системы языка в целом, о чем писали такие авторы, как В.И. Бельтюков, М.Б. Елисеева, О.Б. Сизова и другие. Особенного внимания специалистов требуют дети дошкольного возраста, имеющие различные нарушения речи, в частности, дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети рассматриваемой категории испытывают значительные сложности в овладении фонетической и фонематической стороной речи, данные нарушения являются многообразными с позиций, как симптоматики, так и механизмов, опосредующих данные проявления. Наличие в речи детей искажений, замен, отсутствие некоторых звуков, сложности овладения фонематическими представлениями, восприятием, анализом и синтезом негативно отражается на развитии их коммуникативных навыков, а также приведет в дальнейшем к трудностям овладения письменной речью. Своевременное выявление механизмов, детерминирующих нарушения звукопроизношения, являются базой для разработки эффективных проблем логопедической работы по его формированию, о чем писали такие авторы, как Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и другие авторы.
Несмотря на широкое внимание исследователей к рассматриваемой проблеме вопросы поиска эффективных методов и средств логопедической работы все еще остаются актуальными.
Проблема исследования: На сегодняшний день требуется дальнейшая разработка материалов по эффективности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - проанализировать литературу и данные логопедического обследования дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией, и спланировать содержание логопедической работ по формированию звукопроизношения у этих детей.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научной и методической литературы по проблеме нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
2. Организовать и провести практическое исследование по изучению уровня и особенностей сформированности звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа основывается на следующих положениях и теориях:
Методы исследования: общетеоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение; экспериментальные:
констатирующий эксперимент, интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современных источников по проблеме поиска эффективных форм и методов логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость, разработка логопедических мероприятий с активным включением средств наглядности и включения информационно-компьютерных технологий. в возможности использования полученных данных и разработок в деятельности логопедов, работающих с рассматриваемой категорией детей.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21, г. Краснотурьинск, Россия. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети рассматриваемой категории испытывают значительные сложности в овладении фонетической и фонематической стороной речи, данные нарушения являются многообразными с позиций, как симптоматики, так и механизмов, опосредующих данные проявления. Наличие в речи детей искажений, замен, отсутствие некоторых звуков, сложности овладения фонематическими представлениями, восприятием, анализом и синтезом негативно отражается на развитии их коммуникативных навыков, а также приведет в дальнейшем к трудностям овладения письменной речью. Своевременное выявление механизмов, детерминирующих нарушения звукопроизношения, являются базой для разработки эффективных проблем логопедической работы по его формированию, о чем писали такие авторы, как Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и другие авторы.
Несмотря на широкое внимание исследователей к рассматриваемой проблеме вопросы поиска эффективных методов и средств логопедической работы все еще остаются актуальными.
Проблема исследования: На сегодняшний день требуется дальнейшая разработка материалов по эффективности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - проанализировать литературу и данные логопедического обследования дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией, и спланировать содержание логопедической работ по формированию звукопроизношения у этих детей.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научной и методической литературы по проблеме нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
2. Организовать и провести практическое исследование по изучению уровня и особенностей сформированности звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа основывается на следующих положениях и теориях:
Методы исследования: общетеоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение; экспериментальные:
констатирующий эксперимент, интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современных источников по проблеме поиска эффективных форм и методов логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость, разработка логопедических мероприятий с активным включением средств наглядности и включения информационно-компьютерных технологий. в возможности использования полученных данных и разработок в деятельности логопедов, работающих с рассматриваемой категорией детей.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21, г. Краснотурьинск, Россия. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Работа посвящена актуальной теме исследования вопроса организации логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной литературы по теме исследование, были сделаны выводы, что звукопроизношение - это процесс воспроизведения звуков речи, осуществляемый с помощью дыхательной, голосообразовательной и артикуляционной частей периферического речевого аппарата под контролем центральной нервной системы. Особенное внимание уделено проблеме нарушений речи при псевдобульбарной дизартрии: отмечено, что дети данной категории испытывают сложности овладения звукопроизношением и требуют логопедической помощи.
Для доказательства имеющихся в литературе сведений было проведено практическое исследование с целью изучения особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением. Проводилась оценка сформированности звукопроизношения, артикуляционного аппарата, фонематических процессов.
Исследование показало, что у всех участников исследования наблюдаются нарушения звукопроизношения в группе шипящих, свистящих и сонорных звуков. Выявлены антропофонические дефекты, проявляющиеся в виде: замены, пропуска, искажения звуков. Количество нарушенных звуков у всех детей различно: нарушено произношение двух групп звуков - у двоих детей; нарушено произношение трёх и боле звуков - у двух детей. Причинами нарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и псевдобульбарной дизартрией являются не только нарушения фонематического восприятия, но и нарушения строения и подвижности органов артикуляционной моторики.
Для реализации третьей задачи были разработаны основные направления логопедической работы по формированию звукопроизношения у рассматриваемой категории дошкольников. Эти направления реализуются с учетом причин нарушения и проводиться поэтапно по следующим направлениям: развитие подвижности органов артикуляционной моторики, формирование дыхательной и голосовой функции, формирование фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза. На основе теоретических данных и анализа подобранно содержание логопедической работа по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией будет при следующих условиях: использовании упражнений и игр, направленных на нормализацию тонуса артикуляционного аппарата; развитии фонематических процессов; использования дифференцированного подхода.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной литературы по теме исследование, были сделаны выводы, что звукопроизношение - это процесс воспроизведения звуков речи, осуществляемый с помощью дыхательной, голосообразовательной и артикуляционной частей периферического речевого аппарата под контролем центральной нервной системы. Особенное внимание уделено проблеме нарушений речи при псевдобульбарной дизартрии: отмечено, что дети данной категории испытывают сложности овладения звукопроизношением и требуют логопедической помощи.
Для доказательства имеющихся в литературе сведений было проведено практическое исследование с целью изучения особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением. Проводилась оценка сформированности звукопроизношения, артикуляционного аппарата, фонематических процессов.
Исследование показало, что у всех участников исследования наблюдаются нарушения звукопроизношения в группе шипящих, свистящих и сонорных звуков. Выявлены антропофонические дефекты, проявляющиеся в виде: замены, пропуска, искажения звуков. Количество нарушенных звуков у всех детей различно: нарушено произношение двух групп звуков - у двоих детей; нарушено произношение трёх и боле звуков - у двух детей. Причинами нарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и псевдобульбарной дизартрией являются не только нарушения фонематического восприятия, но и нарушения строения и подвижности органов артикуляционной моторики.
Для реализации третьей задачи были разработаны основные направления логопедической работы по формированию звукопроизношения у рассматриваемой категории дошкольников. Эти направления реализуются с учетом причин нарушения и проводиться поэтапно по следующим направлениям: развитие подвижности органов артикуляционной моторики, формирование дыхательной и голосовой функции, формирование фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза. На основе теоретических данных и анализа подобранно содержание логопедической работа по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией будет при следующих условиях: использовании упражнений и игр, направленных на нормализацию тонуса артикуляционного аппарата; развитии фонематических процессов; использования дифференцированного подхода.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией средствами дидактических логопедических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





