Совершенствование самовосприятия детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме
работы специального психолога
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Самовосприятие как психологический феномен в
структуре личности 9
1.2. Особенности самовосприятия детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Подходы к диагностике и коррекции самовосприятия
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1. Характеристика психодиагностического инструментария
и процедур изучения самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
2.2. Описание процесса экспериментального изучения
самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 22
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения
самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ САМОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО54 ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ 37
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Программа совершенствования самовосприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития... 37
3.2. Характеристика проведения формирующего этапа
эксперимента с составлением программы и её апробации 42
3.3. Рекомендации родителям по реализации программы,
направленной на оптимизацию самовосприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 112
Актуальность темы данного исследования обусловлена возрастной спецификой формирования Я-концепции и самооценки. Дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития, сталкиваются с некоторыми сложностями формирования вышеуказанный аспектов, влияние на которые оказывают новые условия, отличные от семейных. Ребенок, включаясь в образовательный процесс, оказывается в абсолютно новых для него условиях развития, успешность которого существенным образом сказывается на его личностной составляющей. В данном случае стоит выделить, что самовосприятие является чувствительной категорией в данный возрастной период. В связи с этим необходимо уделять значительное внимание педагогической корректирующей работе, что позволит успешно формировать Я-концепции, которые являются наиболее подвержены воздействию в младшем дошкольном возрасте, поэтому их специфика (особенности) могут быть в дальнейшем использованы как диагностические показатели.
На сегодняшний день система специального образования подвержена изменениям гуманизационной направленности, а также предусматривает осуществление индивидуальной педагогической работы в отношении детей, имеющих задержку психического развития. В связи с этим актуальным становится вопрос, касающийся необходимости деления достижений ребенка в образовательной и повседневной жизни. В настоящее время значительное внимание уделяется личностному, эмоциональному развитию, самопознанию, подготовке ребенка к современным реалиям действительности.
Поведение, поступки человека в полной мере зависят от восприятия: себя в целом, собственного тела, способностей и так далее. Опираясь на представление о себе и имеющийся опыт, индивид транслирует определенное поведение. Итогом такого самовосприятия является «Я-концепция», характеризующееся, как многоуровневое образование, содержащее в себе представление индивида о собственных способностях, возможностях и себе в целом. Важно понимать, что успешность формирования вышеуказанной концепции является основой формирования и развития здоровой личности.
Многие ученые-исследователи рассматриваемой сферы говорят о том, что «Я-концепция» - это компонент формирования здоровой личности, отражающая поведение индивида, его реакцию на субъективно- воспринимаемые им внешние факторы воздействия (Божович Л. И., Асмолов А. Г., Выготский Л. С., Кон И. С., Берне Р., Чеснокова И. И. и многие другие) [33].
Другая же группа ученых-исследователей говорит о том, что «Я- концепция» является основой формирования самовосприятия., самооценки, самоотношения (Кон И. С., Пантилеева С. Р., Бодалева А. А. и многие другие) [30]. Вопрос, касающийся формирования собственного «Я» у детей, имеющих некоторое отклонения в развитии и здоровье, является еще более актуальным, нежели осуществление данного процесса у нормальных (здоровых детей). Для того, чтобы формировать коррекционные мероприятия (занятия) необходимо уделять значительное внимание развитию «Я- концепции», поскольку дети, имеющие некоторые отклонения в развитии сталкиваются с проблемой общения со сверстниками, что в некоторой степени дезинтегрирует и дезорганизует их в рамках социума [10].
По мнению учёных-исследователей и практиков рассматриваемой сферы, процесс осознания «собственного Я», как в физическом, психическом, духовном, умственном плане, у детей с ЗПР имеет некую специфику (особенности), не поняв которые невозможно в полной мере узнать внутренний мир ребенка (Агавелян О. К., Кистенев Е. П., Чубарова Е. А., Намазбаева Ж. И. и многие другие). Именно подобные знания о ребенке позволят оптимальны образом создать психа-коррекционную программу, где внимание в значительной степени уделено формированию коммуникативной составляющей, приобретению навыков самообслуживания, социального поведения, самоуважения и так далее. При этом нельзя забывать про личностные характеристики ребенка, имеющего задержку психического развития, его самосознание и самовосприятие, то есть основу представление о себе, как о личности [28].
Важно понимать, что «Я-концепция» формируется в рамках субъективного взаимодействия человека в социуме, что позволяет реализовать самосогласованность и самоорганизацию личности. В данном случае самосогласованность - это отражение того, как о себе думает индивид.
На начальном этапе зависимость вышеуказанной концепции от социума очевидна, однако в дальнейшем она приобретает самостоятельные черты, определенные ролью конкретного человека. Таким образом, стоит говорить о том, что первоначальное взаимодействие индивиду с окружающим миром является основой формирования «Я-концепции», а уже в дальнейшем она выступает в качестве самостоятельного принципа, оказывающим существенное влияние на поведенческий аспект личности. Однако, важно учитывать, что если исследуемая концепция выступает, в качестве самостоятельного принципа, то она практически не поддается изменению. В связи с этим необходимо уже с раннего детства формировать у ребенка правильное представление о самом себе.
Что касается детей с задержкой психического развития, что вышеуказанное представление у них может быть несколько искажено в связи с влиянием внешний и внутренних факторов. Именно данная патология развития является серьезный барьером в правильному самовосприятию, формирования соответствующей картины «Я» в целом. В связи с этим взрослым необходимо грамотно выстраивать деятельность по отношению к детям рассматриваемой категории, что позволит наладить их процесс самовосприятия.
Объект исследования - самовосприятие детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс совершенствования самовосприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога
Цель исследования - составление и апробация программы совершенствования самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самовосприятия в младшем школьном возрасте при задержке психического развития.
2. Подобрать методики психологической диагностики уровня сформированности самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3. Изучить в экспериментальных условиях специфику самовосприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить и частично апробировать программу совершенствования самовосприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования: невключённое наблюдение, беседа «Расскажи о себе», методика «Нарисуй себя», методика «Зеркало».
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 157».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Объем работы 113 страниц машинописного текста, в списке источников и литературы 52 наименования. Работа содержит 22 таблицы и 22 рисунка.
На основании анализа литературных источников можно констатировать, что в младшем школьном возрасте стремление и способность к самоанализу и самопознанию различных сторон своей личности и своих возможностей могут проявляться и формироваться достаточно постоянным образом в ходе специальной работы.
Разбирая темы личностного становления детей с ЗПР, исследователи Т. А. Власова, Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Н. Г. Морозова, М. С. Певзнер, Е. А. Стребелева главное значение придают развитию положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками, доброжелательности, заботливому отношению к ним, то есть комплексу социально-нравственных качеств, обеспечивающих полноценное формирование личности [30].
У детей младшего школьного возраста с ЗПР самовосприятие обладает определенным своеобразием, что обусловлено спецификой психического дефекта, а также негативным влиянием микросоциальных факторов. В большинстве случаев это нецелесообразно, у таких детей нет правильных представлений о своих личностных и физических особенностях, способностях и возможностей.
Объектом исследования являлось самовосприятие детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования являлся процесс совершенствования самовосприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога.
В начале проведения исследования была определена цель: составить и апробировать программы совершенствования самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога
Цель представленной программ: оптимизация совершенствование самовосприятия детей, имеющих задержку психического развития с учетом индивидуального подхода педагога-психолога.
Основные задачи, которые были использованы для достижения вышеуказанной цели:
1. Проведение оценочно-аналитической работы в отношении отечественной и зарубежной литературы, касающейся особенностей формирования самовосприятия у детей.
2. Осуществление подбора методологической основы, направленной на оптимизацию процесса самовосприятия детей, имеющих задержку психического развития.
3. Проведение практико-исследовательской, экспериментальной работы процесса самовосприятия у детей, имеющих задержку психического развития.
4. Осуществление апробации программы, направленной на оптимизацию (совершенствование) процесса самовосприятия у детей, имеющих задержку психического развития при участии учеников МОУ «Общеобразовательная школа № 157» г. Екатеринбурга.
5. Оформлена выпускная квалификационная работа в соответствии с требованиями.
Экспериментальное изучение особенностей самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития было реализовано на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 157» г. Екатеринбурга. Выборку испытуемых составили десять детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет.
Основные методы и методики, используемые на констатирующем этапе, проведенного эксперимента:
1. Использование метода «невключенного наблюдения», предусматривающего использовании заранее подготовленного материала.
2. Проведение беседы на тему «О себе», предусматривающей оценку духовно-нравственной составляющей участника эксперимента.
3. Проведение занятия на тему «Нарисуй себя», предусматривающего оценку ценностно-ориентационной составляющей детей младшего и среднего школьного возраста.
4. Использование методики на тему «Нарисуй себя» под авторством Прихожан М., предусматривающей оценку ценностно-ориентационной составляющей детей младшего в отношении самих себя.
Проведенная оценочно-аналитическая работа в отношении результативной части констатирующего этапа эксперимента, позволила сделать ряд следующих выводов:
1. Для детей с ЗПР характерна яркая выраженность качественной составляющей самовосприятия, характеризующейся: размытостью представлений и «собственном Я», слабостью рефлекторного компонента; отсутствием положительной оценки (представлений) о самом себе; дисгармонией отношений с самому себе.
2. Был оптимизирован уровень восприятия, он стал равняться нормальной отметке, характерной для детей рассматриваемой возрастной категории.
3. Тенденции резкого снижения или повышения уровня восприятия у испытуемых детей, участвующих в представленной программе, замечено не было.
4. Результативности программы не поддались 30% детей с ЗПР. Это те дети, показатели которых не изменились совсем или же несколько изменились, но их оказалось недостаточно для оптимизации самовосприятия. Причиной этому может являться не систематическое посещение ими коррекционных занятий или же недостаточное количество, проведенных с ними занятий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень самовосприятия у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития, существенным образом завышен, причиной этому служат многие факторы патогенного значения, например, внутренние: поражение центральной нервной системы; недоразвитость эмоционального сегмента личности; повышенный уровень тревожности и так далее. Что касается внутренних факторов, то ими служат: несовершенство воспитания, эмоционально-социальная депривация и так далее. Вышеуказанный вывод основан на результативной составляющей констатирующего этапа.
Необходимо понимать, что коррекционная работа, проводимая в отношении детей, имеющих задержку психического развития, обучающихся в младших школьных классах, вполне уместна. Эффективность ее осуществления можно заметить, опираясь на результативную часть фиксирующего этапа.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект, 2001. - 704 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 2000. - 87 с.
3. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. - М. : Владос, 2001. - 157 с.
4. Арчерс, Д. Ж. Половые роли в детстве: структура и развитие: Сборник работ современных Западных ученых ; пер. с англ. / Д. Ж. Арчерс ; под ред. Е. Р. Слободской. - Новосибирск : Сибирский хронограф, 1994. - 211 с.
5. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. - М. : Когито- центр, 2009. - 48 с.
6. Белопольская, Н. Л. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. Л. Белопольская. - М. : Издательство, 1992. - 96 с.
7. Бенилова, С. Ю. Коррекция эмоционально поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. - М. : Просвещение, 2007. - 168 с.
8. Бернс, Р. Развитие я-концепции и воспитание / Р. Бернс ; пер. с англ. - М. : Просвещение, 1986. - 126 с.
9. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. - М. : Владос, 2004. - 169 с.
10. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. - М. : Владос, 1996. - 230 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детские годы / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 343 с.
12. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. М., 1978. - 154 с.
13. Бондаренко, А. К. Учимся, играя / А. К. Бондаренко. - М. : Проспект, 2003. - 23 с.
14. Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова. - М. : Издательство, 2005. - 250 с.
15. Варич, Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Варич. - М. : Владос, 2001 - 59 с.
16. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей: Методологические принципы и технологии диагностической и Коррекционной работы / М. О. Винник. - М. : Издательство, 2007. - 169 с.
17. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник ; под ред. А. А. Кроник. - М. : Смысл, 2008. - 156 с.
18. Деревянкина, Н. А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР / Н. А. Деревянкина. - СПб. : Просвещение, 2004. - 200 с.
...