Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №93376

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Психофизиологические основы процесса чтения 7
1.2. Развитие речевых и неречевых функций в онтогенезе 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 16
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 16
2.2. Результаты исследования формирования готовности к обучению
чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ... 34
3.1. Основные направления и принципы работы логопедической работы
по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
3.2. Содержание логопедической работы по формированию готовности к
обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.. 36
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66


Формирование готовности к обучению чтению и работа по предупреждению нарушений чтения у старших дошкольников с речевыми нарушениями является важным направлением логопедической работы.
В настоящее время логопедическая работа по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников обрела особую значимость. Одна из причин - это «раннее» развитие ребёнка. Родители желают научить своего ребёнка читать, как можно раньше, не соотнося свои амбиции с возможностями ребёнка. Они не задумываются о том, что у ребёнка имеются речевые нарушения. В большинстве случаев это общее недоразвитие речи (далее - ОНР). Следующая причина это то, что большинство детей с речевыми нарушениями идут учиться в массовые школы. Таким образом, возникает проблема, как сформировать у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению чтению через логопедическую работу.
Статистика показывает, что с каждым годом становится всё больше детей с общим недоразвитием речи, а это влечёт за собой дислексию, что в дальнейшем сказывается на школьном обучении. Поэтому логопедическая работа, направленная на формирование готовности к обучению чтению старших дошкольников с ОНР является особо актуальной.
Проблемой обучения чтению занимались многие учёные. В пятидесятых годах прошлого века Эльконин Д. Б. писал о проблемах, возникающих при начальном обучении чтению [20]. Левина Р. Е. говорила о необходимости становления всех психических процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребёнка, которые участвуют в устной и письменной речи. Выготский Л. С. указывал о важности формирования психологической готовности ребёнка перед тем, как развить у него навык овладения чтением. Особенности подготовки к обучению чтению старших дошкольников с нарушением речи представлены в трудах Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Е. Н. Винарской, Т. Г. Егоровой, Р. И. Лалаевой. Учёные отмечают, что для успешного овладения чтением необходима работоспособность всех анализаторных систем, это высокий уровень развития фонетико-фонематических процессов, активного словаря, грамматического строя речи, зрительно-пространственного восприятия, а также умение понимать логико-грамматические конструкции.
Таким образом, обзор научной литературы по заявленной проблеме, состояние психолого-педагогической, лингвистической и логопедической практики позволили определиться в выделении объекта и предмета исследования, сформулировать цель и задачи исследовательской работы на тему «Логопедическая работа по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования - речевые и неречевые предпосылки формирования готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать содержание логопедической работы, способствующее формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из вышеизложенного, были поставлены задачи исследовательской деятельности:
1. Изучить и провести анализ теоретической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать процедуру экспериментального изучения готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать перспективный план логопедической работы, направленной на формирование готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза. Предполагаем, что обучение чтению будет эффективным, если будет проведена специальная логопедическая работа по формированию готовности старших дошкольников с ОНР к данному обучению.
Эта логопедическая работа включает в себя цикл специально подобранных заданий, которые будут направлены на коррекцию звукопроизношения, развитие фонетико-фонематических процессов, зрительно-пространственного восприятия, лексико-грамматического строя речи, а также на развитие умения понимать логико-грамматические конструкции.
Методологической основой исследования послужили концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики, и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании.
Для решения поставленных в нашем исследовании задач были применены следующие методы исследования.
Методы теоретического исследования - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Теоретическую базу исследовательской работы составили ФГОС ДО, энциклопедии, словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
Методы эмпирического исследования - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Диагностическое исследование построено на основе методик и методических рекомендаций, разработанных отечественными учёными З. А. Репиной, Т. Г. Визель, Н. М. Трубниковой, авторами Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, О. Е. Грибовой, А. М. Быховской, Н. А. Казовой, Н. В. Нищевой. Беседы с логопедами, воспитателями, родителями и детьми, наблюдение, методы математической обработки данных.
Теоретическое значение: работа представляет собой теоретико-эмпирическое исследование, в котором рассматриваются вопросы развития речи ребёнка с ОНР в онтогенезе, психологические предпосылки обучения чтению.
Практическое значение. Разработанный в ходе исследовательской деятельности перспективный план работы по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с ОНР, созданные рекомендации по проведению коррекционной работы могут быть использованы педагогами системы дошкольного образования.
Результаты исследования апробированы и размещены в научном журнале «Вестник дошкольного образования», в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика».
Экспериментальная база исследования - МБДОУ ДС № 43 г. Озёрска Челябинской области. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе проанализированы литературные источники по проблеме исследования: рассмотрены вопросы развития речи детей в онтогенезе, психологические предпосылки обучения чтению, а так же некоторые аспекты усвоения грамоты детьми с речевыми нарушениями.
Во второй главе описаны методика и результаты констатирующего эксперимента.
В третьей главе раскрыты формирующий эксперимент и результаты контрольного эксперимента.
В приложении приводятся: технология исследования, результаты исследования, перспективный план логопедической работы, описание дидактических упражнений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы: разработать содержание логопедической работы, способствующей формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Это позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с ОНР.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- была изучена и проанализирована теоретическая литература по проблеме исследования;
- была разработана процедура экспериментального изучения готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- был разработан перспективный план логопедической работы, направленной на формирование готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведённый анализ литературы по проблемам обучения чтению старших дошкольников показал, что эффективность обучения чтению зависит от сформированности всех компонентов речевой деятельности ребёнка, зрительно-пространственного восприятия, понимания логико-грамматических конструкций.
Далее была разработана процедура изучения готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи, был разработан комплекс логопедического обследования. В его основу легли методики и методические рекомендации, разработанные отечественными учёными З. А. Репиной, Т. Г. Визель, Н. М. Трубниковой, авторами Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, О. Е. Грибовой, А. М. Быховской, Н. А. Казовой, Н. В. Нищевой.
По итогам проведённого на констатирующем этапе эксперимента были выявлены следующие результаты.
Проведённое исследование фонетической стороны речи показало, что возрастную норму речевого развития имеют только два из двенадцати детей. Девять детей имели полиморфные нарушения звукопроизношения, а один обследуемый - мономорфное нарушение.
Антропофонический дефект выявлен у пятерых детей: у детей наблюдаются межзубный, призубный и губно-зубной сигматизмы. У четырёх детей отмечается антропофонический дефект шипящих звуков.
Антропофонический дефект сонорных звуков у восьми человек, в основном это был двугубный ламбдацизм, горловой ротацизм.
По результатам исследования фонематического восприятия мы увидели, что у 33 % детей высокий уровень сформированности фонематического восприятия. У остальных старших дошкольников имеется недоразвитие фонематического восприятия. Они допускали грубые ошибки в повторении слогов близких по акустико-артикуляционным признакам, с трудом выделяли слово с заданным звуком из предложения. С затруднениями они выполняли задание на дифференциацию звуков «Разложи по группам».
В ходе исследования словарного запаса уровень сформированности приближен к возрастной норме у четырёх человек.
У остальных детей группы, это 67% детей уровень развития словаря снижен. У детей отмечались неточности в употреблении обобщающих понятий, затруднялись в подборе глаголов, а также в использовании порядковых числительных. Особую трудность дети испытывали в подборе антонимов и синонимов.
При обследовании у детей грамматического строя речи мы увидели, что грамматические категории сформированы не по возрасту. Дети испытывали трудности при согласовании существительного с числительным, образовании существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ок единственного числа, именительного падежа, испытывали трудности в образовании существительных во множественном числе им. падеже.
Наибольшие трудности вызвало у старших дошкольников с ОНР понимание логико-грамматических конструкций. Результаты исследования обнаружили у большинства детей невысокий уровень сформированности их языкового и когнитивного развития, это указывает на наличие у них существенных проблем, что говорит о необходимости организации коррекционной работы.
По результатам исследования зрительно-пространственного восприятия было выявлено, что достаточный уровень сформированности имеют четыре ребёнка. У остальных восьми детей низкий уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия. Эти дети испытывали трудности в заданиях на опознание букв среди сходных по начертанию, на опознание последовательности букв, опираясь на образец и опознание пространственной ориентации букв и слогов в словах.
Анализируя результаты исследования, мы сделали вывод, что трудности, которые встречаются у старших дошкольников с ОНР при формировании готовности к обучению чтению связаны:
- с недостаточным овладением звуковым составом слова,
- смешением акустически сходных звуков,
- неполноценностью звукового анализа и синтеза, вследствие чего, невозможность воссоздать верную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков и искажению понимания прочитанного,
- с недостаточностью развития зрительно-пространственного восприятия,
- с недостаточностью понимания логико-грамматических конструкций.
По результатам констатирующего эксперимента была выделена подгруппа обучающихся по своим речевым и познавательным возможностям имеющих ниже среднего уровень сформированности готовности к обучению чтению.
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой по следующим направлениям:
- формирование фонетико-фонематических процессов;
- коррекция фонетической стороны речи;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- развитие понимания логико-грамматических конструкций;
- развитие зрительно-пространственного восприятия.
В ходе формирующего эксперимента был разработан и апробирован перспективный план логопедической работы, направленной на формирование готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Формирующий этап эксперимента плавно вошёл в коррекционно-образовательную работу со старшими дошкольниками с ОНР, был построен на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (ТНР) и рабочей программы группы, т.к. цели, задачи и направления в работе соответствовали АОП ДО и Рабочей программе.
Объём коррекционной работы, проводимой в ходе формирующего эксперимента, позволил не только оптимизировать имеющиеся недостатки развития дошкольников, но и подтвердить необходимость комплексного систематического воздействия. Поэтому по каждому направлению коррекции развития той или иной стороны речи проводились занятия, адаптированные с учётом индивидуальных особенностей детей.
По итогам проведения диагностики на контрольном этапе исследования была выявлена следующая динамика. По разделу «фонетическая сторона речи» процент детей с высоким уровнем повысился на 75%; по разделу «фонематическое восприятие» уровень сформированности фонематического восприятия повысился у 63% детей; по разделам «словарный запас» и «грамматический строй речи» уровень у этих категорий повысился у всех детей; по разделу «логико-грамматические конструкции» уровень сформированности повысился у 75% детей, 25% детей остались на прежнем уровне - ниже среднего, но, тем не менее, у этих детей наблюдается небольшая положительная динамика; по разделу «зрительно¬пространственное восприятие» уровень сформированности повысился у 75% детей, 25% детей остались на прежнем уровне. Выявленная динамика данных позволила доказать выдвинутую гипотезу исследования.
Итак, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что обучение чтению будет эффективным, если будет проведена специальная логопедическая работа по формированию готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к данному обучению.
Эффективность логопедической работы по формированию готовности к обучению чтению у старших дошкольников с ОНР заметно повышается и определяется включением в неё комплекса заданий, направленных на развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, развитие зрительно-пространственного восприятия и понимания логико-грамматических конструкций.
Это свидетельствует о том, что логопедическую работу по формированию готовности к обучению чтению у старших дошкольников с ОНР необходимо осуществлять в дошкольный период, так как именно наличие своевременного коррекционного воздействия способствует успешной социализации, позволяющей устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Таким образом, цель и задачи нашей исследовательской работы выполнены, гипотеза подтверждена.
В заключении отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме формирования готовности старших дошкольников с ОНР к обучению чтению через логопедическую работу, а также в проведении самостоятельного опытно-экспериментального исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
- педагогами и психологами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с целью оптимизации их деятельности по формированию готовности к обучению чтению;
- студентами, обучающими по психолого-педагогическому и коррекционному направлению, с целью подготовки к тематическим практическим и семинарским работам;
- родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в целях психолого-педагогического просвещения.
Разработанный в рамках выпускной квалификационной работы перспективный план логопедической работы, направленный на формирование готовности старших дошкольников с ОНР к обучению чтению можно рекомендовать к внедрению в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций общего, комбинированного, компенсирующего видов и образовательных центров.
Результаты исследования апробированы и размещены в научно-образовательном журнале «Вестник дошкольного образования», в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика» (см. Приложение).



1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб, 2006. 126 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 1998. 140 с.
3. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. № 70. С. 104-148.
4. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия. М., 2009. 287 с.
5. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов. М., 1979. 201 с.
6. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 144 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. 480 с.
8. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М., 2005. 351 с.
9. Жукова Н. С. Логопедия : учебное пособие для студентов пед. вузов. Екатеринбург, 1998. 316 с.
10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2008. 279 с.
11. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 207 с.
12. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971. 305 с.
13. Корнев А. Н. Психология усвоения чтения // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / гл. ред. О. Б. Иншакова. Воронеж, 2001. С. 79-87.
14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1967. 580 с.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 235 с.
16. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб, 2005. 192 с.
17. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 309 с.
18. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992. 95 с.
19. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. M., 2002. 312 с.
20. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2000. 128 с.
21. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольников. М., 2003. 250 с.
22. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000. 196 с.
23. Фомичева М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М., 1988. 175 с.
24. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
25. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М., 1976. 64 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ